I. Введение
Выбранная мною тема актуальна по нескольким объективным причинам:
Во-первых, А.Д. Сахаров одним из выдающихся представителей России Советского периода. Он известен всему миру и как величайший физик-теоретик, который был отцом-основателем водородной бомбы и внес гигантский вклад в развитие ВПК, так и в роли правозащитника, который даже в самые трудные годы боролся против тоталитаризма за торжество конституции и демократических свобод.
Во-вторых, через жизненную призму А.Д. Сахаров, можно увидеть целую эпоху, с закрытой для общественности того времени стороной. В жизни этого выдающегося человека были и такие периоды, как взлет по карьерной лестнице, (лауреат Сталинской и Ленинской премий, трижды герой соц. труда и масса других наград и регалий) тяжелая борьба в оппозиции с властями (лишение всех наград и регалий), и ссылка в Горький и диссидентство, и депутат народного собрания во времена перестройки, и посмертное признание его всем миром, а главное страной. Все эти взлеты и падения, ослабление и ужесточение борьбы за мир, отражают атмосферу целой эпохи. И жизнь Андрея Дмитриевича Сахарова служит наилучшим примером для исследования, изучения и анализа тех непростых времен.
В-третьих, в работах А.Д. Сахарова можно найти многие решения на ряд сложнейших вопросов современности. Сахаров был пророком, ему было свойственно предчувствовать и предугадывать ход событий как в СССР, так и во всем мире. Андрей Дмитриевич занимался различными аспектами общественной и политической жизни страны. Он был защитником демократических принципов, свободы слова, прав человека во всем мире. Он пытался вмешаться в ход событий, да бы предотвратить негативные последствия необдуманных решений политиков и общественных деятелей. Таких примеров немало, это и война в Афганистане, и разрешение конфликта между Израилем и Палестиной, и ослабление конфрантаций между социалистическим и капиталистическим лагерями, и способстие в урегулировании жизни в странах третьего мира. Он защищал интересы сразу всего народа, примером того может служить ходатайства по поводу Крымских Татар и этнических немцев. Сахаров не раз предупреждал об опасности атомных испытаний: «Созидательная сила атома, станет разрушительной». По прошествие лет мы можем видеть, то что его слова действительно оказались пророческими, и теперь мы можем анализировать и делать выводы, и приходи к тому, что его решения этих проблем были истинными.
В-четвертых, количество его наград, премий и регалий, которые он получил за пределами СССР, еще раз доказывают значимость его вклада в дело мира во всем мире. Следовательно, А.Д. Сахаров является общепризнанным общественным деятелем, напримере которого можно сделать ряд важнейших выводов, воспитывать у подрастающего и будущего поколений нравственные и эстетические принципы.
Всей своей жизнью он показал, что свобода и рабство, апокалипсический ужас и Царство Божие живут сейчас одновременно. Он всегда был свободен, хотя физически всегда был в плену у политиков. Они хватали его и его жену, перемешали из города в город, лишали возможности работать, прослушивали, подглядывали, прощупывали его жизнь до интимнейших подробностей, бесцеремонно залезали в дневники, и он бессилен был вырвать свою жизнь из их нечистых рук.
И все-таки он был свободен. Совершенно неподвластен времени и своим гонителям. В нередко враждебную ему атмосферу залов и заседаний он нес голос совести и разума.
Хронологические рамки ВКР охватывают период с 21 мая 1921 по 17 декабря 1989 г.г., то есть время от рождения до смерти Андрея Дмитриевича Сахарова. При этом основной упор делается на период с 1938 по 1989 годы. Поскольку именно тогда четко неординарные качества этого выдающегося человека.
Объектом работы является нобелевский лауреат академик А.Д. Сахаров.
Предметом ВКР стала научная и общественно-политическая деятельность академика А.Д. Сахарова.
Методологическую основу работы составляют системный, объективный и конкретно-исторический подходы, что нашло выражение в изучении феномена биографии одного из представителей научно-технической интеллигенции как индивидуального исторического явления, изменяющегося во времени под влиянием всей совокупности общественно-политических, экономических и культурных процессов и исторических событий того времени. Важнейшим методологическим принципом ВКР явился принцип историзма, обусловивший применение в числе других таких методов как хронологических и историко-сравнительный.
Историография. Для изучения жизни и деятельности Андрея Дмитриевича Сахарова необходимо разделить историографию на несколько самостоятельных частей. Поскольку его жизнь и деятельность условно можно разграничить на научные исследования и общественно- политическую деятельность. Для рассмотрения научной деятельности А.Д. Сахарова стоит обратить внимания на работу М.А. Попова [1], в которой автор на основе своих дневников делает хронологическое повествование о ходе работы А.Д. Сахарова над ядерным вооружением. Четко описывается весь технологический процесс, дается пофамильный список всех сотрудников, которые работали с академиком Сахаровым. Данная работа ценна тем, что ее автор был сотрудником КГБ и имел большие полномочия, что позволило ему сделать психологический портрет А.Д. Сахарова и его коллег, проанализировать ход работ над вооружением, так же приводятся документы и личные дела некоторых сотрудников КБ. Таки образом данная публикация помогает приоткрыть неизвестную страницу в жизни академика Сахарова и его коллег. Так же важна работа И.Н Головина, В.Д Шафранова [2], в данной публикации описывается отношения А.Д. Сахарова к новым образцам ядерного вооружения, дается хронология изобретения водородной бомбы, так же приводится масса документов для внутреннего пользования, из которых можно узнать о научной карьере Андрея Дмитриевича Сахарова. Так же важную роль занимает работа Альтшулера [3], в которой раскрывается судьба А.Д. Сахарова, как ученого. Данная публикация значительно облегчает работу, т.к. содержит в себе краткое описание всех научных трудов А.Д. Сахарова, воспоминания коллег и самого Андрея Дмитриевича. Труд Г.Е. Горелика [4] имеет важное значение в историографии, поскольку написан одним из ведущих сахароведов в соавторстве с рядом современников А.Д. Сахарова. Содержит в себе ценные материалы по профессиональной работе Сахарова. В хронологическом порядке повествуется о становлении Сахарова, как ученого, приведены цитаты из мемуаров Андрея Дмитриевича, так же имеются воспоминания коллег, работавших с Сахаровым при создании водородной бомбы. Несомненным плюсом данной монографии является то, что при написании своей книги Горелик консультировался с физиками-теоретиками и физиками-ядерщиками, что позволило ему дать точное, с технической точки зрения, описания технологических этапов создания ядерного вооружения. Стоит так же отметить, что в написании данной работы принимала участие вдова А.Д. Сахарова Е.Г. Боннэр. Она помогала Горелику с подборкой технической документацией из личного архива А.Д. Сахарова. Так же в данной монографии отображены отношения между властями и А.Д. Сахаровым в период, когда Андрей Дмитриевич вел активную политику по ограничению ядерных испытаний и запрещении испытаний в трех сферах.При рассмотрении общественной деятельности А.Д. Сахарова стоит обратить внимания на работу В.П. Аксенова, Л.И. Богораз [5]. В данной работе можно увидеть анализ отношений официальных властей и диссидентов. Хорошо раскрыта тема диссидентского противоборства с существовавшим режимом. Данная монография основана на воспоминаниях, газетных статьях, стенограммах и различной периодике тех лет, что позволяет увидеть объективную картину диссидентства и властей. Так же данная монография ценна тем, что центральное место в ней занимает А.Д. Сахаров, как наиболее яркий представитель диссидентского движения в СССР. Так же важна работа Л.И. Богораз Л.И., В. Голицына, С.А. Ковалева [6], в которой хорошо раскрыта тема «анатомии застоя», что позволяет выделить спорные моменты, из-за которых возникали разногласия между общественными деятелями и представителями официальной власти. Опять же центральное место в данной работе занимает Андрей Дмитриевич Сахаров. Необходимо отметить, что в данной монографии содержаться ряд стенограмм с конференций и диспутов, посвященных правам человека в эпоху «застоя», это позволяет проанализировать доводы приводимые противоборствующими сторонами. Важное место в изучении деятельности общественно-политических деятелей в СССР занимает работа А.С Прокопенко [7], данная монография актуальна тем, что в ней приводятся протоколы допросов диссидентов, медицинские акты о состоянии психического состояния, интересующих нас пациентов. Секретные постановлении о задержании и насильственном заточении общественно-политических деятелей в психиатрические больницы. Так же приводятся ряд интервью с тогдашними работниками КГБ. Таким образом, данная монография дает возможность открыть и проанализировать ранее неизвестные факты о судьбах диссидентов в СССР. Важнейшие место в историографии занимает публикация В.С. Бушина [8]. Бушин описывает проблему диссидентства в СССР, в своей монографии на примере А. Солженицына проводит исследования судьбы опальных общественно-политических деятелей, так же весомая часть книги посвящена А.Д. Сахарову. В монографии проводятся параллели между Солженицыным, Сахаровым и другими диссидентами. Публикация богата цитатами Солженицына, Сахарова и др., так же имеются вырезки из газетных заголовков, таким образом есть возможность проанализировать отношения между оппозициями. Нельзя не обратить внимания на фундаментальный труд Р.А. Медведева [9], в котором, так же как и в монографии Бушина, описывается проблема диссидентства, но с несколько другого ракурса. В данной монографии хорошо показаны взлеты и падения двух величайших людей. Весь труд построен на хронологическом принципе, каждое действия этих двух общественных деятелей комментируется и дается оценка ответного действия властей. Таким образом подготовлена хорошая аналитическая база, которая несомненно помогает проанализировать и сделать объективные выводы. Большим плюсом данной публикации является обилие цитат, напечатана переписка А.Д. Сахарова и Солженицына.
Цель данной работы - комплексное исследование жизни и деятельности А.Д. Сахарова; выявление исторического значения масштаба его личности в рамках СССР и всего мира.
Поставленная цель подразумевает постановку конкретных задач ВКР:
1.Проанализировать основные биографические вехи А.Д. Сахарова;
2.Выявить особенности и этапы профессионального становления А.Д. Сахарова;
3.Определить историческое значение научной деятельности А.Д. Сахарова;
4.Рассмотреть основные направления и содержание общественной деятельности А.Д. Сахарова;
5.Сформировать представление о духовном облике, нравственных установках, социально-психологических особенностях А.Д. Сахарова.
Положения, выносимые на защиту:
Значение вклада А.Д. Сахарова в дело укрепления оборонной мощи СССР и общественной деятельности по защите прав человека:
-его роль в создании водородной бомбы и обеспечением щита Отчизны;
-участие в общественной и политической жизни страны и мира;
-правозащитная деятельность в рамках конституции;
-участие в политическом процессе в годы перестройки;
Структура работы вытекает из её целей и задач. ВКР состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, методического раздела, приложений.
ГЛАВА I. НАЧАЛО ПУТИ
§ I. Детство и отрочество А.Д.Сахарова.
Роль семьи в формировании его характера
Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 г. в Москве. Большое влияние на формирование человека, его взглядов, отношения к другим людям, выбор профессии, да и на его позицию в жизни всегда оказывает семья. Так было и у А.Д.Сахарова, семья которого сосредоточила в себе род характерных признаков и особенностей нашего народа, была как бы малым отражением исторического развития отечественной интеллигенции.
Мама А.Д.Сахарова, Екатерина Алексеевна (до замужества Софиано) родилась в декабре 1893 года в Белгороде, Дедушка Алексей Семенович Софиано был профессиональным военным, артиллеристом. Среди его предков были обрусевшие греки - отсюда греческая фамилия - Софиано Мама получила образование в Дворянском институте в Москве.[18]
Семья отца отличалась от маминой. Дед отца Николай Сахаров был священником в пригороде Арзамаса в селе Выездное, и священниками же были его предки на протяжении нескольких поколений.[19] И мама, и большинство других родственников А.Д.Сахарова были глубоко верующими людьми. Это, безусловно, оказывало влияние на Андрея Дмитриевича, сам он в детстве также посещал Церковь, однако, как он сам вспоминал, "лет в 13 я решил, что я неверующий - под воздействием общей атмосферы жизни и не без папиного воздействия, хотя и неявного... Сейчас я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле, я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные Церкви (особенно те, которые сильно сращены с государством и отличаются, главным образом обрядовостью или фанатизмом и нетерпимостью). В тоже время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника духовной "теплоты", лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным.[20]
Следовательно, А.Д.Сахаров постепенно пришел к своему, качественно новому восприятию мира и места религии в нем.
Дед А.Д.Сахарова Иван Николаевич Сахаров был десятым ребенком в семье и единственным, получившим высшее (юридическое) образование. Дед уехал учиться в НижнийНовгород в ста километрах от Арзамаса. Иван Николаевич стал популярным адвокатом, присяжным поверенным перебрался в Москву и в начале века снял ту квартиру, где позже прошло детство А.Д.Сахарова. И.Н.Сахаров был человеком либеральных (по тем временам и меркам) взглядов. Среди знакомых семьи были такие люди, как В.Г.Короленко, известный адвокат Ф.Н.Плевако, писатель П.Д.Боборыкин.[21]
Интересным представляется тот факт, что И.Н.Сахаров в 1906 г. был редактором большого коллективного издания "Против смертной казни" (Сборник статей под редакцией М.Н. Гернета, О.Б. Гольдовского и И.Н. Сахарова, М.,1906г.). Сам Андрей Дмитриевич указывал, что "эта книга, которую я читал ещё в детстве, произвела на меня глубокое впечатление. По существу, все аргументы против института смертной казни, которые я нашел в этой книге (восходящие к Гюго, Толстому, Короленко и другим выдающимся людям прошлого), кажутся мне не только убедительными, но и исчерпывающими и сейчас.
Я думаю, что для моего деда участие в работе над этой книгой явилось исполнением внутреннего долга и в какой-то мере актом гражданской смелости".[22]
Таким образом, А.Д. Сахаров, придерживаясь впоследствии мнения о необходимости отмены смертной казни, в известном смысле продолжил линию своего деда И.Н. Сахарова.
Бабушка А.Д. Сахарова Мария Петровна Сахарова (Домуховская) была дочерью сильно обедневшего смоленского дворянина. Судя по фамилии, в ней была какая-то доля польской крови. Она была человеком высоких душевных качеств: ума, доброты и отзывчивости, понимания сложностей и противоречий жизни, умения создать, направить и сохранить семью, воспитать своих детей, образованными, отзывчивыми, вполне современными и жизнеспособными людьми, сумевшими найти свое место в очень сложной и переменчивой жизни первой половины бурного двадцатого века. Бабушка была душой семьи, ее центром. Эта ее роль сохранялась и потом, до самой ее смерти. И за пределами семьи до сих пор есть немало людей, которым душевно много дал сахаровский - бабушкин дом.[23]
Высокие нравственные качества бабушки отразились впоследствии и на Андрее Дмитриевиче, который сумел перенять их и уже никогда потом не изменял воспитанным в нем нравственным принципам.
Несомненно, очень большую роль в жизни А.Д. Сахарова сыграл его отец - Дмитрий Иванович Сахаров. Окончив гимназию, Дмитрий Иванович поступил на физико-математический факультет Московского университета, где слушал лекции Н.Е.Жуковского, Н.А.Умова, П.Н.Лебедева и других выдающихся ученых и педагогов. От них Дмитрий Иванович воспринял глубокий интерес к физике и вопросам ее преподавания. Научные и методические идеи этих корифеев русской науки оказали определяющее влияние не только на выбор Дмитрием Ивановичем направления своей профессиональной деятельности, но и на весь его образ мышления, жизненную практику как в чисто научном, так ив нравственно-этическом аспекте... Дмитрий Иванович Сахаров являлся автором ряда учебников и научно-популярных книг по физике, например, таких, как "Рабочая книга по физике" (1930 г.), "Борьба за свет", "В помощь тем, кто плохо понимает электричество", "Теплота в природе и технике", "Электрическая лампочка и физические опыта с нею", "Сборник задач по физике" идр.[24] Дмитрий Иванович преподавал в педагогических институтах и технических вузах, а с 1953 г. и до последних дней жизни был членом редколлегии журнала "физика в школе" в котором часто выступал по узловым методическим проблемам. Требовательный к себе, Д.И.Сахаров был требователен и к слушателям; он не прощал легкомыслия и верхоглядства, но мог часами разъяснять студенту трудный физический вопрос. Его спокойная, неторопливая речь, вежливость и исключительная скромность навсегда запомнились тем, кому пришлось работать с ним или учиться у него. Человек высокой общей культуры, Дмитрий Иванович не был узким специалистом, для которого существовала одна физика. Он тонко чувствовал природу, много путешествовал, понимал и любил музыку, особенно Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, в кругу друзей охотно исполнял произведения этих композиторов.[25]
Все это не могло не отразиться как на выборе профессии, так и на формировании характера и соответствующих личностных качеств А.Д.Сахарова, который, наблюдая кропотливый каждодневный труд отца, его поступки в различных жизненных ситуациях, очень многое воспринимал как пример для подражания и руководство к действию. Сам Андрей Дмитриевич вспоминал, что "папа, когда мне было 12-14 лет, несколько раз водил меня в лабораторию института, показывая опыты - они воспринимались как ослепительное чудо, при этом я вое понимал (я так думал тогда, и вроде так оно и было). Вскоре я и сам стал делать "домашние" опыты"... [26] Главное чему научился А.Д.Сахаров у отца - это то, "как надо работать.[27] Андрей Дмитриевич подчеркивал, что его отец был "добрым, мягким и принципиальным человеком, с твердой мудростью, с сочувствием к людям.[28]
Таким образом, семья А. Д. Сахарова оказала на него огромное влияние. Он сумел вобрать в себя лучшие черты нескольких поколений своих родных, которые проявлялись у них как в работе, так и в общении с людьми. Это- высокий интеллектуальный уровень, образованность, умение и желание добросовестно работать, большая ответственность в любом деле, и, главное - гуманизм, вежливость, скромность, доброта и отзывчивость. Это подтверждал и сам А.Д.Сахаров, подчеркивая то, что "в другую эпоху, чем мои родные, в других условиях, с другой философией и жизненным положением, с другой биографией, я стал космополитней, глобальней, общественно активней, чем мои близкие. Но я глубоко благодарен им за то, что они дали мне необходимую отправную точку для этого".[29]
§ 2. Юность, выбор профессии, первые шаги на профессиональном поприще.
Не вызывает сомнения, что кроме семьи, ближайшего окружения на человека оказывает большое влияние та историческая эпоха, то время, когда он рос и взрослел. "Эпоха, на которую пришлось мое детство и юность, была трагической, жесткой, страшной - вспоминал А.Д. Сахаров - Но было бы неправильно ограничиться только этим. Это было время также особого массового умонастроения, возникшего из взаимодействия еще не остывших революционного энтузиазма и надежд, фанатизма, тотальной пропаганды, реальных огромных социальных и психологических изменений в обществе, массового исхода людей из деревни - и, конечно, - голода, злобы, зависти, страха, невежества, эрозии нравственные критериев после многих дней войны, зверств, убийств, насилия. Именно в этих условиях сложилось то явление, которое в СССР официально деликатно называют "культ личности".[30] А.Д.Сахаров из разговоров взрослых уже в начале 30-х г.г. имел некоторые сведения о происходивших в стране событиях. Он многого еще не мог тогда понять, но все это имело большое значение для формирования его мировоззрения, а также последовавшей много лет спустя эволюции позиции и взглядов.
Годы учебы в школе А.Д.Сахаров по желанию родителей чередовал с домашним, индивидуальным обучением. Именно в этот период развился и окончательно окреп интерес Андрея Дмитриевича к физике, точным наукам. Он с отличием окончил школу в 1938 г. и тогда же поступил на физический факультет Московского университета. Как вспоминал сам Сахаров: «Как отличник я имел право поступить в вуз без экзаменов. Уже потом от своих однокурсников я наслушался об ужасах приемных экзаменов, об огромном конкурсе; я думаю, что, верней всего, я бы не прошел этого отбора, требовавшего таких психологических качеств, которыми я не обладал»[31].
«Университетские годы для меня резко разбиваются на два периода - три довоенных года и один военный, в эвакуации. На 1-3 курсах я жадно впитывал в себя физику и математику, много читал дополнительно к лекциям, практически больше ни на что времени у меня не оставалось, и даже художественную литературу я почти не читал. Я с большой благодарностью вспоминаю своих первых профессоров - Арнольда, Рабиновича, Нордена, Млодзеевского (младшего), Лаврентьева (старшего), Моисеева, Власова, Тихонова, доцента Бавли. Профессора давали нам очень много дополнительной литературы, и я каждый день по многу часов просиживал в читальном зале. Вскоре я стал пропускать ради читалки более скучные лекции. На первых курсах больше всего нравилось преподавание математики. В общем курсе физики меня очень мучили некоторые неясности. Они, как я думаю, происходили от недостаточной теоретической глубины изложения более сложных вопросов. Из университетских предметов только с марксизмом-ленинизмом у меня были неприятности – двойки, которые я потом исправлял. Их причина была не идеологической. Но меня расстраивали натурфилософские умствования, перенесенные без всякой переработки в ХХ век строгой науки. Газетно-полемическая философия “Материализма и эмпириокритицизма” казалась мне скользящей по касательной к сути проблемы. Но главной причиной моих трудностей было мое неумение читать и запоминать слова, а не идеи».[32]
Окончил его тоже с отличием уже во время войны, в 1942 г., в эвакуации в Ашхабаде.[33]
В университете Андрей Дмитриевич начал формироваться как физик-теоретик. Этому во многом способствовали его учителя, лекции и занятия которые давали фундаментальную подготовку молодым советским физикам. Это профессора Арнольд, Рабинович, Норден, Млодзеевский (младший), Лаврентьев (старший), Моисеев, Власов и др.[34]
Однокурсники А.Д.Сахарова вспоминали позднее, что "Андрей Дмитриевич не был ни "дубом", ни самым блестящим студентом на нашем курсе. Правда, необычную силу его и преподаватели, и студенты поняли очень скоро. А вот его самого, пожалуй, не понимали. Просто не понимали, потому, что способ рассуждений, его логические ступени всегда были гораздо крупнее, чем ступени обычных людей... Когда он рассуждал, что по отношению к нам (а у нас был сильный курс) он находился примерно в таком положении, как мы с вами к типичному философу, привыкшему рассуждать по закону формальной логики... Многое, что для окружающих нуждалось в ступеньках, для Сахарова было очевидно...".[35]
Получив диплом со специальностью. "Оборонное металловедение" А.Д.Сахаров был направлен на военный завод в город Ковров и выехал по назначению".[36]
«Опять поездка через пораженную войной страну. Несколько пересадок, переполненные вокзалы и поезда. Спал, лежа на чемодане между скамейками. меня приняли в отделе кадров, поместили на постой и велели зайти к ним через несколько дней. Фактически я прожил в Коврове около десяти дней. К концу моего пребывания в Коврове мне выдали направление в Министерство Вооружения [Народный комиссариат вооружений] в Москве, в котором было написано, что завод не может предоставить работу по специальности».[37]
В сентябре 1942 г, по направлению Наркомата вооружении А.Д.Сахаров прибыл на патронный завод в Ульяновск. Две недели ему пришлось работать на лесозаготовках в глухой сельской местности под Мелекессом.[38] Как вспоминал сам Андрей Дмитриевич, "с этими днями связаны мои первые, самые острые впечатления о жизни рабочих и крестьян, в то трудное время".[39] Везде чувствовалось огромное напряжение людей, связанное с войной, с трагическим событиями, происходившими на фронте, с трудностями жизни в тылу.
Вернувшись в сентябре 1942 г. на завод в Ульяновск, А.Д.Сахаров работал там сначала младшим технологом в заготовительном цехе, а затем, с 10 ноября 1942 г., инженером-изобретателем в Центральной заводской лаборатории. Здесь он занимался "разработкой прибора контроля бронебойных сердечников на полноту закалки, на наличие продольных трещин, магнитными методами контроля, оптическим методом определения марок стали, экспресс-методом определения марок стали, основанным на использовании термоэлектрического эффекта"[40] и др. разработками. Все эти изобретения существенно облегчали выпуск качественной продукции. В 1944 г. Андрей Дмитриевич "стал усиленно заниматься теоретической физикой по учебникам".[41]
Тогда же он "написал несколько статей по теоретической физике и направил их в Москву на отзыв".[42] Как вспоминал сам Андрей Дмитриевич, "эти первые работы никогда не были опубликованы, но они дали мне то чувство уверенности в своих силах, которое так необходимо каждому научному работнику".[43]
Безусловно, данный этап в жизни Андрея Дмитриевича Сахарова, был отправной точкой для развития его как ученого, так и общественного деятеля. Ведь именно в детском и юношеском возрасте начинают формироваться и складываться жизненные принципы. Благодаря родителям, Андрей Дмитриевич получает хорошее образование и с легкость поступает в университет. Немалую роль в становлении Сахарова, как ученого играют Вузовские преподаватели, которые помогают ему с отличием окончить университет и начать работу в качестве физика-теоретика.
ГЛАВА II. Роль А.Д.САХАРОВА В СОЗДАНИИ ЯДЕРНОГО ЩИТА
ОТЧИЗНЫИ ГРАЖДАНСКОЕ ВОЗМУЖАНИЕ
§ 1. Стремительная научная карьера и
эволюция общественно-политических взглядов
В 1945 г. А.Д.Сахаров поступил в аспирантуру физического института АН СССР им.П.Н. Лебедева. Там он сразу поразил своего научного руководителя И.Е.Тамма (крупнейшего физика-теоретика, впоследствии академика и лауреата Нобелевской премии по физике) и др.сотрудников института нестандартностью, свежестью и смелостью решений предлагаемых ему задач. Так, после первой же встречи Андрея Дмитриевича И.Е.Тамм говорил своим сотрудникам: "этот молодой человек самостоятельно додумался до того, что пока придумали только самые крупные светила атомной физики и что еще нигде не опубликовано!".[44]
В 1947 г, А.Д.Сахаров успешно окончил аспирантуру, защитил диссертацию, и, получив степень кандидата физико-математических наук, продолжал свою научную работа в ФИАНе под руководством И.Е.Тамма.
Именно тогда им были высказаны первые блистательные идеи, касающиеся мирного (и немирного) использования термоядерной энергии, выделяющейся при реакции слияния ядер водорода.[45] В 1948 г. А.Д.Сахаров был включен в научно-исследовательскую группу по разработке термоядерного оружия. Руководителем группы был И.Е.Тамм. Последующие двадцать лет - непрерывная работа в условиях сверхсекретности и сверхнапряжения сначала в Москве, затем в специальном Научно-исследовательском секретном центре".[46] Чтобы создать водородную бомбу, нужно было сочитание в одном лице таланта физика, химика, инженера. Нужна была способность принимать нетривиальные решения испособность видеть проблему в целом.
«У Андрея Дмитриевича очень редкое сочетание того, что особенно для теоретиков нужно – двух основных вещей. Это умение качественно разбираться в материале, ясно и очень наглядно картину себе представить, и вместе с тем это владение математическим аппаратом, который мастерски помог ему найти тот путь, которым решена эта задача. Такая самостоятельность, оригинальность, которые отмечаются в его диссертации и во многих его беседах, которые играют большую роль и для наших теоретиков и для наших смежных лабораторий, – все это показывает, что Андрею Дмитриевичу очень многое дано и от него очень многого можно ждать. И я очень рад, что наш теоретический отдел ФИАН обогатился таким сотрудником».[47]
Всем обладал Сахаров и все вложил в свое первое изобретение.[48]
Впоследствии Андрей Дмитриевич говорил, что в первые годы работы над новым оружием "главным для меня... было внутреннее убеждение, что эта работа необходима. Я не мог несознавать, какими страшными, нечеловеческими делами мы занимались. Но только что окончилась война - тоже нечеловеческое дело. Я не был солдатом в той войне - но чувствовал себя солдатом этой, научно-технической... Чудовищная разрушительная сила, огромные усилия, необходимые для разработки, средства, отнимания у нищей и голодной, разрушенной войной страны, человеческие жертвы на вредных производствах и в каторжных лагерях принудительного труда - все это эмоционально усиливало чувство трагизма, заставляло думать и работать так, чтобы все жертвы (подразумевавшиеся неизбежными) были не напрасны... Это действительно была психология войны".[49]
В 1950-1951 г. г. Андрей Дмитриевич стал известен как один из основателей проекта управляемого реактора "ТОКА-МАК".
Постановление Президиума АН СССР о присвоении Сахарову ученого звания старшего научного сотрудника по специальности «теоретическая физика». В прилагаемой «Справке к присвоению ученого звания записано, что за пять лет научно-исследовательской работы С. сделаны четыре научные работы, три из них опубликованы, кроме того, выполнен ряд работ по спец. теме, оформленных в виде семи отчетов.[50]
В 1951-1952 г.г. им был предложен принцип получения сверхсильных магнитных полей с использованием энергии взрыва и конструкции взрывомагнитных генераторов.[51]
В последующие годы (до 1969 г.) А.Д.Сахаров занимался совершенствованием оружия, начал заниматься теорией мироздания, а также многими др. крупными проблемами физики. Он постоянно проявлял способность ''видеть не каждую отдельную часть, а единую гармонию, мир в целом".[52]
Деятельность Андрея Дмитриевича