ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМНОЖЕНИЯ СПОСОБ




Класс

 

Инструкция по выполнению работы

 

На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 40 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 21 задание.

 

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

 

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

 

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

 

Желаем успеха!

 

Часть 1.

 

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 14 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

 

1. В благоприятных условиях спора бактерии:

а) делится, образуя 3 – 6 новых спор;

б) сливается с другой спорой с последующим делением;

в) погибает;

г) прорастает в новую бактериальную клетку.

 

2. Основной запасной углевод у растений – это:

а) клетчатка; б) крахмал; в) фруктоза; г) сахароза.

 

3. В клетках грибов нельзя обнаружить:

а) вакуоли; б) митохондрии; в) пластиды; г) рибосомы.

 

4. Сфагнум размножается:

а) семенами; б) пыльцой; в) спорами; г) зооспорами.

 

5. Человек употребляет в пишу орган(-ы) цветной капусты:

а) видоизмененную верхушечную почку;

б) утолщенный реповидный стебель;

в) видоизмененное соцветие;

г) боковые видоизмененные почки.

 

6. Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:

а) корненожки; б) жгутиконосцы; в) инфузории; г) споровики.

 

7. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

а) в неправильной установке света,

б) нужно было поставить большее увеличение,

в) нужно было сделать тонкий срез листа,

г) нужно было подкрасить лист красителем.

 

8. За минеральное питание растения отвечают

а) корневые волоски

б) клетки корневого чехлика

в) сосуды и ситовидные трубки

 

9. В результате дыхания клетки получают

а) энергию

б) строительный материал

в) и то и другое

 

10. Гермафродитом является

а) дождевой червь

б) амеба

в) заяц-беляк

 

11. Фотосинтез растениям необходим для

а) питания

б) дыхания

в) выделения

 

12. Низшими растениями являются

а) папоротники

б) плауны

в) водоросли

 

13. Главный корень развивается у растений

а) двудольных

б) однодольных

в) однолетних

 

14. Сочными плодами обладает:

а) горох;

б) редис;

в) рябина;

г) подсолнечник.

 

 

Часть 2

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора нескольких вариантов ответов.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 8 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее правильным, укажите в матрице ответов.

 

1. Функция газообмена стебля березы возможна благодаря:

а) устьицам;

б) волокнам;

в) сосудам;

г) чечевичкам;

д) ситовидным трубкам.

 

2. Для семян растений класса однодольных также, как и для двудольных характерно наличие:

а) зародышевого корешка;

б) зародышевого стебелька;

в) почечки;

г) эндосперма;

д) двух семядолей.

 

3. Основные признаки класса двудольных:

а) зародыш имеет обычно 2 семядоли;

б) листья всегда простые, жилкование параллельное и дуговое;

в) корневая система мочковатая;

г) корневая система обычно стержневая;

д)цветки обычно трёхчленные, околоцветник простой;

е) листья простые и сложные, жилкование сетчатое;

 

4. Что общего между голосеменными и покрытосеменными растениями:

а) это высшие растения;

б) имеют корни стебли и листья;

в) есть цветки;

г) формируют семена;

д) образуют плоды;

Часть 3.

 

Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 11. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

 

Задание 1.Установите соответствие между растением и продолжительностью его жизни (5 баллов):

Продолжительность жизни Растения

 

А. Однолетнее 1. Морковь

 

Б. Двулетнее 2. Томат

 

В. Многолетнее 3. Шиповник

 

4. Календула

 

5. Пион

 

Задание 2. Установите соответствие между одноклеточным организмом и царством, к которому его относят (6 баллов)

 

Одноклеточный организм   царство
А) обыкновенная амеба 1)Бактерии
Б) туберкулезная палочка 2) Грибы
В) холерный вибрион 3) Животные
Г) инфузория-туфелька  
Д)дрожжи  
Е) стрептококки  

 

Часть 4.

 

Дайте развернутый ответ на вопрос. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4.

Какие типы пластид встречаются в растительных клетках? Какую окраску они имеют? Могут ли они превращаться друг в друга? Ответ подтвердите примерами.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

 

1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2013-2014 гг.)

 

Класс

 

Инструкция по выполнению работы

 

На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 60 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 26 заданий.

 

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

 

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

 

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

 

 

Желаем успеха!

 

Часть I

 

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –14 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

 

1.Какая наука изучает взаимосвязи организмов и окружающей среды?

а) Зоология в) Ботаника

б) Физиология г) Экология

 

2. Живым организмам, в отличие от тел неживой природы, свойственно

а)Рост в) Раздражимость

б) Движение г) Ритмичность

 

3. Почему подберезовики часто можно найти в березовом лесу?

а) В березовом лесу много света.

б) Подберезовики с корнями берез образуют микоризу.

в) У подберезовиков в березовом лесу нет конкурентов.

г) В березовом лесу отсутствуют животные, которые пи-

таются подберезовиками.

 

4. Какие растения не имеют побега и корня?

а) Водоросли в) Папоротники

б) Плауны г) Мхи

 

5. Чем является луковица тюльпана?

а) корневищем

б) корнеплодом

в) сочным плодом

г) видоизмененным побегом

 

6. Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от водоема. Чем это можно объяснить?

а) Они размножаются на суше.

б) У них лучше развиты легкие и более сухая кожа.

в) У них короткие задние конечности и длинные передние.

г) Они питаются наземными беспозвоночными животными.

 

8. Самое большое количество видов включает класс

а) Насекомые

б) Хрящевые рыбы

в) Земноводные

г) Птицы

 

9. Каких древних животных считают предками земноводных?

а) Ихтиозавров

б) Археоптериксов

в) Стегоцефалов

г) Кистеперых рыб

 

10. В какие отношения вступают олень и лось, живущие в одном лесу?

а) конкурентные

б) симбиотические

в) хищник—жертва

г) паразитические

 

11. Роль санитаров в природе выполняют бактерии:
а) уксуснокислого брожения;
б) гниения; +
в) болезнетворные;
г) клубеньковые.

 

12. Важнейшим условием жизни грибов является:
а) достаточная освещенность;
б) наличие органических веществ, необходимых для их питания; +
в) совместное обитание с растениями;
г) возможность формирования плодового тела, необходимого для размножения.

 

13. У сосны от опыления до созревания семян проходит примерно:
а) неделя;
б) месяц;
в) год;
г) полтора года.

 

14. Могут размножаться спорами:
а) папоротники и хвойные;
б) хвощи и папоротники; +
в) папоротники и покрытосеменные;
г) мхи и хвойные.

+

 

Часть 2.

Вам предлагаются тестовые задания с двумя вариантами ответа. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

 

1. В процессе фотосинтеза растения поглощают

а) воду и минеральные соли

б) органические вещества

в)углекислый газ

г) кислород

 

2. Папоротники относятся к царству Растений, так как

а)их клетки содержат хлоропласты

б) их клетки содержат цитоплазму

в)в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ

г) клеточная стенка состоит из целлюлозы

 

3. Примером полового размножения животных являются

а) почкование гидры

б) деление амебы

в)нерест рыб

г)партеногенез ящериц

 

4. Грибы обладают признаками

а)вирусов

б) бактерий

в)растений

г) животных

 

5. Голосеменные, как и покрытосеменные растения

а)образуют плод с семенами

б)размножаются семенами

в)фотосинтезируют

г)опыляются с помощью насекомых

 

 

Часть 3.

 

Вам предлагается тестовое задание, требующее, докончите предложения. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

 

1.Грибница состоит из тонких ветвящихся нитей - …

2. Кровеносные сосуды, отходящие от сердца - …

3. Растения, у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на разных экземплярах…

4. Основная масса мышц у птиц располагается...

 

Часть 4.

Вам предлагается тестовое задание, требующее, установить соответствие. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 17. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

 

Задание 1. Найдите соответствие между тканью и ее наличием у организма (6 баллов)

 

Ткань Организм
А) образовательная 1) растение
Б) мышечная 2) животное
В) механическая  
Г) соединительная  
Д) эпителиальная  
Е) покровная  

 

 

Задание 2. Найдите соответствие между биологическим процессом и его характеристикой (6 баллов).

 

Характеристика Процесс
А) образование органических соединений из неорганических 1) дыхание
Б) выделение кислорода 2) фотосинтез
В) выделение углекислого газа  
Г) поглощение кислорода  
Д) расщепление органических соединений  
Е) поглощение углекислого газа  

 

Задание 3. Соотнесите название элементов строения микроскопа (А–Ж) с их цифровыми обозначениями на рисунке (1–5). Внимание: указаны не все элементы! (5 баллов)

Элементы строения микроскопа: А. Зеркало Б. Винт В. Штатив Г. Предметный столик Д. Окуляр Е. Объектив Ж. Тубус

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

 

1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2013-2014 гг.)

 

Класс

 

Инструкция по выполнению работы

 

На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 60 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 30 заданий.

 

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

 

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

 

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

 

Желаем успеха!

 

Часть I

 

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

 

1. Ткань, состоящая из клеток, разных по форме и функциям это:

а)кровь;

б)костная;

в)нервная;

г) все верно.

 

2. Железы внутренней секреции вырабатывают:

а)гормоны;

б)ферменты;

в)витамины;

г)все перечисленное.

 

3. Клетки животных и человека в отличие от клеток растения не имеют:

а)рибосом;

б)хлоропластов;

в)хромосом;

г)наружной клеточной мембраны.

 

4. Какие из перечисленных органов можно отнести к рудиментарным:

а)печень;

б)шейные ребра;

в)шейные позвонки;

г)грудные позвонки.

 

5.Могли ли австралопитеки изготовлять примитивные орудия труда:

а)да, могли;

б)нет, не могли;

в)изготовляли сложные орудия труда;

г)все ответы не верны.

 

6.Какие структуры мышечной ткани являются многоядерными:

а)гладкомышечные клетки;

б)клетки сердечной мышечной ткани;

в)поперечно-полосатой мышечной ткани;

г)все перечисленные.

 

7.Функция митохондрий заключается в:

а) окислении органических веществ,

б) синтезе органических веществ,

в) накоплении питательных веществ,

г) синтезе крахмала.

 

8.При двойном оплодотворении цветковых растений непосредственно после слияния спермия с яйцеклеткой образуется:

а) зародыш,

б) семязачаток,

в) эндосперм,

г) зигота.

 

9.Реакция организма, являющаяся рефлексом:

а) выделение у человека слюны на запах лимона,

б) движение инфузории-туфельки к свету,

в) сокращение амёбы при механическом раздражении,

г) отползание в сторону дождевого червя при встрече с препятствием.

 

10.Испарение НЕ способствует:

а) защите растения от перегрева,

б) передвижению воды в растении,

в) передвижению минеральных веществ в растении,

г) передвижению органических веществ в растении.

 

11. Мхи представляют тупиковую ветвь в эволюции растений, так как

а) они не дали начало более высокоорганизованным растениям

б) от них произошли древние вымершие папоротники

в) они не имеют корней и размножаются спорами

г) они произошли от одноклеточных водорослей

 

12.Хитиновый покров выполняет функцию скелета у

а) моллюсков

б) пресмыкающихся

в) членистоногих

г) кольчатых червей

 

13. Раскрытие и закрытие соцветия одуванчика в течение дня является примером проявления у растений жизненного свойства:
а) развитие;
б) размножение;
в) движение; +
г) обмен веществ.

 

14.Важнейшим условием жизни грибов является:
а) достаточная освещенность;
б) наличие органических веществ, необходимых для их питания; +
в) совместное обитание с растениями;
г) возможность формирования плодового тела, необходимого для размножения.

15. На рисунке представлен агротехнический прием:

а) пасынкование;
б) мульчирование;
в) пикировка; +
г) стратификация.

 

 

Часть II.

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.Корень может:
I. поглощать воду с растворенными веществами. +
II. закреплять растения в почве. +
III. расти за счет вставочной меристемы.
IV. синтезировать аминокислоты, гормоны, алкалоиды. +
V. образовывать чешуевидные листья на старых участках корней.
а) I, II, III;
б) I, II, IV; +
в) II, IV, V;
г) I, III, V.

2.На лапках у комнатной мухи находятся органы чувств:
I. зрения.
II. обоняния.
III. осязания. +
IV. вкуса. +
V. слуха.
а) II, IV, V;
б) I, III, IV;
в) III, V;
г) III, IV. +

3.Органы боковой линии у рыб служат для:
I. определения направления и скорости течения. +
II. определения химического состава воды.
III. обнаружения приближения хищника или добычи. +
IV. обнаружения подводных препятствий. +
V. ориентировки в пространстве по линиям магнитного поля.
а) I, IV, V;
б) I, III, IV; +
в) II, IV, V;
г) II, III, IV.

4.Грудная клетка имеется у:
I. лягушек.
II. ящериц. +
III. тритонов.
IV. змей.
V. крокодилов. +
а) II, V; +
б) II, III, IV;
в) I, III, IV;
г) I, II, III, IV, V.

5.Для цветковых растений произрастающих в воде характерно:
I. плохое развитие или отсутствие механической ткани. +
II. хорошее развитие механической ткани.
III. хорошее развитие древесины, обеспечивающей передвижение воды по растению.
IV. наличие крупных межклетников в тканях корней, листьев и стебля. +
V. преобладание в пучках ксилемы и плохое развитие флоэмы.
а) I, III;
б) II, V;
в) I, IV; +
г) II, III, IV.

 

Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Тело низших растений всегда представлено слоевищем с крупными листьями.

2. Водорослями называют любые растения, обитающие в воде. +

3. У водных растений устьица расположены на нижней стороне листа.+

4. Стебли многолетних растений всегда могут выполнять фотосинтезирующую функцию.

5. Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.+

6. К группе кожных желёз млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные. +

7. При сильном похолодании некоторые птицы могут впадать в спячку. +

8. Во время отдыха количество сахара в крови уменьшается. +

 

Часть IV

 

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 9. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

 

Задание 1. Выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания (3 балла)

 

Какие признаки характерны для условных рефлексов, в отличие от безусловных?

1) передаются организмам по наследству из поколения в поколение

2) одинаковы у всех организмов данного вида

3) формируются в процессе индивидуального развития организма

4) не передаются организмами по наследству из поколения в поколение

5) являются врожденными

6) обеспечивают приспособление организма к конкретным условиям

среды обитания

Ответ: ________________________

 

Задание 2. Установите соответствие между характеристикой размножения и его способом (6 баллов)

 

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМНОЖЕНИЯ СПОСОБ

А) Происходит с помощью органов, их частей и отдельных клеток 1) Бесполое

Б) Осуществляется при участии гамет 2) Половое

В) Новые организмы сохраняют большое сходство с материнским

Г) Используется человеком для сохранения у потомства ценных исходных признаков

Д) Новые организмы развиваются из зиготы

Е) Потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

 

1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2013-2014 гг.)

 

Класс

 

Инструкция по выполнению работы

 

На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 80 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 39 заданий.

 

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

 

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

 

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

 

Желаем успеха!

 

Часть 1.

 

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 21 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

 

1. Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:

а) зеленых; б) красных; в) бурых; г) сине-зеленых.

 

2. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:

а) жаба – кролик – крокодил – акула;

б) акула – лягушка – крокодил – кролик;

в) акула – крокодил – лягушка – кролик;

г) крокодил – акула – жаба – собака.

 

3. Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:

а) экосистем пресных вод;

б) природных экосистем суши;

в) экосистемы Мирового океана;

г) агроценозов.

 

4. Из названных организмов к надцарству прокариот относится:

а) эвглена зеленая; б) инфузория-туфелька; в) амеба; г) стрептококк.

 

5. Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:

а) митоза; б) мейоза; в) оплодотворения; г) опыления.

 

6. Кольцевая ДНК характерна для:

а) ядер грибов; б) клеток бактерий; в) ядер животных; г) ядер растений.

 

7. Ионы магния входят в состав:

а) вакуоли; б) аминокислот; в) хлорофилла; г) цитоплазмы.

 

8. Йод необходим для выработки гормона:

а) тироксина б) инсулина в) адреналина г) тестостерона

 

9. В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:

а) АТФ б) глюкоза; в) вода; г) углекислый газ.


10. Большинство животных пустыни могут обходиться без воды. Что может служить источником влаги для них?

а) химические реакции в клетках, происходящие с белками

б) преобразование углеводов

в) окисление жиров

г) снижение уровня обмена веществ

 

11. Растения обыкновенно сохраняют энергию в форме

а)гликогена б) жира в) клетчатки г)крахмала

 

12. Хлоропласты имеются в клетках

а) корня капусты б) гриба-трутовика

в) листа красного перца г) древесины стебля липы

 

13. Чем отличаются половые клетки от остальных клеток организма?

а) подвижностью

б) наличием в цитоплазме повышенного количества лизосом

в) отрицательным хемотаксисом

г) гаплоидным набором хромосом

 

14. К автотрофным организмам относят

а) плесневые грибы

б) хемосинтезирующие бактерии

в)болезнетворные бактерии

г) многоклеточных животных

 

15. ДНК в клетке кроме ядра располагается

а) в лизосомах и рибосомах

б) в митохондриях и пластидах

в) в ЭПС и комплексе Гольджи

г) в цитоплазме

 

16. Первым этапом в синтезе белков в эукариотической клетке является:

а) перевод последовательности нуклеотидов РНК в последовательность аминокислот;

б) соединение нуклеотидов для формирования полипептидов;

в) трансляция последовательности нуклеотидов ДНК в аминокислотную последовательность;

г) передача информации от ДНК к иРНК.

 

17. Артериальная кровь у человека превращается в венозную в:

а) печеночной вене,

б) капиллярах малого круга кровообращения,

в) капиллярах большого круга кровообращения,

г) лимфатических сосудах.

 

18. Молекула крахмала состоит из остатков:

а) глюкозы, б) фруктозы, в) фруктозы и глюкозы, г) глюкозы и галактозы.

 

19. Эволюционная теория не относит к движущим силам эволюции:

а) естественный отбор

б) наследственную изменчивость

в) борьбу за существование

г) саморегуляцию

 

20. При увеличении видового разнообразия экосистемы:

а) снижается численность видов

б) снижается саморегуляция

в) нарушается стабильность круговорота веществ

г) возрастает ее устойчивость

 

21. Опенок в цепи питания является:

а) консументом б) продуцентом в) редуцентом г) паразитом

 

Часть 2.

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

 

1. Каких органоидов нет в животной клетке:

I. Митохондрии

II. Клеточная целлюлозная стенка

III. Клеточный центр

IV. Пластиды

VI. Вакуоли с клеточным соком

а) II, V, VI.

б) II, III,IV, VI.

в) II, IV, VI.

г) I, IV, VI.

 

2. Из перечисленных процессов относятся к пластическому обмену:

I. Образование аминокислот из белков в пищеварительном тракте.

II. Образование глюкозы из воды и углекислого газа.

III. Гидролиз белков.

IV. Синтез жиров.

V. Синтез белков на рибосомах.

VI. Образование глюкозы из гликогена печени.

V. Рибосомы

а) I, II, VI;

б) I, III, IV, V;

в) II, IV, V;

г) IV, V, VI.

 

3. Из перечисленных признаков выберите те, которые характеризуют молекулу ДНК:

I. Двухцепочная молекула.

II. Переносит наследственную информацию.

III. Отсутствует у прокариот

IV. Хранит наследственную информацию.

V. Может быть трех видов.

VI. Характерно свойство репликации или самоудвоения.

а) I, IV, VI;

б) I, III, IV, V;

в) II, IV, V;

г) IV, V, VI.

 

4. Среди животных развитие с метаморфозом характерно для:

I. пауков.

II. Лягушек

III. Змей

IV. Бабочек

V. саранчи

а) II; IV

б) II, III;

в) I, IV;

г) I, II, III, V.

 

5. Какие функции не могут выполнять липиды:

I. Строительную.

II. Гормональную

III. Транспортную

IV. Энергетическую

V. Ферментативную

а) II; IV

б) II, III;

в) I, IV, V;

г) III, V.

 

Часть 3.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10.

 

1. Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.

2. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.

3. У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.

4. Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.

5. Лишайники - симбиотические организмы

6. Венами называют сосуды, по которым течет венозная кровь

7. У каждого млекопитающего 7 шейных позвонков.

8. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

9. Органы боковой линии имеются только у рыб.

10. Печень – удивительный орган: она способна быстро и без последствий регенерировать до 70% своего объема, удаленного при хирургической операции.

 

Часть 4.

 

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 17. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

 

Задание 1. Установите соответствие между органоидом и его типом (6 баллов)

 

Органоид Тип органоида  
11.мембранные органоиды 2. 2.немембранные органоиды   А) ЭПС Б) рибосомы В) митохондрии Г) ядро Д) комплекс Гольджи Е) клеточный центр

 

Задание 2. Установите соответствие между видом отбора и его признаками (6 баллов)

Вид отбора   П Признак отбора  
1.Естественный   2.Искусственный А) сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями; Б) приводит к созданию новых пород животных и сортов растений; В) способствует созданию организмов с нужными человеку наследствен ы ми изменениями; Г) проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в природе Д) действует в природе миллионы лет; Е Е) приводит к образованию новых видов и формированию приспособлен- н ности к среде.
     

 

Задание 3. Установите соответствие между биологическим процессом и его свойствами (5 баллов)

 

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СВОЙСТВО  
1 1) клеточное дыхание   2) фотосинтез   АА) выделение кислорода в процессе обмена веществ Б Б) окисление органических соединений для получения энергии ВВ) поглощение кислорода Г Г) использование солнечной энергии для синтеза ААТФ ДД) синтез органических веществ из неорганических

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

 

1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2013-2014 гг.)

 

Класс

 

Инструкция по выполнению работы

 

На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 80 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 40 заданий.

 

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

 

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

 

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

 

 

Желаем успеха!

 

Часть 1.

 

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Основу слоевища лишайника составляют клетки:
а) цианобактерий;
б) гриба; +
в) многоклеточной водоросли;
г) одноклеточной водоросли.

 

2. Плауны размножаются:
а) только семенами;
б) только спорами;
в) спорами и вегетативно; +
г) только вегетативно.

 

3. Конечным продуктом фотосинтеза у зеленых растений является вещество:
а) крахмал; +
б) хлорофилл;
в) углекислый газ;
г) вода.

 

4. Гельминтами называют:
а) всех червей;
б) всех червей, паразитирующих в организме животных и человека; +
в) только плоских червей, паразитирующих в организме животных и человека;
г) только круглых червей, паразитирующих в организме животных и человека.

5. Основная клетка нервной ткани – нейрон обычно состоит из:
а) тела, одного короткого и нескольких длинных отростков;
б) тела, одного длинного и нескольких коротких отростков; +
в) нескольких тел, одного короткого и одного длинного отростка;
г) нескольких тел с отходящими от них длинными и короткими отростками

 

6. Овладение умением разводить и поддерживать огонь было жизненно необходимым для:
а) австралопитеков;
б) человека умелого;
в) человека прямоходящего;
г) неандертальцев. +

7. Исходя из особенностей строения организма человека, его сердце следует отнести к следующему уровню организации:
а) атомно-молекулярному;
б) тканевому;
в) органному; +
г) системному.

8. По какому, наиболее точному, признаку можно отличить гладкие мышечные волокна от поперечно-полосатых:
а) по цвету;
б) по количеству ядер в клетке; +
в) по количеству межклеточного вещества;
г) по наличию ресничек.

 

9. Эритроциты вырабатываются в:
а) красном костном мозге; +
б) печени;
в) селезенке;
г) лимфатических узлах.

10. Люди, обладающие группой крови IV:
а) являются при ее переливании универсальными донорами;
б) являются при ее переливании универсальными реципиентами; +
в) являются при ее переливании универсальными донорами и реципиентами;
г) не могут предоставлять кровь для переливания.

11. Вакцину используют для формирования у человека:
а) естественного врожденного иммунитета;
б) естественного приобретенного иммунитета;
в) искусственного активного иммунитета; +
г) искусственного пассивного иммунитета.

12. При малокровии ткани тела человека испытывают недостаток:
а) кислорода; +
б) питательных веществ;
в) воды и минеральных солей;
г) всех названных веществ.

13. Классические исследования процессов пищеварения были осуществлены:
а) Э. Дженнером;
б) Л.Пастером;
в) И.И. Мечниковым;
г) И.П. Павловым. +

14. Структурно-функциональной единицей почки является:
а) доля;
б) сегмент;
в) нефрон; +
г) долька.

15. Железа внутренней секреции, управляющая большинством гормональных процессов в организме человека:
а) щитовидная;
б) поджелудочная;
в) надпочечники;
г) гипофиз. +

16. Вегетативная нервная система:
а) не контролируется сознанием человека; +
б) имеет высшие центры только за пределами центральной нервной системы;
в) регулирует координацию про<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: