ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ




РАЗДЕЛ 1

1.1. Сущность понятия художественного времени и пространства

Как и в реальной жизни, в мире художественного произведения существует пространство и время. Художественное произведение не может существовать в пространственно-временном вакууме. Однако легко заметить, что категории художественного времени и пространства не идентичны пространству и времени в реальном мире. Пространство в художественной литературе часто бывает достаточно условным, оно воспринимается ассоциативно читателем и не имеет материальной плотности и достоверности, пространство читатель условно обозначает в своем воображении, как, собственно, и все образы и события в художественной литературе.

Время в литературе идет порой совсем не так, как в жизни. Так, например, на трёх страницах текста может быть описана вся жизнь героя длиною в 70 лет, а бывает так, что сто страниц произведения могут быть посвящены одному вечеру жизни героя. В художественном произведении время и пространство могут быть “рваными”, то есть писателем могут вводиться постоянные ретроспективы: повествование о жизни взрослого героя может перебиваться рассказами о его детстве, и т. д.

Таким образом, литературные герои живут в художественном пространстве и времени, созданном автором. И пространство, которое, по мнению Эйнштейна, "подобно существующему вечно, неограниченно большому ящику без стенок", и время, которое, в зависимости от событий, то максимально концентрируется, наполняется событиями, то напротив, растягивается и перестает ощущаться, характеризуются как взаимосвязанные и взаимодействующие ещё со времен античности.

 

ВЫВОДЫ

В процессе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

· Проблема художественного времени и пространства является актуальной в литературоведении. Художественное время и пространство представляет собой важнейшую составляющую произведения.

· Художественное время и пространство представляет собой художественное единство и всегда включает в себя ценностный момент. Также оно несет в себе сюжетообразующую и жанрообразующую функции. Изучение художественного времени и пространства позволяет более глубоко понять содержание произведения и открывает широкие перспективы для дальнейших исследований.

· В философской концепции М.М.Бахтина хронотоп приобретает ценностное значение и способствует формированию у читателя ответственной жизненной позиции на основе признания им своего не-алиби в бытии.

· Хронотоп – неотъемлемый компонент построения индивидуально-авторской картины мира писателя. Он определяет особенности метода, стиля, способствует отражению своеобразия национального мышления художника слова.

· Художественное время и пространство в творчестве Достоевского являются категориями онтологическими, всегда имеют ценностные характеристики и определяют единство произведения.

· Сжимая и ускоряя время, Достоевский раскрывает его богатства, заполняет мгновение всем, что было важного в прошлом и что будет значимым в будущем. Писатель стремится увидеть в мгновении то, что в нём есть самого драгоценного, самого живого, как бы задержать мгновение, полное возможности, момент свободного выбора. «Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие. Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие», - утверждает Достоевский.

· Хронотоп сна в рассказе Достоевского создаёт некую особую художественную действительность, «не исчерпывающуюся насущным», но уже содержащую в себе как основу единственно возможного поступка «подспудное, невысказанное будущее Слово».

· Хронотоп произведений Достоевского - «это время-пространство последнего самоубийственного преступления или время-пространство спасительного подвига, это время-пространство решающей борьбы бытия с небытием»,- утверждает Ю. Карякин.

· Место действия произведения Достоевского - космос, вселенная, время действия – вечность. Герои Достоевского ощущают себя неустранимо причастными бытию и стремятся по-своему преодолеть человеческую разъединённость и несправедливость общественного миропорядка, каждый свой шаг соотнося с вечностью.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Карякин Ю.Ф. Достоевский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://detectivebooks.ru/book/19798947/?page=1

2. Назиров Р. Г. Творческие принципы Достоевского [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://nevmenandr.net/scientia/nazirov-book.php

3. Темирболат А.Б. Проблема хронотопа в современной прозе [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/temirbolat_ab-problema_hronotopa.pdf

4. Николаев А.И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.listos.biz/филология/николаев-а-и-основы-литературоведения/

5. Стивен Хокинг. Краткая история времени от большого взрыва до черных дыр.- Санкт-Петербург, 2001[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.x-libri.ru/elib/hwkng000/

6. А.Н. Веселовский. Историческая поэтика. - Ленинград: «Художественная литература»,1940 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ruthenia.ru/folklore/veselovsky2.htm

7. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы ХХ века. М., 1994[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://padaread.com/?book=44253

8. Хализев В.Е. - Теория литературы[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://modernlib.ru/books/halizev_v/teoriya_literaturi/read_1/

9. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yanko.lib.ru/books/cultur/bahtin-hronotop.htm

10. Бахтин М.М. К философии поступка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.infoliolib.info/philol/bahtin/postupok3.html

11. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.–445 с.

12. Д.С. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1626/1/philolog-ahp-14.pdf

13. Валова Д.М. Жанровая поэтика рассказа Ф.М.Достоевского «Сон смешного человека» // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. – 2015. - № 5. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-poetika-rasskaza-f-m-dostoevskogo-son-smeshnogo-cheloveka

14. Достоевский Ф.М. Сон смешного человека. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0330.shtml

15. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vehi.net/berdyaev/dostoevsky/

16. Достоевский Ф.М. Бесы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/1544/p.39/index.html

17. Карякин Ю.Ф. Достоевский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://detectivebooks.ru/book/19798947/?page=1

18. Клейман Р. Я. Вселенная и человек в художественном мире Достоевского. – В кн.: Достоевский. Материалы и исследования. – Том 3. –Л.: Наука, 1978. - С.21-40.

19. Клейман Р.Я. Хронотопная тетрада поэтики Достоевского в контексте большого времени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tnu.podelise.ru/docs/index-300392.html

20. Темирболат А.Б. Особенности хронотопа в рассказе Ф.М.Достоевского «Сон смешного человека». - Электронный ресурс. Режим доступа: https://studydoc.ru/doc/2243541/osobennosti-hronotopa-v-rasskaze-f.m.-dostoevskogo

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

https://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/literaturnoe-proizvedenie/motiv-v-hudozhestvennom-proizvedenii/373/?q=471&n=373&p=1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: