Выявление утомляемости у ученика




Отличие усталости от утомления


Основным отличием усталости от переутомления является возвратность сдвигов при усталости и неполная обратимость их при переутомлении Усталость отрицательно влияет на здоровье и часто оказывает положительное влияние на организм человека, в то время как переутомление имеет отрицательное влияние.

Проявлениями переутомления являются: головная боль, повышенная утомляемость, раздражительность, нервозность, нарушения сна, а также такие заболевания, как вегетососудистая дистония, артериальная гипертония, язвенная болезнь, ишемическая болезнь сердца и другие профессиональные заболевания.

Переутомление может быть как результат единовременной напряженной деятельности и хронической - как результат длительной повторной деятельности. Общее переутомление учеников возникает при длительной интенсивной и физической работе, при работе, которая требует концентрации внимания и мастерства, на монотонных работах; под влиянием неблагоприятных факторов среды, при условии недостаточного,не правильного питания.

1.1 Особенности утомления при физической и умственной работе

Заметим, что признаки и проявления усталости при физической и умственной и нервно-напряженном труде имеют определенные особенности. Особенностью физического труда является то, что она вызывает напряжение организма во время ее выполнения. При сильном напряжении продолжение работы становится невозможным, и выполнение ее автоматически прекращается, а организм сразу переходит в фазу восстановления работоспособности. Нормальная физическая усталость вызывает глубокий, длительный и освежающий сон. Поэтому ее можно рассматривать, как сформированное в ходе эволюции биологического приспособления я организма к нагрузкам. Однако в зависимости от тяжести работы требуется разное время на отдых.

Умеренный, умственный и нервно-напряженный труд может выполняться достаточно долго, так как особых сдвигов в затрате энергии и работе внутренних органов не наблюдается. Она может проявляться на фоне развитой усталости. Умственный труд не имеет чётких границ между напряжением организма во время работы и переходом в фазу восстановления сил, поскольку сформированная доминанта в коре головного мозга не разрушается после окончания работы, а сохраняется некоторыми и час.

Усталость при умственной и нервно-напряженной труда проявляется в снижении концентрации внимания и уменьшении сознательного ее регулирования, в ухудшении оперативной памяти и логического мышления, замедлении реакций на раздражители. Многочисленные исследования свидетельствуют, что нервное напряжение влияет на сердечно-сосудистую систему, увеличивая артериальное давление и частоту пульса, а также на терморегуляцию организма и эмоциональные состояния работника. Это обусловлено тем, что доминанты, которые формируются при умственной работе, характеризуются большим нервным напряжением и сложным взаимодействием процесса возбуждения и торможения, в связи, с чем возникает опасность функционального истощения клеток коры головного мозга. Опасность в том, что проявляется торможение, которое стимулирует прекращения работы. Если ученик продолжает выполнять работу, то происходит столкновение охранительного торможения с произвольной повышенной нервной импульсацией, вследствие чего, возбуждение распространяется на различные мышечные группы и внутренние органы. Дальнейшее выполнение работы приводит к тому, что охранительное торможение переходит в равновесную и парадоксальную гипнотические фазы.
С. О. Косилов отмечает, объективные признаки постепенного нарастания утомления при напряженной и длительной умственной работе. Это - нарушения функции торможения, в первую очередь дифференцирующего, нарушения возбуждающего процесса, выражается в уменьшении силы и скорости реакции на сигнал, на который нужно реагировать сильно и быстро, появление парадоксальных фаз охранительного торможения Такое состояние предшествует появлению неврозов, на основе которых могут развиваться заболевания сердечно-сосудистой системы и внутренних органов.

 

Выявление утомляемости у ученика

Опасность переутомления в том, что при нем изменения, происходящие в организме, не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности. А когда переутомление хроническое, длительно действующее — это, как правило, сказывается на росте и развитии ребенка, общем состоянии его здоровья.Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. В конечном счете, все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.

Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов: трудности учебного материала, эмоционального состояния учащихся, насыщенности видов учебной деятельности

Начальные признаки утомления:
1. снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;
2. ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
3. ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка — он становится явно хуже;
4. ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.


1.3 Исследование степени утомляемости учащихся

Исследование степени утомляемости учащихся с помощью Темпинг теста.

Для того чтобы выявить утомляемость у учащихся математического и гуманитарного профилей проводится Темпинг тест.

Результаты теста, проведенного в 10 гуманитарном классе.

Анализируя график первого урока гуманитарного класса, можно отметить следующее: в начале урока учащиеся имеют высокую активность, но к концу резко снижается, что говорит о наступлении утомления учащихся. Пик утомляемости приходится на середину урока. На шестом уроке - пик утомляемости приходится на конец урока (30-40 мин).

Анализируя результаты, можно отметить, что на первом уроке утомление учащихся прослеживается через промежутки времени (это видно по пересечениям), пик активности наблюдается в середине урока, а пик утомляемости ближе к концу. На шестом уроке, учащиеся в начале испытывают утомление, но к середине урока восстанавливают свои силы (пик активности), к концу шестого урока они снова испытывают утомление, но не такое сильное как в начале.

Можно отметить следующее: в начале урока учащиеся испытывают утомление, но к середине и до конца урока они восстанавливают свои силы, пик утомляемости приходится на середину урока. Результаты графика 6 следующие: в основном учащиеся работают равномерно, без резких перепадов, не испытывая в сильной степени утомления.

Можно выделить следующее: учащиеся в начале первого урока испытывают незначительное утомление, но здесь же восстанавливают свои силы и до конца урока сохраняют высокую активность. Аналогично на шестом уроке.

 

1.4 Динамика работоспособности

1. Недельная динамика работоспособности: понедельник – врабатывание, вторник, среда – наиболее высокая и устойчивая работоспособность; с четверга – спад работоспособности;

2. Дневная динамика работоспособности: высокая физиологическая активность систем организма отмечается в утренние часы (с восьми до одиннадцати); снижение активности в предобеденное, обеденное время; восстановление работоспособностив период от шестнадцати до восемнадцати часов (при правильном отдыхе) и вновь ее значительное падение;

3. Фазы работоспособности детей на уроке: врабатывание, оптимальная работоспособность, снижения работоспособности.

При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности учащихся:
- 3—5 минут — врабатывание;
- 5—10 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности;
- 2—3 минуты — период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);
- 5—10 минут — период средней работоспособности;
- оставшаяся часть времени урока — период непродуктивной работы.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—40-я минута — 10%

Необходимо стараться уделять большое внимание на гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса. Отмечено, что утомляемость учащихся и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Урок должен носить деятельностный характер.

Ещё И.П. Павлов указывал, что источником продуктивной работы головного мозга являются положительные эмоции, которые готовят нервную систему к деятельности, настраивают анализаторы на лучшее восприятие материала. Известно, что при интенсивной и очень интересной работе усталость может наступить значительно позже, чем при неинтересной и малоинтенсивной.

Пример:

-Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.
Так же нужно стараться поддерживать интерес детей на протяжении всего урока. В этом помогают различные игровые ситуации (получение письма, путешествие в сказку и т.д.); игровые персонажи (Мудрая сова, которая «приносит» трудные задания, игрушки и др.); художественное слово (чистоговорки, загадки), элементы театрализации (игры – диалоги, рассказывание сказок по ролям, инсценирование).

Повышение в рамках одного урока эмоциональной направленности, интенсификации учебного процесса и насыщенности учебной деятельности приводит не к эффективности обучения, а только к перегрузке учащихся. Это необходимо помнить, планируя полные напряженности, эмоций и переключения на разные виды деятельности уроки, обязательно учитывать то, что умеренные эмоции являются фактором организующим, а сильные дезорганизующим.

Недопустимо монотонное репродуктивное выполнение школьниками заданий, так как однообразность урока также способствует утомлению школьников. Учащиеся испытывают усталость как при длительном выполнении одного вида деятельности, так и при перенасыщении часто меняющихся занятий (от этого дети устают еще больше). Нормой считается 4-7 видов учебной деятельности за урок, используемых учителем. На разных этапах урока можно использован один и тот же вид деятельности с небольшими промежутками отдыха в работе (или временным переключением на другой вид деятельности).

Важно число используемых учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма – не менее трех за урок.

Объяснение нового материала для учащихся шестилетнего возраста в I полугодии занимает 1—2 минуты, во I I полугодии — 5—8 минут и затем неоднократно повторяется в течение всего урока.

1.5 Психофизический комфорт ребенка на уроке

Психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления.

Снятие эмоционального напряжения.
Для снятия эмоциального напряжения использую игровые технологии, оригинальные задания, задачи и др.

Для диагностики эмоционального состояния на всех этапах учебного занятия использую метод "цветописи Лутошкина", основанным на зависимости между эмоциональным состоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цветового спектра. Можно предложить обучающимся предлагается оценить цветом свое настроение. (« Цветок настроений » детям предлагаю выбрать листок с «цветка настроения» цвета своего настроения, либо на листочке отметить цветным кружком свое настроение).

Красный, оранжевый, желтый цвета отражают приятное состояние восторга, радости, тепла. Зеленый - спокойствие, уравновешенность, синий - неудовлетворенность, грусть, фиолетовый - напряженность, тревожность, черный - упадок, уныние, белый - равнодушие (трудно сказать).Также наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. отдаляют момент наступления утомления.

Особое внимание обращаю на позу ребенка на уроке. Так как степень естественности позы школьников на уроке служить хорошим показателем психологического воздействия учителя, степень его авторитаризма. Механизм здоровья разрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

 

1.6 Включение в урок физминуток

Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;

в) эмоциональную «встряску» учащихся, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально – положительное состояние.

В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, снятию утомления глаз и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому в содержание физкультминуток нужно вводить упражнение для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

Виды физкультминуток:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук;
  • Гимнастика для глаз;
  • Гимнастика для слуха;
  • Упражнения, корректирующие осанку;
  • Дыхательная гимнастика.

Естественно, основная цель таких пауз – повышение работоспособности, а отсюда и эффективности обучения. Но в зависимости от ситуации могут быть разные «отдыхи». Иногда детей нужно «встряхнуть», зарядить бодростью; или, наоборот, успокоить когда надо размять затекшее от долгого сидения тело; а когда снять утомление с мышц; есть психогимнастика, снижающая умственное утомление.

Советы по преодолению трудностей, мешающих провести физкультурные паузы

1. Приучите себя к мысли, что, потратив на уроке 2–5 минут, вы сторицей восполните это время за счет эффективности процесса усвоения на уроке.
Если ребенку не дать отдохнуть, утомленный мозг все равно не воспримет то количество информации, которое в него попытаешься вместить.

2. Постепенно школьники привыкнут и будут выполнять как должное, особенно если вы подберете комплекс, соответствующий их возрасту и нагрузкам.
3. Применяйте комплекс, не включающий махи, прыжки, т.е. такие упражнения, для которых нужно много пространства (это могут быть, например, изометрические упражнения).
4. Не включайте упражнения, требующие слишком активных движений, смешных поз, двусмысленных выражений (хотя и не мешало бы иногда хорошо расслабиться).
5. Возможно, слишком вялые движения или очень короткая пауза просто не позволили снять усталость. Подберите более интенсивный комплекс. А может быть, лучше провести упражнения на релаксацию?
Относитесь бережно к здоровью своих учеников и к своему собственному, и оно не останется в долгу, даст возможность плодотворно трудиться и всегда быть в хорошем настроении!

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать:

- гимнастику для глаз.

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока использую:

- гимнастику для слуха.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:

- дыхательную гимнастику.

Я стараюсь придерживаться этих рекомендаций.

Иногда я предлагаю провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют поручение с большим удовольствием.

Длительная неподвижность вызывает функциональные расстройства, ухудшение памяти, падение мышечной силы, уменьшение содержания кальция в костной ткани, при этом также резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, увеличивается время решения задач, раздражительность и вспыльчивость. Разрядка же снимает чрезмерное умственное напряжение, вызывает временное расслабление, способствует приливу сил и энергии, создает положительный настрой.

Упражнения для профилактики утомления
I. В начале урока
1.Растирание ушных раковин и пальцев рук – активизирует все системы организма.
2.Перекрестные движения – активизирует оба полушария головного мозга. С правой рукой движется левая нога, и наоборот.
3.Качания головой – улучшает мыслительную деятельность. Уронить голову вперед, медленно качать из стороны в сторону.
4.Ленивой восьмерки – активизирует структуры, обеспечивающие запоминание. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.
5.Симметричные рисунки – улучшает зрительно-моторную координацию. Нарисовать в воздухе обеими руками симметричные рисунки.
II. Во время урока
1.Лобно-затылочная коррекция – улучшает мозговое кровообращение. Сидя с закрытыми глазами, правая рука кладется на лоб, левая – на затылок. 1 минута.
2.Медвежьи покачивания – расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз. Качаться из стороны в стороны, подключить руки.
3.Поза дерева – снимает статическое напряжение позвоночника. Руки плавно поднять вверх, потянуться всем телом. Удерживать позу 15-20 сек. Можно выполнять стоя и сидя.
4.Поза скручивания – улучшает кровоснабжение в позвоночнике, снимает спазм сосудов, питающих позвоночник. Сесть на стул боком, повернуться, чтобы грудь оказалась против спинки стула.
5.Гимнастика для глаз – снимает напряжение с глаз. Тренаж со зрительными метками.
III. В конце урока
1.Медуза – сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
Релаксация

Цель – снятие мышечного напряжения.

Звучит спокойная музыка.

Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь далеко-далеко от шума улицы и стрессов городской жизни. Может быть, на лесной поляне или на берегу моря… Послушайте звуки природы: пение птиц, журчание ручья, шум листьев. Посмотрите, что находится вокруг вас: зеленая трава, желтый песок, синее небо с белыми облаками. Вы чувствуете, как теплые лучи солнца нежно согревают вам плечи, легкий ветерок ласково обдувает лоб. Ваше тело расслаблено, мышцы мягкие, теплые. Напряжение дня постепенно уходит, вам легко, спокойно, комфортно. Вы отдыхаете, пока звучит музыка. На счет «3» вы вернетесь в нашу комнату и откроете глаза. Раз, два, три! Откройте глаза! Приступаем к сеансу дыхательной гимнастики.

Валеологи считают, что крайне важно учителю владеть методиками исследования развития утомления учащихся. Можно использовать методику оценки функционального состояния центральной нервной системы учащихся по коэффициенту моторной частоты руки «Тепинг-тест». Данная методика включает в себя валеологическое обоснование необходимости проведения тепинг-теста на общеобразовательных уроках в школе. Методика исследования утомления полезна для всех учителей, заинтересованных в организации своего урока на здоровьесберегающих технологиях и организаторов оздоровительной работы в школе.
Гимнастика для глаз.
1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд (в течение 2 мин.).

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (в течение 1 мин.).

3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону (2 мин.).

4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

5. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

6. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальца (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем, наоборот) в течение 1 мин.

7. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

8. Упражнения делаются стоя. Взглянуть на потолок, не двигая головой или телом, затем переведите глаза к полу. Не торопитесь, но и не делайте упражнение слишком медленно.

9. Стоя водите глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем влево, не двигая головой или телом.

10. Стоя взглянуть в правый верхний угол комнаты, затем в нижний левый 10-12 раз. Затем 10 раз движение глазами из верхнего левого в нижний правый угол комнаты.

1.7 Рекомендации по проведению физминуток

Возможные ошибки при использовании физкультминуток:

  • Подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;
  • Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);
  • Выполнение движений с недостаточной амплитудой.

Рекомендации для учителя:

Учитель должен:

  • Проводить физкультминутки, находясь в хорошем настроении;
  • Обладать педагогическим тактом;
  • Владеть высокой двигательной культурой и образно показывать упражнения;
  • Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом;
  • Знать основы терминологии физических упражнений.

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуются:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать:

  • Гимнастику для глаз.

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют:

  • Гимнастику для слуха.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:

  • Дыхательную гимнастику.

 

1.8 Ученые об утомляемости школьников

Попытка комплексной оценки утомительности уроков была предпринята в исследованиях М. И. Степановой, В. А. Доскина и Т. Н. Сорокиной.

Изучение роли объёма задания или сложности изучаемого материала в отдельности не выявило закономерной связи между ними и утомлением школьника. Такая связь была обнаружена лишь при комплексной оценке трудности урока — и по объёму, и по сложности.

В зависимости от значения трудности все уроки были разделены на три группы: малой, средней и высокой трудности. При оценке утомления учащихся по динамике работоспособности и функциональному состоянию ЦНС была выявлена тесная связь между утомлением и трудностью уроков. Оказалось, что наименее утомительны уроки средней трудности.

Уроки высокой трудности вызывали чрезмерное умственное напряжение и приводили к выраженному утомлению и снижению работоспособности учеников. Это особенно заметно у школьников с проявлением невротизма, что заставляет обратить на них особое внимание как врачей, так и педагогов. Уроки малой трудности обусловили снижение работоспособности учащихся, поскольку они были ниже их учебных возможностей и не вызывали у них интереса. Сравнение уроков равной трудности, но с разным характером учебной деятельности (репродуктивная и репродуктивно-продуктивная) показало, что на уроках второго типа, где деятельность ученика более разнообразна, работоспособность выше, а утомительность урока ниже. На уроках, построенных однообразно, монотонно, с пассивным участием школьников (например, просмотр видеофильмов), отмечается значительное падение интереса у них, внимания, учебной активности и работоспособности. При опросе ученики расценивали эти передачи как «очень скучные», «неинтересные».

В исследованиях Г. Н. Сердюковской, Е. К. Глушковой, В. А. Доскина, Т. Н. Сорокиной (1985) оценка утомительности школьных уроков давалась по шкале экспертных оценок. В её основу были положены три основные фактора: трудность урока, насыщенность его учебными элементами и эмоциональное состояние учащихся.

1. Трудность (Т) — оценивалась в зависимости от характера мыслительной деятельности школьников.

2. Насыщенность учебными элементами (Н) — устанавливалась по числу видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты школьники.

3. Характеристика эмоционального состояния учащихся (Э) — складывалась из оценки положительных реакций детей на учебную нагрузку, особенности изложения материала учителем, формы и характера учебного задания и др.

Удалось определить наиболее рациональное сочетание различных уровней эмоционального состояния школьников, трудности и насыщенности учебными элементами уроков для сохранения высокой работоспособности.

Большое значение имеет насыщенность урока учебными элементами, т. е. фактическая занятость школьника учебной деятельностью, смена её на уроке (чтение, письмо, ответ и др.). Уроки, как с высокой, так и с низкой насыщенностью учебными элементами оказывали неблагоприятное влияние на функциональное состояние ЦНС и работоспособность школьников.

Выявлено также, что занятия с низко выраженной эмоциональностью приводят к ухудшению функционального состояния ЦНС учащихся, снижению их работоспособности и учебной активности. Высокая степень эмоциональности в сочетании с высокой трудностью и разнообразием видов деятельности в свою очередь приводит к неблагоприятным изменениям в функциональном состоянии ЦНС и работоспособности школьников. Напряжённая психоэмоциональная деятельность вначале повышает работоспособность учеников, но отмечаемое при этом значительное напряжение регуляторных систем организма приводит к быстрому их истощению и последующему падению работоспособности.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были рассмотрены современные подходы и методы преподавания, снижающие утомляемость ученика, различные методики и диагностики утомляемости, а как же её признаки.
Для организации и развития внимания на уроках необходимо проводить физминутки в виде игр, что позволит повысить успеваемость и снизить утомляемость и отвлекаемость учащихся в течение урока.

Внимание играет особую роль в психологии - это сквозной психический процесс, пронизывающий и объединяющий целостную психику человека.

Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни учёные утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Профилактика утомляемости повысит продуктивность труда и внимательность. Уменьшит число ошибок у учеников, увеличит количество запоминающейся информации на уроке.

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

1 Отличие усталости от утомления

1.1 Особенности утомления при физической и умственной работе
1.2 Выявление утомляемости у ученика
1.3 Исследование степени утомляемости учащихся

1.4 Динамика работоспособности
1.5 Психофизический комфорт ребенка на уроке
1.6 Включение в урок физминуток
1.7 Рекомендации по проведению физминуток
1.8 Ученые об утомляемости школьников

 


 

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогические технологии. - М.: Педагогика, 1989.
2. Гальперин, П.Я. Введение в психологию - М., 2000.
3. Психология внимания: Учебник для вузов/ ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова – М., 2001.
4. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.- СПб.: Питер, 2004.
5. https://chech-gymnazium.schools.by/news/48202
https://infourok.ru/statya-kak-snyat-utomlyaemost-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazika-1303685.html
6. https://referatsmotri.ru/konspektyi/utomlyaemost-mladshih-shkolnikov-i-mery-po-ee-ustraneniyu/
7. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/09/25/utomlyaemost-mladshikh-shkolnikov-i-mery-po-ee-ustraneniyu
8. Рыбников О.Н. --Психофизиология профессиональной деятельности: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2010.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: