Итак, проведенное исследование дает основание для следующих выводов.
1. Анализ проблемы показывает, что современная психология располагает определенными сведениями касательно сущности и характеристик воображения и творческого воображения в целом; отмечается тесная взаимосвязь воображения со всеми психическими процессами. Существенное место уделено приемам создания образов воображения, представлена структура воображения, которая необходима для правильного понимания всех особенностей этого процесса. В современной детской психологии имеются сведения о специфике детского воображения, его генезисе на протяжении дошкольного детства, о различных подходах к параметрам оценки у детей творческого воображения, о взаимосвязи речи и воображения. Однако в отношении детей с нарушениями речи исследуемую нами проблему сложно признать достаточно разработанной. В связи с этим остроактуальными являются следующие вопросы: определение специфических особенностей, зависящих от причин и характера нарушений речи; разработка специальных мероприятий, направленных на предупреждение специфического развития творческого воображения у детей с речевой патологией в условиях семьи и дошкольного общеобразовательного учреждения.
2. Выдвинутая нами гипотеза о том, что творческое воображение детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи в сравнении со сверстниками с нормально развитой речью характеризуется более низким уровнем его развития, а также более узким диапазоном используемых приемов создания образов, подтвердилась. В ходе исследования у воспитанников с нарушениями речи были выделены следующие особенности проявления творческого воображения:
· более половины детей с нормально развитой речью показали средний уровень развития творческого воображения, причем одна треть детей продемонстрировала высокий уровень; большинство детей с нарушениями речи показали уровень ниже среднего и низкий (44,5%; 33,3%);
· длительность выполнения заданий у детей с нарушениями речи превышала норму в среднем в 1,3 раза, при этом ими затрачивалось значительное время на процесс придумывания и разворачивание сюжета; дошкольники с нормально развитой речью больше времени использовали для детальной характеристики персонажей;
· у детей с речевой патологией наблюдалась быстрая истощаемость в процессе создания образов и их перекомбинировании;
· испытуемые с нарушениями речи чаще опирались на образы восприятия и памяти, как в изобразительной деятельности, так и в процессе словесного творчества, при этом используемые приемы создания образов не отличались большим разнообразием;
продолжение Приложения д
· был отмечен низкий уровень развития словесного творчества по всем качественным показателям по сравнению с нормально развивающимися сверстниками;
· при выполнении заданий дети с нарушениями речи в 5,5 раз чаще отвлекались от процесса работы, чем дети в норме (10%).
3. Выдвинутая нами гипотеза о том, что изобразительная деятельность совместно с режиссерскими играми способствуют повышению уровня развития творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи, подтвердилась. После проведенной системы коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения у детей 5–6 лет с нарушениями речи произошли позитивные изменения: третья часть детей продемонстрировала новый качественный уровень развития творческого воображения (высокий уровень); при выполнении заданий дети стали более активны как в практическом плане, так и в речевом; стали способными регулировать и планировать создание воображаемого образа и ситуации; в своих работах дети стали использовать более широкий диапазон приемов создания образов (2-3 приема наблюдалось у 55,6% воспитанников), а также цвет как один из основных приемов создания оригинального образа (33,3%). Повысился уровень развития творческого воображения в целом по группе: если на констатирующем этапе он был ниже среднего, то после формирующей работы стал средним, что свидетельствует о позитивном сдвиге.
4. Реализованная система работы доказала свою эффективность при следующих условиях: проведении игровых упражнений, направленных на формирование операциональных навыков и предпосылок режиссерской игры; обучении приемам создания образов творческого воображения; закреплении умения самостоятельного поиска решения творческих задач.
5. Полученные знания и умения в ходе проведения разработанной нами системы работы по развитию творческого воображения в изобразительной деятельности и режиссерских играх носят устойчивый характер, что подтверждается данными отсроченного среза и методами статистической обработки.
6. Результаты проведенного исследования имеют прикладное значение. Разработанная и апробированная в исследовании программа развития творческого воображения может быть использована педагогами и психологами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
7. Данное исследование не исчерпывает решение проблемы. В перспективе исследования могут быть посвящены вопросам, связанным с выявлением особенностей использования основных приемов воображения у лиц с различными характерологическими чертами личности, а также с определением специфических особенностей творческого воображения, зависящих от причин и характера нарушений речи.
Приложение е
(справочное)
Таблица критических значений критерия Стьюдента (t) для уровней статистической значимости p ≤ 0,05, p ≤ 0,01и p ≤ 0,001
Число степеней свободы К | p, % | Число степеней свободы К | p, % | ||||
0,05 | 0,01 | 0,001 | 0,05 | 0,01 | 0,001 | ||
12,71 4,30 3,18 2,78 2,57 2,45 2,37 2,31 2,26 2,23 2,20 2,18 2,16 2,14 2,13 2,12 2,11 | 63,66 9,92 5,84 4,60 4,03 3,71 3,50 3,36 3,25 3,17 3,11 3,05 3,01 2,98 2,95 2,92 2,90 | 64,60 31,60 12,92 8,61 6,87 5,96 5,41 5,04 4,78 4,59 4,44 4,32 4,22 4,14 4,07 4,02 3,97 | ∞ | 2,10 2,09 2,09 2,08 2,07 2,07 2,06 2,06 2,06 2,05 2,05 2,05 2,04 2,02 2,00 1,98 1,96 | 2,88 2,86 2,85 2,85 2,82 2,81 2,80 2,79 2,78 2,77 2,76 2,76 2,75 2,70 2,66 2,62 2,58 | 3,92 3,88 3,85 3,85 3,79 3,77 3,75 3,73 3,71 3,69 3,67 3,66 3,65 3,55 3,46 3,37 3,29 |
Число степеней свободы К подсчитывается по формуле К= (N1 + N2) – 2, где N1 и N2 – количество частных значений (признаков, испытуемых) в сравниваемых выборках.
Различия считаются достоверными, если t эмп равен или выше t 0,05, и тем более достоверными, если t эмп равен или выше t 0,01, а также t 0,001
Приложение Ж
(справочное)
Фрагмент таблицы критических значений критерия знаков G для уровней статистической значимости p ≤ 0,05 и p ≤ 0,01
n | p | n | p | |||
0.05 | 0,01 | 0.05 | 0,01 | |||
– | ||||||
– | ||||||
Преобладание «типичного» сдвига является достоверным, если Gэмп ниже или равен G0,05, и тем более достоверным, если ниже или равен G 0,01.
Приложение К
(справочное)
Критические значения критерия Т Вилкоксона для уровней статистической значимости p ≤ 0,05 и p ≤ 0,01
n | p | n | p | ||
0,05 | 0,01 | 0,05 | 0,01 | ||
– – |
«Типичный» сдвиг считается достоверно преобладающим по интенсивности, если Тэмп ниже или равен Т 0,05, и тем более достоверно преобладающим, если Тэмп ниже или равен Т 0,01.
Приложение Л
(справочное)
Таблица критических значений критерия F Фишера
для уровней статистической значимости р≤0,05
n1 n2 | |||||||||||
18,51 10,13 7,71 6,61 5,99 5,59 5,32 5,12 4,96 4,84 4,75 | 19,00 9,55 6,94 5,79 5,14 4,74 4,46 4,26 4,10 3,98 3,88 | 19,16 9,28 6,59 5,41 4,76 4,35 4,07 3,86 3,71 3,59 3,49 | 19,25 9,12 6,39 5,19 4,53 4,12 3,84 3,63 3,48 3,36 3,26 | 19,30 9,01 6,26 5,05 4,39 3,97 3,69 3,48 3,33 3,20 3,11 | 19,33 8,94 6,16 4,95 4,28 3,87 3,58 3,37 3,22 3,09 3,00 | 19,36 8,88 6,09 4,88 4,21 3,79 3,50 3,29 3,14 3,01 2,92 | 19,37 8,84 6,04 4,82 4,15 3,73 3,44 3,23 3,07 2,95 2,85 | 19,38 8,81 6,00 4,78 4,10 3,68 3,39 3,18 3,02 2,90 2,80 | 19,39 8,78 5,96 4,74 4,06 3,63 3,34 3,13 2,97 2,86 2,76 | 19,40 8,76 5,93 4,70 4,03 3,60 3,31 3,10 2,94 2,82 2,72 |
Различия в дисперсиях считаются достоверными, если Fэмп равен или выше F 0,05,
Приложение М
(справочное)
Таблица граничных (критических) значений
χ²– критерия, соответствующих разным вероятностям допустимой ошибки и разным степеням свободы
Число степеней свободы | Вероятность допустимой ошибки | |
0,05 | 0,01 | |
3,841 5,991 7,815 9,488 11,070 12,592 14,067 15,507 16,919 18,307 | 6,635 9,210 11,345 13,277 15,086 16,812 18,475 20,090 21,666 23,209 |
Различия между распределениями считаются достоверными, если χ² эмп равен или выше χ² 0,05, и тем более достоверными, если χ² эмп равен или выше χ² 0,01.
Приложение Н
(обязательное)