Лекция Метод бухгалтерского учета




Перечень рекомендуемых учебных изданий.

Основная литература

 

1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утв. приказом Министерства финансов РФ от 10.12.2002 г. № 126н.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03 утв. приказом Министерства финансов РФ от 24.11.2003 г. № 105н.

3. Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с учетом по следующих изменений и дополнений).

4. Федеральный закон от 11.03.1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе (с учетом последующих изменений и дополнений).

5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утв. приказом Министерства финансов РФ от 31.10 2000 г. № 94н (с учетом последующих изменений и дополнений).

6. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 г. № 49.

7. Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. М.: Омега-Л, 2015-525с..

8. Терехова В.А., Гетьман В.Г. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник (ГРИФ) Издательский дом «Дашков и К», 20О17- 450с.

9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. М.: ИНФА-М, 2016-489-с.

10. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет: Учеб.-практ Пос. М.: Омега-Л, 2016.-375с.

11. Финансовый учет: Учебник/Под ред. проф. В.Г. Гетьмана. М.: Финансы и статистика, 2018-209-с.

 

Интернет источники: 1. www.allbest.ru 2. www.referanatemu.com 3. www.work.tarefer.ru

Технические средства обучения:

Ноутбук,компьютер.

Компьютерные программы:

Microsoft Office 2007-2010

Microsoft Windous XP Professional

Консультант +

1С версия8.3.

Критерии оценивания выполнения задания:

- владение терминологией и действующим законодательством

- соблюдение сроков сдачи

- способность нестандартно мыслить, анализировать информацию

- правильность предложенных вариантов решения поставленной задачи.

Оценка «5»:

- ставится если задание сделано в полном объеме, аккуратно и правильно оформлено на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности;

Оценка «4»:

- ставится, если задание сделано в полном объеме и правильно оформлен на основании изученного материала, материал изложен в определенной

логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки;

Оценка «3»:

-ставится если задание сделано не в неполном объеме, но прослеживается знание материала, со ссылками на теоретический материал, но при этом допущены существенные ошибки;

Оценка «2»:

-ставится если отсутствует задание, или при решение задания обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые студент не может исправить даже после консультации педагога.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы студента

1.Что такое хозяйственный учет?

2. Какие измерители применяются в учете?

3. В чем преимущества денежного измерителя?

4. Назовите и охарактеризуйте виды учета?

3. Назовите основные задачи бухгалтерского учета.

4. Какие функции выполняет бухгалтерский учет в системе управления?

5. Какими свойствами должна обладать информация, формируемая бухгалтерским учетом?

6. На какие группы подразделяют потребителей бухгалтерской информации. Кто к ним относится. Какая им нужна информация?

7. Что является предметом бухгалтерского учета и его объектами?

8. Дайте характеристику фактам хозяйственной жизни

9. Как классифицируются активы организации?

10.Что такое обязательства организации и как они классифицируются?

11.Что относится к источникам финансирования деятельности организации и как они классифицируются?

12Дайте характеристику доходов и расходов организации?

13.Что такое метод бухгалтерского учета?

14. Дайте характеристику элементам метода бухгалтерского учета?

Лекция Метод бухгалтерского учета

Документация от латинского слова – «свидетельство» или «доказательство». Порядок оформления документов определен Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете. В первичных документах должны содержаться обязательные реквизиты. Только тогда они будут иметь юридическую силу. Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ установлены следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации;
  • содержание хозяйственной операции;
  • единицы измерения;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции;
  • личные подписи указанных лиц.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель предприятия по согласованию с главным бухгалтером.

Различают первичные документы, учетные регистры и отчетные документы.

К первичным документам относят приходные и расходные кассовые ордера, платежные документы, авансовые отчеты, выписки со счетов банка.

К учетным регистрам относят журналы-ордера, оборотные ведомости, журналы регистрации хозяйственных операций, кассовую книгу, главную книгу и др.

К отчетным документам относят баланс и отчетные формы (отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет о движении капитала, приложение к балансу и др.).

По совершении операции ответственным лицом составляются первичные документы, которые в последствии объединяются в сводные документы – регистры бухгалтерского учета. В конце отчетного периода информация из учетных регистров обрабатывается и на ее основе составляется отчетность организации.

Записи в первичных документах производятся шариковыми ручками или при помощи компьютеров. Первичные документы должны быть оформлены правильно, четко, без помарок, без исправлений, подчисток, в объеме необходимых реквизитов. Свободные строки в первичных документах прочеркиваются. Исправления в кассовых и банковских первичных документах не допускаются. Испорченный документ должен быть уничтожен, а вместо него выписан новый.

Если ошибки в документе произошли, то исправления должны быть оговорены. Делается запись: «Исправленному верить». После аккуратного зачеркивания одной чертой неправильного текста или суммы лицо, ранее подписавшее документ, должно написать новую правильную формулировку и заверить ее подписью и печатью.

В конце месяца все бухгалтерские документы подшиваются в специальные папки и хранятся до определенного времени (не менее пяти лет).

Инвентаризация – это способ проверки данных бухгалтерского учета и фактического наличия товарно-материальных ценностей, готовой продукции, денежных средств по местам их хранения.

Инвентаризация необходима для того, чтобы вовремя выявить ошибки в учете. Проверить сохранность материальных ценностей у материально-ответственных лиц.

Инвентаризация обязательна в следующих случаях:

1. перед составлением баланса;

2. при передаче имущества предприятия в аренду;

3. при преобразовании государственного предприятия в акционерное общество или в общество с ограниченной ответственностью и др.;

4. при смене материально-ответственного лица;

5. при установлении фактов хищений и фактов злоупотреблений;

6. в случаях пожара и других стихийных бедствий.

Выявленные при инвентаризации излишки приходуются и зачисляются в прибыль. Недостача сверх норм естественной убыли взыскивается с виновных лиц. Если виновное лицо не установлено или суд отказал в иске, то недостача списывается на издержки производства.

Инвентаризация проводится комиссией не менее трех человек в присутствии материально-ответственных лиц. По окончании инвентаризации составляется акт и инвентаризационная опись.

Фактическое наличие материальных ценностей сверяется с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризация основных средств предприятия может проводиться один раз в три года.

Различают полную (охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств) и частичную (охватывает один или несколько видов имущества или обязательств) инвентаризацию.

Инвентаризация проводится плановая (не реже одного раза в год) и внеплановая (при смене материально-ответственных лиц, пожарах, хищениях, по требованию налоговой инспекции, руководства и т.д.). Порядок и сроки инвентаризации определяются руководителем.

Оценка – это процесс выражения хозяйственных средств и их источников образования в денежной (стоимостной) форме.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку.

Имущество, полученное безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования. Данные о действующей рыночной цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

Имущество, произведенное в самой организации, оценивается по стоимости его изготовления (фактические затраты).

Калькуляция – это способ определения себестоимости продукции (работ, услуг) на основе учетных данных о затратах на производство.

Калькулирование себестоимости позволяет анализировать затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Калькуляция позволяет обоснованно устанавливать цены. Предварительно составленная калькуляция дает возможность реально оценить затраты и выбрать те, которые дадут наибольшую прибыль предприятию.

Затраты по способу включения в себестоимость делятся на прямые и косвенные.

Прямые – это материалы, топливо, сырье, зарплата производственных рабочих, отчисление налогов из заработной платы на социальное страхование и обеспечение, амортизация основных средств и др.

Косвенные – это зарплата административно-управленческого персонала, отчисления налогов из заработной платы на социальное страхование и обеспечение, канцелярские, почтовые расходы, затрат на ремонт помещений, амортизация имущества, используемого в административно-управленческих целях и др.

Бухгалтерский баланс – это способ группировки, обобщения и отражения в денежной оценке хозяйственных средств (имущества) и источников их образования на определенную дату.

Баланс представляет собой таблицу, где левая сторона – актив, а правая сторона – пассив. В активе баланса отражаются остатки хозяйственных средств. В пассиве отражаются остатки источников образования этих средств на определенную дату.

В активе сгруппированы хозяйственные средства по функциональной роли в процессе производства, а в пассиве источники образования хозяйственных средств по их составу, целевому назначению и размещению.

Отдельная составная часть актива и пассива бухгалтерского баланса называется статьей. Статьи сгруппированы в разделы. Баланс состоит из 5-ти разделов. Актив баланса содержит 2 раздела (внеоборотные активы и оборотные активы), пассив баланса содержит 3 раздела (капитал и резервы, долгосрочные обязательства и краткосрочные обязательства).

Сумма всех разделов актива баланса должна равняться сумме всех разделов пассива баланса (итог баланса). Величина итогов актива и пассива называется валютой баланса.

Итог актива равен итогу пассива, т.к. обе части баланса показывают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам. Каждый вид имущества (хозяйственных средств) поступает в организацию за счет какого-то источника.

Средства, не принадлежащие данной организации, но временно находящиеся у нее в пользовании, учитываются за балансом и не входят в валюту баланса.

Бухгалтерский баланс как отчетная форма составляется один раз в квартал. Составленный баланс за 4-й квартал называется годовым балансом.

Бухгалтерский баланс составляется на 1-е число месяца.

 

Схема стандартного баланса

Актив Пассив
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ III. КАПИТАЛЫИ РЕЗЕРВЫ
Нематериальные активы Уставный капитал
Основные средства Собственные акции, выкупленные у акционеров
Незавершенное строительство Добавочный капитал
Доходные вложения в материальные ценности Резервный капитал
Долгосрочные финансовые вложения Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
Отложенные налоговые активы IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Прочие внеоборотные активы Займы и кредиты
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Отложенные налоговые обязательства
Запасы Прочие долгосрочные обязательства
в том числе: V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
сырье и другие аналогичные ценности Займы и кредиты
затраты в незавершенном производстве Кредиторская задолженность
готовая продукция и товары для перепродажи в том числе:
товары отгруженные поставщики и подрядчики
расходы будущих периодов задолженность перед персоналом организации
прочие запасы и затраты задолженность перед государственными внебюджетными фондами
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям задолженность по налогам и сборам
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) прочие кредиторы
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов
Краткосрочные финансовые вложения Доходы будущих периодов
Денежные средства Резервы предстоящих расходов
Прочие оборотные активы Прочие краткосрочные обязательства
БАЛАНС (итог раздела I + итог раздела II) БАЛАНС (итог раздела III + итог раздела IV + итог раздела V)

 

 

Существуют различные виды бухгалтерских балансов:

1. Периодический (квартальный, месячный).

2. Годовой.

3. Вступительный – составляется при создании новой или при преобразовании ранее действующей организации.

4. Соединительный – составляется при объединении нескольких организаций в одно юридическое лицо.

5. Разделительный – составляется, когда из одной организации выделяется несколько самостоятельных организаций.

6. Санируемый – составляется при приближении организации к банкротству.

7. Ликвидационный – составляется с начала ликвидационного периода.

8. Сводный – составляется путем объединения отдельных заключительных балансов организаций (в основном им пользуются Министерства, ведомства, концерны).

9. Сводно-консолидируемый – составляется путем объединения балансов юридически самостоятельных организаций, взаимосвязанных между собой экономически. Такими балансами пользуются холдинговые компании, владеющие контрольными пакетами акций других компаний, головные организации со своими дочерними и зависимыми обществами.

10. Баланс-брутто – это баланс, включающий статью «амортизация» (амортизация основных средств и нематериальных активов).

11. Баланс-нетто – это бухгалтерский баланс без статьи «амортизация».

 

Бухгалтерский баланс не в состоянии охватить весь объем информации о деятельности предприятия. Поэтому недостающая часть информации представляется в других формах отчетности.

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах его хозяйственной деятельности. Составляется отчетность на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. При составлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться положением по бухгалтерскому учету (ПБУ) «Бухгалтерская отчетность организации» и ПБУ «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Бухгалтерская отчетность организаций состоит из следующих форм:

- форма №1 «Бухгалтерский баланс»

- форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»

- форма №3 «Отчет об изменении капитала»

- форма №4 «Отчет о движении денежных средств»

- форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

Пользователями бухгалтерской отчетности являются:

  • внешние пользователи, заинтересованные в финансовом результате (инвесторы, кредиторы, дебиторы и др.), и контролирующие (налоговая служба, органы статистики, правоохранительные органы, аудиторские фирмы и др.);
  • внутренние (руководство организации, собственники имущества, учредители, акционеры, персонал организации и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: