и нетрадиционных методов




В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, со­матически ослабленных. Объективные обследования в большин­стве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас практически неразрешимы.

Число коррекционных классов в школах, всевозможных реа­билитационных центрах заметно увеличивается. Однако, по ут­верждению специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.

В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Даже в относи­тельно простых случаях таких патологий в преодолении пробле­мы было бы идеальным присутствие как общепринятых, тради­ционных методов, так и нетрадиционных. Нетрадиционные ме­тоды помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патоло­гии. Большинство практикующих специалистов сходятся во мнении, что более эффективно решить задачи, стоящие перед любым профессионалом так называемой службы сопровождения развития ребенка*, можно только включив в процесс коррекции основ­ной речевой патологии воздействие на сопутствующие ей проблемы. Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием и нетрадиционных.

Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный под­ход в работе с ребенком способствует выбору наиболее опти­мальной, результативной комплексной методики. Использова­ние нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-об-разовательном процессе улучшает у ребенка память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы це­лостного организма — соматическое состояние.

Большинство из этих методов пришли к нам из глубокой древ­ности. И в настоящее время возникла необходимость учитывать проверенные тысячелетиями наблюдения людей, в частности, — влияние на соматическое и психическое состояние ребенка му­зыки, цвета, запахов. Известно, что их сочетание может оказы­вать различное воздействие — успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее и т.д. Поэтому продуманное применение в логопедической практике запахов (ароматотерапия), цвета (хромотерапия), музыки, звуков (звуко-терапия) и так далее может значительно повысить эффективность выполняемых процедур, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

 
 


В состав службы сопровождения развития ребенка входят: логопед, дефекто-лог, психолог, воспитатель, невропатолог, музыкальный руководитель, руководи­тель изостудии, инструктор ЛФК и т.д.

 

Так, например, зеленый, синий, голубой цве­та, медленная, негромкая и плавная музыка, запахи лаванды, мя­ты, кориандра успокаивают, а запахи лимона, эвкалипта оказы­вают стимулирующее, тонизирующее действие, аналогичное влиянию красного, оранжевого, желтого цветов и быстрой, рит­мичной, громкой музыки. (Хотелось бы напомнить, что с запаха­ми работать надо очень осторожно. Следует убедиться в том, что ребенок не имеет аллергии на предложенный аромат.)

Апитерапия — лечение продуктами пчеловодства — очень эффек-„тивна. Мед усваивается в организме человека на 100% и обладает лег­ким снотворным, успокаивающим, послабляющим действиями. Он снимает бессонницу, неврозы, повышает работоспособность.

Использовать апитерапию, физиотерапию, фитотерапию, ле­чебную физкультуру в работе с детьми могут только соответству­ющие медицинские работники.

Для применения куклотерапии необходим набор игровых по­собий и кукол (часто используются куклы без лица, а их эмоцио­нальное состояние выражает сам ребенок). Для применения же сказкотерапии ребенок должен быть знаком с определенным ко­личеством текстов сказок. Эти две терапии развивают воображе­ние, коммуникативную функцию, помогают снять состояние страха, тревожности, агрессии, способствуют творческому само­выражению ребенка.

Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оз­доровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, кото­рые осуществляются логопедом с участием других специалистов службы сопровождения развития ребенка. В работе с детьми, имеющими речевую патологию, используют массажи рефлексо­генных зон (кистей, стоп, аурикул, волосистой части головы), профессора Ауглина, сегментарно-рефлекторный и точечный. Проследим варианты их комплектования.

При наличии временной и технической возможностей можно выполнять полный массажный комплекс — все виды массажа рефлексогенных зон, сегментарно-рефлекторный и точечный. Это займет 50—60 минут. Если же такой возможности нет, вари­ативность выбора видов массажа произвольная. Можно выпол­нять от одного до трех видов массажа рефлексогенных зон, сег­ментарно-рефлекторный и точечный массажи. Можно массажи рефлексогенных зон чередовать или выполнять курсами. Естест­венно, что в этом случае время воздействия на ребенка сократит­ся. В комплексе можно проводить отдельно точечный или сег-ментарно-рефлекторный массаж, но оптимальным является со­вмещение обоих их видов.

В массажный комплекс входят:

1. Развитие ручного праксиса.

2. Развитие тактильных (осязательных) ощущений*.

3. Релаксация.

4. Собственно массаж.

5. Дифференцированная артикуляционная гимнастика.

Развитие ручного праксиса. Кончики пальцев рук — это «вто­рой мозг». Еще великий немецкий философ И.Кант (1724—1804) писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом.

Многочисленными исследованиями специалистов подтвер­ждено, что уровень развития речи зависит от степени сформиро­ванное™ тонких движений пальцев рук. Вообще развитие мелкой моторики любого вида является мощным тонизирующим фак­тором.

Прогноз о наличии или отсутствии у ребенка предрасполо­женности к патологии речи можно строить достаточно рано. Считается, что, если он в семимесячном возрасте уже может вы­тащить из кулачка только указательный палец, это свидетельст­вует о хорошем прогнозе: у ребенка мало вероятности иметь па­тологичную речь.

Обращайте внимание на то, какая у ребенка рука ведущая. У детей с доминантным левым полушарием лучше работает пра­вая рука, а с доминантным правым полушарием — левая. Сейчас таких детей становится все больше. Встречаются дети, которые одинаково хорошо работают и правой, и левой руками, — так на­зываемые амбидекстры. Не вдаваясь в подробности существую­щих теорий, можно напомнить родителям, что нет необходимо­сти переучивать ребенка-левшу работать только правой рукой. Это чревато для него довольно серьезными последствиями: мо­гут возникнуть негативные проявления психики, неврозы.

 
 


* Если ребенок посещает речевую группу, то работа по развитию ручного праксиса и тактильных ощущений проводится на подгрупповых занятиях.

 

Упражнения по развитию мелкой моторики являются общеиз­вестными и активно применяются в логопедической практике. К ним относятся:

1.Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета:

• внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штрихование;

• дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;

• рисование по образцу и т.д.

2.Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета:

• плетение, шнуровка, завязывание узлов, бантиков;

• вышивание, вязание;

• имитация жестом различных конкретных предметов, действий.

3.Упражнения по выработке мускульной памяти, которая непосредственно подготавливает руку ребенка к письменной речи:

• отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации, вращение между пальцами рук бруска, карандаша гладкого и ребристого, бобины с нитками;

• нажимание кнопки пульверизатора;

• выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;

•игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук) и т. д.

Все эти упражнения не только повышают потенциальный энер­гетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собствен­ном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают.

Развитие тактильных ощущений. С улучшением так­тильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.

Для развития тактильной чувствительности можно рекомен­довать следующие упражнения. Предложите ребенку:

• выложить с помощью мелких предметов (рис, горох, фасоль, спички) узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;

• выполнить мозаику из пластилиновых шариков;

• вылепить геометрические фигуры, цифры, буквы;

• определить с закрытыми глазами, к каким пальцам его рук притрагивается педагог (педагог в произвольном порядке касается пальцев ребенка, а он должен при этом говорить их название);

• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);

• с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;

• закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;

• с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руках педагогом;

• поиграть руками в сухом пальчиковом бассейне из гороха, фасоли.

Р е л а к с а ц и я. Секрет успешного массажа состоит в предвари­тельной релаксации (расслаблении). Релаксационные упражне­ния подготавливают ребенка к массажу. Сеанс любого массажа желательно начинать с приемов общего расслабления. В прин­ципе релаксирующей является любая поза, при которой мышцы максимально расслаблены, а дыхание не затруднено.

Рассмотрим некоторые из релаксационных поз:

1. Наиболее оптимальной является поза лежа на спине. Голову нужно положить на плоскую подушку (мышцы шеи при этом легче расслабляются); руки слегка согнуть в локтях, ладони повернуть вниз, не касаясь туловища. Ноги должны быть слегка разведены и немного согнуты в коленях, для чего под них подложить маленькие валики.

2. Лечь на правый бок.

Первый вариант. Правые руку и ногу вытянуть в линию с туло­вищем, а левые — полусогнуть и выставить вперед.

Второй вариант. Правую ногу вытянуть в линию с туловищем, а левую полусогнуть и выдвинуть вперед. Ладонь левой руки по­ложить на бедро; правую руку согнуть в локте и выдвинуть впе­ред ладонью вверх на уровне лица.

3. Основной позой для релаксации сидя является поза «кучера». Она широко используется при коррекции заикания. Так достигается максимальное расслабление всех мышц тела. Сидящий в положении «кучера» должен сохранять равновесие без смеще­ния туловища вперед или назад. Голову при этом следует мягко опустить, ноги согнуть в коленях под прямым углом и слегка рас­ставить их в стороны, руки со свисающими вовнутрь кистями со­гнуть в локтях и положить на бедра.

Наиболее частой ошибкой при выполнении позы «кучера» яв­ляется излишний наклон туловища вперед, что приводит к повы­шению напряжения в мышцах шеи и спины. Поэтому особенно внимательно надо следить за тем, чтобы плечевые суставы нахо­дились над тазобедренными.

4. При наличии условий рекомендуется, сидя в мягком кресле с подлокотниками, принять позу «авиапассажира». В этой позе спина и затылок опираются о спинку кресла или валик для голо­вы, руки лежат на подлокотниках, согнутые в локтевых суставах, ноги слегка разведены, носки расставлены немного врозь. Для создания максимальной релаксации можно подложить неболь­шие мягкие валики под поясницу и колени.

М а с с а ж. Долгие годы практической работы показали, что ис­пользование различных видов массажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений (в частности, вследствие дизартрии, функциональной и органической дислалии, алалии, обусловленной недоразвитием корковых зон, и афа­зии, вследствие локальных поражений головного мозга) значи­тельно повышает ее эффективность. Наша цель как логопедов — максимально развить методику массажа, направленную на коррек­цию речевых нарушений, заключающуюся в общеукрепляющем воздей­ствии на неречевые и речевые функциональные системы ребенка.

Далее следует выполнение выбранных видов массажа.

Не забудьте, закончив массаж, поднести руки под холодную про­точную воду, чтобы освободиться от неправильно направленной статической энергии, полученной во время проведения процедуры.

Дифференцированная артикуляционная гимнасти­ка. В идеале она выполняется через 20—30 минут после массажа.

Оптимальным является выполнение логопедического масса­жа курсами, которые проводятся следующим образом: после первого перерыв должен быть минимум 3 недели, а между вто­рым и третьим — 3 месяца. В сложных случаях можно проводить не три, а более курсов в течение года.

 

Хотелось бы обратить внимание на то, кому из специалистов дошкольного образовательного учреждения удобнее всего про­водить с детьми коррекционную работу с помощью следующих нетрадиционных методов:

• ароматотерапия — логопеду, психологу, воспитателю;

• хромотерапия — логопеду, психологу, воспитателю, музыкальному руководителю;

• звукотерапия — логопеду, психологу, воспитателю, музыкальному руководителю;

• куклотерапия — воспитателю;

• сказкотерапия — воспитателю, логопеду;

• апитерапия — медицинскому работнику;

• фитотерапия — медицинскому работнику;

• физиотерапия — медицинскому работнику;

• лечебная физкультура — медицинскому работнику;

• массажные комплексы:

• развитие ручного праксиса — логопеду, воспитателю;

• развитие тактильных ощущений — логопеду, воспитателю;

• релаксация — логопеду;

• массаж — логопеду, медицинской сестре;

• дифференцированная артикуляционная гимнастика — логопеду.

Представленная в этой книге гармонизирующая методика кор-рекционной работы с детьми, имеющими как речевую патологию, так и различные нарушения психических функций, используется уже более двадцати лет, постоянно совершенствуясь и развиваясь.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: