Тема: Информационная система автосервиса.
Глава. Современные информационные технологии.
Информационная система должна быть разработана на основе современных информационных технологий, что означает:
- использование системы управления базами данных, обеспечивающей надежную работу с большими объемами данных, высокую скорость доступа к данным, безопасность их хранения;
- возможность работы в локальной вычислительной сети с неограниченным количеством рабочих мест, обеспечивающей формирование базы данных в режиме реального времени;
- полную интеграцию вводимых в систему данных, позволяющую осуществлять всесторонний анализ деятельности предприятия;
- возможность ведения в системе многофирменного учета и быстрого наращивания функций разработчиком в соответствии с потребностями предприятия.
Современная информационная система позволяет:
1. - отслеживать не только движение и состояние документов (открыт, формируется, закрыт, проведен), но и события (ожидание, получение материалов на складе, отказ клиента и т.п.);
2. - используя системные справочники работ, нормо-часов, расценок, грамотно и быстро объяснять клиенту, в какую сумму обойдется ремонт;
3. - за счет контроля наличия необходимых материалов и подготовки документов на компьютерах сокращать время и повышать культуру обслуживания клиентов;
4. - создавать базу данных о клиентах и систему их поощрения, учитывать эти поощрения (скидки, подарки и т.п.);
5. - использовать механизм повторных ремонтов, своевременно уведомляя клиента о необходимости такового, создавать запас материалов и запчастей;
6. - контролировать качество оказанной услуги, учитывая повторные обращения клиентов, отслеживать движение дефектных партий деталей и т.д.;
7. - проводить анализ колебаний заездов автомобилей по периодам, загрузки исполнителей, а также работы персонала по нормативам - для анализа фактических трудозатрат;
8. - рационально использовать средства, затрачиваемые на хранение запасных частей, формировать структуру заказа по номенклатуре запасных частей наиболее частого спроса, поддерживать их запасы на оптимальном уровне;
9. - быстро получать оперативные отчеты о деятельности предприятия в режиме реального времени, исключая случаи противоречия в данных, формируемых различными подразделениями;
10. - обеспечивать многомерную обработку данных с помощью специальных аналитических средств;
11. - сокращать трудоемкость и сроки формирования первичных и отчетных документов, заработной платы сотрудникам и реорганизовывать управление предприятием;
12. - обеспечивать надежную систему зашиты данных от утечки и сбоев оборудования;
13. - снижать совокупные затраты при внедрении и сопровождении системы по сравнению с аналогами.
Глава2. Современные ИТ автосервиса.
Сделать подглавы, 2.1. и т.д.
Управленческо-учетное программное обеспечение (ПО) — к этому классу относится бухгалтерское ПО, ПО автоматизации бизнес-процессов, ПО ведения складского учета, ПО учета рабочего времени, ПО подготовки и учета заказ-нарядов и др. Многие из программных продуктов обеспечивают интеграцию с каталогами запасных частей (для автоматической загрузки цен и моделей деталей в бухгалтерско-учетные документы), информационными базами нормо-часов (для автоматизации загрузки номенклатур работ и расчета их стоимости). Для решения этих задач на отечественном рынке представлено большое количество программных продуктов, как автономных, так и являющихся надстройками к универсальным системам, например: продукты на базе платформы 1С, продукты компании «Автодилер», внедренческого центра 1С-Рарус, компании «BVS Logic», компании «VERDI», системы «TurboService», «LogicStar-Avto», «АИС@».
ПО специализированного оборудования — программное обеспечение сканеров, мотор-тестеров, ПО для работы с газоанализаторами и дымомерами, ПО для чип-тюнинга, ПО для измерительных систем кузовного ремонта и т.п. Как правило, такое ПО поставляется вместе с самим оборудованием. Зачастую программное обеспечение этого класса выполняет не только свои основные (диагностические и пр.), но и справочные, обучающие функции.
Основное справочное ПО — информационно-справочные базы данных по диагностике и ремонту, электронные каталоги запчастей, справочники нормо-часов, справочники по геометрическим размерам автомобилей и т.п. Такие базы, как и оборудование, делятся на два больших класса — дилерские (авторизованные, оригинальные, первичные) и неавторизованные (вторичные, неоригинальные, как правило, мультимарочные).
Дилерские базы данных включают в себя информацию по одной или нескольким родственным маркам автомобилей (например, VW-Audi) и подготовлены самим автопроизводителем. Информация в них по отдельной марке наиболее полная и достоверная. Однако официально такие базы распространяются только в рамках дилерской сети соответствующей марки. А это означает, что остальные станции (даже если они специализируются на одной марке) могут приобрести информацию только у пиратов. Наибольшую известность имеют дилерские базы по диагностике и ремонту VW-Audi (ELSA), BMW (BMW TIS, BMWWDS), Ford (FordTIS), Mercedes (MercedesWIS), Opel (OpelTIS), Renault (Dialogys), Volvo (VADIS) и пр., а также каталоги запчастей VW-Audi (ЕТКА), BMW (BMWETK), Mercedes (MercedesEPC).
Неавторизованные (мультимарочные) базы включают информацию сразу по многим маркам автомобилей (разработчики баз стараются охватить «все что ездит»). Мультимарочность базы не исключает того, что в ней содержаться и некоторые дилерские материалы. Наиболее известными продуктами являются базы по диагностике и ремонту BOSCH ESI[tronic], Alldata, Autodata, Mitchell-on-Demand, Atris WM-KAT-Tech-nik, Open@Car, WoitShop, CAPS, ATSG и др. |
Мультимарочные базы могут быть неспециализированными (включают информацию практически обо всем — например, база Autodataсодержит и регулировочные параметры, и нормо-часы и информацию по диагностике электронных систем управления, и электросхемы и многое-многое другое) и специализированными (касаются информации по отдельным системам автомобиля, например В базе CAPS рассматриваются электронные системы управления, а в базах ATSG и MitchellforTransmissions- коробки передач). Естественно, каждая база содержит разное количество информационных разделов. Как правило, мультимарочные базы содержат следующую информацию.
- Technicaldata - различные peгулировочные данные по автомобилям. Вбазахимеютсея тысячи различных параметров, нормативов и т.п. Помнить эти цифры даже по одной обслуживаемой марке невозможно, но невозможно также заниматься ремонтом и/или диагностикой, не имея их под рукой.
- Repairtimes— основные нормы времени на ремонтные и регулировочные операции. Этот раздел может быть «встроен» в базу (Autodata), поставляться как дополнительный модуль или в виде отдельной базы.
- MaintenanceиServiceschedules— сервисные интервалы и описания сервисных операций.
- TSВ (TechnicalServiceBulletins)— технические сервисные бюллетени — руководства и рекомендации от автопроизводителей по устранению конкретных типичных неисправностей и по другим вопросам. Эти руководства содержатся практически во всех дилерских (Ford TIS, Opel TIS, BMW TIS), а также в некоторых мультимарочных базах (например, в MitchellonDemandиAlldata). Также в мультимарочных базах, например в базе AutoData, встречается аналогичный по назначению раздел Troubleshooter(разрешение конкретных неполадок). Зачастую руководства по устранению неисправностей представляются в виде алгоритмов или блок-схем. Сюда же можно отнести весьма полезные таблицы (Faulttables) с анализом диагностических кодов неисправностей {DTC— DiagnosticTroubleCode). Такие разделы есть практически во всех электронных базах (Mitchell, Autodata, ELSA, Opel TIS и пр.) и содержат не только расшифровки кодов неисправностей, но и симптомы их проявления, возможные причины возникновения, перечни проверок для устранения.
- Workshop или Repair— описания устройства, ремонта и диагностики отдельных систем автомобиля — двигателя, КПП, АБС, системы кондиционирования и пр.
- Componentlocations — расположениеэлектронных и механическихкомпонентов в автомобиле, о WiringdiagramsилиCurrentflowdiagrams — электросхемы.
Глава 3. Требования к информационным системам.
Основные требования, предъявляемыми к специализированным информационным системам автосервиса, являются:
· 1) высокое быстродействие (этот критерий важен для работы с большим ассортиментом запасных частей, большим количеством транзакций в системе, и т.д.);
· 2) надежность системы;
· 3) совместимость с системами бухгалтерского учета и каталогами запасных частей;
· 4) масштабируемость, т.е. система должна функционировать как на небольшом предприятии, так и на крупном, имеющем несколько подразделений и разветвлённую вычислительную сеть;
· 5) безопасность (защита от потери информации, некорректных транзакций сотрудников, приводящих к изменению данных или их утрате, различного рода финансовых махинаций и воровства);
· 6) система должна быть нетребовательна к техническим ресурсам;
· 7) удобный пользовательский интерфейс.
Глава 4. Функциональные блоки.
Типовые функциональные блоки, которые должна содержать программа следующие:
· 1. Блок управления ремонтной зоной (запись клиентов на обслуживание, справочники ремонтных работ и услуг, прайс на услуги, калькуляция сервисных воздействий, анализ эффективности работы автосервиса, учет норм времени, и пр.).
· 2. Блок управления складом (формирование электронного заказа поставщику, учёт отклонений в поставках, реализация запчастей, резервация деталей, внутренние перемещения, приёмка и расход, возвраты, инвентаризация, оптимизация складских запасов.).
· 3. Блок кассовых операций (формы оплаты, расчёт стоимости услуг, возврат денег клиенту, оформление счетов, учёт выручки, оформление заказ-нарядов, актов выполненных работ и пр.).
· 4. Блок управленческого учёта (ведение расчётов с клиентами, инвентаризация, учёт запасов, формирование отчётности по всем видам деятельности, учёт задолженностей, сбор статистики, оценка показателей эффективности СТО и т.д.).
· 5. Система контроля прав доступа (ведение журнала транзакций).
· 6. Конструктор отчётов.