Этапы унификации товарных номенклатур для международной торговли.




2.1. История развития классификационных систем в международной торговле.

Историческое развитие общества связано с появлением товарного

производства и можно с уверенностью сказать о том, что тарифы существуют так же долго, как и государства. Однако самые первые тарифы представляли собой простые перечни товаров, с которыми соотносились суммы, подлежащие уплате, как правило, за партию, количество или в процентах от стоимости. Эта система работала, когда в торговле находилось сравнительно немного хорошо определенных товаров, и их единственным назначением был сбор доходов.

Однако за последние полтора столетия ассортимент продаваемых товаров значительно увеличился. В то же время спрос на подробную информацию о торговле, в том числе о международной структуре торговли, вырос в связи с расширением товарообмена. Потребность в информации послужила основой для сближения статистических и тарифных номенклатур, а первые попытки создания международной тарифной номенклатуры были предприняты статистиками.

В ходе девяти международных статистических конгрессов, состоявшихся в 1853 - 1876 годах стало понятно, что международный тариф необходим для создания международной статистической номенклатуры.. Этомутакже способствовали деловые круги. На Международном конгрессе в Париже в 1889 году был поставлен вопрос: «Не отвечает ли интересам всех стран принятие в их таможенных тарифах и официальной статистике сопоставимых классификаций и единообразных словарей?». Несмотря на то, чтобыла признана крайняя сложность создания единой лексики для товаров, идея была воплощена в жизнь, и на национальном и международном уровне осуществлялись последовательные попытки для достижения этой цели.

В 1931 году подкомитет экспертов Лиги Наций по унификации номенклатуры таможенных тарифов подготовил «Проект номенклатуры таможенных сборов», который обычно называют Женевской номенклатурой, и этот документ был открыт для замечаний правительств государств-членов. Женевская номенклатура включала 941 четырехзначную товарную позицию, собранную в 86 групп, распределенных по 21 разделу. Пересмотренный вариант номенклатуры был издан в 1937 году. К сожалению, начало второй Мировой войны остановило работу по широкому принятию номенклатуры.

Брюссельская конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах.

Необходимость в подъеме экономики и большей свободе торговли после второй Мировой войны снова сделали акцент на таможенных тарифах, и потребность в общей номенклатуре стала одной из первоочередных задач.

К тому времени работа, проделанная с 1948 года исследовательской группой Европейского таможенного союза в целях подготовки общего таможенного тарифа для применения участвующими странами, основывалась на Женевской номенклатуре. Она была единственной стандартной основой такого рода, имевшейся на тот момент, в текст которой уже были внесены поправки, отчасти для того, чтобы отразить научно-технический прогресс, а отчасти из-за несовершенств, выявленных в результате опыта стран, которые уже ввели тарифы на ее основе. В 1949 году был издан предварительный проект новой номенклатуры, содержащий товарные позиции и субпозиции. Стало очевидно, что пора удовлетворить непосредственную потребность таможенного союза европейских стран в общей номенклатуре, поэтому было принято решение о том, что товарные позиции предварительного проекта номенклатуры (в отличие от субпозиций, которые были оставлены на усмотрение отдельных стран), должны быть закреплены конвенцией. Именно этот проект 1949 года, реорганизованный, сокращенный и упрощенный, стал 15 декабря 1950 года Брюссельской конвенцией о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах. Конвенция была открыта для подписания одновременно с конвенцией об учреждении Совета таможенного сотрудничества (СТС, Совет) и конвенцией об оценке товаров для таможенных целей. Она вступила в силу 11 сентября 1959 года после принятия 1 июля 1955 года протокола о внесении правок, устанавливающего пересмотренный вариант номенклатуры.

Этот перечень первоначально был известен как «Брюссельская (тарифная) номенклатура» (БТН), но в 1974 году была переименована в «Номенклатуру Совета таможенного сотрудничества» (НСТС), чтобы избежать какой-либо путаницы в отношении международной организации, которая была ответственна за нее. НСТС приняла форму систематизированного перечня товаров. Она включала 1241 товарную позицию (1011 товарных позиций до 1987 года), 96 групп (99 групп до 1987 года), которые были объединены в 21 раздел. Каждая товарная позиция обозначалась двумя группами по две цифры каждая: первая представляла собой номер группы, а вторая - позицию в этой группе.

Конвенция о номенклатуре предусматривала специальное положение об Комитете по номенклатуре и процедуру его периодического обновления. Номенклатура СТС была обновлена 1 января 1965 года, 1972 года, 1978 года и 1988 года. Заметно, что меры, которые представляют собой значительный прогресс по сравнению с Женевской номенклатурой, способствовали успеху новой номенклатуры.

С 1 января 1988 года вступила в силу Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров, а в 1989 году в СССР была введена унифицированная грузовая таможенная декларация, для заполнения которой применяются различные классификаторы, в том числе и вышеуказанная система. Учитывая, что одним из условий вступления в ВТО является использование Актуальные проблемы экономики 2007, № 4 155 ГС в таможенном тарифе страны, присоединяющейся к этой организации, использование ГС в таможенном тарифе СССР потребовало решения ряда организационных и технических вопросов, таких, как: разработка таможенной номенклатуры СССР, то есть дальнейшая детализация номенклатуры ГС с учетом массы товаров, обращающихся во внешней торговле; сближение СТС и СССР и участие последнего в деятельности СТС с целью эффективного использования соглашений, регламентирующих таможенные формальности, принципы построения таможенного тарифа; перестройка системы статистического учета внешнеторговых операций и переход на таможенную статистику на основе автоматической обработки данных; подготовка технически и лабораторно обработанного перевода системы ГС, основных правил классификации, Пояснений к ГС и составления алфавитного указателя на русском языке; увязка (сопряжение) ГС с действующими классификационными системами в СССР: Единой товарной номенклатуры внешней торговли стран-членов СЭВ (ЕТН ВТ СЭВ) и общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции СССР (ОКП СССР). В результате с 1 января 1991 года в СССР, на основании постановления Совета Министров СССР от 12 августа 1988 года № 1004, начала применяться ГС и на ее базе был построен национальный классификатор – Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Вопрос о поддержании ТН ВЭД в актуальном состоянии в соответствии с ее международной основой нашел свое законодательное закрепление в 216 статье Таможенного кодекса СССР (ТК СССР), принятом в 1991 году. Согласно ст. 216 ТК СССР таможенные органы должны были осуществлять ведение ТН ВЭД, т. е. обеспечивать слежение за изменениями и дополнениями международной основы ТН ВЭД, международными пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы, приводить ТН ВЭД в соответствие с ее основой, обеспечивать опубликование ТН ВЭД.

Однако впоследствии с распадом СССР и началом политических и социально-экономических реформ в России возник вопрос о концептуально новых подходах и принципах правового регулирования таможенного дела. Вместе с тем подготовка нового российского таможенного законодательства затянулась на два года. Так, только 18 июня 1993 года был принят Таможенный кодекс Российской Федерации, а несколько ранее, 21 мая 1993 года, Федеральный закон «О таможенном тарифе». Согласно федеральному закону таможенный тариф Российской Федерации – свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. Применение ГС в таможенном тарифе в сочетании с мировой практикой оценки таможенной стоимости создало первоначальные условия для изменения статуса России во ВТО.

Таким образом, в Российской Федерации ГС и Комбинированная номенклатура Европейского сообщества (КН ЕС) были использованы в качестве основы для построения национального классификатора – Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, учитывая, что данная международно-правовая основа товарной номенклатуры в соответствии с постановлением Правительства СССР применялась в Советском Союзе с 1 января 1991 года.

Следует отметить, что необходимость введения ТН ВЭД обусловлена и тем, что в связи с переходом экономики страны на рыночную основу в Российской Федерации произошло переосмысление принципов действия механизма таможенного регулирования. В этих условиях ТН ВЭД определена как один важных инструментов системы регулирования внешней торговли страны, в том числе формирования таможенного тарифа, принятия и использования мер нетарифного регулирования, ведения таможенной статистики. При этом вопросы, связанные с классификацией товаров, оказались достаточно сложными и актуальными. От правильной и своевременной классификации во многом зависит процесс организации таможенного регулирования и формирования внешнеторгового оборота. Эти положения нашли отражение в статьях 39–40 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которым классифицировать товар, т.е. относить конкретные товары к позициям ТН ВЭД, имеют право только таможенные органы, решения других органов и учреждений по классификации товаров не используются в таможенных целях.

Вступлением в силу с 1 января 1997 года новой редакции ГС Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) обусловил подготовку и издание 2-го издания ТН ВЭД СНГ (единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств), которое применяется в государствах-участниках СНГ для осуществления мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, совершенствования ведения статистического учета и обмена статистической информацией.

С 1 апреля 2000 года в Российской Федерации был введен в действие новый классификатор – ТН ВЭД России, в котором товар детализируется на уровне десяти знаков, что позволяет более конкретно классифицировать товар в таможенных целях, учитывая национальные интересы России, и вносить изменения и дополнения более оперативно, учитывая экономическую и политическую ситуации, без согласования со странами СНГ, что в обязательном порядке предполагала ТН ВЭД СНГ. Таможенными органами применялась переизданная товарная номенклатура, вышедшая в свет как Таможенный тариф Российской Федерации, с 1 января 2002 года.

В настоящее время таможенниками применяется новая редакция единой ТН ВЭД и ЕТТ ЕАЭС, которая вступила в силу с 1 января 2022 года.

ТН ВЭД сегодня – надежный инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

 

2.2.Требования к товарной номенклатуре

Идентификация товаров и их последующая классификация необходима для установления идентичности информации, представленной в декларации на товары и сопроводительных документах, для исключения случаев подмены одного товара другим. ТН ВЭД представляет собой подробный перечень товаров, распределенных в соответствии с определенными правилами и методами классификации. Объектами классификации в ТН ВЭД являются все товары, обращающиеся в международной торговле. Классификация с помощью ТН ВЭД позволяет кодировать товары, осуществлять таможенные и внешнеэкономические операции, вести таможенную статистику и изучать товарную структуру внешней торговли.

Рассмотрим, к примеру, ТН ВЭД Евразийского экономического союза.

Она основана на опыте международной торговли и положениях Международной конвенции о Гармонизированной системе (ГС) описания и кодирования товаров. Гармонизированная система представляет собой номенклатуру, включающую товарные позиции и субпозиции, соответствующие цифровые коды, сгруппированные по определенным признакам в группы и разделы, примечания, а также основные правила интерпретации Гармонизированной системы.Идентификация товаров и их последующая классификация по ГС необходима для установления идентичности информации, представленной в декларации на товары и сопроводительных документах, тексту товарной позиции и подзаголовку ГС, для исключения случаев подмены одного товара другим.

Длина кодового обозначения товара, применяемая в ТН ВЭД России, составляет 10 цифровых знаков: разряды 1–6 соответствуют кодовому обозначению, принятому в НГС, разряды 7–8 соответствуют кодам КН ЕС, а 9–10 разряды предназначены для выделения в номенклатуре традиционно российских товаров (национальная детализация).

Во-первых, от того, к какому классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС отнесен товар, зависит ставка ввозной или вывозной таможенной пошлины и, соответственно, размер таможенных платежей, а также применение к товарам и транспортным средствам нетарифных мер, запретов и ограничений.

Во-вторых, отнесение товаров к тому или иному классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС зачастую требует специальных технических знаний и дополнительных экспертиз, связанных с определением технических характеристик товара, методов производства и т.д. Точность классификации товаров также имеет большое значение для повышения объективности таможенной статистики внешней торговли, используемой при разработке таможенной политики государств - членов Евразийского экономического союза и принятия конкретных мер по ее реализации в процессе таможенного декларирования и контроля товаров и транспортных средств. Участник внешнеэкономической деятельности самостоятельно определяет код товаров, пересекаемых таможенную границу. Если случается так, что классификация товаров в декларации неверна, таможня самостоятельно классифицирует товары. По запросу заинтересованного лица таможенные органы принимают предварительные решения о классификации товаров. Таможенные органы, определенные законодательством государств - членов ЕАЭС, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их опубликование. Неотъемлемыми структурными элементами ТН ВЭД ЕАЭС, имеющими одинаковую юридическую силу, являются: основные правила интерпретации ТН ВЭД, классификационная часть, примечания к разделам, группам, позициям, подпунктам, субпозициям, а также дополнительные примечания. В ГС ЕЭС четко соблюдается принцип однозначного вхождения товаров в классификационные группы.

Шесть основных правил толкования предусматривают включение конкретных товаров в установленную товарную позицию, затем в соответствующую подсубпозицию, а затем в подсубпозицию.

Несоблюдение данной инструкции может привести участников внешнеэкономической деятельности к ошибкам при декларировании ввозимых и вывозимых товаров. Основы кода ТН ВЭД, включая знание того, как формируется код товара, необходимы как таможенникам, так и участникам ВЭД, поскольку декларирование товаров с неверным кодом ТН ВЭД может привести к добавочным начислениям и штрафам. Комментарии применяются только к той классификационной группировке, над которой они расположены, за исключением случаев, когда указано, что они применяются ко всему ТН ВЭД ЕАЭС. Если такого примечания нет, то нельзя распространять его действие на весь ассортимент, следует ограничиться разделом или группой. Чтобы избежать проблемной ситуации, важно внимательно изучить пояснения к обозначенному коду ТН ВЭД. В таких примечаниях подробно описывается группа, в которую включены товары, а также их свойства. В них также указываются товары, которые не входят в идентифицированную группу. При заполнении декларации и описании характеристик изделий лучше руководствоваться пояснениями к ТН ВЭД. При прохождении процедуры таможенного оформления таможенник будет изучать декларацию и не будет вопросов к товарам, описание и характеристики которых совпадают с описанием в ТН ВЭД. Вместе с тем, существуют сложные товары, код которых зачастую определить становится практически невозможно. Если в номенклатуре ГС не удается найти описание декларируемого изделия, то такой товар можно отнести к группе со схожими описаниями. И в этом случае в качестве определяющего выбирается последний код в порядке возрастания классификации. Однако следует учитывать, что полученное классификационное решение применимо только к тому товару, для которого оно выдано. То есть, такая схема поможет в классификации товаров, но полученное решение не является подтверждением при определении кода ТН ВЭД и описания проверяемого груза. Классификация товара важна, так как различные ошибки в описании, недочеты и не полное заполнение графы 31 могут привести к переклассификации груза, а в дальнейшем к возбуждению дела об административном правонарушении. В случае внесения изменений в 31 графу декларации на изделие может поменяться код ТН ВЭД. А неправильный код приведет к появлению претензий со стороны таможни и административному правонарушению. Поэтому, ошибки, допущенные декларантом или таможенным представителем при классификации груза, могут на различных этапах выпуска товаров привести к множеству отрицательных последствий для участника ВЭД. Последствиями могут быть как взыскание таможенными органами несвоевременно уплаченных таможенных пошлин, налогов, с доначислением пеней, возбуждение административных дел, наложение административных штрафов, возбуждение уголовных дел.

Отсутствие определений некоторых терминов в ТН ВЭД ЕАЭС, а также в Пояснительных записках к ним, которые на практике трактуются по-разному, затрудняет правильное отнесение товаров к тому или иному коду. К товарной позиции 0305 ТН ВЭД ЕАЭС относится рыба, приготовленная в рассоле, тогда как рыба, консервированная в маринаде, относится к товарной позиции 1604. Это следует из перечня исключений к товарной позиции 0305, содержащегося в Пояснениях. В то же время термин «рассол» и «маринад» в ТН ВЭД ЕАЭС не используется, и в различных источниках (ГОСТах, словарях и т.д.) нет единообразно понимаемого определения данного термина. А если подробно изучить содержание Пояснений к товарной позиции 1604, то можно также утверждать о некорректности перевода, так как, исходя из текста Пояснений к товарной позиции 1604, классифицируется не «рыба в маринаде», а «маринад из рыбы». Из-за отсутствия профессиональной подготовки в области классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС возникают расхождения в понимании того или иного термина по сравнению с его общепринятым значением. Шерсть кашмирских коз не классифицируется как «шерсть» в ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку термин «шерсть» в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС означает только шерсть овец или ягнят. Такие отличия в понимании терминов ТН ВЭД ЕАЭС от их общепринятого восприятия присутствуют практически в любой товарной группе ТН ВЭД ЕАЭС.

Таким образом, кодирование товаров используется для однозначной классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также для упрощения автоматизированной обработки информации и ведения статистики. Каждому товару присваивается код ТН ВЭД, который используется при декларировании или взимании таможенных пошлин.

 

Вывод ко второй главе.

Классификация товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (Номенклатура, ТН ВЭД) является одним из наиболее важных и, как считается, трудных этапов таможенного оформления и контроля грузов во внешней торговле. На сегодняшний день имеется многообразие вспомогательных инструментов, позволяющих классифицировать товар. Есть два подхода к этому процессу: можно определить код товара логическим путем или проанализировать встречаемость аналогичного товара в доступных базах таможенных деклараций по ключевым словам. Для тех, кто пойдет первым путем, предлагаются текст Номенклатуры и шесть томов пояснений к ней. Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС) размещена на сайте Всемирной таможенной организации (ВТамО), а сама ТН ВЭД Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и пояснения к ней - на сайте Евразийской экономической комиссии. Для поиска по второму пути можно пользоваться примерами декларирования, имеющимися на сайтах Альта-софт3 и TKC4. Сотрудникам таможенных органов следует помнить, что определенные товары, названные в решениях и разъяснениях ФТС и решениях о классификации, принятых Коллегией Евразийской экономической комиссии (Коллегия ЕЭК), следует классифицировать только так и не иначе. Подробно ознакомиться с ТН ВЭД ЕАЭС, можно, прочитав Номенклатуру непосредственно, а также шесть томов пояснений к ней, а также ознакомиться с решениями о классификации ФТС и Коллегии ЕЭК.

Однако, отмечу, что иногда данные внешнеторговойстатистики РФ и стран контрагентов различаются. Является ли вишня, называемая кислой в одной стране, вишней обыкновенной в другой? Первый ответ лежит на уровне Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), второй требует проанализировать подходы к классификации, принятые в других странах. Одним из официальных языков номенклатуры ГС является английский. Вот почему важно было рассмотреть методы классификации таможенных служб англоязычных стран - ведь они применяют тексты номенклатуры в их оригинальном написании.

На основании вышеизложенного мы делаем следующий вывод, о том, что по мере увеличения торгового оборота, ассортимента продукции, увеличивался и интерес к определенному упорядочению и универсальному обозначению товаров. В основном, причиной тому было желание властей различных государств облагать налогами или сборами товары, перемещаемые в рамках их территорий либо пересекающие их границы. По мере развития научно-технического прогресса, возникла необходимость не только знать объемы внутренней и внешнейторговли, но и устанавливать перечни товаров, учитывая их экономическую необходимость для бюджета государства.

В одно и то же время, в связи с увеличением объема и значения международнойторговли для экономики большинства государств мирового сообщества, стало понятным, что из-за разницы в национальных таможенных тарифах появляются проблемы. Сложности имели отношение к применяемым порядком и внутренним строениемтарифных номенклатур, наименованием и дефинициями товаров и даже с главными классификационными критериями, которые были в основе тех или иных тарифов. Многие государственные тарифы были разработаны лишь в самой общей форме; другие — первоначально составлены на какой-либо методологической основе, которая впоследствии менялась из-за вводимых национальных протекционистских мер, международных коммерческих или многосторонних тарифных соглашений.

Итак, мы делаем вывод, что необходимость упорядоченности и обозначения товаров обуславливается, в первую очередь, экономическими факторами, а также установлением правового статуса внешнеэкономических товарных операций.

Систематизация товаров позволяет управлять их ассортиментом,гибко строить товарную политику, обеспечивает требования сферы обращения и статистики. Однако по мере развития товарооборота между странами, возник огромный перечень товаров, что обусловило необходимость их разграничить и однозначно определять. Таким образом, без существования определенным образом упорядоченного перечня данных товаров сделать это практически невозможно.

Необходимость систематизации товаров для международной торговли,

ведения экономико-статистического анализа и осуществления

таможенной деятельности обусловливает необходимость разработки

соответствующих классификаторов товаров. Однако различия в различных

системах классификации товаров приводят к дублированию

усилий, ошибкам и, как следствие, издержкам. Создание общей системы описания и кодирования товаров привело к возможности избежать ошибки, связанные с разницей в различных системах классификации товаров приводящих к дублированию усилий, ошибкам и, как следствие, издержкам.

На уровне отдельных организаций и предприятий ТН ВЭД применяется в ежедневной оперативной работе: для заключения контрактов, заполнения грузовых таможенных деклараций, заполнения спецификаций и других транспортных документов, в бухгалтерском учете, складском учете, для обработки информации на электронно-вычислительной технике (например, выписка первичных документов, составления отчетов, передача данных на расстоянии, разработка банков и баз данных) и так далее.

Значение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности нельзя рассматривать только как основу нетарифных и таможенно-тарифных мер регулирования и статистики внешней торговли. Ее применение в России как таможенно-статистической номенклатуры, исходя из терминологии Конвенции о гармонизированной системе, способствует интенсификации внешнеэкономических связей страны и одновременно укреплению контроля за внешнеэкономической деятельностью с целью обеспечения общегосударственных интересов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: