ГЛАВА 1. Теоретический анализ КАТЕГОРИИ «образа Я» современного подростка




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. Теоретический анализ КАТЕГОРИИ «образа Я» современного подростка................................................................. 6

1.1. Понятие и психолого-педагогическое значение "Образа - Я" в подростковом возрасте............................................................................................................ 6

1.2 Психологические характеристики подросткового возраста................... 9

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ФакторОВ, влияющиХ на формирование образа "Я" в подростковом возрасте........................................ 14

2.1. Условия и факторы, влияющие на формирование самосознание подростка 14

2.2. Самоопределение при формировании идентичности в подростковом возрасте........................................................................................................................ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 32

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................. 35

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы обусловлена тем, что именно в подростковом возрасте идет интенсивный процесс их формирования, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения подростка. В данном возрасте трансформируется взгляд к себе, на субъективную, динамическую позицию изнутри. Подросток перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется в жизни. В подростковом возрасте дети встают на последнюю ступень формирования, помогают им в этом родители, сверстники и окружающая действительность.

Формирование позитивного Я-образа, т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Напротив, формирование негативного Я-образа может привести к деформации личности.

В настоящее время имеется ряд научно-практических исследований, связанных с изучением самосознания и формирования Я-образа у учащихся. Вместе с тем, отдельные аспекты этой проблемы не получили еще достаточно глубокой научной разработки. Высказываемые отдельными исследователями положения нередко носят весьма противоречивый характер и требуют более глубокого осмысления и анализа.

Изучение проблемы становления Я-образа имеет и важное практическое значение для разработки рекомендаций, направленных на организацию успешного воспитательного процесса детей подросткового возраста. Недостаточная определенность используемых форм и методов психолого-педагогического воздействия на личность подростка с учетом условий семейного воспитания вызывает необходимость комплексного и системного изучения проблемы Я-образа на индивидуально-психологическом и психолого-педагогическом уровнях. Все сказанное и определило выбор темы нашего диссертационного исследования.

Объект исследования - процесс формирования «Образа - Я» у современных подростков.

Предмет нашего исследования является «Образ Я» современного подростка.

Гипотеза исследования: предположим, что развитие положительного «образа Я» - процесс концентрирования ценностных представлений подростка о самом себе, своей успешности в различных видах деятельности и своем статусе в общении со сверстниками.

Задачи исследования:

1. изучить понятие и психолого-педагогическое значение "Образа - Я" в подростковом возрасте;

2. исследовать психологические характеристики подросткового возраста;

3. проанализировать условия и факторы, влияющие на формирование самосознание подростка;

4. изучить особенности самоопределения при формировании идентичности в подростковом возрасте.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых раскрывается сущность и содержание понятия образа «Я» подростков (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Современный аспект изучения проблемы развития позитивного «образа Я» подростка обусловлен принципиальными изменениями информационных, интеллектуальных и социальных параметров пространства взросления молодого поколения.

В подростковом возрасте у молодых людей вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развивается желание проникнуть в свой собственный мир. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. У подростка начинает формироваться «Я-концепция», которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения человека.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами были использованы следующие теоретические и эмпирические методы: анализ психолого-педагогической и методологической литературы.

 


ГЛАВА 1. Теоретический анализ КАТЕГОРИИ «образа Я» современного подростка

1.1. Понятие и психолого-педагогическое значение "Образа - Я" в подростковом возрасте

В настоящее время личностно-ориентированный подход находится в центре не только психолого-педагогической науки, но и во главе современного образования в целом. Требования ФГОС акцентируют внимание на формировании развитой личности, которая обладает широким набором социальных компетенций. На наш взгляд, первой базовой ступенькой к личностному становлению, к «готовности и способности к нравственному самосовершенствованию, к формированию адекватной самооценки, пониманию смысла своей жизни, к индивидуальному ответственному поведению» ведет формирование позитивного образа Я [1].

Образ «Я» понимается в психологии как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я» (образ «Я»), который определяет отношение индивида к самому себе и другим людям. Другими словами, образ «Я» включает в себя всю совокупность знаний и представлений индивида о себе, эмоциональное отношение к своей личности, а также те формы поведения, которые обусловлены этими знаниями, представлениями и оценками[2].

К. Юнг рассматривал «самость» как первичный образ, архетип, — комплекс, существующий в коллективном бессознательном. Самость — это архетип целостности, символ полноты человеческого потенциала и единства личности.

И. С. Кон, раскрывая понятие «я» как активно-творческое интегративное начало, позволяющее индивиду не только осознавать себя, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность, отмечает двойственность этого понятия, сознание самого себя заключает в себе двоякое «я»[3]:

1. «я» как субъект мышления, рефлексивное «я» — активное, действующее, субъектное, экзистенциальное «я» или «эго»;

2. «я» как объект восприятия и внутреннего чувства — объектное, рефлективное, феноменальное, категориальное «я» или образ «я», «понятие я», «я-концепция».

Наумова Т.А. отделяет актуальное, «я» от идеализированного «я», с одной стороны, и реального «я» — с другой. Актуальное «я» — всеохватывающее понятие для всего, чем является человек в данное время: для его тела и души, здоровья и невротичности. Актуальное «я» — то, что имеет в виду субъект, когда говорит, что хочет знать себя, то есть хочет знать, каким является. Идеализированное «я» — это то, чем субъект является в своем иррациональном воображении или чем должен быть согласно диктатам невротической гордости[4]. Реальное «я» — это «изначальная» сила, действующая в направлении индивидуального роста и самореализации, с которой субъект может вновь достичь полной идентификации, когда он свободен от невроза. Реальное «я» — это то, на что ссылается субъект, когда говорит, что хочет найти себя. Реальное «я» для невротиков является возможным «я», в противоположность идеализированному «я» — которого достичь невозможно.

Печерский В.Г. разработал культурно-историческую концепцию, в которой изучил особенности подросткового возраста и отметил новообразования данного возраста: развитие рефлексии и на ее основе самосознания, как такой новообразовательной возможности понимания себя, связанной с отсутствием мира собственных переживаний, систематизации познания и упорядочения которых становится возможной только с появлением систематизации в понятиях. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды[5].

Вачков И.В. отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или «Я-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «я», либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я реального» и «Я идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального я» и «социального Я». Ш. Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку[6].

Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще, и юношеского возраста особенно, был американский психолог Эрик Эриксон. Развитие человека по Эриксону, связывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками.

По мнению Рягузовjq Е.В. «образ-Я» - интегративное установочное образование, включающее следующие компоненты: «когнитивный - как образ своих качеств, способностей, возможностей, социальной значимости, внешности и т. д.; аффективный - как отношение к самому себе (самоуважение, себялюбие, самоунижение и т. д.); поведенческий - как реализация на практике мотивов, целей и условий в соответствующих поведенческих актах»[7].

Столиц В.В. отмечает, что понятие «Я-концепция» определяется как системное, интегральное и самоорганизующееся образование психики. Это сложная, переживаемая, многоуровневая, многокомпонентная и динамическая система выражения отношений личности к себе и внешнему миру, природой которой является оценивающая деятельность сознания[8].

Все эти компоненты формируются и развиваются в общении и деятельности. В рамках психологии личности особое значение имеет самосознание как высший уровень развития сознания.

В психологии подростка появляется новая черта - более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

Таким образом, были рассмотрены основные теоретические подходы к проблеме «образа Я» особенности ее проявления в подростковом возрасте. В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: