и труду в процессе обучения




2.1. Ознакомление младшего школьника с миром труда и профессий

В процессе обучения учащиеся получают разнообразные знания о

мире труда, о разнообразных профессиях, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом. Богатый материал в этом направлении содержат учебные предметы в начальных классах. Учитывая особенности содержания предметов в начальной школе, можно осуществлять ознакомление учащихся с миром труда и профессий на уроках чтения, естествознания, трудового обучения, а также включать профориентационный материал в содержание уроков русского языка и математики.

Так, на уроках чтения, благодаря особой эмоциональности, которое несет в себе художественное слово, учащиеся приобретают определенный нравственный опыт положительного отношения к людям труда, честно и профессионально выполняющим свои трудовые дела. Обращая внимание учащихся на то, что любимые герои сказок, рассказов, изучаемых на уроках, добиваются успеха в жизни, счастья и благополучия благодаря своим высоким нравственным качествам, и прежде всего – трудолюбию, учитель способствует (благодаря особой восприимчивости младших школьников, их стремления к подражанию) развитию у школьников стремления к труду, положительного отношения к людям труда. [13]

Особенно благодатный материал для развития у учащихся уважительного отношения к труду содержат произведения устного народного творчества. Необходимо обращать внимание детей на отношение народа к честному, добросовестному труду «Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали, хлеб засевали» (Сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»).

На уроках чтения учащиеся знакомятся с произведениями, герои которых - люди определенной профессии. Учитывая то, что у младших школьников еще небогатый жизненный опыт и их представления о мире профессий ограничены, учитель расширяет их знания о профессиях в процессе знакомства с художественными произведениями [17].

При анализе произведений учитель обращает внимание учащиеся на то, как автор характеризует этих людей, как профессия отражается на их облике, поведении, манере говорить, разъясняет непонятные слова, термины.

Особенностями содержания изучаемых на уроках чтения произведений является то, что в большинстве своем они не содержат выраженной профориентационной направленности. Поэтому учитель расширяет, дополняет изучаемый материал.

Читая произведения, в которых действуют представители разных профессий, учитель выясняет, знакома ли учащиеся эта профессия, как они ее себе представляют. Представления учащихся ограничены их еще небогатым жизненным опытом – они знают в основном о работе родителей, о труде учителя, воспитателя, врача, продавца. Поэтому изучение некоторых произведений является своеобразным знакомством учащихся с миром разнообразным профессий. При чтении стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» учащиеся знакомятся с профессиями столяра, шофера, врача, летчика, моряка, при чтении произведений В.Бианки, М. Пришвина – с профессиями лесника, егеря.

Широкие возможности для ознакомления с миром профессий

содержат уроки русского языка. Учебники по русскому языку содержат множество терминов и понятий профессионального характера, названия различных профессий, производств, трудовых действий, предметов труда, материалов, инструментов. [25]

И.Н. Скударнова отмечает, что большие возможности для подготовки детей к жизни и труду дают такие разделы русского языка, как «Орфография», «Лексика», «Культура речи». При изучении лексики, можно предложить учащимся, пользуясь словарем, составить словарь профессий родного края, записать профессии людей, которые трудятся на стройке, фабрике, заводе и т.д. [17]

С целью развития представлений учащихся о мире труда и профессий могут быть использованы различные задания. Например, подобрать к слову, обозначающему профессию, ряд прилагательных, обозначающих свойства, качества, необходимые представителю данной профессии:

водитель – внимательный, ответственный, зоркий;

врач – добрый, заботливый, милосердный;

продавец – вежливый, предупредительный, знающий.

При этом обращается внимание учащиеся на то, почему данные качества необходимы представителю характеризуемой профессии.

Можно предложить учащимся задание, с помощью которого они глубже знакомятся с содержанием труда распространенных профессий:

- Как образованы следующие слова: телеграфист, телефонист, стеклодув, стекловар? Выделите корни и суффиксы. Выпишите слова, обозначающие профессии, представители которых помогают людям обмениваться между собой информацией [17].

На уроках русского языка можно использовать материал для ознакомления учащихся с трудовой деятельностью людей при изучении различных тем. Например, во время повторения алфавита учащимся предлагается упражнение – соревнование в знании не только алфавита, но и профессий на каждую букву алфавита:

А – агроном, б – бухгалтер, в – водитель и т.д.

Осуществляя профориентацию на уроках русского языка, необходимо учитывать краеведческую направленность, обращать внимание на то, какие профессии наиболее распространены в своей области, городе, селе. Можно предложить учащимся составить предложения, включающие знания о профессиях родного края, подобрать слова для разбора и т.д.

Особое место на уроках русского языка и чтения занимают творческие работы. Это могут быть сочинения «Труд вокруг нас», «Где работают наши папы и мамы?», «Кем я хочу быть?», «Профессия моих родителей», сочинения о своих впечатлениях после экскурсии профориентационной направленности. [25]

Важная роль в формировании положительного отношения учащихся к миру труда и профессий принадлежит урокам естествознания. На уроках учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью людей в различных природных зонах, рассматривают основные профессии различных природных зон, их особенности. Целесообразно вести речь о профессиях, распространенных в данном экономическом регионе, а также профессиях ближайшего производственного окружения школы.

Развитие представлений учащихся о мире труда и профессий может осуществляться на уроках математики при решении текстовых задач. Это задачи, содержание которых отражает трудовую деятельность людей и подготовку к ней, достижения науки и техники. В целях ознакомления учащихся с миром труда и профессий можно использовать краткую беседу. Задачи типа: «По плану завод должен выпускать 84 швейные машины в день. Но рабочие повысили производительность труда и стали выпускать…» - являются основой для психологической подготовки детей к труду, помогают понять его созидательную силу. Решая задачи о сельскохозяйственном производстве, учащиеся знакомятся с понятиями, имеющими отношение к технике производства, заготовке кормов, обработке почвы. Им прививается уважение к труду хлеборобов, например: «Колхоз продал государству 364 тонны пшеницы… На хлебозаводе из 171 кг муки испекли хлеб…» и др. Во время решения таких задач в течение 2-3-х минут можно провести с учащимися небольшую беседу, направленную на расширение понятий о труде, о профессиях. [20]

На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с произведениями известных художников, с их жизнедеятельностью, осваивают навыки художественного творчества. На уроках музыки учащиеся получают представления о музыкальной деятельности. То есть данные предметы способствуют развитию у учащихся элементарных представлений о профессиях искусства. Учитель может дополнить содержание урока сведениями о таких профессиях, как художник-оформитель, дизайнер, художник-модельер, концертмейстер, преподаватель музыки и других.

Программа трудового обучения в начальной школе включает в

себя разнообразные виды труда, в процессе которого учащиеся занимаются обработкой различных материалов. Учитель может дополнить знания учащихся рассказом о профессиях, связанных с данными материалами, показом рисунков, слайдов и т.д.[25]

Т.Л. Денисова считает, что каждый урок трудового обучения в начальных классах должен содержать определенные профориентационные сведения. Это ознакомление учащихся с различными материалами, способами их обработки, приемами работы, различными инструментами. Дети получают начальные сведения о профессиях, производственных процессах, о названиях и назначении машин и механизмов. Важно, чтобы эти сведения были верными и объем их был посильным для данного возраста. [6]

Таким образом, содержание различных уроков позволяет осуществлять развитие понятий о труде людей, о мире различных профессий.

2.2. Методы и средства подготовки младшего школьника к жизни и

труду в процессе обучения

Подготовка учащихся к жизни и труду осуществляется в процессе обучения при помощи различных методов и средств обучения.

Это могут быть рассказ, беседа, дискуссия, в ходе которых учащиеся усваивают некоторые понятия, явления, связанные с трудовой, профориентационной темой. Например, на уроке русского языка учащиеся выполняют словарную работу, в ходе которой они знакомятся с написанием слова «столяр». Учитель, обращая внимание на написание данного слова, предлагает учащимся краткий рассказ о профессии столяра, о том, чем занимается человек данной профессии, насколько она востребована в современном обществе.

Беседа – это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки системы вопросов подводит учеников к пониманию содержания материала. Например, при чтении стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» учитель ставит перед учениками вопросы:

- О каких профессиях вы узнали из стихотворения?

- Какая профессия вас более всего привлекла? Почему?

- Ставили ли вы перед собой вопрос: кем быть? Как вы его решили? И т.д.

Учитывая такие особенности учащихся начальной школы, как наглядность познавательных процессов, недостаточность внимания, эффективны наглядные методы обучения. С точки зрения подготовки младших школьников к жизни и труду использование иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, демонстрация опытов, кинофильмов и т.п. позволит учащимся не только более прочно усвоить необходимые понятия, но и создаст более яркий образ того будущего, которое ожидает учащихся.

Наиболее эффективен процесс подготовки учащихся к жизни и труду при сочетании отдельных методов и средств обучения. Например, при изучении на уроке естествознания темы «Дерево в жизни человека » может быть проведена беседа «Труженики леса», сопровождаемая слайдами, диапозитивами с видами леса, фонограммой лесных звуков.

Особое значение в процессе подготовки учащихся к жизни и труду имеет использование игровых методов. Игра близка и понятна младшему школьнику, он по-прежнему отдает ей немало свободного времени. Поэтому рассказ учителя о профессиях может быть дополнен игрой профориентационного характера. Например, учащимся предлагаются слова, относящиеся к данным профессиям: лоцман, скальпель, рубанок, стамеска, кубрик, автопилот, иллюминатор, абордаж, микстура, электрокардиограмма, пропеллер. Им необходимо разделить их на группы в соответствии с профессией и объяснить их значение. Победителем в игре становится тот, кто первый успешно справился с заданием [10].

Профориентационные игры могут включаться в уроки трудового обучения. Это могут быть нетрадиционные уроки типа «Час профессии на телеэкране», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем быть?» и др. Так, в форме профориентационной игры может быть проведен нетрадиционный урок трудового обучения на тему «Все профессии важны». Класс делится на несколько групп, каждая из которых представляет профессии в различных видах деятельности. Это могут быть работники аэропорта (летчик, диспетчер, бортинженер, стюардесса), работники медицинской отрасли (хирург, педиатр, медсестра), работники железнодорожного транспорта (машинист, путевой обходчик, проводники), работники металлургического предприятия (сталевар, подручный сталевара, программист). Предварительно учащимся предлагается познакомиться ближе с профессиями, которые они будут представлять на уроке. Игра может проходить в форме пресс-конференции, телепередачи, встречи с интересными людьми и др.

В процессе урока одна группа сменяет другую, в результате учащиеся имеют возможность познакомиться с несколькими профессиями – не только с теми, которые они представляют. Учитель выступает в роли тележурналиста, задавая учащимся различные вопросы. Например:

-Что самое трудное в вашей профессии?

-Чем привлекает вас ваша профессия?

-Каких результатов вы достигли в своей деятельности?

-Какие качества необходимы людям вашей профессии? И т.д.

Учащиеся не только отвечают на вопросы журналиста, но и общаются

между собой как представители одной профессиональной отрасли, дополняя, уточняя ответы друг друга.

При ознакомлении учащихся с профессиями, связанными с взаимодействием в системе «человек-человек» (профессии учителя, воспитателя, продавца, милиционера и др.), особенно эффективно использование проблемных ситуаций, деловых игр. Трудности данных профессий связаны с тем, что их представителям приходится много общаться с самыми разными людьми, при этом быть всегда вежливыми, доброжелательными, уметь разрешать конфликтные ситуации. Можно предложить учащимся попробовать себя в роли представителей данных профессий и разрешить сложные ситуации.

Например, в ситуации «Продавец и покупатель» учащиеся могут смоделировать общение с покупателем, который никак не может выбрать покупку, в ситуации «В больнице» - объяснить упрямому больному, что ему необходимо лечение, посоветовать, как организовать закаливание, соблюдение режима дня, выразить надежду на выздоровление и т.д. [10]

Подготовка младших школьников к жизни и труду эффективно осуществляется на уроках нетрадиционного типа. Это может быть интегрированный урок на тему «Профессии родного края», включающий в себя материал естественнонаучного и гуманитарно-художественного содержания. Взаимосвязь различных отраслей знаний, осуществляемая в процессе интегрированных уроков, помогает не только развивать представления учащихся о тех или иных профессиях родного края, но и воспитывать у школьников интерес к трудовой жизни своего региона, к его основным профессиям. Представляют интерес такие уроки нетрадиционного типа, как уроки КВН, уроки-путешествия, уроки-праздники.

Важное образовательное, воспитательное, развивающее значение имеют профориентационные экскурсии, которые не только конкретизируют представления учащихся о труде взрослых, о различных профессиях, но и углубляют их знания, расширяют кругозор, оказывают влияние на эмоциональную сферу учащихся, воспитывают нравственное отношение к труду.

Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними. [23]

Особая роль экскурсий в подготовке младших школьников к жизни и труду состоит в том, что они наиболее доступны учащимся, в процессе их осуществления реализуется принцип наглядности, имеющий особое значение в обучении детей данного возраста. У младших школьников преобладает наглядное мышление и память, а в процессе экскурсии они могут наглядно познакомиться с различными производствами, техникой, увидеть воочию, как трудятся люди.

Экскурсии выполняют следующие функции:

· реализация принципа наглядности обучения.

· повышение уровня научности обучения и укрепления его связи с жизнью, практикой.

· знакомство учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и в сельском хозяйстве.

· профессиональная ориентация учащихся. [ 25]

Для того, чтобы экскурсия стала действенным средством в подготовке учащихся к жизни и труду, необходимо учитывать ряд условий. Многие педагоги, организуя экскурсию, используют в ее содержании занимательный материал, стихи, загадки, пословицы, что делает экскурсию более увлекательной, эмоционально насыщенной. В процессе экскурсии необходимо организовывать встречи с людьми различных профессий, дать возможность учащимся, задать им вопросы. Учитель может дополнить информацию, данную людьми, работающими на данном предприятии, рассказать об тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий.

За годы обучения в начальной школе учащиеся должны побывать на расположенных недалеко от школы предприятиях района- на почте, в автобусном парке, на стройке, в библиотеке и т.д.[ 13]

Таким образом, в процессе обучения младших школьников могут быть использованы самые разнообразные методы и средства, способствующие расширению представлений о трудовой деятельности взрослых. Успех использования тех или методов, средств подготовки младших школьников к жизни и труду во многом зависит от творчества учителя, от его умения доступно и содержательно представить перед детьми необходимую информацию.

2.3. Включение младшего школьника в трудовую деятельность как

средство подготовки к жизни и труду

Особое значение в подготовке учащихся к жизни и труду имеют уроки трудового обучения, на которых учащиеся включаются непосредственно в трудовую деятельность. Каждый урок трудового обучения должен способствовать формированию любви к труду, интереса к различным видам труда, осуществлять знакомство с простыми профессиями с постепенным переходом к более сложным, знакомство с местным производством. Урок трудового обучения включает в себя формы организации производства. При этом ребенок получает представления о том, как работает человек на производстве.

Очень важно показать учащимся их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, трудовых умениях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Предлагая учащимся ту или иную трудовую деятельность, важно прояснить, насколько понимают они ее значение для них самих. Можно предложить детям вопросы:

· Какие умения вам необходимы, чтобы выполнить задание?

· Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?

· Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?

· Где еще впоследствии вы сможете применять такие умения?

Когда учащиеся начинают выполнять свои задания, педагогу следует обратить внимание прежде всего на то, насколько удобно и рационально они организовали свою деятельность: как расположили все необходимое оборудование, предусмотрели ли последовательность работы, обращают ли внимание на качество труда и т.д. [2]

Формируя трудовые умения и навыки младших школьников, необходимо создавать условия для удовлетворения интересов и склонностей у детей к избранным занятиям, стимулировать у них развитие задатков к определенным видам труда. Практика показывает, что развитие склонностей у детей младшего школьного возраста оказывает влияние на формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов, а в дальнейшем и на выбор рода занятий в жизни.

Специальное внимание в начальной школе необходимо отводиться организации коллективного труда, когда трудовое задание воспринимается как данное всему классу или группе учащихся. Школьники должны почувствовать, что труд в коллективе, сообща гораздо продуктивнее.

Очень важно обучать детей навыкам коллективного труда, в ходе которого учащиеся вступают во взаимодействие друг с другом, учатся планировать коллективную работу, при необходимости корректировать ее, осваивают навыки сотрудничества, что особенно необходимо в современной трудовой деятельности, где коллективный труд группы, бригады является основой и успех труда зависит от усилий и согласованности действий каждого.

В организации коллективного труда детей выделяют три последовательных этапа: распределение предстоящей работы между участниками, выполнение ими разных трудовых задач, обсуждение результатов трудовой деятельности.

Коллективный труд осуществляется в подгруппах учащихся, каждая из которых получает свое задание. Младшие школьники могут самостоятельно распределять работу между собой внутри своей группы. Педагог напоминает им о необходимости договориться перед началом работы и предоставляет возможность самостоятельно осуществить это. Упражнения детей в самостоятельном распределении работы помогает им на конкретных поступках в собственной практике понять, что такое справедливое распределение дел, как следует согласовывать свои желания с желаниями других. Они учатся в зависимости от ситуации уступать, сдерживаться, убеждать товарищей в своей правоте, использовать в качестве средств воздействия на товарищей правила поведения в коллективе.

В процессе совместного труда особое влияние на учащихся оказывают отношения ответственной зависимости и требовательности. Вступая в подобные отношения, учащиеся испытывают на себе их влияние, следствием которого является стремления, мотивы, желания, формируются определенные поступки, которые постепенно становятся устойчивыми и привычными [25].

Организуя коллективный труд учащихся, очень важно наладить работу внутри каждого звена, в то же время опираясь на элементы самоорганизации, самостоятельного решения возникающих вопросов. Задача педагога здесь - не сразу указывать, как следует поступить в том или ином случае, а помогать детям понять причины произошедшей ситуации, возникающих вопросов.

Эффективность воздействия труда на формирование положительного отношения к нему во многом зависит от содержания самого труда учащихся.

Одни и те же виды труда могут быть разными по содержанию. К примеру, можно просто объявить детям о том, что надо собрать семена растений для подкормки зимующих птиц. А можно этой работе придать определенное целевое направление, увлечь их интересным содержанием труда. Например, объявить операцию «Мы – друзья птиц», которая включает в себя ознакомление учащихся с растениями, семена которых можно собирать в своем районе, просмотр видеофильма о зимующих птицах, провести конкурс на самую лучшую кормушку для птиц, на самый богатый «урожай», собранный детьми и т.п. Определяя содержание труда детей, необходимо исходить из целевой установки – что дети должны приобрести, чему научиться, в какие отношения вступить, чтобы все это способствовало формированию не только необходимых навыков, но и положительного отношения к труду [13].

Чем разнообразнее и содержательнее труд, тем больший интерес к нему, тем полнее и ярче могут развиваться способности к тому или иному виду труда. Поэтому можно предложить учащимся не просто изготовить на уроке то или иное изделие, а приготовить подарок ветеранам, детям из детского дома и т.п. Это усиливает воспитательное воздействие трудовой деятельности и формирует положительное отношение к труду, понимание его значимости для окружающих. Воспитательное воздействие трудовой деятельности возрастает, если в его организации используются элементы игры, символики, трудовых ритуалов. Например, на уроке объявляется конкурс на самое лучшее изделие, которое затем украшает класс. [12]

В последние годы широкое распространение получило использование на уроках труда метода проектного обучения. При этом решаются такие учебно-воспитательные задачи:

· развитие интеллектуально-творческих способностей детей, инициативы, самостоятельности;

· знакомство с технологическими свойствами различных материалов, способами их обработки, с возможностями использования вторичного материала;

· развитие познавательной активности учащихся;

· формирование активной гражданской позиции;

· умения работать коллективно;

· воспитание положительного отношения к труду.

После предварительной подготовительной работы учащиеся приступают к работе над творческим проектом. Учитель подробно расписывает технологическую карту к проекту, которая содержит в себе последовательность и содержание операций, перечень необходимых инструментов и материалов, эскизов на каждом этапе работы. Ознакомившись с технологической картой, учащиеся сами предлагают варианты идеи.

В микрогруппах учащиеся выбирают лучшие эскизы будущего изделия и инструменты для работы, анализируют технику безопасности при выполнении своего проекта, восстанавливают последовательность технологических операций, самостоятельно распределяют обязанности. Защита проектов проводится в форме конкурса. Докладчики выступают со своими проектами, производят самооценку по критериям: красота, практичность, аккуратность.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта. Необходимо помочь детям произвести самооценку проекта. Для этого можно предложить им ответить на следующие вопросы:

· Почему вы начали разрабатывать именно этот проект?

· Какова идея проекта? Какие еще идеи были? Почему вы их отвергли?

· Соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям?

· Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями вы обладали или пришлось чему-то учиться?

· Сколько времени вам потребовалось?

· Какое оборудование вы использовали? Кто вам помогал?

· Каковы комментарии посторонних людей и тех, кто будет использовать ваш проект?

· Как улучшить проект?

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям,

членам семей, детскому дому и т.д. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям. [9]

Такая работа обычно привлекает учащихся, вызывает у них положительные эмоции. А если работа, выполнение трудовых обязанностей вызывают радость, приносят удовлетворение, закрепляются в успехе, то у ребенка появляется интерес к труду, желание активно в нем участвовать, чтобы вновь и вновь испытать чувство радости. Перед учителем стоит задача – добиться, чтобы каждая работа и каждое занятие учащихся были увлекательными, полезными и успешными.

 


Выводы по второй главе

Существуют различные пути и средства подготовки младшего

школьника к жизни и труду в процессе обучения.

1. Ознакомление младшего школьника с миром труда и профессий. В

процессе обучения учащиеся получают разнообразные знания о мире труда, о разнообразных профессиях, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо усиливать данный аспект в процессе обучения на уроках чтения, русского языка, естествознания, трудового обучения, математики, используя для этого специфические особенности данных предметов.

2.Методы и средства подготовки младшего школьника к жизни и

труду в процессе обучения. С целью подготовки учащихся к жизни и труду могут быть использованы рассказ, беседа, дискуссия, в ходе которых учащиеся усваивают некоторые понятия, явления, связанные с трудовой, профориентационной темой. Эффективно использование иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, демонстрация опытов, кинофильмов и т.п. позволит учащимся не только более прочно усвоить необходимые понятия, но и создаст более яркий образ того будущего, которое ожидает учащихся. Особое значение в процессе подготовки учащихся к жизни и труду имеет использование игровых методов, нетрадиционных уроков, проблемных ситуаций. Важное образовательное, воспитательное, развивающее значение имеют профориентационные экскурсии, которые не только конкретизируют представления учащихся о труде взрослых, о различных профессиях, но и углубляют их знания, расширяют кругозор, оказывают влияние на эмоциональную сферу учащихся, воспитывают нравственное отношение к труду.

3. Включение младшего школьника в трудовую деятельность как средство подготовки к жизни и труду. Данная работа обычно осуществляется на уроках трудового обучения. Формируя трудовые умения и навыки младших школьников, необходимо создавать условия для удовлетворения интересов и склонностей у детей к избранным занятиям, стимулировать у них развитие задатков к определенным видам труда. Особое внимание в начальной школе необходимо отводиться организации коллективного труда, когда трудовое задание воспринимается как данное всему классу или группе учащихся. Важно обучать детей навыкам коллективного труда, в ходе которого учащиеся вступают во взаимодействие друг с другом, учатся планировать коллективную работу, при необходимости корректировать ее, осваивают навыки сотрудничества, что особенно необходимо в современной трудовой деятельности, где коллективный труд группы, бригады является основой и успех труда зависит от усилий и согласованности действий каждого.

Заключение

В современных условиях особую актуальность приобретает проблема подготовки школьников к жизни и труду, так как развитие новых экономических механизмов предъявляет к человеку высокие требования в отношении уровня образованности, умения адаптироваться в обществе, способности к трудовой деятельности. Сегодня социальный заказ общества к образованию требует создания необходимых условий, которые максимально способствуют подготовке учащихся к труду и жизни.

В ходе исследования была определена психолого-педагогическая

сущность и особенности подготовки младших школьников к жизни и труду.

Было выявлено, что в основе подготовки младших школьников к жизни и труду лежит передача социального опыта, трудовых навыков, развитие личности ребенка как субъекта общественных межличностных отношений, развитие умения ориентироваться в социальных ситуациях, правильно выбирать адекватные способы обращения с людьми и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия, приобщение его к ценностям человечества и конкретного общества. Анализ практического опыта подготовки младшего школьника к жизни и труду в процессе обучения показал богатые возможности различных учебных предметов в данном направлении. В работе педагогов начальной школы находит отражение использование игровых форм обучения, проблемных ситуаций, развивающих заданий, творческой деятельности. В ходе исследования были разработаны критерии, показатели и средства диагностики готовности младших школьников к жизни и труду, описаны три уровня готовности учащихся к жизни и труду. Проведение констатирующего эксперимента показало, что у учащихся уровень готовности к жизни и труду является недостаточным.

Анализ путей и средств подготовки младшего школьника к жизни и

труду в процессе обучения позволил выявить, что процесс подготовки младших школьников к жизни и труду в процессе обучения будет эффективным, если осуществляется ознакомление младшего школьника с миром труда и профессий; используются разнообразные методы и средства подготовки младшего школьника к жизни и труду в процессе обучения; осуществляется включение младшего школьника в трудовую деятельность как средство подготовки к жизни и труду.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза исследования в ходе теоретического анализа подтверждена.


Список литературы

1.Белянкова, Н.М. Интегрированный подход к изучению материала по экономике в учебно-методическом комплекте «Школа России» [Текст] /Н.М. Белянкова //Начальная школа. – 2005.- №3.- С.48-56.

2.Бритвина, Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии[Текст] /Л.Ю. Бритвина // Начальная школа.- 2005.- №6.- С.44-47.

3.Власов, И.М. Государство в государстве. [Текст] /И.М. Власов // Начальная школа. – 2002. – №1.- С.77 –80.

4.Гессен, С.И. Основы педагогики. [Текст] /С.И. Гессен // Школьные технологии. – 1999.- №4.- С.4-59.

5.Вологдина, Ж.В. Упаковки для подарков и сувениров[Текст] /Ж.В. Вологдина //Начальная школа. – 2003.- №1.- С.63-64.

6.Денисова, Т.Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах[Текст] /Т.Л. Денисова //Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза/ Отв. ред. Т.И. Шалавина.- Новокузнецк: НГПИ, 221.- С.34-36

7.Елькина, О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии. [Текст] /О.Ю. Елькина– Кемерово, 1997. – 20 с.

8.Журкина, А.Я. Сущность трудового воспитания [Текст] /А.Я. Журкина./ Содержание трудового воспитания школьников/ Под ред. А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой. – М.: Педагогика, 1989.- 144с.

9.Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников[Текст] / Е.Н. Землянская // Начальная школа.- 2005.- №9.- С.55-59.

10.Игумнова, Е.Л. Банкир, фермер или портной… Кто же я буду такой???: Кн. для учителя [Текст] / Е.Л. Игумнова. – Новосибирск: Призвание, 1994. – 174 с.

11.Лихачев Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т. Лихачев– М: Академия, 1995- 463с.

12.Макаренко, А.С Избранные педагогические труды[Текст] /А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1985.- 374с.

13.Пантелеева, Т.А. Особенности трудового воспитания младших школьников. [Текст] /Т.А. Пантелеева.// Содержание трудового воспитания школьников /Под ред. А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой. – М.: Педагогика, 1989.- 144с.

14.Педагогика: педагогические теории системы, технологии [Текст] / Под ред. С.А. Смирнова – М.: Академия, 1998 – 544с.

15.Подласый, И.П. Педагогика [Текст] /И.П. Подласый. – М.: Владос, 2000 – 631с.

16.Развитие, социализация и воспитание личности [Текст] // Под ред. Е.Н. Шиянова. – Ставрополь, 1993.- 238с.

17.Скударнова, И.Н. Профессиональная ориентация учащихся 4-5 классов на уроках русского языка и литературы[Текст] /И.Н. Скударнова //Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза/ Отв. ред. Т.И. Шалавина.- Новокузнецк: НГПИ, 221.- С.31-33.

18.Сластенин, В.А. Педагогика[Текст] /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов – М.: Владос, 2000.- 436с.

19.Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] /В.А. Сухомлинский.– М.: Просвещение, 1986. – 198с.

20.Тихоненко, А.В. Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач [Текст] /А.В. Тихоненко// Начальная школа.- 2001.- №8.- С.76-83.

21.Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] /К.Д. Ушинский.– М.: Педагогика, 1978.

22.Хайдукова, А.В. Воспитательная направленность уроков русского языка[Текст]/ А.В.Хайдукова // Начальная школа.- 2006.- №3.- С.27-32.

23. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]/И.Ф. Харламов – М.: Гардарики, 1999 – 519с.

24.Хузина, Т.Х. Национально-региональный компонент[Текст]/Т.Х. Хузина

//Начальная школа.- 2005.- №1.- С.99-101.

25.Чернышенко, И.Д. Трудовое воспитание школьников [Текст]/И.Д. Чернышенко. – М.: Педагогика, 1981. – 326 с.

26.Чистякова, С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников [Текст]/С.Н.Чистякова. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.

27.Чистякова, С.Н. Критерии показателей готовности школьников к профессиональному самоопределению: Методическое пособие [Текст]/С.Н. Чистякова, А.Я.Журкина. – М.: Филология, 1997. – 80 с.

28.Шалавина, Т.И. Мир труда и профессий: Учебно-методическое пособие [Текст]/Т.И. Шалавина/ Департ. образования и науки Администр., ОблИУУ. – Кемерово, 1995. – 196с.

29.Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. [Текст]/С.Т. Шацкий. – М.: Педагогика, 1980.

Приложение 1

Тест «Зачем нужен труд»

 

1.Можно ли прожить всю жизнь не трудясь? Как ты к этому относишься?

а) не знаю, не задумывался – 2 балла

б) можно, но это неинтересно – 3 балла

в) можно, и это интересно, можно делать все что хочешь – 1 балл

2. Зачем люди трудятся?

а) чтобы получать деньги – 2 балла

б) труд приносит радость, делает человека уважаемым в обществе – 3 балла

в) не знаю – 1 балл

3.Ты хотел бы, чтобы твоя работа была:

а) интересной и полезной людям – 3 балла

б) не обязательно интересной, но высокооплачиваемой – 2 балла

в) я об этом еще не думал – 1 балл

4. Кого можно назвать трудолюбивым человеком?

а) того, кто трудится честно, выполняет качественно свою работу – 2 балла

б) того, кто трудится с любовью – 3 балла

в) не знаю – 1 балл

Высокий уровень – 12 баллов

Средний уровень – 8- 11 баллов

Низк



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: