Определитесь с тем, чего вы на самом деле хотите.




Конечно, научиться мыслить в утвердительных терминах не так уж просто.

Как не думать о том, чего не хочется? Ответ один: сосредоточиваться только на том, чего вы действительно хотите, представлять это, то есть воспроизводить в ряду зрительных, слуховых и т. п. ощущений.

Определенную помощь могут принести недавние исследования работы мозга.

Например, мы, судя по всему, способны одновременно удерживать в голове лишь весьма малое количество мыслей. Это значит, что если мы заполним все свободное "пространство" мыслями о виде, звучании и ощущении того, чего хотим, то просто не сможем думать о противоположном. В действительности, когда нас захватывают какие-либо глубокие идеи или яркие, красочные картины, нам очень трудно одновременно заниматься чем-то еще. О задумавшемся человеке говорят, что он "поглощен своими мыслями". Этот подход помогает преодолеть склонность воображать отрицательные результаты.

При утвердительной постановке цели исключается все прочее - исключаются не только мысли о том, чего вы не хотите, но и рассуждения о том, как вам достичь желаемого. Занимайтесь всем по очереди: сосредоточьтесь прежде на самой цели, а не на средствах ее достижения.

Чтобы научиться сосредоточиваться на том, чего вы хотите, не нужно особого труда, хотя это потребует определенной практики. Приведем еще несколько примеров. Скажем, действительно ли вы хотите сбросить пару килограммов лишнего веса? Перестать опаздывать и всегда приходить вовремя?

Тогда выскажите то же намерение другими словами, в утвердительной форме.

Чаще всего для этого достаточно просто изменить порядок слов. Язык и синтаксис оказывают на ум не меньшее влияние, чем яркие мысленные образы, и простой прием перефразирования может принести немалую пользу.

Испытайте это на себе. Бегло запишите несколько целей, желаний и надежд, не задумываясь о точности формулировок. Если окажется, что список включает отрицательные термины, перепишите соответствующие пункты в утвердительных выражениях. Если изменение порядка слов не помогает, вернитесь к размышлениям о том, чего же вы в действительности хотите, и именно это желание сделайте своим планируемым результатом, только выраженным в утвердительной форме. Лучше думать о том, чего хочется, даже если оно не приходит в голову, чем о том, чего так не хочется, что оно не выходит из головы.

Вопросы для оценки цели

Перечисленные ниже вопросы помогут вам прояснить поставленные цели и выразить их в утвердительной форме. При работе с партнером спрашивайте "чего ты хочешь?" и так далее. Со временем у вас появится привычка думать в утвердительной форме. Это один из принципов правильной формулировки результата.

Чего я хочу?

Что я хочу изменить прямо сейчас?

Какого результата я хочу добиться?

Чего я хочу достичь?

Что я хотел бы изменить?

Что я хотел бы делать иначе?

Представляю ли я себе результат?

Какой именно результат я себе представляю?

Что бы мне хотелось сделать?

Стало быть: я хочу...

2. Соотносите свою цель с контекстом.

Теперь, закончив с первым этапом, спросите себя: когда, где и с кем вы хотите добиться намеченного результата? Для выбора четкой цели недостаточно ограничиться тем, чтобы просто записать ее на бумаге. Ваша цель образует целостную внутреннюю реальность, мулътисенсорный (вовлекающий и активизирующий все органы чувств) план того, что вы собираетесь создать.

То, что вы видите, слышите и чувствуете в воображении, дает представление о реальных событиях в будущем Намеченный результат должен "пройти регистрацию" как нечто реальное.

Вам не удастся обмануть целеустремленный разум туманными абстракциями или расплывчатыми образами. Кроме того, зрение, слух и ощущения проявляются не в полной пустоте, а в определенном контексте. Где происходят события, дома или на работе? Возможно, рядом есть другие люди. Что они говорят? Как выглядит здание или комната?

Если вы не можете точно определить обстоятельства, ставьте самому себе вопросы: что? кто? где? когда? Воображайте сцену, "мысленно проигрывайте" ее, когда даете ответы.

Дерево обретает большее содержание, когда вписывается в окружающий пейзаж. Сходным образом, намечаемые результаты становятся намного более конкретными и содержательными, если воображать их в контексте реальной жизни. Вы можете обнаружить, что в некоторых обстоятельствах не так уж хотели бы, чтобы вписанное в их контекст желание осуществилось. Итак, как можно скорее постарайтесь определить обстоятельства намеченного результата.

Вопросы для оценки цели

Задайте себе приведенные ниже вопросы. Они перенесут намеченный результат в контекст реальной жизни и помогут прояснить его. Кроме того, они помогут вам кое-что ощутить, получить представление о том, что произойдет при достижении цели, то есть укрепят мотивацию и настойчивость. Наконец, вы сможете внутренне настроиться на четкую картину, к которой должна быть устремлена ваша система достижения целей.

К чему меня приведут эти перемены?

В каких обстоятельствах я воспользуюсь полученным результатом?

Когда бы лучше этому произойти? Где бы лучше этому случиться?

Хочу ли я этого в любых взаимоотношениях? В любых ли обстоятельствах?

Рядом с кем мне хотелось бы находиться?

В каких обстоятельствах намеченный результат не принесет мне пользы?

Есть ли иные обстоятельства, в которых намеченный результат тоже окажется полезным? Хочу ли я, чтобы он проявлялся всегда, во всех сферах моей жизни?

Как долго мне хотелось бы пользоваться полученным результатом?

Когда у меня может возникнуть желание воспользоваться этим результатом?

В каких обстоятельствах это станет неуместным?

В каких обстоятельствах достижение этого результата принесет мне пользу?

3. Выражайте свою цель точно, в сенсорных категориях.

Что именно вы увидите, услышите и почувствуете, когда добьетесь намеченного результата? Попытки представить это могут принести подлинное удовольствие. Какие ощущения вам особенно понравятся? Перенеситесь в будущее, чтобы заранее извлечь удовольствие из осуществления задуманного.

Если задумывалось, например, приобретение нового ковра, то какого он будет цвета? Если одна из деталей картины задуманного - голос другого человека, то как он будет звучать? Какие чувства возникнут у вас, когда вы займете желанное кресло? Такая практика визуализации подготовит вас к некоторым упражнениям, которые предстоит выполнить позже, а пока вы можете приступить к знакомству с миром внутренних ощущений, где зарождаются ваши цели и переживания.

Возможно, на первых порах вам будет непросто увидеть мысленные картины, хотя с голосами и звуками это удается довольно легко. Не исключено и обратное: услышать звуки окажется намного сложнее, чем создать зрительные образы.

Однако со временем вы научитесь наслаждаться всеми гранями своего богатейшего мира внутренних ощущений. Начните с простых упражнений: внешнего вида и голоса людей, которых хорошо знаете, воспоминаний о тех временах, когда вы делили с ними радость. Начинать нужно с простого, переходя к сложному лишь постепенно. Прикройте глаза и представьте, что сидите в соседней комнате и видите оттуда самого себя. Мысленно перенеситесь в прошлое: в день веселого праздника, в общество интересного вам человека или к любимому занятию. Насколько отчетливо вам удается вспомнить эти сцены?

Вскоре вы сможете не только воссоздавать воспоминания, но и творить совершенно отчетливые образы новых переживаний, которые станут богатым "сырьем" для будущих результатов. Эти переживания образуют ваши личные, внутренние ресурсы и саму основу грядущего.

Все вокруг нас, что было создано человеком, первоначально возникло у кого-то в мыслях Переходите к тем результатам, которые легко перевести на язык чувственных переживаний. Развивайте врожденные способности своих органов чувств и займитесь творчеством, "сотворением" в самом буквальном смысле.

Этот процесс не только помогает прояснить свои цели и добиться их осуществления - по существу, он "настраивает" нейросистему, оживляет те ассоциативные цепочки в деятельности мозга, которые потребуются для достижения результата. Живое, богатое ощущениями представление намеченного результата устанавливает последовательность нейронных ассоциаций, которые затем "подталкивают" вас от внутренних переживаний к внешней действительности.

В любой истории достижения успеха одна маленькая мысль становится толчком для новых идей. Временами мысли, казалось бы, появляются просто из ниоткуда, но в действительности четко сформулированная цель становится неким каналом, куда таинственным образом устремлены все ассоциации. Они не только укрепляют поставленную цель, или место назначения, но и приносят озарения по пути, помогают понять, как достичь желаемого. И все это начинается с ясных, изобилующих ощущениями образов намеченного результата.

Седьмой урок будет посвящен тому, как развивать умение создавать желаемые результаты с помощью самых мощных сенсорных характеристик.

Вопросы для оценки цели

Теперь вам предстоит самостоятельно сформулировать те вопросы, которые стимулируют ваше воображения. Мы просто дадим несколько примеров. Ответами на эти вопросы должны стать не только слова, но и мысленные картины, звуки, ощущения. Такой подход поможет вам создать желаемый результат.

Что я увижу, услышу и почувствую, когда достигну своей цели?

Как я узнаю, что уже достиг цели? Что даст мне знать об этом?

4. Выбирайте такую цель, которой сможете достичь своими силами.

Определить нужный результат и двигаться к нему нужно самостоятельно, не позволяя себе сваливать вину за собственные неудачи на других или на обстоятельства. Конечно, нам нередко кажется, что именно внешний мир диктует то или иное развитие событий. Иногда мы чувствуем себя пешками в какой-то большой игре, исход которой не в нашей власти. И все же те, кто добиваются больших успехов, всегда берут на себя ответственность за собственную роль и делают все, чтобы не зависеть от других.

Не занимайтесь целями других людей. Любую цель, которой вы хотите достичь, сделайте своей личной, независимо от того, кто получит пользу от ее достижения. Несомненно, у вас есть достойные цели, связанные с окружающими (например, с вашими детьми), либо такие цели, достижение которых зависит от других. Однако вам нужно прежде всего добиться контроля над осуществлением ваших собственных интересов, даже если вы исходите из заботы о других. Не обязательно пытаться самостоятельно осуществить желания своих детей, но вы можете поставить перед собой те цели, достижение которых поможет детям достичь их целей. Например, вы можете содействовать их обучению, уделять им больше времени, предоставить средства для начала собственного дела и так далее. Вы можете уяснить свои возможности в сопоставлении с этими целями, разобраться, способны ли вы сами сделать что-либо по отношению к ним и что именно.

Это не значит, что вы должны отказаться от собственных целей ради заботы о других. Однако вы можете обдумать цели других, сформулировать их таким образом, чтобы сыграть, может быть, главную роль в их достижении.

Достигнуть цели означает достигнуть своей цели

Конечно, вы можете сделать своими цели других (начальника или партнера), то есть перенимать чужие цели, но результат может быть правильно сформулирован лишь в том случае, если у вас имеются реальные возможности способствовать их достижению.

Иногда вы можете оказаться в "пограничных" ситуациях. Например, руководитель опирается на своих подчиненных, которые помогают ему достигать множества его целей. Все мы понимаем, что руководителям (особенно в крупных организациях) просто приходится распределять груз задач. Означает ли это, что такие цели не отвечают требованиям в данном случае, поскольку мы ведь уже не можем считать их личными? Нет, не означает. Цель можно считать своей до тех пор, пока вы способны оказывать влияние на результат - пусть даже косвенно, пользуясь в ее достижении своим авторитетом, знаниями и прочими ресурсами. Все зависит от обстоятельств.

Например, если вы младший сотрудник в группе разработчиков, то определение сроков завершения проекта и критериев его качества не в вашей власти. Кроме того, вы не несете прямой ответственности за окончательный результат. Однако если вы руководитель такой группы, то должны обладать достаточным авторитетом, властью и всеми необходимыми умениями, которые позволят вам добиться своего результата, хотя его достижение в определяющей степени зависит от совокупных усилий ваших подчиненных.

Сходным образом вы можете составить отчет, рекомендующий определенные изменения в устройстве вашей организации, но при этом еще не несете ответственности за их проведение. Цель заканчивается там, где исчезают ответственность и сфера влияния, то есть в тот миг, когда вы уже не способны лично участвовать в достижении этой цели. Вы можете написать книгу, но не в силах определить, насколько ходовым товаром она окажется. Впрочем, это не должно становиться проблемой. Временами нужно просто внести в формулировку своей цели поправки или ограничить ее той ролью, которую вы в состоянии сыграть лично. Спросите себя, в какой мере можете считать этот успех своим.

Какое участие вы принимали в замысле и достижении этой цели? Возможно, применяя эти критерии на практике, вам придется несколько сузить свои горизонты. Однако в конечном итоге вы сможете добиться намного большего, если ограничитесь разумными, подвластными вам целями.

Те же соображения применимы к работе в группе. Лишь вы можете судить, какое влияние оказываете на результат коллективного труда. Вам совсем не обязательно делать все самому, но вы должны способствовать достижению успеха. Спросите себя: смогу ли я найти себе разумные оправдания в случае провала, смогу ли кого-то в этом обвинить? Если вы даете утвердительный ответ, то лучше еще раз обдумайте намеченный результат, прежде чем приступать к его достижению.

Иногда на вашу цель могут влиять обстоятельства, а не другие люди.

Например, если ее достижение зависит от валютного курса или процентной ставки, уровня цен на товары, качества снабжения или погодных условий, то эти факторы едва ли в вашей власти.

Управляйте тем, чем можно управлять, и не тревожьтесь об остальном.

Это означает, что нужно выбирать те цели, достижение которых доступно "разумному" контролю с вашей стороны (степень "разумности" определяется скорее интуитивно, чем логически).

Вопросы для оценки цели

Перечисленные ниже вопросы помогут вам, в случае правильных на них ответов, сыграть главную роль в осуществлении намеченного, отбросить всевозможные оправдания в случае неудачи и найти верные мотивы.

Что я сделаю для достижения этой цели?

Удавалось ли мне прежде самостоятельно добиваться чего-либо подобного?

Имеется ли и в чем проявляется сходство между этим случаем и событиями прошлого?

Может ли что-то помешать мне достичь этой цели? Смогу ли я сам осуществить все необходимые изменения?

Что означает для меня этот результат?

Что принесут мне эти перемены?

Что изменится после того, как они произойдут?

Как мне достичь своей цели?

Как именно я это сделаю?

Какие возможности я должен предусмотреть, чтобы достичь этой цели?

Нужна ли мне чужая помощь?

Зависит ли достижение результата только от меня или от кого-то еще?

Что я смогу делать, добившись результата? Каким станет мое личное влияние на результат? Чего я могу достичь, добившись этого результата? В какой степени я управляю достижением результата? Что я могу сделать прямо сейчас?

5. Трезво оценивайте последствия достижения своей цели.

Что случится, когда вы достигнете своей цели? Не потеряете ли вы нечто такое, что имеете сейчас и хотите сохранить? Вы должны обдумывать свою цель в широком масштабе, включая ее влияние на другие намеченные цели и тех людей, о которых вы заботитесь. Например, успех в карьере может ухудшить семейные отношения, оставить меньше времени на любимые занятия и отдых.

Соответственно, успехи в сфере досуга могут означать необходимость пожертвовать продвижением по служебной лестнице, которое, наоборот, нередко требует дополнительной работы в выходные. К примеру, если вы хотите бросить курить, не стоит обманывать себя обещаниями грядущего удовольствия и косвенных социальных выгод. Трезво поразмыслите о том, что вы можете потерять, когда начнете добиваться своей цели.

Достижение результата означает переход из одного состояния в другое.

Состояние - это то, что включает в себя ваше самоощущение, незримую борьбу разных "за" и "против", мелкие преимущества и неудобства, а также заметные, внешние стороны: "экологию" изменений (см. третий урок).

Прежде чем приступать к осуществлению нового плана, обдумайте все положительные (для вас) стороны текущего состояния - иначе, достигнув цели, вы можете почувствовать себя обманутым, по-прежнему неудовлетворенным, даже если, судя по внешним признакам, добились успеха. Кроме того, вы можете не достигнуть намеченной цели, но при этом все же потерять часть выгод текущего состояния.

Даже если вы направите на плохо продуманную цель всю свою силу воли, положительные преимущества текущего состояния, которые вы неосознанно пытаетесь сберечь, рано или поздно обернутся препятствием на вашем пути.

Мешая самому себе, вы можете даже не подозревать, почему вам никак не удается достичь осознанно поставленной цели.

Постоянно ищите иной, лучший, более простой и быстрый способ достижения желаемого результата. Если же нет другого пути, который позволил бы вам сохранить преимущества текущего состояния, проведите переоценку затрат на достижение своей цели.

Рис. 2.1. Изменение состояния.

Оценивайте общую совокупность перемен, связанных с достижением намеченного результата Даже если выбранная вами цель не затрагивает другие ваши задачи и намерения, она может плохо согласовываться с целями окружающих. Если вы не можете не считаться с этим, вас ждет неудача. В конечном счете достижение цели может свестись к необходимости пожертвовать чем-то другим - например, взаимоотношениями. Это значит, что вы должны учитывать и такую возможность.

Чтобы вскарабкаться по служебной лестнице, оставляя позади вереницу обиженных и обманутых.коллег, не обязательно стать суперменом. Но чем вам придется расплачиваться за это, особенно с точки зрения отдаленных последствий? Жизнь рано или поздно отплатит тем же. Любой достигнутый результат имеет неявные последствия. Мы не в силах жить в полной независимости от окружающих. Итак, не помешаете ли вы целям других людей, возьмете ли их в расчет, добиваясь своего? Решать только вам. Хорошо, если новый результат заметно превосходит все положительные стороны вашего текущего состояния; в противном же случае хорошенько продумайте возможные последствия, прежде чем приниматься за дело. Причем лучше сделать это заблаговременно, а не тогда, когда даст трещину ваша и, возможно, еще чья-то судьба.

Лучше всего найти некий оптимальный вариант, при котором вы сохраните то, что имели (не столько саму линию поведения, сколько извлекаемые из нее выгоды), и одновременно добьетесь новых результатов и соответствующих преимуществ. Такой двойной выигрыш обычно имеет своей предпосылкой внимательное отношение к правильной формулировке результата.

Вопросы для оценки цели

Усилия ответить на эти вопросы помогут понять, насколько хорошо и слаженно функционируют ваши механизмы достижения целей - по меньшей мере в плане самосохранения и выживания. Не стоит, едва заметив манящие выгоды новой цели, легкомысленно расставаться с уже достигнутым. Строя радужные планы на будущее, старайтесь выявить и сберечь лучшее из того, чего удалось добиться в прошлом.

Уверен ли я, что действительно этого хочу?

Чего я добьюсь, как только достигну этого результата?

Чего я хочу на самом деле?

Как изменится моя жизнь после достижения этой цели?

Как этот результат впишется в мою нынешнюю жизнь?

Что значит для меня этот результат?

Будет ли этот результат уместен в любых обстоятельствах?

Какое влияние он окажет на мою жизнь?

Что случится после того, как достигну своей цели?

Какие преимущества это мне принесет?

Как это повлияет на мою дальнейшую жизнь?

Что станет невозможным, если я этого достигну?

Что случится, если я не добьюсь своей цели?

Что станет невозможным, если я не добьюсь своей цели?

В каких сферах моей жизни достигнутый результат принесет преимущества, а в каких может обернуться потерей?

Почему я считаю этот результат важным?

6. Выбирайте такие цели, которые заслуживают их достижения.

Выбранная цель должна быть стоящей усилий, ценной именно для вас, пусть даже она не представляет никакого интереса с точки зрения других людей.

Чтобы достаточно эффективно применить этот принцип, нужно выявить благоприятные последствия планируемого результата.

При этом вы не просто сравниваете результат с теми преимуществами, которые потеряете при достижении цели, - вы сопоставляете его со своей личностью и долговременными жизненными целями. Соответствует ли он вашему характеру и системе ценностей?

Воздержитесь от поспешных суждений. Дайте себе время нарисовать в воображении возможные сценарии и над ними поразмышлять. Мысленно оцените преимущества и недостатки намеченного результата и последствий его достижения. При первоначальном выборе цели вы не сразу заметите все ее стороны. Конечно, при такой оценке вы вполне можете полагаться на интуицию.

Выбирая повседневные цели и двигаясь в их направлении, мы редко задумываемся над ними, но именно такая оценка образует жизненно важный аспект мотивации. Подсознание помогает вам достигать своих целей автоматически (то есть буквально ведет к намеченным результатам). Когда вы выбираете позитивные цели, стоящие усилий, внутренняя "система" естественным образом побуждает вас к их достижению и преодолению возможных преград.

Вопросы для оценки цели

Перечисленные ниже вопросы помогут выявить любые противоречия между намеченной целью и вашей личностью, убеждениями и ценностями. Возможно, вы найдете ответы не сразу, но они могут появиться в самые неожиданные мгновения.

Стоит ли этот результат тех усилий, которые придется потратить на его достижение?

Какие последствия вызовет достижение этой цели? Как изменится моя жизнь?

Повлияет ли эта цель на мой характер и мои общие стремления?

Что я обрету, достигнув ее? Что будет после?

Приведет ли это к появлению новых целей? Какими они могут быть?

По какой причине я этого хочу?

Правильная формулировка результата.

Теперь у вас есть перечень указаний, помогающий выбирать и определять цели. Возможно, вам придется внести поправки в плохо намеченные цели или вообще отказаться от некоторых из них, зато те цели, которые пройдут проверку, получат намного большие шансы на осуществление. Вопросы для оценки целей позволят углубить сосредоточенность на результатах и укрепить мотивацию. Если вы добросовестно и творчески последуете этим указаниям, они существенно увеличат вероятность успеха в любых начинаниях. Не забывайте и про остальные составляющие четырехступенчатой модели успеха.

Пользуясь принципами правильной формулировки результата, вы сможете превратить неясные цели и желания в отрицательной форме в утвердительные, мотивированные и привлекательные результаты. Например, расплывчатое и отрицательно выраженное желание "Я не хочу переживать неудачи в работе" можно превратить в правильно сформулированный результат, достижение которого вам вполне по силам. Вот как могла бы выглядеть проверка в этом случае:

1. Утвердительная форма: На работе я хочу чувствовать уверенность в себе и полностью использовать все свои способности.

2. Контекст: Мне особенно хочется добиться этого на рабочем совещании в понедельник, когда придется иметь дело с NN и сотрудниками бухгалтерии.

3. Сенсорная отчетливость: Я буду держаться уверенно. Мой голос будет звучать внушительно, речь будет твердой и веской.

4. Самостоятельность: Я постараюсь как можно лучше исполнить все свои обязанности.

5. Трезвая оценка последствий: Что может принести мне ощущение неудачи?

К примеру, готов ли я к новому грузу обязанностей после повышения, к которому могут привести успехи на работе? Не потеряю ли я симпатии коллег, которым тоже не хватает уверенности в себе? Возможно, мой друг согласится пройти вместе со мной дополнительную подготовку в тех областях, где мы оба чувствуем себя недостаточно уверенно?

6. Важность цели: Как эта цель связана с моими общими планами на будущее? Что произойдет, например, после повышения в должности моей супруги, которого мы оба так давно ждем? Быть может, я все-таки предпочел бы оставить эту должность и начать свое дало? В конце концов, неужели работа действительно так важна для меня? Возможно, мне просто нужно уравновесить нагрузку на работе укреплением семейной жизни, каким-нибудь занятием для души или общественными делами?

Сегодняшний урок:

Резюмирующая пресуппозиция

Люди сами творят свои переживания.

Сравните эту пресуппозицию с первой: "Карта - не территория".

Задумайтесь о том, что такое "переживание". Что вы воспринимаете, когда грезите наяву: внутреннюю реальность в своей голове или внешнюю действительность, которая оказывается вне сферы сознания? Что вы чувствуете, когда читаете захватывающий роман: вы ощущаете, что просто сидите за книгой, или переживаете приключения в выдуманном мире?

Переживания зависят от того, что происходит в голове, а не в окружающем материальном мире. Как мы уже знаем, наши переживания в лучшем случае можно считать лишь отфильтрованным вариантом материального мира, на который мы почти не в силах повлиять. Однако в наших силах думать о том, о чем хотим думать. Благодаря этому мы умеем творить собственные переживания, включая все то, что делаем и чего добиваемся.

Спросите себя: что дает толчок к переживаниям в реальной жизни? Что приводит к развитию событий? Можно ли сделать хоть что-нибудь (взять в руки чашку, бросить мяч или построить собор), если оно не появится для начала у кого-нибудь в голове в виде намерения, идеи или мысли?

Судя по многочисленным свидетельствам, в действительности происходит именно то, о чем мы больше всего думаем. Если угодно, мы сами сеем зерна своей судьбы. Сегодня вы узнали о том, как важно уметь внутренне закреплять намеченные результаты в сенсорных категориях (иными словами, делать их как можно более похожими на подлинные переживания). Вспоминайте эту пресуппозицию всякий раз, когда вы субъективно (внутренне) создаете собственные объективные (внешние) переживания.

Домашнее задание.

Запомните пресуппозицию, данную в виде итога этого урока.

Обдумайте ее в контексте своей жизни, своих целей и желаний. Можете ли вы прямо сейчас решить, что именно окажет влияние на ваши достижения в будущем?

Что случится, если вы "увидите себя" совершающим нечто и одновременно почувствуете побуждение к такому результату? Приведет ли это к его воплощению в жизнь? Перед каким выбором поставит вас следующая минута? Какой из этих вариантов выбора изменит вашу жизнь к лучшему? Обдумайте пресуппозицию с такой точки зрения, и это принесет вам новые идеи, решения и возможности. Этот общий принцип поможет вам с большим оптимизмом смотреть в будущее.

Составьте список всех своих целей - для начала без их разделения на четко определенные задачи и те желания, которые вы уже ощущаете, но пока не продумали. Включите в список и по-настоящему крупные цели и мелкие желания, не имеющие большой важности. Можете добавить к нему надежды и мечты. Пройдите по списку, поочередно применяя к каждому пункту все принципы правильно сформулированного результата. Если это возможно, покажите список другу или коллеге, который может иметь о вас более объективное представление (некоторые люди, похоже, знают нас лучше, чем мы сами). Меняйте или отбрасывайте цели, которые не удовлетворяют всем критериям проверки. При выполнении упражнения вам в голову могут прийти и другие цели. Делайте соответствующие пометки и подвергните их такой же проверке. Завершив упражнение, отложите список в сторону, чтобы вернуться к нему через некоторое время (например, завтра). Вы можете обнаружить, что такая работа с результатами вызвала у вас новое ощущение целенаправленности и осмысленности.

Попробуйте в красках вообразить одну из своих целей, представив, что она уже достигнута. Следите за предвкушением, возникающими ощущениями и переменами в своем поведении. Наблюдайте, как воображение помогает получить представление о том удовольствии, которое вы испытаете, когда достигнете своей цели. Сам процесс достижения цели тоже приносит немалое удовлетворение.

Ищите вокруг себя проявления других "карт действительности". Все, что вы усвоили к настоящему времени, остается верным, а новые знания и переживания просто дополняют ваш опыт. Не забывайте о том, что узнали вчера, и продолжайте применять это на практике. Вы всегда сможете найти новый смысл даже в привычной мудрости. Попробуйте по возможности отчетливо выявить преимущества в умении понимать мысли других людей.

По возможности отчетливо усвойте четырехступенчатую модель успеха.

Вспомните не менее трех своих (или чужих) умений либо достоинств, соответствующих этой модели. Попробуйте представить, что случится, если вы упустите из виду какой-либо из четырех этапов модели.

Задумайтесь о какой-нибудь цели, которой вы хотели бы добиться. Не стоит сразу выбирать глобальные мечты - достаточно для начала ограничиться совершенно конкретной целью, достижение которой вы все время откладываете или просто не можете осуществить. Старайтесь выбрать такую задачу, успех в которой проявится очень быстро и принесет немедленные преимущества. Затем примените к выбранной цели четырехступенчатую модель успеха. Будьте верны своей цели и добросовестно выполняйте каждый этап. Хорошо прочувствуйте то удовлетворение, которое приносит воплощение задуманного в действительность.

Урок третий. Как понять, чего хочешь на самом деле.

В этой главе:

· Экологичность результата

· Роль подсознания

· Представление результатов

· Вопросы по Декартовой схеме

· Система ценностей и результаты

К этому уроку вы уже смогли определить несколько правильно сформулированных результатов. Проверки, к которым мы прибегали на прошлом уроке, суть продукт здравого смысла, логики, деятельности "левого полушария". Теперь поговорим о более субъективных, относящихся к "правому полушарию" способах максимального улучшения намеченных результатов (деятельность правого полушария связывают с интуицией, воображением и подсознанием).

Подход, в основе которого лежит различение деятельности "двух полушарий", поможет вам оценить всю полноту своих необычайных способностей к достижению целей. Вы узнаете, например, как соотносить со своей системой ценностей намеченные цели - в этом заключается один из секретов их достижения. Кроме того, вы поймете, что даже неосознаваемые цели могут способствовать или препятствовать достижению сознательно поставленных целей.

Пользуясь этими сторонами двуединого процесса, вы сможете сделать свои цели еще более отчетливыми. Это значит, что вы увидите намного больше успешных осуществлений своих намерений и сможете взяться за более честолюбивые планы.

Путь к совершенству начинается с того момента, когда вы четко решаете, чего именно хотите. Уже самые первые и робкие попытки определить свою цель многократно повышают шансы на успех, так как мыслительные процессы начинают согласовываться с намеченными целями. Те, кто лишен врожденной целеустремленности, утверждают, что им намного легче сосредоточиваться на желаемом, когда они применяют принципы правильно сформулированного результата (см. второй урок). Понимание этих правил принесет вам уверенность в себе и ощущение власти над происходящим.

Сегодня вы научитесь подвергать уже намеченные цели новым важным проверкам. Когда различные аспекты цели укладываются в стройное уравнение, оно дает замечательные результаты. Это справедливо, в частности, в тех случаях, когда цели человека начинают соответствовать его системе ценностей и личности в целом, то есть внезапно становятся "годными" для этого человека. Один-два таких фактора могут стать для вас ключом к успеху. После этого вы можете сосредоточиться на том, чтобы превратить достижение целей в повседневную привычку.

Экология результата.

Традиционный подход к достижению целей опирается, главным образом, на приводившуюся в предыдущей главе модель SMART (точная, соизмеримая, достижимая, реалистичная и своевременная цель). Однако НЛП идет дальше и уделяет особое внимание экологичности. В данном случае это понятие означает широкие, главным образом косвенные последствия достижения целей, то есть осуществления результатов. Экологичность включает в себя и то влияние, какое один результат может оказать на другие намеченные вами результаты. Это значит, что между вашими целями и вашей системой ценностей, даже самой вашей личностью, может возникнуть несоответствие, конфликт. Цель попросту может быть вам противопоказана.

Экологичность результата имеет еще одну сторону: влияние наших результатов на благополучие других людей. Их результаты влияют на наши цели, а наши - на их цели. Мы не можем достичь чего-то в полной изоляции (во всяком случае, в изоляции от тех, чьи интересы нам дороги). Вы можете преуспеть лишь в том случае, если принимаете во внимание интересы окружающих, которые связаны с вами косвенным взаимным влиянием. Мы уже говорили об этом, когда обсуждали пятый принцип правильно сформулированного результата: "Трезво оценивайте последствия достижения своей цели".

Как и явления природы, все наши желания, цели и ценности взаимосвязаны и взаимозависимы. Есть люди, которым, похоже, никогда не удается взяться за то, чего они осознанно хотят. Такое поведение может объясняться влиянием иных, неосознаваемых "сил", нацеленных на другие результаты.

Как это проявляется? Как мы уже убедились, система достижения целей с радостью "набрасывается" на ту задачу, которая больше всего занимает ваши мысли. Сознательно не желая достижения какой-то цели, вы приближаете очередную неудачу: на первом месте в мыслях оказывается то, чего вы на самом деле не хотите. Одновременно в подсознании прокладывает себе путь некая "вторичная выгода" (или неосознаваемое намерение). Мы называем это положительным намерением, так как оно призвано осуществить какую-то рациональную (хотя и неосознаваемую) цель. И это намерение часто "добивается успеха": вы делаете то, чего не хотело ваше сознание.

Обратимся к примеру человека с симптомами психосоматического расстройства. Больной вполне может преследовать "вторичные выгоды" болезни: оказываемые ему внимание и сочувствие, пусть даже они не входят в его осознанные намерения. Сознательно больной уверяет, что хочет только одного: поправиться. Однако неосознаваемые силы, направленные на другие цели, продолжают играть свою роль. Как видим, в подобных случаях вторичные, подсознательные цели обычно берут верх и проявляются в поведении.

Достигнув осознаваемой цель, некоторые обнаруживают, что некий более серьезный, подсознательный результат по-прежнему не достигнут. Человек испытыв



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: