Теоретические аспекты, проблемы развития трудовой деятельности




(В.А Сухомлинский - о трудовом воспитании дошкольников)

 

Судя по книгам и статьям В.А. Сухомлинского, он считал, что жизнь ребенка бесценна. Только на основании этого делал совсем другие выводы - нельзя терять ни одной минуты этой жизни. И одним из самых важных воспитательных методов является труд. Для В.А. Сухомлинского нет «труда» вообще и нет даже «физического труда» вообще, а есть:

труд учебный - и производительный;

труд краткосрочный - и долгосрочный;

труд платный - и бесплатный;

труд ручной - и механизированный;

труд в мастерской - и труд в поле;

труд индивидуальный - и коллективный.

Оказывается, для правильного трудового воспитания нужно использовать все эти виды труда в их разнообразии!

« Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде

раскрывается богатство человеческих отношений ».
Сухомлинский В.А. «Гармония трех начал».

 

Важность трудового воспитания именно в коллективе Сухомлинский подчеркивал много раз в своих работах. Человек всю свою жизнь трудится в коллективе, да и коллектив человеку нужен для того, чтобы максимально развить свои способности и быть максимально эффективным. Где, как не в коллективе, нужно учиться трудолюбию?

«Трудолюбие как моральное качество воспитывается только в коллективе. Чем сильнее коллективное чувство уважения к труду, тем эффективнее воспита­ние каждого школьника».
Сухомлинский В.А. «Воспитание коммунистического отношения к труду».

«Воспитательным является только тот производительный труд, в котором гармонически сочетаются индивидуальные и общественные интересы».
Сухомлинский В.А. «Воспитание коммунистического отношения к труду».

Индивидуальные и общественные интересы могут сочетаться только в коллективе. Причем в коллективе часто коллективные интересы становятся индивидуальными, ставятся выше собственных. Целью трудового воспитания Сухомлинский видел воспитание трудолюбия методом получения радости от труда.

 

«Трудолюбие - это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя - свои усилия, свое имя. Радость труда - могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива».

Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям».


Когда сегодня говорят о трудовом воспитании, то чаще всего имеют в виду труд физический, труд своими руками, но и умственный труд – это тот труд, которому как раз и должны обучать детский сад и школа. А физический труд при обучении используется как вспомогательный, как стимул к познанию.

«Труд и трудовое воспитание - это вещи, стоящие не рядом с учением, нравственным воспитанием и развитием. Труд - это вещь всепроникающая и всеобъемлющая. К каким бы ухищрениям ни прибегали мы в школе, стремясь вовлечь ребенка (потом подростка, юношу) в другую работу, кроме учения, все-таки учение занимает и будет занимать главное место в его духовной жизни, и от этого никуда не уйдешь! И трудовое воспитание надо начинать с этого. Это начало начал. Мысль, познание мира, постижение истин, добывание знаний, формирование на их основе собственных взглядов, убеждений - вот что должно быть трудом для школьника».
Сухомлинский В.А. «Гармония трех начал».

«Заставить трудиться умственно очень трудно, заставить трудиться физически значительно легче. Сочетание физического и умственного труда - это решающее средство воспитания трудолюбия у самых запущенных, обленившихся детей, которых родители никогда не заставляли трудиться. Таких учеников мы сначала заставляем выполнять определенный объем физического труда, постепенно добиваясь, чтобы в этом труде они видели путь к какому-то - пусть вначале незначительному - познанию, подчинению сил природы. Если человек стал относиться к физическому труду как к средству достижения общественной и интеллектуальной цели, значит, лень у него уже преодолена, путь к воспитанию трудолюбия открыт».
Сухомлинский В.А. «Павлышская средняя школа».

Как и физический труд, так и умственный труд должен иметь цель, иначе обучение для ребенка становится бессмысленным запоминанием знаний.

«Умственно трудиться - это значит не просто «думать». Мышление приобретает характер труда при том условии, когда оно целенаправленно, когда человек стремится к достижению определенного результата»
Сухомлинский В.А. «Воспитание коммунистического отношения к труду».

«Мы планируем воспитательный процесс на продолжительное время с таким расчетом, чтобы каждый воспитанник в составе своего коллектива выполнял сложную, ответственную работу от ее начала до ее завершения. Как можно меньше случайного, непредусмотренного, "аварийного" труда - таково правило воспитания трудолюбия».
Сухомлинский В.А. «Воспитание коммунистического отношения к труду».

И еще есть две важных составляющих успешного воспитания ребенка трудолюбию:
1) Воспитание своим примером.

 

«Мы добиваемся того, чтобы каждый воспитанник в годы своего детства, отрочества, юности поработал как можно дольше вместе со взрослым человеком, для которого труд - счастье, наслаждение».
Сухомлинский В.А. «Нравственный идеал молодого поколения».

2) Обучение других детей своему умению.

 

«Человек лишь тогда воспитывается по-настоящему, когда он передает свои знания, опыт, мастерство другому».
Сухомлинский В.А. «Павлышская средняя школа».

Также очень важно, чтобы ребенок в процессе трудового воспитания не просто усвоил какие-то навыки на среднем уровне, а нашел бы себе такое дело, в котором превзошел бы других. И каждый стал бы в своем деле лучшим.

«Мы добиваемся, чтобы каждый ученик достиг в своем любимом деле значительных успехов. Путь к успеху идет обычно через продолжительные поиски, ученик пробует свои силы в различных делах, овладевает многими умениями, но если его успехи в чем-нибудь одном не вышли далеко за пределы того, что в его возрасте является обычным, часто встречающимся, это значит, что он до сих пор еще не нашел своей дорожки. Значительный успех - это не просто удовлетворительное, хорошее или отличное выполнение того, что доступно каждому. <…> Но для того, чтобы труд стал любимым делом, увлечением, необходим успех, превышающий самые высокие требования, посильные для всех учеников данного возраста. Вот такой успех мы и называем значительным».
Сухомлинский В.А. «Павлышская средняя школа».


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: