Общие подготовительные упражнения для развития контроля и координации движений. Пересыпание ложкой
Материал: две круглые пиалы на подносе, левая из них наполнена кукурузными зернами, горохом или рисом; между пиалами лежит ложечка. Пиалы должны иметь одинаковые размеры, форму и расцветку. Поднос также должен подходить по расцветке к пиалам.
Цели: прямая — ребенок учится пересылать зерна ложкой; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, подготовка к письму.
Презентация: 1. Учитель говорит ребенку: «Я покажу тебе, как пересыпают зерна ложкой. Ты можешь взять этот поднос». Он указывает нужный поднос, стоящий на полке, и говорит: «Поднос носят так».
2. Ребенок самостоятельно берет поднос и ставит его на стол посередине. Учитель показывает рукой, куда именно нужно поставить поднос. Учитель садится справа, ребенок — слева.
3. Учитель говорит: «Сначала покажу я, а затем попробуешь ты». Он берет ложечку левой рукой и ясно показывает ребенку, как ее держат за ручку средним, указательным и большим пальцами правой руки. В первый раз следует отдельно показать положение каждого пальца.
Большим и указательным пальцами левой руки учитель обхватывает левую от него пиалу вдоль ее края, поддерживая ее таким образом.
5. Учитель погружает ложку в зерна, зачерпывает их и некоторое время держит ложку горизонтально над пиалой и ждет, пока лишние зерна упадут в пиалу. Ложка не должна быть переполнена.
6. Учитель ведет руку с ложкой направо до тех пор, пока та не окажется над правой пиалой, делает короткую паузу и переворачивает ложку, так что зерна высыпаются из нее в пустую пиалу. При этом он поворачивает кисть руки. Ребенку слышен шум падающих зерен.
Предыдущие действия повторяются до тех пор, пока левая пиала не опустеет. Если в левой пиале осталось мало зерен, то ее можно слегка наклонить направо для удобства зачерпывания зерен.
8. Когда левая пиала опустеет, учитель откладывает ложку в сторону и осуществляет контроль ошибок. Он ставит сначала левую, затем правую пиалу позади подноса и внимательно осматривает поднос, проверяя, нет ли там просыпанных зерен. Он говорит ребенку: «Смотри: ни одного зерна не просыпалось. Поднос чистый».
9. Учитель ставит пустую пиалу справа, наполненную — слева, кладет ложку на поднос посередине (точно так же, как и в начале презентации) и предлагает ребенку выполнить упражнение самостоятельно.
Если ребенок при работе просыпает зерна на поднос, то корректура ошибок производится следующим образом: каждое зернышко берут большим и указательным пальцами правой руки (как пинцетом) и кладут обратно в наполненную пиалу.
Особый интерес: шум при пересыпании зерен; не просыпать зерна на поднос; вращение запястья правой руки.
Контроль ошибок: зерна просыпаны на поднос; в левой пиале остались зерна.
Упражнения: 1. Пересыпание зерен ложкой из большого сосуда в несколько маленьких одинаковых сосудов.
Пересыпание ложками различных форм и размеров.
Пересыпание различных зерен (различных видов круп).
Раскладывание салатов и т.д.
Расширение словарного запаса: «ложка», «поднос», названия зерен, «пересыпать» «наклонять». Возраст: с 2,5 лет.
УПРАЖНЕНИЯ ПО УХОДУ ЗА СОБОЙ
Рамка с пуговицами
Материал: квадратная рамка размером 30x30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок, на одной из которых имеется пять вертикальных петель-прорезей, на другой — пять достаточно крупных плоских пуговиц без ножки.
Цели: прямая — ребенок учится расстегивать и застегивать пуговицы; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений развитие самостоятельности, подготовка к процессу письма.
Презентация: 1. Учитель говорит ребенку: «Сегодня мы будем учиться расстегивать и застегивать пуговицы. Ты можешь взять эту рамку и положить ее на стол». Ребенок приносит рамку, а учитель указывает рукой, что ее нужно положить на стол справа.
2. Учитель садится за стол справа, ребенок — слева. Рамку кладут так чтобы срез верхней половинки ткани был обращен к ребенку. В этом случае ребенку хорошо видно, что происходит с пуговицей на каждом этапе работы.
3. Учитель говорит ребенку: «Это пуговицы. Я покажу, как их расстегивают». Указательным, средним и большим пальцами правой руки он берется за правый край верхней пуговицы, а указательным, средним и большим пальцами левой руки — за край ткани рядом с верхней пуговицей.
4. Он тянет одновременно пуговицу вправо, а ткань — влево.
5. Учитель слегка наклоняет пуговицу и вставляет ее в петлю-прорезь так, чтобы левая половинка пуговицы была под тканью. Он отпускает одновременно ткань и пуговицу и ждет некоторое время, чтобы ребенок мог рассмотреть пуговицу.
6. Далее положение рук меняется: правой рукой учитель берется за край ткани, а левой — за пуговицу. Он тянет ткань вправо, освобождает пуговицу, открывает ткань полностью, а затем отпускает ее. Пуговица расстегнута.
7. Учитель: «Я покажу еще раз, а затем попробуешь ты». Он расстегивает еще одну пуговицу, а затем предлагает ребенку проделать это самостоятельно.
8. Когда все пуговицы расстегнуты, учитель говорит: «Теперь мы раскроем ткань». Большим и указательным пальцами правой руки он берется за левый верхний угол, а большим и указательным пальцами левой руки — за левый нижний угол правой половинки ткани и открывает ее. Точно так же открывают левую половинку ткани, при этом руки меняются местами: левой рукой берутся за верхний, правой — за нижний угол ткани.
9. Учитель: «Мы закроем ткань...» Он закрывает сначала левую, затем правую половинку ткани.
10. Учитель: «...и застегнем пуговицы». Он берется правой рукой за край ткани рядом с верхней пуговицей и слегка отгибает край ткани вправо, так чтобы была видна пуговица. Левой рукой он берется за пуговицу и вставляет ее в петлю-прорезь.
11. Далее учитель меняет положение рук: правой рукой он берется за правый край пуговицы, а левой — за край ткани.
12. Учитель тянет одновременно пуговицу вправо, ткань — влево, затем отпускает руки. Пуговица застегнута. Ребенку предлагают попробовать сделать это самостоятельно.
Примечание: легко видеть, что действия 9—12 (закрывание ткани и застегивание пуговиц) в обратном порядке повторяют действия 3—8 (расстегивание пуговиц и открывание ткани).
13. Когда все пуговицы застегнуты, учитель кладет ладони на обе половинки ткани и легко тянет их в разные стороны, проверяя правильность выполнения работы.
Особый интерес: точно вставить пуговицу в петлю-прорезь.
Контроль ошибок: п. 13; визуальный.
Упражнения: 1. Расстегивание и застегивание маленьких пуговиц, пуговиц разной формы: выпуклых, на ножке, продолговатых и т.д.
2. Использование разных петель: горизонтальных петель-прорезей, скрытых петель, воздушных петель и т.д.
3. Расстегивание и застегивание пуговиц на одежде других детей, кукол, на своей одежде.
Расширение словарного запаса: «пуговица», «рамка», «ткань», «расстегивать», «застегивать». Возраст: с 3 лет.
Мытье рук и чистка ногтей
Материал: клеенчатый фартук, блюдечко для колец, часов и т.п.; кувшин, тазик, мыло в мыльнице, щетка для ногтей в пластмассовой коробочке; полотенце для рук; щетка на длинной ручке для мытья таза; легко впитывающая воду тряпка для просушивания таза, стола и предметов на нем; ведро, щетка на длинной ручке для чистки ведра; тряпка для пола; крем для рук. Весь набор должен быть выдержан в одном цвете.
Расположение предметов: на столе слева направо лежат: сложенный фартук, тазик, в котором стоит кувшин, ручка его направлена к нам; справа от тазика находится мыло в мыльнице, щетка для чистки ногтей в пластмассовой коробочке, свернутое полотенце, тряпка для сушки предметов на столе. Справа сверху находится крем для рук. Щетка для чистки таза находится позади него. Ведро стоит под столом, в нем — щетка для чистки ведра; тряпка для пола висит на краю ведра. Блюдечко для часов и колец находится слева сверху.
Примечание: это лишь один из возможных вариантов расположения предметов. Важно выдержать основной принцип: предметы располагаются в порядке их употребления.
Цели: прямая — ребенок учится мыть руки и чистить ногти; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.
Презентация: 1. Учитель говорит ребенку: «Я покажу тебе, как моют руки. Сначала покажу я, потом попробуешь ты». Учитель надевает клеенчатый фартук, закатывает рукава, снимает часы, кольца, браслеты и кладет их на блюдечко.
2. Учитель берет кувшин и предлагает ребенку пойти с ним вместе за водой. Он наливает воду из-под крана в кувшин, возвращается к столу и осторожно наливает воду из кувшина в тазик. Оставшиеся капли он вытирает тряпочкой. В кувшине должна остаться примерно треть воды.
3. Учитель опускает кисти рук в воду, мочит их, затем поднимает сложенные ладонями друг к другу руки и ждет, пока с них стекут капли.
4. Учитель берет мыло, хорошо намыливает ладони, окунает мыло в воду, ждет, пока с него стекут последние капли, и возвращает его обратно в мыльницу.
5. Учитель потирает ладони рук друг о друга, размыливая мыло; ладонью правой руки намыливает левое запястье, тыльную сторону кисти; затем поочередно большой, указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки. То же самое он делает с кистью правой руки.
6. Учитель опускает кисти рук в воду и смывает мыло; затем он снова приподнимает прижатые друг к другу ладони и ждет, пока стекут последние капли.
7. Учитель показывает чистку ногтей. Правой рукой он берет соответствующую щеточку, окунает ее щетину в воду, затем касается щеточкой мыла и начинает чистить ногти левой руки. Он сжимает четыре пальца левой руки (от указательного до мизинца) и короткими движениями щеточки, направленными сверху вниз, чистит ногти на этих пальцах. Затем он чистит ноготь на большом пальце левой руки такими же движениями. То же самое он проделывает с ногтями правой руки. Когда ногти почищены, учитель споласкивает пальцы и щетку и кладет ее на место.
Примечание, при первой презентации чистку ногтей показывать необязательно.
8. Учитель берет полотенце, разворачивает его, кладет на правую ладонь и сушит левую руку в той же последовательности, в какой она намыливалась (ладонь, запястье, тыльная сторона руки, все пальцы поочередно, начиная с большого). То же делается с правой рукой. Промежутки между пальцами также должны быть сухими.
9. Далее следует уборка. Учитель достает ведро из-под стола, расстилает половую тряпку справа от стола, ставит на нее ведро, достает из него щетку на длинной ручке и кладет ее на тряпку справа от ведра. Учитель берет тазик с мыльной водой обеими руками, осторожно выливает воду в ведро, вытирает капли тряпочкой для вытирания со стола и ставит тазик обратно на стол.
10. Учитель наливает воду из кувшина в тазик, берет щетку на длинной ручке для чистки тазика (она лежала позади него) и медленными круговыми движениями щетки чистит таз от мыльного налета.
11. Учитель ждет, пока со щетки стекут капли, касается щетиной тряпочки для вытирания стола (для того чтобы высушить оставшиеся на щетине капли), кладет щетку позади таза и медленно, осторожно выливает воду из таза в ведро. Оставшиеся на краю тазика капли он высушивает тряпкой для вытирания стола и ставит таз обратно на стол. Учитель выливает в сливной бачок или в канализацию мыльную воду из ведра.
Примечание, ведро носят за ручку на вытянутой руке, а не двумя руками перед собой. Грязную воду не рекомендуется выливать в унитаз, так как в ней случайно может оказаться тряпка, которая застрянет в трубе.
12. Учитель выливает из кувшина всю оставшуюся воду в ведро, берет щетку для чистки ведра и медленными круговыми движениями очищает ведро от мыльного налета. Он вновь откладывает щетку на половую тряп- ку и снова выливает воду из ведра в сливной бачок или в канализацию.
13. Далее следует процесс просушивания всех предметов. Учитель берет тряпочку для вытирания со стола, левой рукой приподнимает три верхних слоя этой тряпочки и вставляет между 3-м и 4-м слоями четыре пальца правой руки, как будто надевая варежку. Большим пальцем правой руки он прижимает три слоя тряпочки, которые теперь оказываются лежащими на его ладони.
14. Учитель просушивает все предметы, находящиеся на столе в следующем порядке: тазик внутри и снаружи, стол под тазиком (возможный водяной круг); кувшин внутри и снаружи, стол под кувшином; дно мыльницы, дно коробочки для щетки, стол под мыльницей и коробочкой для щетки; возможные капли, оставшиеся на столе. Кувшин ставят обратно в тазик. Затем учитель берет тряпку для пола и протирает ведро изнутри и снаружи, кладет щетку для чистки ведра обратно в ведро и вешает тряпку на край ведра для просушивания. Он убирает ведро обратно под стол.
Примечание: при необходимости руки можно сполоснуть под краном и снова тщательно высушить полотенцем.
15. Учитель берет крем для рук, наносит его на ладонь левой руки и размазывает его в том же порядке, в каком намыливал руки.
16. Учитель относит на просушку мокрые полотенце и тряпочку для вытирания со стола и приносит вместо них сухие. Он снимает фартук, складывает его и надевает часы, кольца, браслеты и т. п. Ребенку предлагается повторить упражнение.
Особый интерес: капли, стекающие с рук, мыльная пена, запах мыла и крема, намазывание рук кремом.
Контроль ошибок: вода на столе и на полу, грязь и следы мыла на руках, грязное полотенце, мыльный налет на тазике и ведре.
Упражнения: 1. Мытье рук под краном.
2. Мытье других частей тела.
3. Купание в ванной.
4. Купание под душем.
5. Чистка зубов.
6. Обращение с жидким мылом и шампунем.
7. Применение крема различной консистенции и в разных упа- ковках,
8. Намазывание кремом других частей тела.
Расширение словарного запаса: «ладонь», «тыльная
сторона кисти», «запястье», названия пальцев, предметов из комплекта для мытья рук, «мыть», «вытирать» и т.д. Возраст: с 3 лет.