Система философии.Три формы существования Абсолюта




Немецкая классическая философия

Г. В. Ф. Гегель (1770 – 1831)

Система философии.Три формы существования Абсолюта

 

Гегель пытается преодолеть ограниченность кантовской философии, прежде всего разрыв субъектом и объектом, иначе - между миром и и познающим его человеком.

Универсальным первоначалом мира выступает у Гегеля бесконечно становящийся Дух, или Абсолют. Становление Мирового духа Гегель понимает именно по аналогии со становлением человеческого индивида. Человек, когда он только родился, уже есть то, что он есть, но в проекте, только потенциально («в себе»). Ему нужно еще стать собой, найти себя, свою сущность. Взрослый отличается от младенца тем, что он уже себя обрел, он уже понял, кто он такой. Он уже себя познал. Он, если говорить языком Гегеля, есть уже не только «в себе», но и «для себя». Иными словами, смысл взросления состоит в самопознании (так, по крайней мере, утверждает Гегель).

Становление Духа состоит в самопознании, а самопознание дает ему свободу.

Однако, чтобы познать себя ему нужно иное и Мировой дух создает мир, и мир будет играть для него роль «зеркала», посредством которого он сможет познать себя (творит свое-иное, без которого он не был бы собой).

Итак, Гегель различает три формы существования Абсолюта, подобные трем возрастам человека (фундаментальная работа Гегеля «Энциклопедия философских наук» воспроизводит своей структурой эту логику становления):

1. Идея. Вначале он «в себе». Если сравнивать с человеком, то - это эмбрион. Если сравнивать с Богом, то - это Бог до творения мира. Он уже есть то, что он есть, но это еще пока только пустая схема, мысль, не вылившаяся еще ни во что внешнее.

Этой первой форме существования Абсолюта посвящен 1-й том гегелевской «Энциклопедии философских наук» – «Логика».

2. Природа. Потом он творит мир, точнее порождает: выпадает в него, как в свое инобытие. Заметьте: природа, материальная реальность, по Гегелю, не субстанция (не некая самостоятельная сущность), а инобытие духа.

В природе Дух забывается, забывает, что он такое, поэтому это состояние Абсолюта подобно сну. В природе Дух перестает быть собой, соответствовать своей сущности (оказывается отчужденным от нее).

Согласно Гегелю, мы наблюдаем в природе определенную иерархию форм от простых ко все более сложным. Начавшись в неживой природе, она продолжается в живой и заканчивается появлением человека и всех форм его деятельности.

Философии природы посвящен 2-й том гегелевской «Энциклопедии философских наук».

3. Дух. Третья форма существования Абсолюта - собственно Дух. Теперь он уже называется своим собственным именем, потому что находится на пути к обретению себя, к истинному самопознанию.

Третий том «Энциклопедии философских наук» носит название «Философия духа».

 

В «Философии духа» Гегель выделяет следующие формы (этапы) самопознания духа:

1) Субъективный Дух – Дух, как он осуществляется в рамках конкретного единичного индивида. По Гегелю, в форме единичного сознания Дух не приходит к полному самопознанию (и, следовательно, к свободе).

Единичный индивид не имеет, по Гегелю, истины в себе, чтобы ее обрести, ему нужно осознать себя частью некоего всеобщего индивида. Он даже дает следующее определение зла: зло есть ни что иное как «дух, ставящий себя на острие своей единичности».

2) Объективный дух, - дух, вышедший за пределы человеческой единичности; сфера межчеловеческого (интерсубъективного) или социального.

Гегель выделяет следующие формы Объективного Духа:

- семья – некое непосредственное единство индивидов, основанное на любви, симпатии и т. д;

- общество. Непосредственных связей (как в семье) здесь уже не существует, каждый индивид атомарен. Сознание общности существует только в некоем абстрактном виде: это, в лучшем случае, уважение к правам и интересам другого.

- государство. Государство синтезирует то, что есть в обществе и то, что есть в семье.

Выше говорилось о том, что Гегель не рассматривает единичного индивида как нечто законченное, то, что имеет в себе свою истину. Именно государство (в частности) выступает у Гегеля в роли такого всеобщего, в котором единичный (человек) обретает свою законченность. Государство, по Гегелю, – это некий единый организм, возвышающаяся над единичными индивидами сверхличность, обладающая единым и в то же время вполне конкретным самосознанием. Также Гегель говорит о «духе народа», который воплощается в его религии и проявляется в его истории. Именно в форме государства народы (а, следовательно, и отдельные личности) способны на те или иные великие свершения в сфере духа.

Именно государство, согласно его концепции, является наиболее совершенной формой осуществления Бога на земле (точнее, Мирового духа в объективной реальности). Правда, над этим высшим проявлением Объективного духа Гегель надстраивает еще сферу Абсолютного духа.

3) Абсолютный дух в состоянии преодолеть как ограниченность единичных сознаний, так и пустую всеобщность Объективного духа. Он не субъективен и не объективен. Он абсолютен. Формами Абсолютного духа, согласно Гегелю, являются искусство, религия и философия.

- искусство. Искусство понимается Гегелем не как отображение природы, копирование, а как форма самопознания (самореализации) Духа. В искусстве Дух лучше познал себя, чем в природе. Поэтому – например – в цветке, нарисованном на картине, больше истины и, следовательно, бытия, чем в цветке, растущем в лесу.

Но искусство, согласно Гегелю, не вполне совершенный вид самопознания Духа, т.к. в искусстве Дух переживает, а не мыслит сам себя. В искусстве, пишет Гегель, Дух познает самого себя посредством чувственного созерцания.

- религия. В религии, согласно Гегелю, Дух познает себя посредством представления. В форме религиозного сознания Дух постигает, что он – единое и что он – не природа, что он – нечто принципиально отличное от всякой вещности.

- философия. В философии Дух познает самого себя посредством чистого понятия. Под «философией» мы, вообще-то здесь должны понимать не любую, а именно «правильную» (гегелевскую) философию. Гегель, ни много ни мало, ставит себя на вершину лестницы самопознания Мирового духа. И надо сказать, некоторое право у него на это есть.

Логика, разработанная Гегелем и составляющая основу его системы, является действительно принципиально отличной от всего, что было раньше.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: