Критерии оценивания знаний.




Дисциплина: ОДБ.04 История

Группа: ПКД-21

Дата: 13.10.2021

Преподаватель: Муравьева Т.А.

Задание: фото выполненной в рабочей тетради работы присылайте на электронную почту kitdisttpop@mail.ua (название файла с ответами: № занятия, дисциплина, дата, группа, фамилия, имя студента, например: ОДБ.04 История 29.09.2021г., ПКД-21, Иванов Иван) Сроки выполнения: 14.10.2021

Задания для дистанционного обучения будут выдаваться в день проведения занятия, согласно расписанию и подмен по адресу: https://s3320.nubex.ru/5989/

Занятие № 11

Тема: Развитие культуры в первой половине ХХ в.

Цель:

· познакомить учащихся с основными направлениями культуры и искусства в первой половине XX века

· познакомиться с основными достижениями культуры первой половины XX века;

· развивать умение анализировать информацию, уметь излагать свои мысли, высказываться.

План занятия.

1. Революция в естествознании.

2. Особенности художественной культуры.

3. Символизм

4. Литература

Ход занятия.

На рубеже XIX – XX века появились новые открытия в разгадке тайн микромира. Открытие элементарных частиц и проникновение в тайны материи уже тогда назвали революцией в естествознании, т.к. они привели к пересмотру прежних представлений о материи и в целом о мироздании.

- За первую треть XX века учёные проникли в тайну строения атома (были открыты электрон, протон, позитрон и нейтрон) и уже к концу 1930-х годов подошли к практическому освоению атомной энергии.

Химики, искавшие способы создания новых искусственных материалов, разработали способ получения синтетического каучука. В медицине огромное значение имело открытие англичанином Александером Флемингом в 1929 г. первого антибиотика — пенициллина.

В 20—-30-е гг. XX в. началось массовое производство машин и механизмов, приводимых в движение электричеством, работающих на двигателях внутреннего сгорания. В промышленности все чаще использовали автоматические станки и конвейеры. В 20-е гг. XX в. началось регулярное пассажирское авиасообщение. В 20 — 30-е гг. широко распространилось радио, возникло телевидение. Появляются первые образцы новых видов домашней техники: холодильники, стиральные машины, электроутюги, тостеры и т.д.

Новые течения в художественной культуре. Еще в конце XIX в. в духовной жизни распространились ощущения кризиса, близких перемен, в том числе в сфере культуры. Отражением этих настроений стало зарождение модернизма (термин подчеркивал современность течения). Модернизм не имел общей идейно-художественной программы, но его сторонников объединяли неприятие в той или иной степени реализма, поиск новых художественных форм и средств.

Известными направлениями модернизма были импрессионизм, постимпрессионизм, символизм. Невероятно популярны были произведения французских художников-импрессионистов Э.Мане, Э.Дега, О. Ренуара, К. Моне и др. Представителями постимпрессионизма считаются В. Ван Гог, П. Сезан, П. Гоген. Оба эти течения отличает особое отношение к цвету, стремление передать все его оттенки, иногда невидимые глазу.

Смелые поиски новых художественных форм вели представители течений, объединенных понятием авангардизм. Формами авангардизма были кубизм, фовизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм и др. Первые шаги абстракционизма связаны с именами русских художников В. Кандинского, К. Малевича, М. Ларионова и др. Выдающимися представителями авангардистских направлений стали художники П. Пикассо (кубизм), А. Матисс (фовизм), Э. Нольде (экспрессионизм), С. Дали (сюрреализм).

Во многих произведениях живописи нашли отражение социально-политические противоречия эпохи. Ярчайшим примером этого стала картина Пабло Пикассо «Герника», посвященная памяти жителей испанского городка, погибших при его бомбардировке немцами в 1937 г.

Новое качество приобретали и произведения, создававшиеся в рамках реалистических традиций. Так, всемирную известность получила монументальная живопись мексиканских художников-коммунистов Д. Риверы, X. К. Ороско, Д. Сикейроса. Их огромные фрески на стенах административных и общественных зданий рассказывали об истории народов Латинской Америки, борьбе за национальное и социальное освобождение.

В 20 — 30-е гг. XX в. распространились течения рациональной, функциональной архитектуры. В СССР они получили название конструктивизм. Появлению этих течений способствовали распространение новых строительных материалов (железобетон, прочное стекло) и необходимость быстрого массового строительства. Главное значение в архитектуре имели простота, рациональность. Дома отличались правильной геометрической формой, плоской крышей. Архитекторы проектировали типовые здания, жилые, административные, промышленные комплексы. Самым знаменитым мастером функционализма стал француз Шарль Jle Корбюзье.

Литература. В литературе начала XX в. продолжал во многом господствовать реализм. Писатели обращались к социальной тематике, критиковали пороки общества (французы Р. Ролан и А. Франс, американец Т. Драйзер и др.).

После Первой мировой войны приобретает популярность литература «потерянного поколения». Впервые это определение было дано при характеристике романа американца Эрнеста Хемингуэя «И восходит солнце» (1926). Самые известные произведения «потерянного поколения» созданы немцем Эрихом Марией Ремарком («На Западном фронте без перемен») и англичанином Ричардом Олдингтоном («Смерть героя»). В них отражался протест против войны, бессмысленной бойни, страшного своей обыденностью истребления людей, содержалось сожаление об утраченных идеалах и ценностях, сквозила ностальгия о довоенной жизни.

Писателей привлекала активная борьба против неравенства и несправедливости, за свободу. Это характерно, например, для романа француза Анри Барбюса «Огонь».

Наряду с реализмом в литературе были широко представлены и авангардистские течения. Поэты экспериментировали с формами и размерами стиха, с версткой стихотворных форм. Классикой авангарда считаются романы американца Джеймса Джойса «Улисс», француза Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», австрийца Франца Кафки «Америка», «Замок» и др. В них стерта грань между реальностью и фантазиями героев, порожденными одиночеством и беззащитностью перед жестоким миром.

Популярность получает жанр антиутопии. Писатели Е. Замятин, О. Хаксли, позже Д. Оруэлл создают произведения, рисующие антигуманный мир возможного будущего, в котором человек полностью подчинен государству.

Театр. Разнообразные течения в театральной сфере сводились в основном к двум большим школам: реалистической и экспрессионистской. Торжество реализма проявилось во всеобщем признании системы К.С.Станиславского, которая легла в основу подавляющей части театральных, а позже и кинематографических постановок. Идеи великого режиссера получили известность благодаря гастролям Московского Художественного театра и публикации книги «Моя жизнь в искусстве». Развитие экспрессионистского (условного) направления во многом обязано влиянию режиссерской школы В. Э. Мейерхольда, основавшего в Москве свой театр. Выдающееся значение имела деятельность немецкого режиссера Макса Рейнгардта, мастера яркой театральной выразительности. Среди драматургов самыми прославленными были англичанин Бернард Шоу и немец Бертольд Брехт.

Кинематограф. Бурными темпами развивалось киноискусство. Целым событием в этом жанре стало творчество великого американского актера и режиссера Чарли Чаплина. В его фильмах эпохи «великого немого» «Малыш», «Золотая лихорадка», «Огни большого города», «Новые времена» главным героем был трогательный человечек с тросточкой в котелке и больших ботинках, одновременно и смешной и несчастный.

Новую эру в кинематографе открыло звуковое кино. В конце 30-х гг. в кино пришел цвет. Сначала на экран переносились театральные постановки. Позже появилась особая кинорежиссура. Как особые жанры развивается документальное кино, мультипликация.

В 20 — 30-е гг. XX в. крупнейшим центром кинопроизводства стал пригород Лос-Анджелеса Голливуд. Голливудское кино этого периода характеризуется многочисленными постановками мелодрам, мюзиклов, детективов, гангстерских фильмов, комедий, фильмов ужасов.

Нацизм и культура. С приходом к власти Гитлера ряд немецких деятелей культуры оказался в эмиграции, другие стали сотрудничать с режимом.

Поощрялась проза, вошедшая в историю немецкой литературы под названием «Кровь и почва » (романы и повести на исторические сюжеты, описывающие жизнь современной немецкой деревни, утверждающие идеалы «почвенности» и «народности»).

Самой знаменитой представительницей нацистской кинематографии стала актриса и режиссер Лени Рифеншталь. Ее документальные фильмы «Победа веры», «Имперский партийный съезд», «Триумф воли» воспевали Гитлера, идеи нацизма. В фильмах «Наш вермахт» и «Олимпия» (об Олимпийских играх в Берлине) Рифеншталь стремилась отразить рождение «нового общества» и порожденного им «сверхчеловека».

В художественном киноискусстве преобладали развлекательные фильмы. К ним относятся работы Георга Якоби, режиссера-постановщика комедий «Где Матильда?» (1938), «Женщины — все же лучшие дипломаты» (1941), «Девушка моей мечты» (1944).

Третий рейх (так гитлеровцы называли свое государство) выдвинул новых архитекторов, ставших основателями особого «имперского стиля». Примером такой архитектуры является комплекс сооружений в Нюрнберге, ставший одной из главных строек страны.

В Италии Муссолини провозгласил лозунг возрождения величия Римской империи. В стремлении подражать античной архитектуре создавались обширные проспекты и парадные площади для проведения шествий и манифестаций.

 

Домашнее задание на следующее занятие:

1.Сделайте конспект лекции.

2. Задание:

 

1. Охарактеризуйте главные направления развития науки и техники в первой половине XX в.

2. Какие новые течения появились в искусстве в первой половине XX в.?

3. Чем характеризовалось развитие литературы и театра между двумя мировыми войнами?

4. Как недемократические режимы повлияли на развитие культуры?

Критерии оценивания знаний.

5 баллов – за развернутый, точный и уникальный ответ в пределах оговоренного задания;

4 балла – за неточный, неуникальный или излишне длинный ответ;

3 балла – за попытку ответить хотя бы что-то на поставленный вопрос;

2 балла – за несоответствие ответа заданию;

1 балл – за невнятные символы вместо ответа;

0 баллов – за полное отсутствие ответа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: