направление подготовки 030900.68 Юриспруденция
(квалификация (степень) «магистр»)
Магистерская программа: «Судебная власть»
Ростов–на–Дону
2012 г.
Автор(ы):
Цечоев В.К., д.ю.н., доц., зав. каф. теории и истории права и государства Ростовского филиала ФГБОУВПО «РАП»
Рецензенты:
Власов В.И., д.ф.н., профессор, профессор кафедры «Теории и истории права и государства» Ростовского филиала ФГБОУВПО «РАП»
Зырянов В.Н., д.ю.н., профессор, Директор Ростовского юридического института Российской правовой академии Министерства юстиции РФ
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).
Одобрен на заседании кафедры «Теории и истории права и государства» Ростовского филиала ФГБОУ ВПО Российской академии правосудия (протокол № ___ от ___ ____________2012 г.).
Утверждён Учебно-методическим советом Ростовского филиала ФГБОУ ВПО Российской академии правосудия ___ ____________ 2012 г., протокол № ___.
© РФ ФГБОУ ВПО «РАП», 2012 г.
© Цечоев В.К.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….....................4
Объём дисциплины и виды учебной работы ……………………………..….10
Тематический план……………………………………………………………11
Программа курса….………………………………………………………….......12
Планы семинарских (практических) занятий………………………………...20
Методические рекомендации по изучению дисциплины и
организации самостоятельной работы магистрантов……………….….……30
Контрольные задания……………………………………………………………35
Примерная тематика магистерских диссертаций……………………………..36
Литература……………………………………………………………………....39
Вопросы для подготовки к зачету с оценкой……………..............……...........45
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» «История политических и правовых учений» является дисциплиной базовой (обязательной) части профессионального цикла.
Предметом истории политических и правовых учений являются направления политико-правовой мысли, а также отдельные теории, в которых рассматриваются проблемы, связанные с происхождением государства, его элементами (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) и комплекс идей, легитимирующих власть и средства ее реализации.
Существенный вклад в проблематику этой науки вносят мысли, посвященные разработке правовых категорий, а также институтов судоустройства и судопроизводства.
В цикле изучения историко-правовых дисциплин истории политических и правовых учений отводится роль обобщения и завершения историко-правового образования. История государства и права зарубежных стран и история государства и права России представляют для истории политических и правовых учений фундаментальную историко-правовую базу, на основе которой магистрант получает представление о возникновении и развитии государственно-правовых институтов и учреждений и правовых систем. История политических и правовых учений предлагает пути и средства их усовершенствования или радикальных изменений.
В состав настоящего учебно-методического комплекса входят два раздела курса, состоящие из семи тем, планы семинарских занятий, литература к ним, а также контрольные вопросы для подготовки к зачету.
Предлагается следующая структура изложения материала. В первой части магистрант знакомится с политико-правовыми теориями в зарубежных государствах, последовательно осваивая этапы их развития и выявляя приращение знаний по основным политико-юридическим категориям. Во второй части он изучает процессы возникновения и эволюции политико-правовой мысли в России.
Такая методика позволяет не только представить в целом общую линию развития политико-правовых учений, но и провести историко-сравнительный анализ с выявлением особенностей, характеризующих отечественную политическую теорию на всех этапах ее развития, опираясь при этом на общий уровень политического и правового менталитета в зарубежных государствах.
Расположение тем подчинено историко-хронологической, логической и сравнительной методикам изложения материала, апробированным в высших юридических учебных заведениях в России и за рубежом.
Историко-сравнительные методики сочетаются с проблемным освещением узловых тем курса. Каждая тема содержит соответствующие учения мыслителей, основные направления политической мысли, разрабатывающие политико-правовую проблематику.
Учебная литература ко всему курсу дана общим списком (см. ниже), а источники (произведения мыслителей) и монографии (тематические исследования русских и зарубежных авторов) - к каждой теме.
Опыт преподавания данной дисциплины показал, что для получения глубоких знаний недостаточно только овладеть учебной литературой, необходимо также обращение к источникам. При подготовке к семинарским занятиям непосредственное знакомство с произведениями мыслителей обязательно.
В результате изучения курса «История политических и правовых учений» магистр должен знать следующие дидактические единицы:
• критерии оценки политико-правовых доктрин;
• становление и развитие политико-правовой идеологии;
• политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних
веков;
• политические и правовые учения Нового времени;
• теория естественного права;
• теория разделения властей;
• ранний социализм;
• политические и правовые учения в России;
• правовые и политические учения Канта и Гегеля;
• либеральные политико-правовые доктрины;
• социалистические политико-правовые теории;
• марксистские политико-правовые учения;
• основные политические и правовые учения второй половины XIX века (Остин, Еллинек и др.) и XX века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.).
Характеристика профессиональной деятельности магистров
Область профессиональной деятельности магистров включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, проведение научных исследований, образование и воспитание.
Объектами профессиональной деятельности магистров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.
Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
а) правотворческая;
б) правоприменительная;
в) правоохранительная;
г) экспертно-консультационная;
д) организационно-управленческая;
е) научно-исследовательская;
ж) педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:
а) правотворческая деятельность:
- подготовка нормативных правовых актов;
б) правоприменительная деятельность:
- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
- составление юридических документов;
в) правоохранительная деятельность:
- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
- охрана общественного порядка;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
- предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
- защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
г) экспертно-консультационная деятельность:
- оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;
- осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;
д) организационно-управленческая деятельность:
- осуществление организационно-управленческих функций;
е) научно-исследовательская деятельность:
- проведение научных исследований по правовым проблемам;
- участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
ж) педагогическая деятельность:
- преподавание юридических дисциплин;
- осуществление правового воспитания.
Требования к результатам освоения образовательных программ магистратуры
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
- способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в правотворческой деятельности:
- способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
- способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
- способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
- способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
в экспертно-консультационной деятельности:
- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
- способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
- способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
- способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
в научно-исследовательской деятельности:
- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
- способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
Изучение курса завершается зачетом с оценкой, подготовиться к которому помогут контрольные вопросы, расположенные в хронологическом порядке.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов по заочной форме обучения |
Зачетные единицы - общая трудоёмкость | 3 з.е. – 108 ч. |
Всего аудиторных занятий Из них: | |
Лекции | |
Семинарские (практические) занятия | |
Самостоятельная работа | |
Форма итогового контроля | Зачет с оценкой |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ | ||||
Разделы (темы) дисциплины | лекции | семинары | С/р | |
Раздел I. История политических и правовых учений в Зарубежных странах | ||||
Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока | ||||
Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме | ||||
Политические и правовые учения в государствах Западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения | ||||
Политические и правовые учения XIX в. – начало XX в. в Западной Европе. (Активное занятие) | ||||
Раздел II. Политические и правовые учения в России. | ||||
Политические и правовые теории в период юридического оформления абсолютной монархии (XVIII – первая половина XIX в.) | ||||
Политические и правовые учения в России и русском зарубежье (вторая половина XIX – первая половина XX в.) (Активное занятие) | ||||
Политико-правовые концепции тоталитарной государственности XX в. (Активное занятие) | ||||
ИТОГО: | ||||
Форма итогового контроля | Зачет с оценкой |
ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
ТЕМА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Типологические особенности индусско-буддийской цивилизации. Политеизм. Понятия сансары, дхармы и кармы. Теории государственно-политической власти. Варно-кастовая система трансформации брахманизма в индуизм. Веды. Упанишады. Артхашастры.
Типологические особенности китайско-конфуцианской цивилизации. «Дао дэ цзын» Лао-цзы. Основные категории даосизма. Концепция совершенно-мудрого правителя. «Управление через недеяние». Теория этического государства Конфуция. Государственный патернализм. Понятие «мандата неба» Циклы смены династий.
Легизм Шан Яна. Понятие закона (фа), ба-дао и ван-дао. Методы управления обществом и экономикой.
ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ
Гераклит. Особенности философской концепции. Наилучшая форма государства. Справедливость и закон. Роль закона в государстве.
Демокрит. Государство как «общее дело» граждан. Политический идеал. Учение о политике как высшем искусстве. Роль закона в государственной жизни.
Софисты. Старшие и младшие. Учение о формах государства и законах.
Платон. Происхождение государства. Формы государства. Признаки тиранического правления. Проекты идеальных вариантов государственной организации в трактатах «Государство» и «Закон». Роль закона в политическом обществе.
Аристотель. Особенности происхождения государства. Принципы классификации его форм. Смешанная форма и ее элементы. Характеристика демократии. Политика и мораль. Отношение к собственности граждан. Виды справедливости: уравнивающая и распределяющая.
Полибий. Учение о круговороте политических форм. Смешанная форма правления и ее элементы. Обычай и закон как основные начала государственной жизни.
Цицерон. Определение государства. Учение о республике как «вещи народа». Классификация форм государства. Учение о естественном праве и законе. Классификация права.
Христианство. Социальные, политические и нравственные идеалы Нового Завета.
Иоанн Златоуст. Социальная утопия. Теория трех элементов государственной власти.
Аврелий Августин. Учение о двух градах. Взаимоотношения церкви и государства. Формы преследования за инакомыслие (ересь). Представление о свободе воли христианина.
ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫВ СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Фома Аквинский. Учение о трех элементах государственной власти и четырех видах законов. Право народа на оказание сопротивления верховной власти и необходимые условия для его реализации. Представление о наилучшей форме организации государственной власти. Отношение к еретикам; роль государства в их преследовании.
Учение о четырех видах законов.
Средневековые ереси, их социально-политические идеалы.
Н. Макиавелли. Условия происхождения государства, определение его целей и задач. Этапы развития государственности и их историческая последовательность. Государство и право. Соотношение силы и права. Значение религии в государстве. Политика и история. Устройство армии и ее роль в государстве.
М. Падуанский. Происхождение государства. Государство и право. Социальная структура общества. Церковь и государство. Условия возникновения тиранического правления и средства его преодоления. Народный суверенитет.
Ж. Боден. Суверенитет верховной власти, пределы ее реализации. Роль, задачи и объем полномочий представительного органа.
Т. Мор. Социальное и политическое устройство идеального государства на о. Утопия. Организация труда и распределения. Политическая система.
Т. Кампанелла. Социальное устройство: общая собственность, отсутствие семьи; организация труда и распределения. Система поощрений. Политическая структура. Право. Суд и правосудие.
тема 4. Политические и правовые учения XIX в. – начало XX в. в Западной Европе
Историческая школа права. История развития права. Проблемы кодификации права.
И. Кант. Особенности философских взглядов. Учение о свободе воли индивида. Категорические императивы (условные и безусловные). Понятие права и принципы его классификации. Определение государства. Особенности учения И. Канта о формах государства. Разделение властей. Учение о вечном мире: прелиминарная и окончательная стадии.
Г.В.Ф. Гегель. Происхождение государства. Логика. Философия природы. Философия духа. Право. Мораль. Нравственность. Учение о преступлении и наказании. Общество и государство. Наилучшая модель организации государства. Схема разделения властей.
К. Маркс и Ф. Энгельс. Учение о классах, собственности и государстве. Теория общественных формаций в процессе развития человечества. Соотношение производительных сил и производственных отношений, роль конфликта между ними. Объяснение необходимости революционных перемен. Определение государства и права. Проект их революционного преобразования в Манифесте Коммунистической партии. Учение о диктатуре пролетариата как переходном периоде от капитализма к коммунизму. Представление о коммунизме и двух фазах его развития.
Р. Иеринг. История развития права. Борьба за право и цель в праве. Универсальность правовых идей и их воплощение в государстве. Представление о наилучшем устройстве государства.
Б. Констан. Оценка революций. Гражданская и личная свобода индивидов и история их развития. Принцип невмешательства в экономическую деятельность индивидов — основа благополучия граждан. Политические гарантии индивида в государстве и их значение в обеспечении его безопасности. Институт общественного мнения. Разделение и равновесие властей. Значение всеобщего избирательного права.
О. Конт. Теория позитивизма. Социология как наука о развитии человеческого общества. Отношение к собственности. Социократия — идеальная форма организации общества.
Л. Дюги. Учение о норме солидарности. Децентрализация верховной власти. Корпоративный характер государства.
М. Ориу. Институционалистское представление о государстве и возможных путях его развития.
И. Бентам. Утилитаристская концепция государства. Цели и задачи государства, пределы его компетенции. Роль права в регулировании общественных отношений. Соотношение моральных и правовых норм. Наилучшая форма государства. Отношение государства к собственности и предпринимательству. И. Бентам — пророк нового мира.
Часть II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ.
ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ В ПЕРИОД ЮРИДИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ (XVIII-первая половина ХIХ в.)
В.Н. Татищев. Происхождение государства. Формы государства. Проект ограничения абсолютной монархии представительным органом — Сенатом. Требования к законодателям. Условия соблюдения законности. Осуждение «свирепства» правителей и тиранического правления. Необходимые изменения в крепостном праве.
Феофан Прокопович. Необходимость для России абсолютной монархии. Аргументы в пользу права монарха назначать наследника. Правопонимание.
И.Т. Посошков. Социально-экономическая программа. Правовое положение сословий в государстве. Роль государства в экономической жизни страны. Проекты военной и судебной реформ. Распространение просвещения.
М.М. Щербатов. Цели государства. План ограничения абсолютизма. Суждение о праве и правосудии.
С.Е. Десницкий. Происхождение государства и его цели. Учение о разделении властей. Проект законосовещательного органа при монархе. «Суди-тельная» власть: ее формирование и деятельность.
Я.П. Козельский. Происхождение государства, его цели и задачи. Наилучшая форма правления. Отношение к крепостному праву. Соотношение естественных и положительных законов. Утопический проект идеального социального и политического устройства государства.
А.Н. Радищев. Происхождение государства. Критика абсолютной монархии и крепостного права. Отношение к частной собственности. Идеальный вариант республиканского устройства государства. Требование соблюдения основных естественных прав человека.
М.М. Сперанский. Происхождение государства, его цели и задачи. План государственных преобразований. Проект ограничения самодержавия. Учение о политической и государственной свободе. Сословная структура общества. План ликвидации крепостного права.
Н.М. Карамзин. Проекты реформирования российского самодержавия «Самодержавие — Палладиум России». Критика бюрократического государственного аппарата. План развития образования в России. Отношение к крепостному праву; возможности его юридического ограничения.
Н.М. Муравьев. Проекты Конституций: форма правления, форма государственного устройства. Условия ликвидации крепостного права и сословного неравенства.
П.И. Пестель. «Русская правда»: форма правления, форма государственного устройства. Аграрные преобразования. Уничтожение сословных привилегий. Решение национального вопроса. Революционное и конституционное правления.
П.Я. Чаадаев. Критика абсолютной монархии и крепостного права. Суждения о путях развития России. Просвещение как один из самых мощных рычагов социальных и политических преобразований государства.
ТЕМА 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ И РУССКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ (вторая половина XIX— первая половина XX в.)
А.И. Герцен. Происхождение государства, его цели и задачи. Критика самодержавия и крепостничества. Социальная республика.
Н.Г. Чернышевский. Происхождение государства, его цели и задачи. Взаимосвязь экономических и политических процессов в общественной жизни. Критика правительства, бюрократии и крепостного права. Социально-политический идеал, пути и средства его достижения.
М.А. Бакунин. Свобода, социальная революция и государство. Анархическая социальная утопия. Общечеловеческое право.
Б.Н. Чичерин. Основные начала общественно-политического бытия. Роль государства в обществе. Отношение к праву как способу реализации свободы воли. Лицо, государство и их взаимоотношения.
Н.М. Коркунов. Государство и государственная власть. Право как средство разграничения интересов. Роль государства в реализации права.
С.А. Муромцев. Социальная юриспруденция. Право как порядок общественных отношений. Суд - творец права. Ненормативные формы права.
Л.И. Петражицкий. Правопонимание. Психология и право. Разновидности права.
М.М. Ковалевский. Происхождение государства. Условия возникновения и стадии развития права. Роль права в создании «замиренной среды».
Концепция правового государства в России (Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский, В.М. Гессен и др.). Влияние западноевропейской теории правового государства в свете традиций русской политико-правовой мысли. Учение о власти и праве. Проблемы конституционализма в исторической и современной концепции. Проблема прав и свобод индивида в условиях России.
Г.В. Плеханов. Государство. Право. Революция. Отрицание необходимости диктатуры пролетариата. Представление о социалистическом устройстве общества.
Политико-правовые теории евразийского направления мысли (Е.Н. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Н.Н. Алексеев и др.). Идеократическая государственность. Правящий отбор, дематическое гарантийное государство. Правовые традиции. Государство правды. Представление о собственности.
В.И. Ленин. Перманентная революция и ее основные этапы, их цели, задачи и движущие силы. Революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства — власть переходного периода от буржуазно-демократического этапа к социалистическому. Социалистическая революция: ее цели и движущие силы. Обоснование необходимости диктатуры пролетариата. Учение о диалектическом единстве диктатуры и демократии.
Н.А. Бердяев. Религия и общественный строй. Историософская концепция. Человек, общество и государство. Содержание «русской идеи». Отношение к революции.
И.А. Ильин. О формах правления. Определение права. Соотношение права и силы. Правосознание как основа правового поведения индивида в обществе.
И.Л. Солоневич. Учение о монархии как наилучшей форме организации власти в России. Критика советского политического режима.
Г.П. Федотов. Россия как держава в прошлом и будущем. Политические основы решения национального вопроса.
ТЕМА 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ
ТОТАЛИТАРНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ XX В.
Теория «открытых» и «закрытых обществ» К.Поппера. Неопозитивизм. Историзм и историцизм. Социальная и утопическая инженерии. Парадокс свободы. Этика «открытых» и эстетизм «закрытых обществ». Критика Платона, Гегеля и Маркса.
Теория «авторитарной личности» Э. Фромма. Неофрейдизм. Понятие «социального характера» Садомазохистский тип личности и «бегство от свободы». «Фюрерское государство» и атомизированное общество.
Теория командно-административной экономики Ф. Ван Хайека. Неоконсерватизм. Государственное регулирование и регламентация экономики. Исторические предпосылки формирования и пределы функционирования командно-административной экономики. Идеологизация экономической и политической систем. Формирование анти-элиты.
ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока
1. Содержание и особенности политико – правовых идей брахманизма, раннего буддизма и индуизма.
2. Политический трактат Артшахастра.
3. Эгалитаристская социально – политическая утопия Лао-цзы и Мо-цзы.
4. Патерналистско- патриархальная концепция государства и права Конфуция.
5. Основные положения учения Шан-яна.
Основная литература:
1. Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В., Цечоев В.К. История политических и правовых учений. М.: Юрайт, 2012.
2. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник 3-е изд. М.: Норма, 2011.
3. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие – М.: Проспект, 2011.
Дополнительная литература:
1. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. Курс лекций. М., 2003.
2. История политических и правовых учений. / Под ред. В.И. Власова. Ростов н/Д, 2003[*]
3. История политических и правовых учений: учебник / отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2008.
4. Козлов В.С. История политических и правовых учений. 2-е изд. М. 2011.
5. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие – М., 2007. [*]
Источники:
1. Артхашастра, или Наука политика. М., 1993.
2. Книга правителя области Шан. М., 1968.
3. Конфуций. Суждения и беседы. Ростов н/Д, 2006.
Занятие 2. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме
1. Процесс трансформации мифологического сознания в рационально-логическое в I тысячелетии до н. э.
2. Концепция прямой демократии Сократа.
3. Концепция «идеального государства» Платона.
4. Системная политология Аристотеля.
5. Концепция «уравновешенного государства» Цицерона.
Основная литература:
1. Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В., Цечоев В.К. История политических и правовых учений. М.: Юрайт, 2012.
2. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник 3-е изд. М.: Норма, 2011.
3. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие – М.: Проспект, 2011.
Дополнительная литература:
1. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. Курс лекций. М., 2003.
2. Герье Н. Блаженный Августин. М., 2003.
3. История политических и правовых учений. / Под ред. В.И. Власова. Ростов н/Д, 2003[†]
4. История политических и правовых учений: учебник / отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2008.
5. Козлов В.С. История политических и правовых учений. 2-е изд. М. 2011.
6. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие – М., 2007. [*]
Источники:
1. Антология мировой политической мысли. ТТ 1-5. М., 1997.
2. Антология мировой правовой мысли. ТТ 1-5. М., 1999.
3. Аристотель. Политика. Соч. в 4-х томах. Т.4. М., 1984.
4. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления (любое издание).
5. Платон. Государство. Политик. Законы. Соч. в 3-х томах. Т.3. Ч.1 и 2. М., 1971–1972.
6. Цицерон М.Т. О государстве. О законах. Речи. Письма. М., 1993.
Занятие 3. Политические и правовые учения в государствах западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения
1. Политико-правовые концепции раннего Возрождения. Общая характеристика.
2. Утопический коммунизм Т.Мора.
3. Теория реальной политики Н. Макиавелли.
4.Теория государственного суверенитета Ж.Бодена.
5. Теория Реформации М.Лютера.
6. «Аристократическая республика» Ж.Кальвина.
Основная литература:
1. Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В., Цечоев В.К. История политических и правовых учений. М.: Юрайт, 2012.
2. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник 3-е изд. М.: Норма, 2011.
3. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие – М.: Проспект, 2011.
Дополнительная литература:
1. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. М., 2005.
2. История политических и правовых учений. / Под ред. В.И. Власова. Ростов н/Д, 2003*
3. История политических и правовых учений: учебник / отв. ред. Лазарев М., 2008.
4. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время от Макиавелли до Канта. Курс лекций. СПб., 2002.*
5. Козлов В.С. История политических и правовых учений. 2-е изд. М. 2011.
6. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие – М., 2007. [*]
Источники:
1. Антология мировой политической мысли. ТТ 1-5. М., 1997.
2. Антология мировой правовой мысли. ТТ 1-5. М., 1999.
3. Данте А. Монархия. М., 2000.
4. Макиавелли Н. Государь (любое издание).
5. Мор Т. Утопия. М., 1976.
Занятие 4. Политические и правовые учения XIX в. – начало XX в. в Западной Европе.
Форма занятия – диалоговый режим.
Цель введения активной формы и цель занятия заключается в формировании у магистрантов представления о политических и правовых учениях XIX в. – начало XX в. в Западной Европе.
Технология проведения занятия: магистранты работают в группе.
Оценка успешной деятельности студента заключается в присвоении индивидуальной оценки в зависимости от активности участия в интерактивном занятии.
Конечный результат представляется магистрантам в форме суждения-заключения по исследованным вопросам.
При подготовке к семинарскому занятию, которое будет проводиться в диалоговом режиме магистранту необходимо самостоятельно подготовить следующие вопросы:
1.Метафизика либерального государства, права и морали И. Канта.
2.Метафизика консервативного государства и права Г.В.Ф. Гегеля.
3.Юридический позитивизм в работах Р. Иеринга и Д. Остина.
4.Политическое учение Б. Константа.
5.Социологически – позитивистское учение О. Конта о происхождении и развитии общества и государства.
6. Институционалистское представление о государстве и возможных путях его развития М. Ориу.
7. Учение о классах, собственности и государстве К. Маркса и Ф. Энгельса.
8.Концепция права и государства в работах И. Бентама.
Основная литература:
1. Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В., Цечоев В.К. История политических и правовых учений. М.: Юрайт, 2012.
2. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник 3-е изд. М.: Норма, 2011.
3. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие – М.: Проспект, 2011.
Дополнительная литература:
1. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. Курс лекций. М., 2003.
2. История политических и правовых учений. / Под ред. В.И. Власова. Ростов н/Д, 2003*
3. История политических и правовых учений: учебник / отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2008.
4. Козлов В.С. История политических и правовых учений. 2-е изд. М. 2011.
5. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие – М., 2007. [*]
Источники:
1. Антология мировой политической мысли. ТТ 1-5. М., 1997.
2. Антология мировой правовой мысли. ТТ 1-5. М., 1999.
3. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998.
4. Бентам И. Тактика законодательных собраний. Челябинск, 2006.
5. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
6. Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991.
7. Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881.
8. Кант И. Метафизика нравов. Ч.2. Метафизические учения о праве // Соч. Т.4. М., 1965.
9. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1.
10. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4.
11. Констан Б. Принципы политики, пригодные для всякого правления. // Классический французский либерализм. М., 2000.
12. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.21.
Занятие 5. Политические и правовые теории в период юридического оформления абсолютной монархии (XVIII – первая половина XIX в.)
1. План государственных преобразований М.М.Сперанского
2. Проекты реформирования российского самодержавия в учении Н.М. Карамзина.
3. «Русская правда» П.И. Пестеля.
4. Проекты конституций Н.М. Муравьва.
Основная литература:
1. Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В., Цечоев В.К. История политических и правовых учений. М.: Юрайт, 2012.
2. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник 3-е изд. М.: Норма, 2011.
3. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие – М.: Проспект, 2011.
Дополнительная литература:
1. История политических и правовых учений / Под ред. Нерсесянца. М., 2003*
2. История п