Оценки отечественных и зарубежных экономистов относительно возможностей НЭПа для развития советской экономики.




Традиционная оценка.

1. Опыт НЭПа весьма противоречив: с одной стороны — восстановление товарно-денежных отношений, рынка, рыночных институтов, экономические методы регулирования роста производства; с другой — административные способы управления и контроля над хозяйственной деятельностью. Часто обе стороны, дополняя друг друга давали значительный эффект (во время денежной реформы, в период восстановления разрушенного войной хозяйства). И если бы не перехлесты, которые привели к упрощению всего хозяйства в целом, НЭП мог дать значительный эффект в подъеме экономики.

2. Восстановление финансовой и денежно-кредитной системы позволило уйти от натурализации отношений.

3. В промышленном производстве впервые попытались отделить государство собственника от непосредственной деятельности.

4. Экономические реформы в промышленности дали положительные результаты: восстановлена основная часть производства.

5. В аграрном секторе за время НЭПа восстановилось производство сельскохозяйственной продукции.

6. Рынок, воссозданный НЭПом, был неполноценным, деформированным, но все же рынок. Фондовый рынок, возникший в начале НЭПа, постепенно был свернут. Товарные кредиты выдавались векселями, не имевшими хождения на бирже. Деформированный рынок не мог развиваться полноценно.

7. Жизнь страны в период НЭПа показала, что во всех сферах недоразвитость капитализма стала тормозом в развитии производства как в промышленном, так и в аграрном секторах.

Точки зрения.

1. НЭП очень сильно ограничил рыночные силы, а централизованное распределение инвестиционных ресурсов снижало эффективность распределения вообще всех ресурсов. С середины 20-х годов условия для экономического роста были неблагоприятными.

2. Политика НЭПа вообще была тупиковой: принципы НЭПа примиряли частнокапиталистическое и государственное регулирование, в то время как мировая экономика развивается от первого ко второму. На низкую эффективность НЭПа влияли постоянная угроза технической отсталости, военная опасность, нестабильная структура рынка.

3. НЭП был совместим с долгосрочным экономическим ростом. Разумная политика может восстановить равновесие между аграрным и индустриальным секторами и адаптировать темпы индустриализации к принципам НЭПа.

4. Промежуточная позиция между второй и третьей точкой зрения: НЭП мог поддержать более высокие темпы индустриализации, чем накануне первой мировой войны. Существующие формы вмешательства государства в хозяйственную жизнь ограничивали эффективность развития экономики на основе товарно-денежных отношений.

23. Основное содержание экономических реформ 1965-1969 гг. в Постоновлении ЦК КПСС и СМ СССР о совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства

В план руководстве пром-тью чрезмерное место занимают адм.формы и методы, а роль эк.методов принижена.

*Обеспечить наиболее првильные сочетания планирования и хоз.инициативы предприятий; усилить эк.стимулирование.

*Расширить права предприятий на основе полногохоз.расчета.

*Оценивать результаты деят-ти по реализ.продукции, прибыли.

*з/п в завис-ти не только от индив труда, но и от общих итогов работы предприятия.

*Принцип взаимодействия материальной ответственности.

I по улучшению планир-я пром-ти и расширению хоз сам-ти прдприятий.

1.Повысить роль перспективных плановю 2. Разработка и внедрение в пр-во высокоэф-ных машин, оборудования, процессов.Механизация и автоматизация пр-ваю 3.Сократить число показателей плана.

4. Предприятия сами решают вопросы пр-но-хоз.деят-ти.Неуклонное повышение производительности труда. 5. Использование в планировании прогрессивных нормативов и балансовых расчетов. 6. повышение качества продукции. Гос стандарты, гос аттестация. 7.обеспечить устойчивость плановых изданий.

8. Разработать и уивердить формы техпромфинпланов и инструкции по их составлению с учетом особенностей. 9. разработать и утвердить номенклатуру отечественной продукции. 10. Хоз.договор должен являться осн док-том, определябщим права и обязанности сторон, по поставкам всех видов продукции. 11. Обеспечение наименьших издержек, организовать оптовую торговлю ср-ми пр-ва.

II По усилению эк.стимула предприятий и укрепления хоз.расчета.

1)усилить роль прибыли. 2)Создание различных фондов на предприятии. 3)Расширить освоение новой техники. 4)Невыполнившие план прибыли должны возмещать. 5)Плата за осн.фонды и оборотные ср-ва

6)Рентные платежи в бюджет за счет прибыли. 7)% за пользование банк.кредитом не включаются в себестоимость продукции. 8)Определенный порядок распределения прибыли.

III По усилению материальной заинтересованности работников в улучшении работы предприятия.

1)Централизовать порядок тарифных ставок. 2)Размеры фонда материального поощрения зависят от удельн веса новой продукции в общем объеме пр-ва. 3)улучшение показателей хоз-фин деят-ти поощряется в больших размерах

IV О повышенни роли кредита в развитии промышленности.

1)Госбанк осуществляет дифференц.подход к предприятиям, в зависимоти от выполнения ими основных показателей плана. 2)В целях повышения ответственности, повысить размер пени. 3)госбанк осуществляет контроль за расходованием фондов з/п.

V О совершенствовании оптовых цен на продукцию пром.пр-ва.

1. Оптовые цены должны обеспечивать рентабельность.

2. Спец фонды текущего регулир. Оптовых цен.

Ленин о продналоге.

Политическая обстановка к весне 1921г сложилась так, что немедленные, самые решительные, самые экстренные меры для улучшения положения крес-ва и подъема его производительных сил становится неотложно необходимым.

Итак, в первую очередь немедленные и серьезные меры для поднятия производительных сил крест-ва.

В чем же сущность замены продразверстки продналогом?

Продналог есть одна из форм перехода от военного коммунизма, вынужденного креайней нуждой, разорением и войной к правильному социалистическому продуктообмену. А вот последний есть одна из форм перехода от социализма с особенностями, вызванными преобладанием мелкого крестьянства в населении, к коммунизму.

Своеобразный военный коммунизм состоял в том, что мы фактически брали от кркстьян-ва все излишки и даже иногда часть необходимого для них продовольствия. Брали на покрытие расходов, на армию и на содержание рабочих.

«Военный коммунизм» был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть политикой, отвечающим хозяйственным задачам пролетариата

Правильной политикой пролетариата явл.обмен хлеба на продукты про-ти, необх. Кр-ву. Продналог и есть переход к ней. Нужда и разорение таковы, что восстановить сразу крупное, фабричное, гос., социалистическое производство мы не можем. Необходимо помочь мелкой промышленности, которая не требует больших запасов сырья.

Развитие мелкого хоз-ва есть развитие мелкобуржуазное, есть развитие капиталистическое, раз имеется обмен.

Дать мелкому крестьянину все потребные все потребные ему продукты, в обмен на хлеб и сырье. Мы и начали эту политику.

Заключение. Продналог есть переход от военного коммунизма к правильному социалистическому продуктообмену.

Крайнее разорение, обостренное неурожаем 1920, сделало этот переход неотложным в силу невозможности быстро восстановить крупную промышленность.

Отсюда. В первую голову(это ж надо так написать) улучшить положение крестьян.

Средство. Продналог, развитие оборота земледелия с пром-ю, развитие мелкой пром-ти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: