Техническое задание к уроку
п/н | Критерий | Содержание |
1. | Тема урока | «Россия XXI века» (Изменение вектора развития страны после 2000 года, восстановление суверенитета, развитие производства, реформа армии и другие изменения) |
2. | Исторические личности | Б. Н. Ельцин, Е. М. Примаков, В. В. Путин, Д. А. Медведев, А. А. и Р. А. Кадыровы. |
3. | Термины, понятия | Дефолт, сепаратизм, русофобия, принуждение к миру, суверенитет, русский мир, «русская весна», «цветная революция», национальная платежная система,санкции, контрсанкции, СВО. |
4. | Даты | 1998 – дефолт 1999– бомбардировкиЮгославии 1999 – начало контртеррористической операции в Чечне 2000, март – избрание В. Путина президентом РФ 2007 – старт программы «Материнский капитал» 2007, 10 февраля – речь В. В. Путина на Мюнхенской конференции по безопасности 2008, август – операция по принуждению Грузии к миру 2012 – принятие закона об иноагентах 2012 – начало поставок газа по газопроводу «Северный поток» 2014, март – Крымская весна, референдум о возвращении Крыма и г. Севастополя в состав России 2014, 2 мая – трагедия в Доме профсоюзов в Одессе 2015,28 сентября –речь В. В. Путина на70-й сессии Генассамблеи ООН 2015 – начало спецоперации в Сирии 2016–2019 – строительство Крымского моста 2019– начало поставок газа по газопроводу «Сила Сибири» 2020, 1 июля – общероссийское голосование по поправкам в Конституцию 2022, 21 февраля – признание ДНР и ЛНР 2022, 24 февраля – начало СВО на Украине 2022, 23–27 сентября – референдумы о присоединении к России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей |
5. | Исторические источники | Мемуары Е. М. Примакова, «От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным»/ Н. Геворкян и др., М. 2004; Мюнхенская речь В. В. Путина; речь В. В. Путина на 70-й сессии Генассамблеи ООН,Конституция РФ с поправками от 1 июля 2020 года. |
6. | Главные выводы | Период правления Владимира Путина стал временем возрождения нашей страны. Руководитель государства реализовал патриотические стремления народа по возрождению России как великой державы с развивающейся экономикой, надежной социальной сферой и независимой внешней политикой, достойной суверенного государства. Был побежден международный терроризм внутри страны, укреплена вертикаль власти, возраставшие доходы российского бюджета начали служить народу, укрепилась демография. Страна начала возвращаться к патриотической идеологии и традиционным национальным ценностям, закрепленным в 2020 году в Конституции. Несмотря на интенсивное противодействие Запада, стремившегося использовать против возрождавшейся России получившие независимость в 1991 году бывшие республики СССР и прежде всего Украину, Россия продолжала добиваться своих целей: в марте 2014 года в состав РФ вошел Крым, а в сентябре 2022 – Донецкая и Луганская Народные республики, Херсонская и Запорожская области. Движение России, когда она руководствуется своими патриотическими ценностями и целями, оказалось неостановимо. |
Технологическая карта урока
Тема урока | «Россия XXI века» (Изменение вектора развития страны после 2000 года, восстановление суверенитета, развитие производства, реформа армии и другие изменения) |
Целевая аудитория | 10–11 классы |
Тип урока | Урок-лекция, обобщения и углубления знаний. |
Цель | Конкретизировать и систематизировать представления учащихся о развитии России в указанный период. |
Личностно значимая проблема | Проблема соотношения целей развития человека и общества с методами и средствами их достижения. |
Методы и формы обучения | Методы: частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная. |
Обучающие компоненты | Презентация, включающая инфографику, карты, портреты; ролик о строительстве Крымского моста. |
Содержательные этапы урока | 1. Начало президентства В. В. Путина. Выход из кризиса 2. Национальные проекты – шаг в будущее 3. Противостояние «цветным революциям» 4. «Русская весна» 5. Выход из «глобальной тюрьмы» 6. Предпосылки СВО 7. Подведение итогов |
Сценарный ход урока
I.Начало президентства В. В. Путина. Выход из кризиса
Слайд: фото Е. Примакова
Учитель: Б о льшая часть населения России негативно относилась к президенту Б. Ельцину и не верила в будущее страны. В августе 1998 года был объявлен дефолт по государственным казначейским обязательствам (ГКО), на которых наживались международные финансовые спекулянты.
По требованию Государственной думы президент Ельцин назначил правительство во главе с известным политиком еще советской эпохи Евгением Примаковым, сторонником независимого от Запада внешнеполитического курса. Экономический блок правительства возглавил бывший руководитель советского Госплана Юрий Маслюков.
В короткие сроки правительство Примакова-Маслюкова оживило экономику, поставив во главу угла интересы народа, а не международных финансовых спекулянтов. В марте 1999 года США и их союзники атаковали Сербию, часть федеративной республики Югославия, поддержав албанских сепаратистов в Косово. В России это вызвало массовые протесты и волну антиамериканизма, которую поддержал и Примаков. Как вы думаете, почему Россия тогда не поддержала бомбежки Югославии?
Ученики: Русские и сербы – братские славянские народы, объединенные православной верой. Россия на протяжении столетий оказывала поддержку братской Сербии.
Учитель: Однако по требованию своего окружения Ельцин сместил популярного премьера.