"Планирование в деятельности педагога-организатора"
Подготовила – Н.А.Калякина,
методист МБОУ ДО ЦДОД
Педагог-организатор в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с детьми, учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности.
Анализ документации педагогов-организаторов показывает, что многие из них, особенно те, кто только начинает свою трудовую деятельность, испытывают затруднения в планировании своей работы. Нередки факты, когда простой перечень массовых мероприятий без указаний целей, форм проведения, возраста их участников, выдается за план работы педагога-организатора.
Осуществляя планирование, педагог-организатор должен учитывать следующие общепедагогические требования к планам: научную обоснованность; целесообразность; социальную направленность; актуальность; реальность выполнения; гласность, а та же не забывать, что план воспитательной работы и его осуществление являются результатом сотворчества руководителя и детского коллектива. В связи с этим педагогу-организатору необходимо планировать и осуществлять воспитательную работу совместно с детским коллективом как полноправным субъектом процесса воспитания, с учетом социальных умений и навыков, возраста учащихся, их постоянно растущих потребностей, изменяющихся интересов, стремления к самоутверждению и самореализации.
Процесс планирования, как и любая деятельность, предполагает определенную последовательность:
Первый этап. Приступая к планированию, педагог-организатор должен уточнить перечень своих обязанностей, которые указаны в приказе директора учреждения о приеме его на работу. Они определяются на основании нормативного правового документа "Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых".
Второй этап. Изучение основополагающих, нормативных правовых документов по вопросам дополнительного образования и воспитания. Это поможет правильно определить цели, задачи воспитательной деятельности, планируемые результаты (промежуточные и конечные).
Третий этап. Ознакомление с итогами работы за предыдущий учебный год и планом работы, программой развития учреждения на новый учебный год.
Четвертый этап. Проведение анкетирования, собеседований, деловых, организационно-деятельностных игр с целью диагностики досуговых интересов, увлечений учащихся, а также привлечения их к участию в планировании различных интересных, полезных дел.
Пятый этап. Изучение и использование календаря государственных, народных праздников, знаменательных событий в жизни учреждения, города (села), области, страны, событий международного значения, а также планов, графиков проведения районных, областных, всероссийских конкурсов, смотров, выставок, фестивалей, других массовых мероприятий.
Результат работы педагога-организатора проявляется в реализованных целях его деятельности и отражает степень эффективности воспитательного процесса. Результаты выражаются:
— в наличии личностно-ориентированной воспитательной системы в образовательном учреждении;
— в сформированных у учащихся потребностях в самовоспитании, самообразовании, самоуправлении;
— в развитости у детей умений делать нравственный выбор, регулировать свое поведение и поступки, анализировать, оценивать и контролировать свои действия;
— в осмыслении учащимися своего личностного достоинства, самоценности, осознании жизни как высшей ценности, оптимистическом мировосприятии, умении ставить цели и достигать их, в развитом стремлении определить смысл своей жизни, сопоставлять ее с духовно-нравственными идеалами;
— в усвоении воспитанниками этических образцов поведения, элементов культуры, овладении социальными ролями, а также в отсутствии правонарушений;
— в адекватном эмоциональном отклике детей на воспитательные воздействия.
Педагогу-организатору необходимо научить детей и подростков самостоятельному выбору видов общественно полезной деятельности, качественному выполнению поручений, умению видеть, кому нужна их помощь, оценивать результаты своего участия в конкретных делах. Чем больше будет у педагога-организатора помощников, единомышленников среди учащихся, педагогов, родителей, тем лучше будут результаты воспитательной работы.
Данные советы, рекомендации, как и любые методические материалы, предполагают творческий подход к их использованию, учет местных условий, особенностей и возможностей учреждений образования.
Примерная структура годового плана воспитательной работы педагога-организатора
Разделы плана:
1. Вступление. Краткий анализ итогов воспитательной деятельности за предыдущий учебный год. (Если педагог-организатор только начинает свою деятельность, то этот раздел плана пишется на основании материалов отчета, решений педсовета учреждения, бесед с педагогами дополнительного образования, учащимися.)
2. Характеристика (краткая) коллектива учащихся учреждения
а) всего учащихся;
б) творческих объединений... (разных направленностей), в них обучающихся;
в) возрастная характеристика