Сущность организаторской деятельности, функции и должностные обязанности педагога-организатора




Организатора в учреждениях дополнительного образования

 

В век высоких технологий, коммуникаций и инноваций кардинально

изменились многие виды человеческой деятельности. Не обошел прогресс и

систему образования.

Активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей.

Принцип один - современным детям – современное образование.

А современные дети, - какие они?

Это дети новой генерации: талантливые, любознательные, хорошо образованные в сфере информационных коммуникаций, это дети с повышенными требованиями к жизни, к образованию, к досуговой деятельности, поэтому и традиционный подход к работе педагога-организатора, при котором педагог являлся монополистом в передаче необходимых знаний и умений, меняется.

На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, наставник, консультант, руководитель проектов, то есть, педагог-организатор с инновационным стилем мышления, способный к самоопределению и саморазвитию.

По характеристике Александра Григорьевича Асмолова «педагоги-организаторы – это мастера конструирования свободной жизни детей, мотиваторы детского развития». Без сомнения, такой педагог положительно влияет на качество воспитания детей и качество их обученности, создает условия для их духовного и творческого развития, то есть использует в своей работе личностно - развивающий и персонифицированный подход.

 

Сущность организаторской деятельности, функции и должностные обязанности педагога-организатора

В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Ведущими функциями педагога-организатора являются:

1. воспитательная,

2. защитная,

3. организационно-управленческая,

4. методическая,

5. профилактическая.

Следует отметить, что все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях. В соответствии с которыми педагог-организатор:

1. организует внеклассную и внешкольную работу с детьми и подростками в ОУ;

2. содействует образованию детских и молодежных общественных объединений и координирует деятельность детских и молодежных общественных объединений;

3. строит работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма, учитывая интересы и потребности членов детских и молодежных общественных объединений и опираясь на инициативу и самодеятельность детей и учащейся молодежи;

4. создает условия, позволяющие учащимся раскрывать таланты, способности, интересно и содержательно проводить свободное время;

5. изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей и учащейся молодежи, на основе анализа, организует общественно-полезную и досуговую деятельность совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами;

6. создает и развивает сеть кружков, секций, клубов, любительских объединений;

7. организует летний отдых детей и подростков;

8. содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;

9. проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными детьми и подростками;

10. заботится о здоровье и безопасности детей и подростков;

11. совершенствует свой профессиональный и методический уровень.

Педагог - организатор осуществляет в ОУ работ педагогической направленности по:

· гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию учащихся;

· координации деятельности детских и молодежных общественных объединений;

· формированию здорового образа жизни;

· по профилактике противоправного поведения учащихся.

Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.

Не менее важным специфическим направлением в работе педагога-организатора является защита личной ценности и достоинства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Он создает в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживает, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль школьника соответствовала его статусу.

Интеграция воспитательных сил в социуме является также еще одной особенностью деятельности педагога-организатора. Он укрепляет единство усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и других социальных институтов, совершенствует планирование, координирует работу всех воспитательных средств для достижения поставленных воспитательных целей.

Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко, разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами ОУ, а распространяется на микрорайон, место жительства школьников, сферу их ближайшего окружения и отношений. Педагог-организатор работает с учащимися всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и привлекает широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит единомышленников и добровольных помощников, включает в воспитательную работу представителей социального окружения.

Планирование в деятельности педагога-организатора

Педагог-организатор в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с детьми, учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности.

Осуществляя планирование, педагог-организатор должен учитывать следующие общепедагогические требования к планам: научную обоснованность, целесообразность, социальную направленность, актуальность, реальность выполнения, гласность.

Процесс планирования педагога организатора имеет определенную последовательность и состоит из нескольких взаимосвязанных этапов.

Первый этап. Приступая к планированию, педагог-организатор должен уточнить перечень своих обязанностей, которые указаны в приказе директора о приеме его на работу.

Второй этап. Изучение основополагающих, законодательных и нормативных актов РФ по вопросам образования, федерального, регионального и местного законодательства в области молодежной политики, инструктивно-методических писем и методических рекомендаций Минобрнауки, других нормативных документов областных, районных отделов образования, комитетов, советов детских и молодежных общественных объединений и т.д. Особое внимание необходимо уделить ряду Федеральных программ, таких как, например «Патриотическое воспитание молодежи в РФ» и другим.

Изучение основных нормативных документов поможет правильно определить цели, задачи воспитательной деятельности, планируемые результаты (промежуточные и конечные).

Третий этап. Ознакомление с итогами работы за предыдущий учебный год и планом учебно-воспитательной работы (программой развития) ОУ на новый учебный год.

Четвертый этап. Проведение анкетирования, собеседований, деловых, организационно-деятельностных игр с целью диагностики досуговых интересов, увлечений учащихся, а также привлечения их к участию в планировании различных интересных, полезных дел.

Пятый этап. Изучение и использование календаря государственных, народных праздников, знаменательных событий в жизни школы, города (села), области, республики, событий международного значения, а также планов, графиков проведения районных, областных, республиканских конкурсов, смотров, выставок, фестивалей, других массовых мероприятий, что поможет определить формы, сроки участия в социально значимой, общественной деятельности.

Чтобы перспективный годовой план не был слишком громоздким, можно оформить как приложения к нему:

а) перечень массовых мероприятий в виде календарных планов (с учетом сроков), а также указав цели, формы проведения, организаторов, участников и их возраст;

б) перспективные планы учебы избранного актива детских организаций; кружков, клубов, классов;

в) планы проведения мероприятий в период осенних, зимних, весенних каникул.

 

Результат работы педагога-организатора проявляется в реализованных целях его деятельности и отражает степень эффективности воспитательного процесса. Как правило, указанные результаты выражаются:

— в наличии личностно-ориентированной воспитательной системы в образовательном учреждении;

— в сформированных у школьников потребностях в самовоспитании, самообразовании, самоуправлении;

— в развитости у детей умений делать нравственный выбор, регулировать свое поведение и поступки, анализировать, оценивать и контролировать свои действия;

— в осмыслении учащимися своего личностного достоинства, самоценности, осознании жизни как высшей ценности, оптимистическом мировосприятии, умении ставить цели и достигать их, в развитом стремлении определить смысл своей жизни, сопоставлять ее с духовно-нравственными идеалами;

— в усвоении воспитанниками этических образцов поведения, элементов культуры, овладении социальными ролями, а также в отсутствии правонарушений;

— в адекватном эмоциональном отклике детей на воспитательные воздействия.

Педагогу-организатору необходимо научить детей и подростков самостоятельному выбору видов общественно полезной деятельности, качественному выполнению поручений, умению видеть, кому нужна их помощь, оценивать результаты своего участия в конкретных делах. Поэтому чем больше будет у педагога-организатора помощников, единомышленников среди учащихся, педагогов, родителей, представителей общественных объединений, тем, соответственно, лучше будут результаты воспитательной работы.

 

Заключение

Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше чем когда-либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного ещё не случалось, поэтому и нам, педагогам, необходимо меняться и развиваться в своей профессии.

Сегодня совершенно другой уровень требований к квалификации педагога-организатора. Отрадно, что большинство педагогов, принимая новые условия, готовы учиться, повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать новым требованиям.

Помимо известной и понятной всем деятельности по организации и проведению массовых и досуговых мероприятий, у педагогов-организаторов появляется трудовая функция "Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых", которая реализуется трудовым действием "планирование, организация и проведение мероприятий для привлечения и сохранения контингента учащихся различного возраста". Плюс к этому в стандарте педагога-организатора прописана трудовая функция "Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности", выполняя которую педагог-организатор (внимание, коллеги) проводит "анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность".

Для нашего Центра одним из приоритетных направлений педагога-организатора является работа по программе социального партнерства со школами города.

Именно здесь возможно применение различных инновационных технологий для реализации актуальных творческих и интеллектуальных задач.

Опыт нашей работы со школами города № 1, 2, 6, 7, 10 и др. подтверждает, что мероприятия для детей и подростков являются важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствуют формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.

Социально-значимая деятельность позволяет педагогу-организатору вывести ребенка на принципиально новый уровень, на новую ступень. Позволяет раскрыть творческий потенциал, заложенный педагогами дополнительного образования. Участвуя в социально-значимых проектах, ребенок находит применение своим способностям, своему таланту.

Педагоги-организаторы осуществляют деятельность по различным направлениям: организуют и проводят творческие и интеллектуальные конкурсы, соревнования, интеллектуальные игры, акции, реализуют множество различных проектов.

В настоящее время в современном учреждении дополнительного образования от педагога-организатора требуется все более высокий уровень профессионализма в работе с детьми, умение организовать общение, выстроить отношения с каждым ребенком таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию.

Внедрение инновационных технологий в деятельность педагогов-организаторов – залог успешного функционирования любого учреждения дополнительного образования сегодня.

Следовательно, имея в виду данные тенденции, мы – педагоги, призваны решать задачу по формированию разносторонне развитой личности путем приобщения ее к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта и последующей его трансформации в опыт индивидуальный. Применять что-то новое в работе всегда интересно. Опыт бывает удачный и не удачный, что-то идет, что-то нет, но как приятно, видеть положительный результат, это стимулирует на поиски новых идей.

И всегда следует помнить, что «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает».

 

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".

2. Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением.

3. Мальцева Э.А. и др. Принципы деятельности детских общественных объединений // Детское движение.

4. Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания.

5. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: