Урок № 7
Тема: Духовная культура
Тип урока: урок-рассуждение.
Методы: иллюстративно-репродуктивный.
Цель и задачи урока:
1. Познакомить с сущностью духовой культуры, показать способы развития духовной культуры, актуальность диалога культур;
2. Развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии;
3. Формировать отношения к материальным и духовным ценностям, глубокое уважение к культуре прошлого и настоящего.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
вносить своего вклада в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности; выполнять корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, видеофильм, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Предметные УУД:
уметь объяснять значение понятия «нравственность», «культура»;
расширить знания о соотечественниках, прославившихся подвижнической деятельностью, благородством.
Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс; презентация;
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой
- Здравствуйте ребята. Займите свои места, усаживайтесь удобней. Мы продолжим увлекательное путешествие в мир культуры, чтобы узнать, какими нравственными качествами должен обладать человек культуры.
Актуализация опорных знаний
Слова учителя:
С понятием «культура» вы сталкивались не раз, на предыдущих уроках мы знакомились с различными определениями понятия «культура».
- Вспомните, что такое культура? (Ответы детей)
- Культура не ограничивается произведениями искусства, объектами, имеющими имущественную и художественную ценность. Это в том числе и традиции, историческое наследие, все, что нематериально, но важно для человека или отдельной группы людей, а может даже и для человечества в целом. Определять само слово можно по-разному. На эту тему немало высказывались известные прозаики, поэты, философы и не только. Прочитайте высказывания известных людей и выбрав одно из понравившихся, объясните, что они подразумевали под понятием «культура»? (на доске вывешены изречения).
Культура – это знать лучшее, что было высказано и выдумано в мире. Мэтью Арнольд.
Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто.
Эдуар Эррио
Культуру нельзя унаследовать, ее надо завоевать.
Андре Мальро
В культуре основанием служит вершина.
Григорий Ландау
Для вкуса, как и для ума, необходима культура.
Бальтасар Грасиан
Культура – великий учитель того, как следует жить.
Дина Дин.
Способность умно наполнить свободное время – есть высшая ступень личной культуры. Бертран Рассел.
Культура – это умение ткать узор своей жизни, сочетая его с узорами других жизней. Виктор Кротов.
Тот, кто не приобрел культурных навыков, – груб. Кант Иммануил.
Сердце, воображение и разум – вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой. Паустовский К. Г.
Слова учителя:
- Сегодня мы поговорим о том, что культура традиционно делится на 2 вида: материальную и духовную. О сущности материальной культуры мы говорили на прошлом уроке. Что относится к материальной культуре?
Правильно, к материальной культуре принято относить материальные объекты, созданные людьми и представляющие собой культурную ценность. К таковым обычно относят всевозможные исторические артефакты, строения, орудия труда и прочие предметы, которые можно «потрогать руками».
Духовная культура — это система нематериальных ценностей, созданных людьми.
А сейчас попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Тема: «Духовная культура». Запишите её в тетрадь.