Вступительное слово учителя.




Урок № 4

Тема: Русский язык — язык общения и язык возможностей

Тип урока: урок формирования новых знаний

Вид урока: интегрированный урок

Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; формировать ценностное отношение к нему как носителю духовной памяти русского народа.

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, рисунки

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные.

В результате занятия учащиеся смогут

  • узнать о роли языка в жизни человека, общества;
  • познакомиться с основными функциями русского языка;
  • научиться различать понятия язык и речь, общение письменное и устное;
  • излагать свои мысли в устной и письменной форме;

Метапредметные.

В результате занятия учащиеся смогут

  • сформулировать цели своей учебной деятельности и оценивать ее результативность;
  • находить и выделять необходимую информацию;
  • совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
  • проводить работу по предложенному заданию;
  • слушать и слышать друг друга;
  • полно и точно выражать свои мысли;
  • добывать недостаточную информацию с помощью вопросов;
  • строить понятное для слушателей высказывание;
  • вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;
  • формулировать простые выводы;
  • применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • осуществлять анализ речевых ситуаций, представленных в схемах и тексте;
  • продолжить совершенствование навыка построения рассуждения на основе причинно-следственных связей

Личностные.

В результате занятия учащиеся смогут

  • использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач;
  • осознавать эстетические ценности русского языка, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • воспитать уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
  • поддержать личный познавательный интерес, культуру речевого общения;
  • стремиться к речевому самосовершенствованию

Основные понятия урока: язык, речь, общение

Ход урока

Организационный момент. Приветствие.

2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

- Ребята, на прошлом уроке мы говорили о том, что такое язык. Вспомните, какое значение имеют слова в жизни человека? (Ответы детей: один человек говорит, другой слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем, что написано.

Слова учителя:

- И еще с помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку. Лев Успенский в своей замечательной книге “Слово о словах” пишет: “Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”. Как вы думаете, какова тема нашего урока? Сформулируйте ее.

(Запишите в тетради тему нашего урока: « Русский язык — язык общения и язык возможностей» ).

Да, ребята, человеческий язык – удивительное, неповторимое чудо. Ну что бы мы, люди, значили бы без него? Просто невозможно представить нас безъязыкими. Ведь именно язык помог нам выделиться из животных. Он считается главным средством человеческого общения. Но почему главным? Существуют ли другие средства общения? Если да, то какие? - Мимика, жесты, рисунки, сигналы, знаки. Это всё – невербальные средства общения, т.е. бессловесные. Попробуйте привести примеры таких языков.

Например, свои чувства другому человеку человек может передать с помощью языка цветов. Красная роза – это признание в любви, белые розы и лилии – знак чистоты, фиалка – верность, красный тюльпан – удача и т.д. Существуют и другие “бессловесные” языки – язык музыки, язык танца, язык мимики, язык формул, языки программирования. Есть также язык жестов. Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание “нет”, а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен – “да”.

- Как вы думаете, почему чаще всего люди используют всё-таки “словесный” язык?

(Да, язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью писем, с помощью книг.)

- Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны?

(Ребята перечисляют известные им языки)

 

Слова учителя:

- Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском, португальском и французском.

-Какие языки называются «мертвыми» и почему?

- Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Многие поэты и писатели воспели красоту русского языка в своих произведениях. Послушайте высказывание А.Н.Толстого: “Дивной вязью русский народ плёл невидимую сеть русского языка, яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрела, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого”

- Запишите эти слова в тетради и объясните, какие особенности русского языка отметил автор строк (ученики записывают высказывание и объясняют отмеченные автором особенности русского языка).

Слова учителя:

Русский язык, как и все другие современные мировые языки, использует буквенное письмо, т. к. имеет алфавит. С помощью алфавитов устную речь мы переводим в письменную.)

Теперь перенесемся немного вперед, в период правления князя Владимира Красное Солнышко, богатырей Ильи Муромца и Добрыни Никитича, когда государство славян называлось Киевская Русь. Русь стала христианской (вера в Христа), а до этого было язычество - много богов. Но не понимали славяне ничего в новой вере: ни Слова Божия, ни богослужения, потому что не знали греческого языка, на котором велись службы и написаны были богослужебные книги. Тогда привезли священные книги на славянском языке.

Что произошло в 988 году?

- 988 год - крещение Руси.

- Что такое алфавит? Кто его создатели?

- В 862 году два образованных брата - монаха Кирилл и Мефодий, получили задание перевести греческие богослужебные книги на славянский язык. Это было сложно: славяне не умели писать и читать, т.е. письменного языка у них не было. Надо было создать азбуку, перевести греческие книги, да еще и научить славян письму и чтению. За этот поистине великий труд Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. За основу взяли греческий алфавит.

Кирилл и Мефодий создали славянскую Азбуку, которую назвали КИРИЛЛИЦА.

- Для чего создали кириллицу?

Значит, это был не повседневный, разговорный язык, а священный, чтобы обращаться к Богу.

Посмотрите, какие сложные буквы по начертанию. Их писали с благоговением, кое-как писать не дозволялось. Книги переписывали вручную ученые люди, лучшие писари.

Заглавные буквы писали красной краской, украшали рисунками. Отсюда пошло выражение "писать с красной строки".

Книги ценились буквально на вес золота, т.к. их было очень мало. Ими дорожили, обложки переплетали кожей, их украшали золотом, серебром, драгоценными камнями.

Стоит и нам поучиться трепетному отношению к книгам, подумать, как постараться писать красиво, чтобы быть достойными древних мастеров.

Благодаря их труду мы знаем, как жили наши далекие предки, их мысли, чувства. Это тоже общение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: