Организатора в учреждениях дополнительного образования
В век высоких технологий, коммуникаций и инноваций кардинально
изменились многие виды человеческой деятельности. Не обошел прогресс и
систему образования.
Активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей.
Принцип один - современным детям – современное образование.
А современные дети, - какие они?
Это дети новой генерации: талантливые, любознательные, хорошо образованные в сфере информационных коммуникаций, это дети с повышенными требованиями к жизни, к образованию, к досуговой деятельности, поэтому и традиционный подход к работе педагога-организатора, при котором педагог являлся монополистом в передаче необходимых знаний и умений, меняется.
На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, наставник, консультант, руководитель проектов, то есть, педагог-организатор с инновационным стилем мышления, способный к самоопределению и саморазвитию.
По характеристике Александра Григорьевича Асмолова «педагоги-организаторы – это мастера конструирования свободной жизни детей, мотиваторы детского развития». Без сомнения, такой педагог положительно влияет на качество воспитания детей и качество их обученности, создает условия для их духовного и творческого развития, то есть использует в своей работе личностно - развивающий и персонифицированный подход.
Сущность организаторской деятельности, функции и должностные обязанности педагога-организатора
В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Ведущими функциями педагога-организатора являются:
1. воспитательная,
2. защитная,
3. организационно-управленческая,
4. методическая,
5. профилактическая.
Следует отметить, что все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях. В соответствии с которыми педагог-организатор:
1. организует внеклассную и внешкольную работу с детьми и подростками в ОУ;
2. содействует образованию детских и молодежных общественных объединений и координирует деятельность детских и молодежных общественных объединений;
3. строит работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма, учитывая интересы и потребности членов детских и молодежных общественных объединений и опираясь на инициативу и самодеятельность детей и учащейся молодежи;
4. создает условия, позволяющие учащимся раскрывать таланты, способности, интересно и содержательно проводить свободное время;
5. изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей и учащейся молодежи, на основе анализа, организует общественно-полезную и досуговую деятельность совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами;
6. создает и развивает сеть кружков, секций, клубов, любительских объединений;
7. организует летний отдых детей и подростков;
8. содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;
9. проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными детьми и подростками;
10. заботится о здоровье и безопасности детей и подростков;
11. совершенствует свой профессиональный и методический уровень.
Педагог - организатор осуществляет в ОУ работ педагогической направленности по:
· гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию учащихся;
· координации деятельности детских и молодежных общественных объединений;
· формированию здорового образа жизни;
· по профилактике противоправного поведения учащихся.
Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.
Не менее важным специфическим направлением в работе педагога-организатора является защита личной ценности и достоинства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Он создает в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживает, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль школьника соответствовала его статусу.
Интеграция воспитательных сил в социуме является также еще одной особенностью деятельности педагога-организатора. Он укрепляет единство усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и других социальных институтов, совершенствует планирование, координирует работу всех воспитательных средств для достижения поставленных воспитательных целей.
Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко, разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами ОУ, а распространяется на микрорайон, место жительства школьников, сферу их ближайшего окружения и отношений. Педагог-организатор работает с учащимися всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и привлекает широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит единомышленников и добровольных помощников, включает в воспитательную работу представителей социального окружения.
Планирование в деятельности педагога-организатора
Педагог-организатор в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с детьми, учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности.
Осуществляя планирование, педагог-организатор должен учитывать следующие общепедагогические требования к планам: научную обоснованность, целесообразность, социальную направленность, актуальность, реальность выполнения, гласность.
Процесс планирования педагога организатора имеет определенную последовательность и состоит из нескольких взаимосвязанных этапов.
Первый этап. Приступая к планированию, педагог-организатор должен уточнить перечень своих обязанностей, которые указаны в приказе директора о приеме его на работу.
Второй этап. Изучение основополагающих, законодательных и нормативных актов РФ по вопросам образования, федерального, регионального и местного законодательства в области молодежной политики, инструктивно-методических писем и методических рекомендаций Минобрнауки, других нормативных документов областных, районных отделов образования, комитетов, советов детских и молодежных общественных объединений и т.д. Особое внимание необходимо уделить ряду Федеральных программ, таких как, например «Патриотическое воспитание молодежи в РФ» и другим.
Изучение основных нормативных документов поможет правильно определить цели, задачи воспитательной деятельности, планируемые результаты (промежуточные и конечные).
Третий этап. Ознакомление с итогами работы за предыдущий учебный год и планом учебно-воспитательной работы (программой развития) ОУ на новый учебный год.
Четвертый этап. Проведение анкетирования, собеседований, деловых, организационно-деятельностных игр с целью диагностики досуговых интересов, увлечений учащихся, а также привлечения их к участию в планировании различных интересных, полезных дел.
Пятый этап. Изучение и использование календаря государственных, народных праздников, знаменательных событий в жизни школы, города (села), области, республики, событий международного значения, а также планов, графиков проведения районных, областных, республиканских конкурсов, смотров, выставок, фестивалей, других массовых мероприятий, что поможет определить формы, сроки участия в социально значимой, общественной деятельности.
Чтобы перспективный годовой план не был слишком громоздким, можно оформить как приложения к нему:
а) перечень массовых мероприятий в виде календарных планов (с учетом сроков), а также указав цели, формы проведения, организаторов, участников и их возраст;
б) перспективные планы учебы избранного актива детских организаций; кружков, клубов, классов;
в) планы проведения мероприятий в период осенних, зимних, весенних каникул.
Результат работы педагога-организатора проявляется в реализованных целях его деятельности и отражает степень эффективности воспитательного процесса. Как правило, указанные результаты выражаются:
— в наличии личностно-ориентированной воспитательной системы в образовательном учреждении;
— в сформированных у школьников потребностях в самовоспитании, самообразовании, самоуправлении;
— в развитости у детей умений делать нравственный выбор, регулировать свое поведение и поступки, анализировать, оценивать и контролировать свои действия;
— в осмыслении учащимися своего личностного достоинства, самоценности, осознании жизни как высшей ценности, оптимистическом мировосприятии, умении ставить цели и достигать их, в развитом стремлении определить смысл своей жизни, сопоставлять ее с духовно-нравственными идеалами;
— в усвоении воспитанниками этических образцов поведения, элементов культуры, овладении социальными ролями, а также в отсутствии правонарушений;
— в адекватном эмоциональном отклике детей на воспитательные воздействия.
Педагогу-организатору необходимо научить детей и подростков самостоятельному выбору видов общественно полезной деятельности, качественному выполнению поручений, умению видеть, кому нужна их помощь, оценивать результаты своего участия в конкретных делах. Поэтому чем больше будет у педагога-организатора помощников, единомышленников среди учащихся, педагогов, родителей, представителей общественных объединений, тем, соответственно, лучше будут результаты воспитательной работы.
Заключение
Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше чем когда-либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного ещё не случалось, поэтому и нам, педагогам, необходимо меняться и развиваться в своей профессии.
Сегодня совершенно другой уровень требований к квалификации педагога-организатора. Отрадно, что большинство педагогов, принимая новые условия, готовы учиться, повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать новым требованиям.
Помимо известной и понятной всем деятельности по организации и проведению массовых и досуговых мероприятий, у педагогов-организаторов появляется трудовая функция "Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых", которая реализуется трудовым действием "планирование, организация и проведение мероприятий для привлечения и сохранения контингента учащихся различного возраста". Плюс к этому в стандарте педагога-организатора прописана трудовая функция "Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности", выполняя которую педагог-организатор (внимание, коллеги) проводит "анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность".
Для нашего Центра одним из приоритетных направлений педагога-организатора является работа по программе социального партнерства со школами города.
Именно здесь возможно применение различных инновационных технологий для реализации актуальных творческих и интеллектуальных задач.
Опыт нашей работы со школами города № 1, 2, 6, 7, 10 и др. подтверждает, что мероприятия для детей и подростков являются важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствуют формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.
Социально-значимая деятельность позволяет педагогу-организатору вывести ребенка на принципиально новый уровень, на новую ступень. Позволяет раскрыть творческий потенциал, заложенный педагогами дополнительного образования. Участвуя в социально-значимых проектах, ребенок находит применение своим способностям, своему таланту.
Педагоги-организаторы осуществляют деятельность по различным направлениям: организуют и проводят творческие и интеллектуальные конкурсы, соревнования, интеллектуальные игры, акции, реализуют множество различных проектов.
В настоящее время в современном учреждении дополнительного образования от педагога-организатора требуется все более высокий уровень профессионализма в работе с детьми, умение организовать общение, выстроить отношения с каждым ребенком таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию.
Внедрение инновационных технологий в деятельность педагогов-организаторов – залог успешного функционирования любого учреждения дополнительного образования сегодня.
Следовательно, имея в виду данные тенденции, мы – педагоги, призваны решать задачу по формированию разносторонне развитой личности путем приобщения ее к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта и последующей его трансформации в опыт индивидуальный. Применять что-то новое в работе всегда интересно. Опыт бывает удачный и не удачный, что-то идет, что-то нет, но как приятно, видеть положительный результат, это стимулирует на поиски новых идей.
И всегда следует помнить, что «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает».
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
2. Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением.
3. Мальцева Э.А. и др. Принципы деятельности детских общественных объединений // Детское движение.
4. Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания.
5. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования.