Образец примерного содержания заключения




 

Итак, проведенное исследование дает основание для следующих выводов.

1. Анализ проблемы показывает, что современная психология располагает определенными сведениями касательно сущности и характеристик воображения и творческого воображения в целом; отмечается тесная взаимосвязь воображения со всеми психическими процессами. Существенное место уделено приемам создания образов воображения, представлена структура воображения, которая необходима для правильного понимания всех особенностей этого процесса. В современной детской психологии имеются сведения о специфике детского воображения, его генезисе на протяжении дошкольного детства, о различных подходах к параметрам оценки у детей творческого воображения, о взаимосвязи речи и воображения. Однако в отношении детей с нарушениями речи исследуемую нами проблему сложно признать достаточно разработанной. В связи с этим остроактуальными являются следующие вопросы: определение специфических особенностей, зависящих от причин и характера нарушений речи; разработка специальных мероприятий, направленных на предупреждение специфического развития творческого воображения у детей с речевой патологией в условиях семьи и дошкольного общеобразовательного учреждения.

2. Выдвинутая нами гипотеза о том, что творческое воображение детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи в сравнении со сверстниками с нормально развитой речью характеризуется более низким уровнем его развития, а также более узким диапазоном используемых приемов создания образов, подтвердилась. В ходе исследования у воспитанников с нарушениями речи были выделены следующие особенности проявления творческого воображения:

· более половины детей с нормально развитой речью показали средний уровень развития творческого воображения, причем одна треть детей продемонстрировала высокий уровень; большинство детей с нарушениями речи показали уровень ниже среднего и низкий (44,5%; 33,3%);

· длительность выполнения заданий у детей с нарушениями речи превышала норму в среднем в 1,3 раза, при этом ими затрачивалось значительное время на процесс придумывания и разворачивание сюжета; дошкольники с нормально развитой речью больше времени использовали для детальной характеристики персонажей;

· у детей с речевой патологией наблюдалась быстрая истощаемость в процессе создания образов и их перекомбинировании;

· испытуемые с нарушениями речи чаще опирались на образы восприятия и памяти, как в изобразительной деятельности, так и в процессе словесного творчества, при этом используемые приемы создания образов не отличались большим разнообразием;

 

продолжение Приложения д

 

· был отмечен низкий уровень развития словесного творчества по всем качественным показателям по сравнению с нормально развивающимися сверстниками;

· при выполнении заданий дети с нарушениями речи в 5,5 раз чаще отвлекались от процесса работы, чем дети в норме (10%).

3. Выдвинутая нами гипотеза о том, что изобразительная деятельность совместно с режиссерскими играми способствуют повышению уровня развития творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи, подтвердилась. После проведенной системы коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения у детей 5–6 лет с нарушениями речи произошли позитивные изменения: третья часть детей продемонстрировала новый качественный уровень развития творческого воображения (высокий уровень); при выполнении заданий дети стали более активны как в практическом плане, так и в речевом; стали способными регулировать и планировать создание воображаемого образа и ситуации; в своих работах дети стали использовать более широкий диапазон приемов создания образов (2-3 приема наблюдалось у 55,6% воспитанников), а также цвет как один из основных приемов создания оригинального образа (33,3%). Повысился уровень развития творческого воображения в целом по группе: если на констатирующем этапе он был ниже среднего, то после формирующей работы стал средним, что свидетельствует о позитивном сдвиге.

4. Реализованная система работы доказала свою эффективность при следующих условиях: проведении игровых упражнений, направленных на формирование операциональных навыков и предпосылок режиссерской игры; обучении приемам создания образов творческого воображения; закреплении умения самостоятельного поиска решения творческих задач.

5. Полученные знания и умения в ходе проведения разработанной нами системы работы по развитию творческого воображения в изобразительной деятельности и режиссерских играх носят устойчивый характер, что подтверждается данными отсроченного среза и методами статистической обработки.

6. Результаты проведенного исследования имеют прикладное значение. Разработанная и апробированная в исследовании программа развития творческого воображения может быть использована педагогами и психологами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

7. Данное исследование не исчерпывает решение проблемы. В перспективе исследования могут быть посвящены вопросам, связанным с выявлением особенностей использования основных приемов воображения у лиц с различными характерологическими чертами личности, а также с определением специфических особенностей творческого воображения, зависящих от причин и характера нарушений речи.

Приложение е

(справочное)

 

 

Таблица критических значений критерия Стьюдента (t) для уровней статистической значимости p ≤ 0,05, p ≤ 0,01и p ≤ 0,001

Число степеней свободы К p, % Число степеней свободы К p, %
0,05 0,01 0,001 0,05 0,01 0,001
  12,71 4,30 3,18 2,78 2,57 2,45 2,37 2,31 2,26 2,23 2,20 2,18 2,16 2,14 2,13 2,12 2,11 63,66 9,92 5,84 4,60 4,03 3,71 3,50 3,36 3,25 3,17 3,11 3,05 3,01 2,98 2,95 2,92 2,90 64,60 31,60 12,92 8,61 6,87 5,96 5,41 5,04 4,78 4,59 4,44 4,32 4,22 4,14 4,07 4,02 3,97 2,10 2,09 2,09 2,08 2,07 2,07 2,06 2,06 2,06 2,05 2,05 2,05 2,04 2,02 2,00 1,98 1,96 2,88 2,86 2,85 2,85 2,82 2,81 2,80 2,79 2,78 2,77 2,76 2,76 2,75 2,70 2,66 2,62 2,58 3,92 3,88 3,85 3,85 3,79 3,77 3,75 3,73 3,71 3,69 3,67 3,66 3,65 3,55 3,46 3,37 3,29

 

Число степеней свободы К подсчитывается по формуле К= (N1 + N2) – 2, где N1 и N2 – количество частных значений (признаков, испытуемых) в сравниваемых выборках.

Различия считаются достоверными, если t эмп равен или выше t 0,05, и тем более достоверными, если t эмп равен или выше t 0,01, а также t 0,001

 


Приложение Ж

(справочное)

 

Фрагмент таблицы критических значений критерия знаков G для уровней статистической значимости p ≤ 0,05 и p ≤ 0,01

n p   n p
0.05 0,01 0.05 0,01
         
         
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
             
             
             
             
             

 

Преобладание «типичного» сдвига является достоверным, если Gэмп ниже или равен G0,05, и тем более достоверным, если ниже или равен G 0,01.

 


Приложение К

(справочное)

 

Критические значения критерия Т Вилкоксона для уровней статистической значимости p ≤ 0,05 и p ≤ 0,01

n p   n p
0,05 0,01 0,05 0,01
    – –      

«Типичный» сдвиг считается достоверно преобладающим по интенсивности, если Тэмп ниже или равен Т 0,05, и тем более достоверно преобладающим, если Тэмп ниже или равен Т 0,01.

 


Приложение Л

(справочное)

 

Таблица критических значений критерия F Фишера

для уровней статистической значимости р≤0,05

 

n1 n2                      
  18,51 10,13 7,71 6,61 5,99 5,59 5,32 5,12 4,96 4,84 4,75 19,00 9,55 6,94 5,79 5,14 4,74 4,46 4,26 4,10 3,98 3,88 19,16 9,28 6,59 5,41 4,76 4,35 4,07 3,86 3,71 3,59 3,49 19,25 9,12 6,39 5,19 4,53 4,12 3,84 3,63 3,48 3,36 3,26 19,30 9,01 6,26 5,05 4,39 3,97 3,69 3,48 3,33 3,20 3,11 19,33 8,94 6,16 4,95 4,28 3,87 3,58 3,37 3,22 3,09 3,00 19,36 8,88 6,09 4,88 4,21 3,79 3,50 3,29 3,14 3,01 2,92 19,37 8,84 6,04 4,82 4,15 3,73 3,44 3,23 3,07 2,95 2,85   19,38 8,81 6,00 4,78 4,10 3,68 3,39 3,18 3,02 2,90 2,80   19,39 8,78 5,96 4,74 4,06 3,63 3,34 3,13 2,97 2,86 2,76   19,40 8,76 5,93 4,70 4,03 3,60 3,31 3,10 2,94 2,82 2,72  

 

 

Различия в дисперсиях считаются достоверными, если Fэмп равен или выше F 0,05,

 

 


Приложение М

(справочное)

 

Таблица граничных (критических) значений

χ²– критерия, соответствующих разным вероятностям допустимой ошибки и разным степеням свободы

 

Число степеней свободы   Вероятность допустимой ошибки
  0,05   0,01
  3,841 5,991 7,815 9,488 11,070 12,592 14,067 15,507 16,919 18,307 6,635 9,210 11,345 13,277 15,086 16,812 18,475 20,090 21,666 23,209

 

 

Различия между распределениями считаются достоверными, если χ² эмп равен или выше χ² 0,05, и тем более достоверными, если χ² эмп равен или выше χ² 0,01.

 


Приложение Н

(обязательное)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: