Дополнительные источники. 1) Горелов, А. А. Основы философии : учебник / А




1) Горелов, А. А. Основы философии: учебник / А. А. Горелов. – Москва: Академия, 2019.

2) Медакова, И. Ю. Практикум по философии: учебное пособие / И. Ю. Медакова. – [Переизд.]. – Москва: ФОРУМ, 2017.

3) Голубева, Т. В. Основы философии: учеб.-методич. пособие / Т.В. Голубева. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. — 266 с. — (Среднее профессиональное образование). — ISBN 978-5-16-102682-3. - Текст: электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1044405.

4) Сычев, А. А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев. - 2-е изд., испр. - Москва: Альфа-М: ИНФРА-М, 2016. - 368 с. - ISBN 978-5-16-104695-1. - Текст: электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/550328.

 

 

 

ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

  Порядковый номер студента в списке учебной группы
                   
Порядковый номер студента в списке учебной группы                      
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 


ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

2. Предмет и определение философии.

3. Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).

4. Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

5. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика.

6. Особенности античной философии.

7. Философские школы и учение о первоначалах.

8. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

9. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

10. Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени.

11. Основные понятия немецкой классической философии.

12. Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв (3-4 - по выбору).

13. Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений.

14. Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?

15. Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.

16. Особенности русской философии. Русская идея.

17. Основные направления философии ХХ в.

18. Философия экзистенциализма и психоанализа.

19. Характерные черты неопозитивизма, прагматизма и экзистенциализма.

20. Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

21. Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления.

22. Методы философии и ее внутреннее строение.

23. Философская система нашего времени: основные черты.

24. Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.

25. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.

26. Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин.

27. Современная философская картина мира.

28. Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

29. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности.

30. Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

31. Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

32. Содержание основных разделов философии.

33. Философия и смысл жизни.

34. Можно ли утверждать, что человека человеком делает свободный выбор? Объясните смысл высказывания Т.Т. Сартра: «Свобода начинается тогда, когда я говорю «нет».

35. Как Вы думаете, способен ли человек стать бессмертным? Если да, то каким образом? Можно ли считать творчество и продолжение рода способами достижения бессмертия?

36. Объясните мысль П.А. Кропоткина:...«В практике взаимной помощи, которую мы можем проследить до самых древнейших зачатков эволюции, мы, таким образом, находим положительное и несомненное происхождение наших этических представлений, и мы можем утверждать, что главную роль в этическом прогрессе человека играла взаимная помощь, а не взаимная борьба».

37. Какой смысл вкладывает Сократ в слова «Пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать»? Какую роль играет философия в жизни отдельного человека?

38. Что означает высказывание Бэкона о том, что «истина – дочь времени, а не авторитета»? Изменяется ли истина со временем? Существуют ли, на Ваш взгляд, вечные истины?

39. Объясните, каким образом данное высказывание Р.Декарта соответствует содержанию предмета философии? «Вся философия подобна как бы дереву. Корни которого – метафизика, ствол – физика. а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки. сводящиеся к трем главным: медицине. механике и этике… Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философия зависит от тех ее частей. которые могут быть изучены только под конец».

40. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию». Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Гегеля? Какую роль играют универсальные законы и принципы в системе философских знаний?

41. Разделяете ли вы позицию Г.Фихте? «…каждый имеющий притязание на общее умственное развитие должен в общих чертах знать, что такое философия; несмотря на то, что он сам не участвует в этих исследованиях. он все же должен знать, что она исследует; и, несмотря на то, что он сам не проникает в ее область, он все же должен знать границы, отделяющие эту область от той, на которой находится он сам, чтобы не бояться опасности, угрожающей со стороны совершенно другого и абсолютно чуждого ему мира, в котором он находится».

42. Какая, на ваш взгляд, функция философии отражена в высказывании Б. Рассела? «…Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства».

43. Прокомментируйте слова Гераклита: «Многознание уму не научит», «Лучшие люди одно предпочитают всему, вечную славу – бренным вещам, а большинство объедается, как скоты», «Все течет, все изменяется».

44. Прокомментируйте слова Демокрита: «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой», «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать», «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».

45. Прокомментируйте слова Фалеса: «Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фракийцы – голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели руки и могли бы ими рисовать и ваять, как люди, тогда их боги были бы похожи на быков, львов и лошадей».

46. Прокомментируйте слова Пифагора: «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости». «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей - врагами».

47. Прокомментируйте произведения великих художников Ренессанса и соотнесите с современным пониманием гуманизма две наиболее известные на Западе интерпретации термина гуманизм, относящегося в XVI в. 1) Гуманизм Возрождения не был философской системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор знания был в основном литературой. То есть возрожденческий гуманист – это литератор. 2) Гуманисты не захотели жертвовать собственным образом мысли ради построения грандиозных философских систем, а предлагали другой тип философствования – несистематических, открытых, проблематичных и прагматических умонастроений. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми государственными, активными.

48. Из нижеприведенных отметьте характерные черты Ренессанаса:

– Практический и теоретический индивидуализм;

– Движение цивилизации против дикости (средневековья);

– Время безбожия и язычества;

– Культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью;

– Светский дух религии с тенденцией к язычеству;

– Движение культуры против бескультурья и варварства;

– Освобождение от власти авторитетов;

– Особенное внимание к истории;

– Чрезвычайный вкус к искусствам;

– Обновление духовной жизни.

49. Обдумайте и сравните высказывания двух философов: Цицерона: «Жить, значит мыслить» и Р.Декарта «Мыслю, следовательно, существую».

50. Кому принадлежит суждение (И.Канту. Г.Гегелю, И.Фихте, К.Марксу)? «Все действительно разумно», все разумное действительно». Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология? Что этим высказыванием хотел выразить его автор?

51. Кому могло бы принадлежать следующее высказывание и почему идея богочеловечества так занимала русских философов, какой смысл они в нее вкладывали?

«Центральная антропологическая идея христианства есть идея богочеловечества, реального богочеловеческого царства. Христианство приводит к богочеловечеству, а не к богоангельству, богозверинности, ибо Христос был богочеловеком, а не богоангелом… Этика не может быть основана на разрыве Бога и человека, божественного и человеческого» (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев).

52. Попробуйте определить кому могут принадлежать следующие высказывания? Какое место авторы этих высказываний отводили России во всемирной истории? Каково будет место России в истории, если мы будем рассматривать саму историю с позиций: а) формационного подхода; б) цивилизационного подхода?

– «Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить власть государства (царственную власть сына) авторитету Вселенской Церкви (священству Отца)и отвести подобающее место общественной свободе (действию Духа)»

– «Евразия – это значит ни Европа, ни Азия, третий мир. Евразия – это и Европа, и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последнего»

– «Русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мистика земли. Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства своего земного града и устремлен к Граду Грядущему. К Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет». (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Г. Флоровоский).

53. Какой метод мышления критикует Г.Ф.В. Гегель: «Противоречие – вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя различное и противоположное».

54. Можно ли согласиться с Дж. Бруно: «Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь?»

55. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы».

56. Приведите примеры, подтверждающие высказывание известного средневекового врача Парацельса: «Все есть яд, и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза».

57. К соблюдению какого принципа в поведении призывает древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку»?

58. Хорошо известно остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 15, я считал, что мой отец знает все, а я – ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что». Можно ли считать его диалектическим?

59. Как следует понимать следующее высказывание Э.Фромма из его «Кредо»: «Я верю, что каждый человек представляет все человечество. Все мы святые и грешники, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером?»

60. В романе «Тошнота» Ж.-П. Сартр писал: «Ад – это другие…» Как, по вашему мнению, французский философ относится к проблеме взаимоотношения общества и индивида?

61. Ж.-П. Сартр считает, что «нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы его задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но и такой, каким он хочет стать». Можно ли согласиться с философом? За счет чего, по мнению, происходит становление человека?

62. Ортега-и-Гассет писал, что наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению». Прокомментируйте высказывание испанского философа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: