для магистрантов заочной формы обучения




направление подготовки 030900.68 Юриспруденция

(квалификация (степень) «магистр»)

Магистерская программа: «Судебная власть»

 

 

Ростов–на–Дону

2012 г.

Автор(ы):

Цечоев В.К., д.ю.н., доц., зав. каф. теории и истории права и государства Ростовского филиала ФГБОУВПО «РАП»

Рецензенты:

Власов В.И., д.ф.н., профессор, профессор кафедры «Теории и истории права и государства» Ростовского филиала ФГБОУВПО «РАП»

 

Зырянов В.Н., д.ю.н., профессор, Директор Ростовского юридического института Российской правовой академии Министерства юстиции РФ

 

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).

Одобрен на заседании кафедры «Теории и истории права и государства» Ростовского филиала ФГБОУ ВПО Российской академии правосудия (протокол № ___ от ___ ____________2012 г.).

Утверждён Учебно-методическим советом Ростовского филиала ФГБОУ ВПО Российской академии правосудия ___ ____________ 2012 г., протокол № ___.

 

 

© РФ ФГБОУ ВПО «РАП», 2012 г.

© Цечоев В.К.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………….....................4

 

Объём дисциплины и виды учебной работы ……………………………..….10

 

Тематический план……………………………………………………………11

 

Программа курса….………………………………………………………….......12

 

Планы семинарских (практических) занятий………………………………...20

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины и

организации самостоятельной работы магистрантов……………….….……30

 

Контрольные задания……………………………………………………………35

 

Примерная тематика магистерских диссертаций……………………………..36

 

Литература……………………………………………………………………....39

 

Вопросы для подготовки к зачету с оценкой……………..............……...........45

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» «История политических и правовых учений» является дисциплиной базовой (обязательной) части профессионального цикла.

Предметом истории политических и правовых учений являются направления политико-правовой мысли, а также отдельные теории, в которых рассматриваются проблемы, связанные с происхождением государства, его элементами (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) и комплекс идей, легитимирующих власть и средства ее реализации.

Существенный вклад в проблематику этой науки вносят мысли, посвященные разработке правовых категорий, а также институтов судоустройства и судопроизводства.

В цикле изучения историко-правовых дисциплин истории политических и правовых учений отводится роль обобщения и завершения историко-правового образования. История государства и права зарубежных стран и история государства и права России представляют для истории политических и правовых учений фундаментальную историко-правовую базу, на основе которой магистрант получает представление о возникновении и развитии государственно-правовых институтов и учреждений и правовых систем. История политических и правовых учений предлагает пути и средства их усовершенствования или радикальных изменений.

В состав настоящего учебно-методического комплекса входят два раздела курса, состоящие из семи тем, планы семинарских занятий, литература к ним, а также контрольные вопросы для подготовки к зачету.

Предлагается следующая структура изложения материала. В первой части магистрант знакомится с политико-правовыми теориями в зарубежных государствах, последовательно осваивая этапы их развития и выявляя приращение знаний по основным политико-юридическим категориям. Во второй части он изучает процессы возникновения и эволюции политико-правовой мысли в России.

Такая методика позволяет не только представить в целом общую линию развития политико-правовых учений, но и провести историко-сравнительный анализ с выявлением особенностей, характеризующих отечественную политическую теорию на всех этапах ее развития, опираясь при этом на общий уровень политического и правового менталитета в зарубежных государствах.

Расположение тем подчинено историко-хронологической, логической и сравнительной методикам изложения материала, апробированным в высших юридических учебных заведениях в России и за рубежом.

Историко-сравнительные методики сочетаются с проблемным освещением узловых тем курса. Каждая тема содержит соответствующие учения мыслителей, основные направления политической мысли, разрабатывающие политико-правовую проблематику.

Учебная литература ко всему курсу дана общим списком (см. ниже), а источники (произведения мыслителей) и монографии (тематические исследования русских и зарубежных авторов) - к каждой теме.

Опыт преподавания данной дисциплины показал, что для получения глубоких знаний недостаточно только овладеть учебной литературой, необходимо также обращение к источникам. При подготовке к семинарским занятиям непосредственное знакомство с произведениями мыслителей обязательно.

В результате изучения курса «История политических и правовых учений» магистр должен знать следующие дидактические единицы:

• критерии оценки политико-правовых доктрин;

• становление и развитие политико-правовой идеологии;

• политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних

веков;

• политические и правовые учения Нового времени;

• теория естественного права;

• теория разделения властей;

• ранний социализм;

• политические и правовые учения в России;

• правовые и политические учения Канта и Гегеля;

• либеральные политико-правовые доктрины;

• социалистические политико-правовые теории;

• марксистские политико-правовые учения;

• основные политические и правовые учения второй половины XIX века (Остин, Еллинек и др.) и XX века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.).

Характеристика профессиональной деятельности магистров

Область профессиональной деятельности магистров включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, проведение научных исследований, образование и воспитание.

Объектами профессиональной деятельности магистров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

а) правотворческая;

б) правоприменительная;

в) правоохранительная;

г) экспертно-консультационная;

д) организационно-управленческая;

е) научно-исследовательская;

ж) педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:

а) правотворческая деятельность:

- подготовка нормативных правовых актов;

б) правоприменительная деятельность:

- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

- составление юридических документов;

в) правоохранительная деятельность:

- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

- охрана общественного порядка;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

- защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

г) экспертно-консультационная деятельность:

- оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

- осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;

д) организационно-управленческая деятельность:

- осуществление организационно-управленческих функций;

е) научно-исследовательская деятельность:

- проведение научных исследований по правовым проблемам;

- участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ж) педагогическая деятельность:

- преподавание юридических дисциплин;

- осуществление правового воспитания.

Требования к результатам освоения образовательных программ магистратуры

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правотворческой деятельности:

- способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

- способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

- способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

- способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспертно-консультационной деятельности:

- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

- способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

в организационно-управленческой деятельности:

- способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

- способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

в научно-исследовательской деятельности:

- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

Изучение курса завершается зачетом с оценкой, подготовиться к которому помогут контрольные вопросы, расположенные в хронологическом порядке.

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов по заочной форме обучения
Зачетные единицы - общая трудоёмкость 3 з.е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий Из них:  
Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля Зачет с оценкой

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ
Разделы (темы) дисциплины лекции семинары С/р
  Раздел I. История политических и правовых учений в Зарубежных странах      
  Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока      
  Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме    
  Политические и правовые учения в государствах Западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения        
  Политические и правовые учения XIX в. – начало XX в. в Западной Европе. (Активное занятие)    
  Раздел II. Политические и правовые учения в России.      
  Политические и правовые теории в период юридического оформления абсолютной монархии (XVIII – первая половина XIX в.)        
  Политические и правовые учения в России и русском зарубежье (вторая половина XIX – первая половина XX в.) (Активное занятие)    
  Политико-правовые концепции тоталитарной государственности XX в. (Активное занятие)    
  ИТОГО:      
Форма итогового контроля Зачет с оценкой

 

ПРОГРАММА КУРСА

Раздел I. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

ТЕМА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Типологические особенности индусско-буддийской цивилизации. Политеизм. Понятия сансары, дхармы и кармы. Теории государственно-политической власти. Варно-кастовая система трансформации брахманизма в индуизм. Веды. Упанишады. Артхашастры.

Типологические особенности китайско-конфуцианской цивилизации. «Дао дэ цзын» Лао-цзы. Основные категории даосизма. Концепция совершенно-мудрого правителя. «Управление через недеяние». Теория этического государства Конфуция. Государственный патернализм. Понятие «мандата неба» Циклы смены династий.

Легизм Шан Яна. Понятие закона (фа), ба-дао и ван-дао. Методы управления обществом и экономикой.

ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ

Гераклит. Особенности философской концепции. Наилучшая форма государства. Справедливость и закон. Роль закона в государстве.

Демокрит. Государство как «общее дело» граждан. Политический идеал. Учение о политике как высшем искусстве. Роль закона в государственной жизни.

Софисты. Старшие и младшие. Учение о формах государства и законах.

Платон. Происхождение государства. Формы государства. Признаки тиранического правления. Проекты идеальных вариантов государственной организации в трактатах «Государство» и «Закон». Роль закона в политическом обществе.

Аристотель. Особенности происхождения государства. Принципы классификации его форм. Смешанная форма и ее элементы. Характеристика демократии. Политика и мораль. Отношение к собственности граждан. Виды справедливости: уравнивающая и распределяющая.

Полибий. Учение о круговороте политических форм. Смешанная форма правления и ее элементы. Обычай и закон как основные начала государст­венной жизни.

Цицерон. Определение государства. Учение о республике как «вещи народа». Классификация форм государства. Учение о естественном праве и законе. Классификация права.

Христианство. Социальные, политические и нравственные идеалы Нового Завета.

Иоанн Златоуст. Социальная утопия. Теория трех элементов государственной власти.

Аврелий Августин. Учение о двух градах. Взаимоотношения церкви и государства. Формы преследования за инакомыслие (ересь). Представление о свободе воли христианина.

ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫВ СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Фома Аквинский. Учение о трех элементах государственной власти и четырех видах законов. Право народа на оказание сопротивления верховной власти и необходимые условия для его реализации. Представление о наилучшей форме организации государственной власти. Отношение к еретикам; роль государства в их преследовании.

Учение о четырех видах законов.

Средневековые ереси, их социально-политические идеалы.

Н. Макиавелли. Условия происхождения государства, определение его целей и задач. Этапы развития государственности и их историческая последовательность. Государство и право. Соотношение силы и права. Значение религии в государстве. Политика и история. Устройство армии и ее роль в государстве.

М. Падуанский. Происхождение государства. Государство и право. Социальная структура общества. Церковь и государство. Условия возникновения тиранического правления и средства его преодоления. Народный суверенитет.

Ж. Боден. Суверенитет верховной власти, пределы ее реализации. Роль, задачи и объем полномочий представительного органа.

Т. Мор. Социальное и политическое устройство идеального государства на о. Утопия. Организация труда и распределения. Политическая система.

Т. Кампанелла. Социальное устройство: общая собственность, отсутствие семьи; организация труда и распределения. Система поощрений. Политическая структура. Право. Суд и правосудие.

 

тема 4. Политические и правовые учения XIX в. – начало XX в. в Западной Европе

Историческая школа права. История развития права. Проблемы кодификации права.

И. Кант. Особенности философских взглядов. Учение о свободе воли индивида. Категорические императивы (условные и безусловные). Понятие права и принципы его классификации. Определение государства. Особенно­сти учения И. Канта о формах государства. Разделение властей. Учение о вечном мире: прелиминарная и окончательная стадии.

Г.В.Ф. Гегель. Происхождение государства. Логика. Философия природы. Философия духа. Право. Мораль. Нравственность. Учение о преступлении и наказании. Общество и государство. Наилучшая модель организации государства. Схема разделения властей.

К. Маркс и Ф. Энгельс. Учение о классах, собственности и государстве. Теория общественных формаций в процессе развития человечества. Соотношение производительных сил и производственных отношений, роль конфликта между ними. Объяснение необходимости революционных перемен. Определение государства и права. Проект их революционного преобразования в Манифесте Коммунистической партии. Учение о диктатуре пролетариата как переходном периоде от капитализма к коммунизму. Представление о коммунизме и двух фазах его развития.

Р. Иеринг. История развития права. Борьба за право и цель в праве. Универсальность правовых идей и их воплощение в государстве. Представление о наилучшем устройстве государства.

Б. Констан. Оценка революций. Гражданская и личная свобода индивидов и история их развития. Принцип невмешательства в экономическую деятель­ность индивидов — основа благополучия граждан. Политические гарантии индивида в государстве и их значение в обеспечении его безопасности. Институт общественного мнения. Разделение и равновесие властей. Значение всеобщего избирательного права.

О. Конт. Теория позитивизма. Социология как наука о развитии человеческого общества. Отношение к собственности. Социократия — идеальная форма организации общества.

Л. Дюги. Учение о норме солидарности. Децентрализация верховной власти. Корпоративный характер государства.

М. Ориу. Институционалистское представление о государстве и возможных путях его развития.

И. Бентам. Утилитаристская концепция государства. Цели и задачи государства, пределы его компетенции. Роль права в регулировании общественных отношений. Соотношение моральных и правовых норм. Наилучшая форма государства. Отношение государства к собственности и предпринимательству. И. Бентам — пророк нового мира.

Часть II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ.

ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ В ПЕРИОД ЮРИДИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ (XVIII-первая половина ХIХ в.)

В.Н. Татищев. Происхождение государства. Формы государства. Проект ограничения абсолютной монархии представительным органом — Сенатом. Требования к законодателям. Условия соблюдения законности. Осуждение «свирепства» правителей и тиранического правления. Необходимые изменения в крепостном праве.

Феофан Прокопович. Необходимость для России абсолютной монархии. Аргументы в пользу права монарха назначать наследника. Правопонимание.

И.Т. Посошков. Социально-экономическая программа. Правовое положение сословий в государстве. Роль государства в экономической жизни страны. Проекты военной и судебной реформ. Распространение просвещения.

М.М. Щербатов. Цели государства. План ограничения абсолютизма. Суждение о праве и правосудии.

С.Е. Десницкий. Происхождение государства и его цели. Учение о разделении властей. Проект законосовещательного органа при монархе. «Суди-тельная» власть: ее формирование и деятельность.

Я.П. Козельский. Происхождение государства, его цели и задачи. Наи­лучшая форма правления. Отношение к крепостному праву. Соотношение ес­тественных и положительных законов. Утопический проект идеального соци­ального и политического устройства государства.

А.Н. Радищев. Происхождение государства. Критика абсолютной монархии и крепостного права. Отношение к частной собственности. Идеальный вариант республиканского устройства государства. Требование соблюдения основных естественных прав человека.

М.М. Сперанский. Происхождение государства, его цели и задачи. План государственных преобразований. Проект ограничения самодержавия. Учение о политической и государственной свободе. Сословная структура общества. План ликвидации крепостного права.

Н.М. Карамзин. Проекты реформирования российского самодержавия «Самодержавие — Палладиум России». Критика бюрократического государ­ственного аппарата. План развития образования в России. Отношение к кре­постному праву; возможности его юридического ограничения.

Н.М. Муравьев. Проекты Конституций: форма правления, форма государственного устройства. Условия ликвидации крепостного права и сословного неравенства.

П.И. Пестель. «Русская правда»: форма правления, форма государственного устройства. Аграрные преобразования. Уничтожение сословных привилегий. Решение национального вопроса. Революционное и конституционное правления.

П.Я. Чаадаев. Критика абсолютной монархии и крепостного права. Суждения о путях развития России. Просвещение как один из самых мощных рычагов социальных и политических преобразований государства.

 

ТЕМА 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ И РУССКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ (вторая половина XIX— первая половина XX в.)

А.И. Герцен. Происхождение государства, его цели и задачи. Критика самодержавия и крепостничества. Социальная республика.

Н.Г. Чернышевский. Происхождение государства, его цели и задачи. Взаимосвязь экономических и политических процессов в общественной жизни. Критика правительства, бюрократии и крепостного права. Социально-политический идеал, пути и средства его достижения.

М.А. Бакунин. Свобода, социальная революция и государство. Анархическая социальная утопия. Общечеловеческое право.

Б.Н. Чичерин. Основные начала общественно-политического бытия. Роль государства в обществе. Отношение к праву как способу реализации свободы воли. Лицо, государство и их взаимоотношения.

Н.М. Коркунов. Государство и государственная власть. Право как средство разграничения интересов. Роль государства в реализации права.

С.А. Муромцев. Социальная юриспруденция. Право как порядок общественных отношений. Суд - творец права. Ненормативные формы права.

Л.И. Петражицкий. Правопонимание. Психология и право. Разновидности права.

М.М. Ковалевский. Происхождение государства. Условия возникновения и стадии развития права. Роль права в создании «замиренной среды».

Концепция правового государства в России (Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский, В.М. Гессен и др.). Влияние западноевропейской теории правового государства в свете традиций русской политико-правовой мысли. Учение о власти и праве. Проблемы конституционализма в исторической и современной концепции. Проблема прав и свобод индивида в условиях России.

Г.В. Плеханов. Государство. Право. Революция. Отрицание необходимости диктатуры пролетариата. Представление о социалистическом устройстве общества.

Политико-правовые теории евразийского направления мысли (Е.Н. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Н.Н. Алексеев и др.). Идеократическая государственность. Правящий отбор, дематическое гарантийное государство. Правовые традиции. Государство правды. Представление о собственности.

В.И. Ленин. Перманентная революция и ее основные этапы, их цели, задачи и движущие силы. Революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства — власть переходного периода от буржуазно-демократического этапа к социалистическому. Социалистическая революция: ее цели и движущие силы. Обоснование необходимости диктатуры пролетариата. Учение о диалектическом единстве диктатуры и демократии.

Н.А. Бердяев. Религия и общественный строй. Историософская концепция. Человек, общество и государство. Содержание «русской идеи». Отношение к революции.

И.А. Ильин. О формах правления. Определение права. Соотношение права и силы. Правосознание как основа правового поведения индивида в обществе.

И.Л. Солоневич. Учение о монархии как наилучшей форме организации власти в России. Критика советского политического режима.

Г.П. Федотов. Россия как держава в прошлом и будущем. Политические основы решения национального вопроса.

 

ТЕМА 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ

ТОТАЛИТАРНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ XX В.

Теория «открытых» и «закрытых обществ» К.Поппера. Неопозитивизм. Историзм и историцизм. Социальная и утопическая инженерии. Парадокс свободы. Этика «открытых» и эстетизм «закрытых обществ». Критика Пла­тона, Гегеля и Маркса.

Теория «авторитарной личности» Э. Фромма. Неофрейдизм. Понятие «социального характера» Садомазохистский тип личности и «бегство от свободы». «Фюрерское государство» и атомизированное общество.

Теория командно-административной экономики Ф. Ван Хайека. Неоконсерватизм. Государственное регулирование и регламентация экономики. Исторические предпосылки формирования и пределы функционирования командно-административной экономики. Идеологизация экономической и политической систем. Формирование анти-элиты.

ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока

1. Содержание и особенности политико – правовых идей брахманизма, раннего буддизма и индуизма.

2. Политический трактат Артшахастра.

3. Эгалитаристская социально – политическая утопия Лао-цзы и Мо-цзы.

4. Патерналистско- патриархальная концепция государства и права Конфуция.

5. Основные положения учения Шан-яна.

Основная литература:

1. Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В., Цечоев В.К. История политических и правовых учений. М.: Юрайт, 2012.

2. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник 3-е изд. М.: Норма, 2011.

3. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие – М.: Проспект, 2011.

Дополнительная литература:

1. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. Курс лекций. М., 2003.

2. История политических и правовых учений. / Под ред. В.И. Власова. Ростов н/Д, 2003[*]

3. История политических и правовых учений: учебник / отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2008.

4. Козлов В.С. История политических и правовых учений. 2-е изд. М. 2011.

5. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие – М., 2007. [*]

Источники:

1. Артхашастра, или Наука политика. М., 1993.

2. Книга правителя области Шан. М., 1968.

3. Конфуций. Суждения и беседы. Ростов н/Д, 2006.

 

Занятие 2. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме

1. Процесс трансформации мифологического сознания в рационально-логическое в I тысячелетии до н. э.

2. Концепция прямой демократии Сократа.

3. Концепция «идеального государства» Платона.

4. Системная политология Аристотеля.

5. Концепция «уравновешенного государства» Цицерона.

 

Основная литература:

1. Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В., Цечоев В.К. История политических и правовых учений. М.: Юрайт, 2012.

2. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник 3-е изд. М.: Норма, 2011.

3. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие – М.: Проспект, 2011.

Дополнительная литература:

1. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. Курс лекций. М., 2003.

2. Герье Н. Блаженный Августин. М., 2003.

3. История политических и правовых учений. / Под ред. В.И. Власова. Ростов н/Д, 2003[†]

4. История политических и правовых учений: учебник / отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2008.

5. Козлов В.С. История политических и правовых учений. 2-е изд. М. 2011.

6. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие – М., 2007. [*]

Источники:

1. Антология мировой политической мысли. ТТ 1-5. М., 1997.

2. Антология мировой правовой мысли. ТТ 1-5. М., 1999.

3. Аристотель. Политика. Соч. в 4-х томах. Т.4. М., 1984.

4. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления (любое издание).

5. Платон. Государство. Политик. Законы. Соч. в 3-х томах. Т.3. Ч.1 и 2. М., 1971–1972.

6. Цицерон М.Т. О государстве. О законах. Речи. Письма. М., 1993.

 

Занятие 3. Политические и правовые учения в государствах западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения

1. Политико-правовые концепции раннего Возрождения. Общая характеристика.

2. Утопический коммунизм Т.Мора.

3. Теория реальной политики Н. Макиавелли.

4.Теория государственного суверенитета Ж.Бодена.

5. Теория Реформации М.Лютера.

6. «Аристократическая республика» Ж.Кальвина.

 

Основная литература:

1. Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В., Цечоев В.К. История политических и правовых учений. М.: Юрайт, 2012.

2. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник 3-е изд. М.: Норма, 2011.

3. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие – М.: Проспект, 2011.

Дополнительная литература:

1. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. М., 2005.

2. История политических и правовых учений. / Под ред. В.И. Власова. Ростов н/Д, 2003*

3. История политических и правовых учений: учебник / отв. ред. Лазарев М., 2008.

4. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время от Макиавелли до Канта. Курс лекций. СПб., 2002.*

5. Козлов В.С. История политических и правовых учений. 2-е изд. М. 2011.

6. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие – М., 2007. [*]

Источники:

1. Антология мировой политической мысли. ТТ 1-5. М., 1997.

2. Антология мировой правовой мысли. ТТ 1-5. М., 1999.

3. Данте А. Монархия. М., 2000.

4. Макиавелли Н. Государь (любое издание).

5. Мор Т. Утопия. М., 1976.

 

Занятие 4. Политические и правовые учения XIX в. – начало XX в. в Западной Европе.

Форма занятия – диалоговый режим.

Цель введения активной формы и цель занятия заключается в формировании у магистрантов представления о политических и правовых учениях XIX в. – начало XX в. в Западной Европе.

Технология проведения занятия: магистранты работают в группе.

Оценка успешной деятельности студента заключается в присвоении индивидуальной оценки в зависимости от активности участия в интерактивном занятии.

Конечный результат представляется магистрантам в форме суждения-заключения по исследованным вопросам.

При подготовке к семинарскому занятию, которое будет проводиться в диалоговом режиме магистранту необходимо самостоятельно подготовить следующие вопросы:

1.Метафизика либерального государства, права и морали И. Канта.

2.Метафизика консервативного государства и права Г.В.Ф. Гегеля.

3.Юридический позитивизм в работах Р. Иеринга и Д. Остина.

4.Политическое учение Б. Константа.

5.Социологически – позитивистское учение О. Конта о происхождении и развитии общества и государства.

6. Институционалистское представление о государстве и возможных путях его развития М. Ориу.

7. Учение о классах, собственности и государстве К. Маркса и Ф. Энгельса.

8.Концепция права и государства в работах И. Бентама.

 

Основная литература:

1. Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В., Цечоев В.К. История политических и правовых учений. М.: Юрайт, 2012.

2. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник 3-е изд. М.: Норма, 2011.

3. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие – М.: Проспект, 2011.

Дополнительная литература:

1. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. Курс лекций. М., 2003.

2. История политических и правовых учений. / Под ред. В.И. Власова. Ростов н/Д, 2003*

3. История политических и правовых учений: учебник / отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2008.

4. Козлов В.С. История политических и правовых учений. 2-е изд. М. 2011.

5. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие – М., 2007. [*]

Источники:

1. Антология мировой политической мысли. ТТ 1-5. М., 1997.

2. Антология мировой правовой мысли. ТТ 1-5. М., 1999.

3. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998.

4. Бентам И. Тактика законодательных собраний. Челябинск, 2006.

5. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

6. Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991.

7. Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881.

8. Кант И. Метафизика нравов. Ч.2. Метафизические учения о праве // Соч. Т.4. М., 1965.

9. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4.

11. Констан Б. Принципы политики, пригодные для всякого правления. // Классический французский либерализм. М., 2000.

12. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.21.

Занятие 5. Политические и правовые теории в период юридического оформления абсолютной монархии (XVIII – первая половина XIX в.)

1. План государственных преобразований М.М.Сперанского

2. Проекты реформирования российского самодержавия в учении Н.М. Карамзина.

3. «Русская правда» П.И. Пестеля.

4. Проекты конституций Н.М. Муравьва.

 

Основная литература:

1. Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В., Цечоев В.К. История политических и правовых учений. М.: Юрайт, 2012.

2. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник 3-е изд. М.: Норма, 2011.

3. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие – М.: Проспект, 2011.

Дополнительная литература:

1. История политических и правовых учений / Под ред. Нерсесянца. М., 2003*

2. История п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: