РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ В РОССИИ




 

 

Общие особенности Этапы
Религиозная философия появляется в России в 11 в. после крещения Руси. Считается, что первым философом был митрополит Илларион, автор проповеди «Слово о законе и Благодати»   Светская философия в России появляется в 18 в.   антропологичность -большое внимание к проблеме человека.   Большое внимание нравственным ценностям   Одна из центральных проблем -место России в историческом процессе. 18 в. - время знакомства с западной философ. Мыслью: М.Ломоносов, А. Радищев, Г. Сковорода  
Первая половина 19 в. П.Я. Чаадаев-первым поставил вопрос о месте России в истории, автор книги «Философические письма» славянофилы (А. Хомяков, п. Киреевский) -идейное течение утверждавшее самобытность России благодаря православию и крестьянской общины) западничество (А. Герцен, М. Бакунин, Кавелин, Чернышевский, Плеханов) — идейное течение утверждавшее неизбежность России по пути западной цивилизации. Евразийцы утверждают, что Россия -особое географическое пространство, синтез славянского и тюркского (туранского) компонентов культуры
Вторая половина 19 в. - Н.Я. Данилевский - «второй, младший» славянофил, создал учение о культурно-исторических типах, автор книги «Россия и Европа» Соловьев В.С. - учение о всеединстве, автор книг «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве» Н. Федоров — создатель русскогокосмизма, автор книги «Философия общего дела» Н.Г. Чернышевский- сторонник антропологического материализма.
Первая четверть 20 в. -русский религиозный ренессанс Н. Бердяев, С. Булгаков и др. Н.А. Бердяев рассматривал свободу как условие творчества, полагал, что техника убивает душу человека. В.И. Вернадский— создатель естественнонаучного направления русского космизма, а также учения о ноосфере.

 

ФИЛОСОФИЯ 20- 21 ВВ

Направления, школы и идеи Философы
Неклассическая философия отвергает разум как принцип устройства мира и человека. Поворот к неклассической философии совершили философы 19 в. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор и Ф. Ницше.
Иррационализм отвергает роль разума в познании мира, противопоставляют ему волю (волюнтаризм), интуицию (интуитивизм), мистическое озарение (мистика) Основоположником европейского иррационализма (в форме волюнтаризма) был А. Шопенгауэр.
Позитивизм — направление 19 в, утверждал, что все знание может быть получено наукой, философия становится ненужной. Основоположник позитивизма О. Конт, открывший закон трех стадий развития общества (религиозный, метафизический и позитивный этапы)
Аналитическая философия— совокупность учений 20 в., рассматривавших философию как способ анализа языка. Выделяют этапы (виды) 1. логический атомизм Б. Рассела и Л. Витгенштейна, 2. неопозитивизм (Венский кружок -М. Шлик, Р. Карнап), 3. критический рационализм К. Поппера, 4. Постпозитивизм. Т. Куна, П. Фейерабенда. Основоположники аналитической философии Б. Рассел и Л. Витгенштейн понимали философию как анализ языка науки, создали для этой цели первый вариант математической логики (исчисление высказываний) Неопозитивисты утверждали, что неверное использование языка порождает псевдопроблемы, в том числе философские.
Фрейдизм— созданЗ. Фрейдом, выделившим в структуре сознания бессознательное (Оно), Я (сознание) и Сверх-Я. Утверждает, что цель влечений человека — получение удовольствия. Учениками З. Фрейда были: Карл Юнг, создавший учение о коллективном бессознательном и архетипах,как его основе. 2. Э. Фроммнаписавшем книгу «Иметь или быть» и «Бегство от свободы»
Экзистенциализм— философия существования. Бытие понимает как не расчлененную целостность субъекта и объекта. Бытие непосредственно дано человеку какэкзистенция. Человек понимается как свобода (Сартр), осознание смысла жизни человеком происходит в состоянии пограничной ситуации, в обыденном состоянии жизнь человека бессмысленна, сам человеке одинок, испытывает страх, тоску и отчаяние. Выходом из такого состояния является бунт (стихийный протест) Термин экзистенцияввел С. Кьеркегор Германия: М. Хайдеггер (»Бытие и время»), К. Ясперс Франция — Ж.П. Сартр («Бытие и ничто»), А. Камю «Бунтующий человек» Россия — Л. Шестов, Н. Бердяев
Герменевтика — искусство и теория пониманияи истолкования текстов и индивидуальности человека. Создательфилософской герменевтики Г. Шлейермахер (19 в.), самым знаменитым герменевтиком 20 века был И. Гадамер
Структурализм — направление в гуманитарном знании и философское направление, которые полагают, что в основе познания должно лежать выделение структуры (совокупность инвариантных отношений). лежащей в основе изучаемого множества объектов Возникает первоначально в лингвистике и литературоведении. Знаменитые структуралисты — француз Леви-Стросс, в России — Ю. Лотман. Постструктурализм -М. Фуко

 

 

УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Категории Взаимосвязанные категории Направления, концепции примечания
Бытие -существование чего либо, предельно общая характеристика мира небытие Метафизика-учение о первоосновах бытия онтология— учение о бытии Первым проблему бытия поставил Парменид в 5 в до н.э.
Субстанция — 1)первооснова мира, 2)нечто, что не нуждается в другом для своего существования. 3) основа единства бытия Атрибут (свойство) Монизм-учение об одной субстанции, лежащей в основе мира Дуализм -учение о двух субстанциях (первоначалах) Р. Декарт Плюрализм— учение о множестве субстанций. Г. Лейбниц  
Материя — объективная реальность, познаваемая человеком. Сознание Материализмутверждает, что основой мира является материя. Идеализм утверждает, что основой мира является дух, сознания. Теизмутверждает, что материя сотворена и потому не является субстанцией. Вопрос о соотношении материи и сознания Ф.Энгельс назвал основным вопросом философии
Движение— изменение вообще, единство изменчивости и устойчивости   Покой -момент всякого движения   Учение о формах движения создал Ф. Энгельс
Пространство— всеобщее свойство материи, которое выражается в протяженности, структурности и сосуществовании объектов. время Субъективный идеализмрассматривает пространство и время как свойства сознания. (И. Кант) Субстанциональная теориярассматривает пространство и время как независимые от движущейся материи (И. Ньютон) Реляционная теория рассматривает их как свойства движущейся материи (А. Эйнштейн) Специальным свойством пространства является трехмерность и изотропность
Время— всеобщее свойство материи, которое выражается в длительности и последовательности изменений. пространство Специальным свойством времени является однонаправленность и одномерность
Развитие- вид движения, процесс поступательного и направленного, качественного изменения объекта. Выделяют виды развития: прогресс и регресс Диалектика — учение развитии метафизика -учение и метод отвергающее развитие Развитое учение о развитии (диалектика) возникает в конце 18 -середине 19 вв. в немецкой классической философии. (Г. Гегель)
Система— целостность взаимосвязанных элементов Элемент, структура— система связей между элементами Синергетика— теория самоорганизации сложных систем.  
Детерминация— взаимосвязь и обусловленность явлений Выделяют след.виды связей: причинная, генетическая, структурная и т.п. Причина, следствие, закон, необходимость, случайность Закон-устойчивая, необходимая,повторяющаяся связь явлений.. Выделяют законы динамические и статистические Детерминизм— учение об обусловленности явлений и процессов. Индетерминизм — учение отвергающее всеобщую обусловленность явлений в мире  

 

 

УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ И ПОЗНАНИИ.

 

Категори Взаимосвязанные категории Направления, концепции примечания
Сознание -свойство высокоорганизованной материи (мозга) познавать, общаться, оценивать мир, людей и самого себя. Так понимает сознание диалектический материализм. Источником сознания для материализма является объективный мир В структуру сознания входят восприятие, мышление, эмоции, воля, мотивация и др.     Бессознательное(учение о нем создал З. Фрейд) Язык— система знаков, с помощью которой можно получать, передавать и хранить информацию. Материальная оболочка мысли (К. Маркс) Учение о языка как бессознательном есть у Лакана Сознание и мышление — идеальны, активны и взаимосвязаны. Вульгарный материализмотождествляет мысль и материю (мозг) Фохт, Бохнер, Молешотт Диалектический материализм рассматривает сознание как результат эволюции такого свойства материи как отражение (раздражимость, инстинкты, чувствительность, психика) Вопрос об отношении материи и сознания называется основным вопросом философии (Ф. Энгельс)
Субъект познания — источник целеполагающей активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Объект познания— то на что направлена познавательная деятельность субъекта.    
Практика— материальная деятельность людей, существует в форме труда, научного эксперимента, бытовой и игровой деятельности. Познание-постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия. Учение о практики разработано в марксистской философии Функции практики: 1) основа познания. 2) критерий истины 3) источник познания
Чувственное познание— познание с помощью органов чувств, существует в форме ощущений(познание отдельных свойств вещи), восприятий (познание целостности вещи) и представлений (способность воспроизводить по памяти образ предмета Рациональное познания Эмпиризмполагает, что основой познания являет опыт человека. Сенсуализм— разновидность эмпиризма, утверждает, что основой познания являются ощущения и восприятия.  
Рациональное познание (мышление) -отражение в понятийной и образной форме свойств и законов мира и человека, Логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение Чувственное познание Интуиция-способность непосредственного постижения истины, без доказательства Рационализм -учение о том, что мышление является основой и источником знания. Иррационализм— учение отвергающее разум как основу познания  
Истина— свойство знания соответствовать действительно Ложь (преднамеренное искажение знания о действительности), заблуждение Практика Убеждение— знание соединенное с верой Гипотеза-недостаточно обоснованное знание Вера -оценка информации как истинной без достаточных оснований Классическая теорияили теория соответствия (Аристотель) прагматизмрассматривает истину как полезность (Ч. Пирс, Дж. Дьюи) конвенциональнаятеория рассматривает истину как результат соглашения (А. Пуанкаре) Диалектико-материалистическая трактовка истины полагает, что истина есть процесс, она неразрывно связана с практикой.
Виды и процедуры познания:   объяснение-выявление сущности явления и подведение его под закон   понимание -установление смысла изначение текста     Дедукция вид рассуждения, предполагающий движение мысли от положений большей общности к положениям меньшей общности. Индукция— вид рассуждения, предполагающий движение мысли от факта к закону, от менее общего суждения к более общему. Анализ - - операция по мысленному или фактическому разложению явления на части Синтез-мыслительная операция по воссозданию целостности исследуемого объекта на основе проведенного анализа. Абстрагирование -мысленная операция по отвлечению от несущественных свойств объекта и выделения существенных обобщение -переход от единичного к общему,    
Наука— вид познания, направленный на получение объективных, систематических, обоснованных знаний о мире. Выделяют эмпирический и теоретический уровень научного знания. Научная картина мира— целостная система представлений о мире, его свойствах и законах, которая создается на основе достижений науки. Естествознание— науки о природе Технические науки изучают конструирование объектов (философия техники -Э. Капп 19 в.) Гуманитарные наукинаправлены на изучение духовной деятельности. Обыденное знание— знание о повседневности, носит несистематический характер, может быть необоснованным. Квазинаучное (псевдонаучное) например, алхимия. Паранаучное, существующее на стыке познанного и непознанного, напр., парапсихология. Уровни научного знания: эмпирический (факты, эмпир. Закономерности) теоретический (гипотезы, законы, теории) идеалы научного познания-совокупность критериев, применяемых к оценке научного знания. Методы научного познания: эмпирические: измерение, наблюдение, эксперимент, моделирование теоретические: формализация, математизация, мысленный эксперимент   Философия наукипоявляется в 20 в. верификационизм создали философы Венского кружка фальсификационизм — создал К. Поппер учение о научных революциях создал Т. Кун в книге «Структура научных революций» Концепция научной революции как смены парадигм илиисследовательских программ разработали Т. Кун и И. Лакатос.  

 

 

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА и ЦЕННОСТЕЙ

 

Ключевые понятия Направления и учения  
Антропосоциогенез-процесс происхождения человека, факторами антропосоциогенеза являются: биологические особенности человека, труд, общение, речь.   Человек- биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившийся из них в процессе антропосоциогенеза.   Личность — динамичная, целостная, относительно устойчивая система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качества человека, свободный и ответственный субъект социального действия. В философии личность понимается как продукт общества и субъект общ. отношений. Свобода воли личности -способность различать и выбирать между добром и злом. Учение связанные с понятием «свобода»: Фатализм-учение о том, что действие человека предопределено заранее провиденционализм -учение о том, что действия человека определяются волей Бога волюнтаризмучение о том, что человек в своих действиях произволен. Смысл жизни— осознание человеком себя как личности и цели своего существования. Учения о смысле жизни: -смысл жизни в спасении души полагает религиозная философия (Тертуллиан, А. Августин, Фома Аквинский) -смысл жизни в служении обществу считали Платон, Гегель, марксисты - смысл жизни доступен человеке в пограничных ситуациях, в остальное время жизнь человека бессмысленна полагают экзистенциалисты (Камю, Сартр) Ценности— социальные определения объектов, которые выявляют их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Ценностями являются добро, прекрасное, истина и др.     Биологизаторский подход к человеку основан на работе Ч. Дарвина «Происхождение человеке и половой отбор», сторонником такого подхода был социал-дарвинизм (Г. Спенсер) Антропоцентризмнаправление в философии, рассматривавшее человека как центр мира, распространенная позиция в эпоху Возрождения Гуманизм— учение о достоинстве и самодостаточности человека. Возникает в эпоху Возрождения, высшей формой гуманизма считается философия И. Канта. Персонализмпризнает личность высшей творческой и духовной реальностью, а весь мир ее проявлением. Аскетизм— учение требующее ограничения потребностей человека. Гедонизм-учение, видящее смысл жизни человека в счастье и удовольствии. Утилитаризм— учение, полагающее, что человек в своих действиях руководствуется выгодой и пользой. Нигилизм— мировоззрение, отвергающее ценности, идеалы общества. Плюрализм— учение о множественности ценностей Индивидуализм— мировоззрение, которое утверждает приоритет целей отдельных личностей над общественными целями. Коллективизм-мировоззрение утверждающее приоритет общественных целей над личными. Экзистенциализмучение о свободе и ответственности человека (М.Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю)  

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

 

Категории Направления и учения
Общество-относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное совместной деятельностью людей. Сфера общества— социальные явления и соответствующие им социальные процессы в материально-производственной, политико-правовой, духовной и социальной жизни. Выделяют следующие сферы общества: экономическую (материальная) возникает по поводу труда, т.е. Целесообразной деятельности человека, направленной на создание мат. И дух. Благ. политическую (возникает по поводу власти),включающая государство, партии и т.п. С оциальную (возникает по поводу неравенства) включает группы, общности, соц. институты., д уховную (возникает по поводу ценностей и знаний) включает мораль, религию, право, искусство, науку, философию и т.п.) Материальное производство— главный фактор общественного развития (марксизм) Способ производства— материальное производство на определенном этапе его развития. Производительные силы: средства производства (орудия труда и инфраструктура), человек, наука. Главной п роизводительной силой является человек. Коренные изменения в характере и воздействии человека на природу называются технической революцией. Гражданское общество— совокупность социальных групп, общностей, организаций, защищающих интересы личности, служащих своеобразным буфером в отношениях между личностью и государством. Степень развития гражданского общества свидетельствует о степени демократичности данного общности. Государство -социальный институт, осуществляющий управление обществом на данной территории, обладающий монополией на легитимное насилие (суверенитет) Культура— социальный опыт человечества, материальные и духовные ценности, созданные человечеством. - формы деятельности людей по воспроизводству и обновлению соц. бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты. Система надбиологических программ чел. жизнедеятельности. Выделяют материальную (вещи) и духовную (идеи) культуру, различие между ними относительно. Термин «культура» введен в эпоху Просвещения (18 в.) И. Гердером. Цивилизация -1. этап развития общества, следующий за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс) 2.наднациональная общность народов и государств, для которой характерны общие культурные особенности и тесные исторические связи. (О. Шпенглер, А. Тойнби) Глобальные проблемы— проблемы, затрагивающие интересы всего человечества и требующие совместных усилий многих государств. (проблема войны и мира, энергетическая, экологическая, продовольственная проблемы, проблема СПИДа и др.) Черты гл. -ускоренное развитие СМИ, техники. Глобализация -процесс интернационализации всех сторон жизни современного мира. Натуралистическое понимание историирассматривает природные факторы в качестве определяющих в обществ. Напр., географический детерминизмаШ. Монтескье, космизм русских философов Н.Федорова и В.Вернадского. Воследний создал учение о ноосфере — рациональном отношении природы и общества, когда человек возьмет на себя ответственность за регулирование природных процессов. Демографический детерминизмТ. Мальтуса Учение о коэволюции —совместное, взаимосогласованное развитие природы и человека. Идеалистическое учение об обществе рассматривает сознание отдельных людей либо духовную сферу общества (религия, мораль, наука и т.п.) как главный фактор строение и развития общества.(Платон, Гегель) Материалистическое понимание истории рассматривает материальное производство как главный фактор существования и развития общества. Это учение создал К. Маркс, он же ввел понятие Общественно-экономической формации-общества на определенном этапе своего развития. В формации выделяют базис (экономические отношения) и надстройку (духовные и политические отношения. Выделил 5 формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую Марксизм полагает, что народные массы являются движущей силой истории. Сциентизм полагает, что общественный прогресс связан с развитием науки. Теория культурно-исторических типовН. Данилевского. Цивилизационный подходк истории предполагает существование множества равноценных по уровню зрелых культур. Современный этап в развитии цивилизациихарактеризуется неравномерностью и нелинейностью соц. изменений. Теория постиндустриального общ6ства создал Д.Белл, О. Тофлер Футурология совокупность представлений о будущем человечества: кризис и закат Европы предвещал О. Шпенглер; о»третьей волне» в развитии цивилизации писал О. Тофлер; об опасностях массового общества писал Ортега-и-Гассет; о столкновении цивилизаций — С. Хантингтон о «конце истории» Ф. Фукуяма

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: