Тема 2. Российская Федерация на рубеже XX – XXI веков.




СССР в конце 1980-х – начале 1990-х гг.

 

В марте 1985 года новым Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев. Он предложил план реформирования советского общества. Основное внимание в нем уделялось ускорению социально-экономического развития СССР и политике гласности. В феврале 1986 года этот план был одобрен делегатами ХХVП съезда КПСС. Вскоре обнаружилось, что предложенные Горбачевым меры не достаточны для обновления советской системы. Некоторые опытные советские экономисты выдвинули идею углубления перестройки, допущения в СССР частной трудовой собственности и рыночных отношений. К 1990 году был разработан план перехода Советского Союза к рыночной экономике. Однако к этому времени осложнилась политическая ситуация в стране.

Политика гласности помогла выявить в прошлой советской истории многие политические ошибки и преступления, в том числе в области межнациональных отношений. Отсутствие своевременных необходимых комментариев и разъяснений подобных фактов и их причин породило обиды в среде репрессированных народов, толкало их к выходу из Советского Союза, привело к межнациональным конфликтам. Горбачев вместе с руководителями союзных республик обсудил проект нового союзного договора, который должен был устранить причины вражды между советскими народами, обновить СССР. Подписание договора было намечено на август 1991 года. Но консервативные силы в политическом руководстве Советского Союза решили остановить процесс углубления реформ в стране, переподписание союзного договора. Они организовали ГКЧП и 19 августа 1991 года устроили путч. И хотя заговор закончился неудачей, его инициаторы дискредитировали политическое руководство СССР, подорвали надежду на возможность перестройки в СССР. Дестабилизации социально-политического положения в СССР способствовали также личные амбиции некоторых руководителей советских республик, их стремление выйти из состава СССР.

8 декабря 1991 года руководители Российской, Белорусской и Украинской советских республик подписали документ о выходе из СССР. Так было положено начало фактическому развалу СССР. С 21 декабря 1991 года стало создаваться новое объединение бывших республик Советского Союза за исключением прибалтийских – Содружество независимых государств (СНГ).

События 1990-1991 годов свидетельствовали о крахе перестройки в СССР, что и привело к распаду Советского Союза. Причины неудачного, трагического завершения перестройки связаны с отсутствием целостного представления о конечных результатах и способах осуществления перестройки, неумением вовремя заметить ошибки в политике перестройки и правильно определить пути их устранения. В значительной степени на итоги перестройки повлияли очень сильные позиции советской бюрократии, консерватизм советского политического руководства, которые тормозили и губили реализацию многих разумных идей и предложений.

 

Тема 2. Российская Федерация на рубеже XX – XXI веков.

 

1990-е годы – начало истории суверенной России. 12 июня 1990 года на I съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России. В июне 1991 года был избран первый президент Российской Федерации. Им стал Б.Н.Ельцин.

Под руководством Б.Н.Ельцина, который в 1990-е годы два срока подряд находился на посту президента России, внутренняя политика российского правительства была направлена на разрушение советского общественного строя и капитализацию России. С этой целью в 1992 году были проведены либерализация цен и приватизация общественной собственности в стране. Они проводились спешно и были плохо подготовлены. В результате, население России, не имевшее необходимых экономических знаний, стало пассивным участником этих процессов. Богатства страны оказались в руках небольшого числа людей, имевших власть или близких к ним. Стремительное разрушение старой системы хозяйствования и медленное, плохо организованное создание новой экономической системы повлекли падение производства в стране. Россия вынуждена была занимать средства у Международного валютного фонда и других международных финансовых организаций. Подобная социально-экономическая политика привела страну на грань банкротства. Эта опасность в полной мере обнаружилась в августе 1998 года, когда в России разразился социально-экономический кризис. Ухудшение внутреннего экономического положения в стране повлекло резкое падение уровня благосостояния большинства россиян и повышение социальной напряжённости в обществе.

Сложные революционные изменения происходили также в политической системе России. В начале 1990-х годов она имела противоречивый характер. В ней сохранялись основы советского политического строя, сочетались черты президентской и парламентской республики. Подобное положение не могло долго существовать. Осенью 1993 года оно привело страну к политическому кризису. В октябре-декабре 1993 года он разрешился. 12 декабря 1993 года в России проводился референдум по новой Конституции, завершившийся ее принятием. Одновременно 12 декабря проходили выборы в новый двухпалатный парламент России. Так было положено начало формированию нового государственно-политического устройства России.

Значительное влияние на политическое положение в России в 1990-е годы оказывали сложные межнациональные проблемы. Центральные органы государственной власти необдуманно, в популистских целях разрешили российским регионам неограниченную свободу действий на местах. Это способствовало активизации сепаратистских движений и организаций в стране, а также иностранных сторонников распада и ослабления России. Появилась угроза раздробления России, опасность выхода из её состава отдельных регионов. Особенно тревожная ситуация складывалась на Северном Кавказе, в Чечне.

Распад СССР, правопреемницей которого стала Россия, а также крушение международной социалистической системы, революционные внутренние перемены, охватившие Россию в 1990-е годы, привели к ослаблению её влияния на международные дела. Этому способствовала также политика неоправданных уступок российского правительства западным странам, которые стремились лишить Россию влияния на международной арене, ослабить её позиции в международных организациях.

В декабре 1999 года в условиях сложного внутреннего и внешнего положения России Б.Н.Ельцин заявил о своей добровольной отставке и назначил В.В.Путина исполнять обязанности президента. В марте 2000 года В.В.Путин всенародным голосованием был избран президентом России. В 2004 году его переизбрали на второй срок. Под руководством В.В.Путина, который с 2000 по 2008 годы занимал пост президента Российской Федерации, а в период президентства его соратника и единомышленника Д.А.Медведева в 2008-2012 годах находился во главе правительства страны, в России произошло множество позитивных перемен.

Во-первых, были подготовлены и проведены важные политические реформы: Федерального собрания, избирательной системы, административная, судебная, военная, в области партийного строительства, местного управления. Их главным содержанием стало укрепление российской государственности, её федеративного устройства, что усилило регулирующую роль государства во всех сферах жизни общества.

Заметные перемены произошли в экономическом положении страны. Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим международным обязательствам. В условиях роста цен на нефть Россия увеличила свои золотовалютные запасы и поставила вопрос о досрочном погашении долговых обязательств перед кредиторами. А созданный большой стабилизационный фонд стал главным гарантом от серьёзных кризисных потрясений и ослабил последствия финансового кризиса 2008 года.

Благодаря достижению социально-экономической стабилизации, начался постепенный экономический подъем, стал снижаться уровень инфляции. В 2006 году российское правительство приступило к реализации крупных национальных программ: в области сельского хозяйства, жилищной, в сфере образования и здравоохранения. Осуществление их позволит решить многие социальные проблемы в стране.

Укрепление центральной государственной власти, законности и правопорядка, социально-экономического положения в стране позволило предотвратить распад России, оздоровить климат в национальных регионах, улучшить дружеские отношения между народами Российской Федерации.

Успехи России в политическом и социально-экономическом развитии способствовали активизации научной и культурной жизни в стране. Присуждение Нобелевской премии Ж.И.Алфёрову в 2000 году и В.Л.Гинзбургу и А.А.Абрикосову в 2003 году означало международное признание достижений российской науки. Главной тенденцией в творчестве писателей, художников, кинорежиссёров, музыкальных исполнителей стало усиление героического и патриотического содержания. Кинопроизведения А. Звягинцева, А. Сокурова, А. Учителя получили награды на международных конкурсах. Имена дирижёра Ю.Темирканова, оперных певцов А. Нетребко и Д.Хворостовского, пианиста Д.Мацуева, балерины У. Лопаткиной известны во всём мире.

Внешнеполитическая стратегия России в начале XXI века претерпела серьёзные изменения. В её основу были положены принятые по инициативе В.В.Путина доктрины национальной и информационной безопасности России. Важными направлениями внешней политики России являются: поддержка ООН в обеспечении мира и международной стабильности; сохранение важнейших договоров в области сокращения вооружений; объединение усилий в борьбе с международным терроризмом.

Наиболее энергично развиваются отношения России со странами СНГ. Особенно тесно Россия сотрудничает с Беларусью, Казахстаном и Украиной. Между Россией, Казахстаном и Беларусью заключён Таможенный союз.

Позитивные внутренние перемены, реалистичный внешнеполитический курс современного российского руководства помогли России постепенно вернуть авторитет и влияние в мире. В 2005 году в праздновании 60-летия победы в Великой Отечественной войне впервые приняли участие лидеры ведущих мировых держав, в том числе Германии, Италии и Японии. В 2006 году Россия в качестве страны-председателя принимала у себя руководителей государств «большой восьмёрки» в Санкт-Петербурге. Растёт популярность ежегодного Петербургского экономического форума. В 2012 году во Владивостоке прошла встреча глав государств Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. В 2013 году Казань станет центром проведения Универсиады, в 2014 году Россия в Сочи будет принимать участников зимних Олимпийских игр, а в 2018 году чемпионат мира по футболу.

В настоящее время Россия активно развивает отношения со всеми государствами на основе принципов взаимного уважения, суверенитета и невмешательства в дела друг друга, взаимовыгодного сотрудничества, пропагандирует и отстаивает идею многополярного мира.

Прогрессивные изменения во внутреннем положении Российской Федерации и укрепление её международных позиций подтвердили правильность стратегического курса развития страны, разработанного и проводимого с начала XXI века политическим руководством России во главе с В.В.Путиным. Это позволило В.В.Путину баллотироваться и победить на президентских выборах в марте 2012 года. Преемственность в осуществлении позитивного политического курса вселяет надежду на дальнейшее успешное всестороннее развитие Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: