Тема: История развития педагогического проектирования




1.Сущность понятий «проект», «проектирование», «педагогическое проектирование», «основные формы педагогического проектирования».

2. Характеристика первого этапа становления и развития проектирования в педагогике.

3. Идеи ведущих исследователей -представителей второго этапа педагогического проектирования.

4. Третий-современный этап развития педагогического проектирования.

 

 

Современное образование располагает большим количеством разнообразных концепций, программ, технологий. Проблема проектирования становится одной из ведущих в теории и практике педагогической деятельности.

Проектом называют все, что задумывается или планируется. Термин «проект» (projection) в переводе с латинского означает – бросание вперед.
Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.

В «Толковом словаре русского языка» указываются три определения слова «проект»: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план.

По К.М. Кантору проект – это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Автор придает огромное значение проекту как специфической форме сознания, конструирующей всякий трудовой процесс [28, c.84-85].

Проектирование — это опережающее создание того, что затем будет сделано в натуральном виде. Идеи технического проектирования способствовали развитию педагогического проектирования, что позволило оптимизировать деятельность педагога и всей системы образования.

По мнению И. А. Колесниковой в современном прочтении проектирование– это «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть» [39].

Здесь важна установка на ценностное представление о будущем состоянии чего-либо; устремлённость к реальности будущего.

Педагогическое проектирование — предварительная разработка основных направлений будущей образовательной деятельности учителя и обучающихся и прогнозирование ожидаемых результатов.

Формами педагогического проектирования являются документы, в которых описывается процесс разработки проекта и действие участников педагогического процесса.

Основные формы педагогического проектирования: рабочие учебные планы, рабочие учебные программы, календарно-тематические (перспективно-тематические) планы, планы уроков, планы учебно-воспитательной, коррекционной работы и т. д.

Рисунок 1 – Основные формы педагогического проектирования

 

Изучение теории и практики проектирования образовательных программ целесообразно

начинать с ознакомления с историей и становлением педагогического проектирования.

№/п АВТОР НАПРАВЛЕНИЕ
  Я.А. Коменский Идея включения в деятельность педагога исследовательского аспекта для успешности обучения
  Ж.Ж. Руссо [ Ж.Ж. Руссо [
  И.Г. Песталоцци Опыт мыслительной проработки учениками самых простых окружающих явлений
  Дж. Дьюи Положилв основу педагогической деятельности идею, технологию и форму учебной работы – метод проектов
  С.И. Гессен Предложил идею открытого общения обучающихся, свободного обмена мыслями, гипотезами и выводами
  С.Т. Шацкий Идея проектного обучения в отечественной педагогике
  А.С. Макаренко Заложил основы педагогического проектирования в нашей стране
  В.В. Краевский. Научное обоснование процесса обучения, с точки зрения проектирования
  Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.С. Ильин и другие Значительный вклад в развитие теории и практики педагогического проектирования
  Е.С. Заир-Бек, Ю.И. Калиновский, В.Б. Попов, В.Е. Радионов, Э.И. Сундукова, Н.Н. Суртаева, Ю.К. Чернова, В.З. Юсупов и другие   Новый импульс педагогическое проектирование в 90-х годах прошлого столетия
  Ю. В. Громыко, В. И. Борзенков, О. Г. Прикот, В. И. Слободчиков, Г. Л. Ильин, Н. А. Масюкова.   Перенесение методологии проектирования в область образования
  Н. Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, В. А. Никитин, В. В. Рубцов Определения проектирования как формы образовательных инноваций

 

Рисунок 2. Авторы и идеи педагогического проектирования

 

Идея включения в деятельность педагога исследовательского аспекта для успешности обучения принадлежит известному педагогу Я.А. Коменскому[38].

Самостоятельное развитие воспитанника в выработке понятий и идей прогнозирования результатов своей деятельности было одним из педагогических постулатов французского философа Ж.Ж. Руссо [75, с.211].

Опыт мыслительной проработки учениками самых простых окружающих явлений подробно описал в своих исследованиях И.Г. Песталоцци. Результативность и практичность такого опыта стали в перспективе рассматриваться в педагогике как ключевые требования к обучению.

Эвристический метод обучения, позволяющий ставить обучающегося в положение исследователя, помогающий раскрывать научные факты, нашел отражение в работах А. Дистервега и Г. Армстронга.

В рассматриваемый период в педагогике начинают внедряться активное методы обучения, знаниям придается практический характер (деятельное знание).

Философ и педагог Дж. Дьюи положилв основу педагогической деятельности идею, технологию и форму учебной работы – метод проектов, который активно используется в современном системно-деятельностном подходе к обучению.

Проблемам проектного обучения посвящены исследованияВ.Х. Килпатрика [41].

С.И. Гессен предложил идею открытого общения обучающихся, свободного обмена мыслями, гипотезами и выводами.

Продуктивной формой организация совместной деятельности взрослых и детей, становления и развития социальных коммуникаций становится проект.

В отечественной педагогике идея проектного обучения была предложена С.Т. Шацким.Онутверждал, что наблюдение и эксперимент составляют основную и обязательную часть обучения.

Реализация новых Федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях способствовала применению различные видов педагогического проектирования: практический (В.А. Герд), опытно-испытательный, естественно-научный (А.П. Пинкевич), исследовательский (Б.Е. Райков),метод лабораторных уроков (К.П. Ягодовский).

Исследователи выделяют в истории развития проектной деятельности три периода: первый — с античности до 20-х годов XX века, второй — с 20-х до 50-х годов XX века, третий — с 50-х годов и по настоящее время.

Первый период развития педагогического проектирования с античности до 20-х годов XX века заложил основы развития технического проектирования, производным из которого, в дальнейшем, стали основы педагогического проектирования.

Самостоятельной сферой деятельности проектирование становится в период средневековья. Авторы проектов, практически, не обращаясь к объекту, а использовали для этих целей инженерные знания, макеты, схемы и т.д.

Исследователь В.Ф. Сидоренко отмечает, что проектность в новое время стала основным способом жизнедеятельности человека, а проектирование будущих объектов было признано интеллектуальной деятельностью [80].

Были заложены основы социального проектирования, к которому относится и педагогическое проектирование.

Примером создания образовательных проектовв ХVII – ХVIII веках могут служить «Проект об устройстве школ» В.Ф. Одоевского, проект «Регламент московских гимназий» М.В. Ломоносов и др.

Второй период в первой половине XX века, знаменуется тем, что педагогическое проектирование становится самостоятельной областью деятельности человека.

Основы педагогического проектирования в нашей стране заложил А.С. Макаренко. О сложности и важности проектировочной деятельности учителя он писал, что общие и индивидуальные черты личности в отдельных живых явлениях образуют бесконечно запутанные узлы, и потому проектировка личности становится делом чрезвычайно трудным и требующим осторожности [54].

Идеи педагогического проектирования получили развитие в работах отечественных педагогов А.П. Пинкевича, С.Т. Шацкого и ряда других. Так, в «Положения о Первой опытной станции по народному образованию» С.Т. Шацкий отводил школе особую прогрессивную роль.

Третий период во второй половине XX века, характеризуется появлением первых методологических работ по проблемам проектирования в педагогике. Эти идеи нашли отражение в работах М. Азимова, Г.С. Альтшуллера, Дж.К. Джонса, Я. Дитриха, П. Хилла и других.

Проектирование содержания, целей, программ, технических средства обучения начало реализовываться в 50–60-х годах 20-го века.

Научное обоснование процесса обучения, с точки зрения проектирования, предложил В.В. Краевский. Он считал, что научная работа в области педагогики есть работа по подготовке и обоснованию педагогических проектов [45].

В.А. Сухомлинский, определяя понятие «педагогическое мастерство», вкладывает в него умение учителя проектировать учебно-воспитательный процесс и его результаты.

Значительный вклад в развитие теории и практики педагогического проектирования внесли отечественные педагоги Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.С. Ильин и другие.

Новый импульс педагогическое проектирование получило в 90-х годах прошлого столетия. Этот период ознаменован появлением работ Е.С. Заир-Бек, Ю.И. Калиновского, В.Б. Попова, В.Е. Радионова, Э.И. Сундуковой, Н.Н. Суртаевой, Ю.К. Черновой, В.З. Юсупова и других.

По утверждению Е.Н. Мельниковой, развитие теории управления и системного подхода к концу XX века во многом определили образ и продуктивность современного проектирования. (Мельникова, Е. В. Методы принятия управленческих решений: учеб. пособие / Р. Е. Шульман, Е. В. Мельникова; ВолгГТУ. - Волгоград, 2015. - 62 с.)

Современный этап педагогического проектирования характеризуется его дальнейшим развитием.

Толчок к перенесению методологии проектирования в область образования дали Ю. В. Громыко, В. И. Борзенков, О. Г. Прикот, В. И. Слободчиков, Г. Л. Ильин, Н. А. Масюкова.

Появились определения проектирования как формы образовательных инноваций (Н. Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, В. А. Никитин, В. В. Рубцов), как

деятельности, носящей неклассический, нетрадиционный характер (В. Е. Радионов). Практические возможности проектной деятельности в образовании ещё больше расширились с появлением и интенсивным развитием сетевых (и)информационно-коммуникационных технологий.

Проектные свойства и характеристики постепенно стали присваиваться образовательным процессам и образовательным системам в целом. Идеи проектирования распространяются на уровень образовательных систем, образовательной среды, личности, содержания воспитания и обучения, планируемых образовательных результатов.

Среди успехов современного этапа педагогического проектирования можно выделить:

- исследование потребностей общества в проектировании и достижении гарантированных образовательных результатов;

-создание методик и технологий педагогического проектирования для массового использования в практике образования.

Проектирование становится для педагогики специфическим способом осуществления педагогической деятельности; особым видом профессионально-педагогической деятельности.

Сказанное обосновывает мысль о том, чтов последние десятилетия проектирование стало предметом особого вниманияпедагогов и психологов в связи с интенсивным вхождением методологии в эти области знания, а также потребностью разработки инноваций в области образования. В связи с чем проектирование представляет собой функциональный компонент педагогической деятельности, отражающий предвидение педагогом будущей образовательной деятельности.

Данное утверждение особо важно осмыслить и принять с учётом введения ФГОС общего образования, а также профессионального стандарта педагога.

Именно инновационное педагогическое проектирование призвано, по мнению большинства учёных, изменить существующую действительность, подготовить теоретическую базу предстоящих изменений для достижения поставленных целей и задач, то есть для конструктивного преобразования социальной и педагогической реальности.

Рассмотренные материалы, в главных чертах, определили современные представления о педагогическом проектировании и основных проблемах, связанных с его дальнейшим развитием.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятий «проект», «проектирование», «педагогическое проектирование».

2. Охарактеризуйте первый этап становления и развития проектирования в педагогике.

3. Перечислить и охарактеризовать идеи ведущих исследователей -представителей второго этапа педагогического проектирования.

4. Чем характеризуется третий-современный этап развития педагогического проектирования.

Литература

1. Бережнова, Е.В.Краевский, В. В.Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник для студентов средних учебных заведений.— Изд. 2-е / 3-е, стереотип. / 4-е, стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.— 128 c

2. Краевский, В. В., Бережнова, Е. В. Методология педагогики: новый этап.— М., 2006.— 394 с.

3. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1957. – 231 с.)

4. Шацкий С. Т.Избранные педагогические сочинения в 2-х томах.—М.: Педагогика, 1980.— Т.1.— 304 с.— (Педагогическая библиотека).

5. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах.—М.: Педагогика, 1980.— Т.2.— 416 с.— (Педагогическая библиотека).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: