Билет 1. Предмет и задачи сурдопедагогики.




Сурдопедагогика – педагогическая наука о развитии, воспитании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха .(1). Предметом дошкольной сурдопедагогики являются процессы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Выделение дошкольной сурдопедагогики в цикле сурдопедагогических дисциплин обусловлено психофизиологическими особенностями детей раннего и дошкольного возраста, необходимостью их учета при организации жизни и создании условий воспитания и обучения, отличающихся от школьных.

(2).Задачи сурдопедагогики:

1.содействие раннему выявлению детей с нарушениями слуха, оказание им своевременной педагогической помощи;

2.выявление закономерностей развития детей раннего и дошкольного возраста с недостатками слуха; 3.изучение влияния снижения слуха на физическое, познавательное, социальное, речевое развитие и на формирование личности;

4. организация помощи родителям по воспитанию детей с нарушениями слуха в семье;

5.разработка теоретических основ развивающей и коррекционной работы: определение задач, принципов, методов воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста; 6.определение содержания воспитания и обучения детей с нарушенным слухом в условиях варьирования форм организации и сроков обучения (детские сады для детей с нарушениями слуха, группы при специальных школах, группы при массовых детских садах и др.);

7.совершенствование методов развивающих и коррекционных направлений в работе, в том числе методов формирования речи, развития слухового восприятия, обучения произношению;

8.поиски новых форм организации педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха;

9.содействие полноценной интеграции детей, имеющих нарушения слуха, в среду слышащих;

10. укрепление преемственных связей дошкольных учреждений со школой, различными общественными организациями.

2билет. Теоретические основы сурдопедагогики и ее связь с другими науками. (1).Теоретические основы (дошкольной) сурдопедагогики.

Глава 1. Роль раннего и дошкольного периодов детства в жизни человека. Ранний и дошкольный периоды детства относятся к возрасту наиболее стремительного развития человека, первоначального формирования физических и психических его качеств, необходимых в течение всей последующей жизни, складывания свойств и особенностей, определяющих его индивидуальное личностное развитие. Особенностью периодов от рождения до поступления в школу является обеспечение уровня общего психического развития ребенка, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях жизни.

Дошкольное детство является первым этапом становления личности, в частности периодом формирования основ личностной культуры, соответствующей общечеловеческим духовным ценностям. Формирование базиса личностной культуры связано с ориентированием в предметном мире, явлениях природы, формированием представлений о явлениях общественной жизни и отношениях между людьми, приобщением к ценностям нравственного и этического порядков. Психологические новообразования, развивающиеся к концу дошкольного возраста, являются фундаментом для формирования учебной деятельности в школьном возрасте.

Понимание закономерностей психического развития слышащего ребенка имеет важное значение для определения содержания коррекционно-развивающей работы и выбора педагогических стратегий воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.

В течение первых 7 лет жизни ребенок проживает три основных периода развития — младенческий, ранний и дошкольный. Каждый из них имеет свое особое значение, так как создаваемые им уникальные условия не повторятся. Полноценное протекание каждого из них создает условия для перехода к последующему периоду.

Периоды и стадии детского развития определяются их содержанием.

Д. Б. Эльконин (1989) предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих показателей:

— социальная ситуация развития или та конкретная форма отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

— основной, или ведущий, тип деятельности в этот период;

— основные психологические новообразования (в каждом периоде они могут существовать от отдельных психических процессов до свойств личности);

— кризис развития — переломный момент, отделяющий один период развития от другого и заключающийся в перестройке системы отношений между ребенком и взрослым.

Период младенчества — первый год жизни ребенка: 1.Наиболее высокий темп развития: т.е. в этот период интенсивно развиваются сенсорные системы: зрение, слух, тактильная чувствительность. 2.Формирование элементарных форм будущих ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые движения.

3.Первое организованное и целенаправленное действие младенца — это акт хватания. На основе схватывания и удержания предметов развивается манипулятивная деятельность. Манипуляции ребенка с предметом постепенно приобретают характер предметных действий.

Социальная ситуация младенческого возраста:1.неразрывное единство ребенка и взрослого.

2.Формирование у ребенка первой потребности,— потребность в другом человеке. Социальная ситуация общей жизни ребенка и матери приводит к формированию основного типа деятельности ребенка на первом году — непосредственно-эмоциональному общению со взрослыми, которое имеет огромное значение для дальнейшего психического развития малыша.

3.В течение 1 года жизни ребенок овладевает:1. прямостоянием, а к концу — и ходьбой, что служит важнейшим новообразованием младенческого возраста. В акте ходьбы ценно не только то, что ребенок начинает познавать пространство вокруг себя, но и то, что он отделяется от взрослого.

2. К формированию нового типа дея-ти — предметной, приводит помощь взрослого, совместные действия с ним, направленные прежде всего на предмет и познание его свойств и на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами.

Общение со взрослым стимулирует формирование предпосылок к овладению речью: более активное гуление и лепет, появление первых слов, которые первоначально ситуативны и многозначны, лишены постоянных значений, тесно связаны с указательными жестами. Начальное понимание обращенной речи, подражание речи взрослых, возникновение самостоятельных слов вплетается в предметную ситуацию. Появление автономной ситуативной речи, понятной лишь матери и узкому кругу близких, — одно из новообразований младенческого возраста.

В младенческом возрасте формируется чувство доверия к окружающим взрослым, складываются предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка.

Ранний возраст — от года до трех лет. Это период активного познавательного, социального и эмоционального развития ребенка.

Социальная ситуация раннего возраста опосредована предметным миром и складывается следующим образом: ребенок — предмет — взрослый.

На 2 году жизни происходит активное формирование предметных действий, основанных на усвоении функций предметов, исторически закрепленных в опыте человека.

Ведущей дея-ть этого возраста- орудийно-предметная деятельность, направленная на овладение общественно выработанными способами действий с предметами, которые ребенок может освоить через совместные со взрослым манипуляции. Способами сопоставления предметов с применением внешних приемов (накладывания, примеривания и др.) ребенок вначале овладевает с помощью взрослых.

Внешние приемы являются основой формирования восприятия, когда свойства начинают выступать в качестве постоянных признаков предмета, а с ними связаны способы выполнения практических действий. Становление предметного действия происходит путем перехода действия совместного в разделенное, а затем и в самостоятельное.

Развитие восприятия обусловливает интенсивное накопление представлений, которые в последующем становятся основой образных форм познания.

Ранний возраст — период формирования основных компонентов мышления. Ребенок обретает возможность осуществлять решение практических задач, учитывая свойства предметов и возможности воздействия одного предмета на другой.

В начале второго года жизни малыш усваивает орудийные действия: овладевает простейшими орудиями — ложкой, совочком и др., что требует установления связей между объектом и орудием, благодаря которой происходит достижение цели действия. Внешние пробы постепенно сменяются решением задач во внутреннем плане, на основе оперирования образами, что стимулирует развитие наглядно-образного мышления.

Развитие всех психических процессов в раннем возрасте тесно связано с формированием речи. Малыш от ситуативного употребления слова переходит к овладению значением на уровне предметной отнесенности. Многократно употребляя слово в разных ситуациях, ребенок овладевает его обобщенным значением. Первоначально ребенок овладевает речью в большей степени в плане ее понимания, а затем — активного пользования. Резкий скачок в развитии словаря происходит на втором году жизни в результате практического овладения языком в совместной деятельности со взрослым.

Овладение синтаксическим строем языка -развитие и ориентирование ребенка в фонематической системе, практическое постижение грамматической структуры языка.

В начале раннего возраста ребенок слит с ситуацией и со взрослыми. К концу этого периода возникает тенденция к самостоятельной деятельности, связанной с осознанием собственных желаний, не всегда совпадающих с требованиями взрослых, возрастанием возможностей выполнять разнообразные действия без помощи взрослых.

Основное новообразование этого периода — возникновение зачатков самосознания, появление у ребенка своего «Я», следствием чего становится распад прежней социальной ситуации.(кризис 3 лет).

Кризис трех лет связан сломкой взаимоотношений, существовавших до сих пор между ребенком и взрослым. Основное проявление кризиса — требование самостоятельности, противопоставление своих желаний и требований желаниям и требованиям взрослых.

Дошкольный возраст связан прежде всего с установлением ребенком отношений с миром взрослых. Социальная ситуация развития заключается в том, что ребенок выходит за пределы семьи и вступает в отношения с миром взрослых людей. Этот мир, в котором ребенок хочет занять свое место среди взрослых и с которыми он хочет взаимодействовать, может существовать в идеальной форме.

Деятельностью, в которой возможно смоделировать желаемые ребенком отношения со взрослыми-это сюжетно-ролевая игра.

Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, так как благодаря переносу значений у ребенка возникает возможность отвлечься от операциональной деятельности и воспроизвести смысловую ее сторону, систему отношений. Она дает возможности ориентации во внешнем, зримом мире больше, чем любая другая деятельность. Игра сензитивна к сфере человеческих отношений, в ней воссоздаются нормы и способы взаимоотношений между людьми. Будучи важным средством овладения символизацией мышления, игра в то же время является «школой произвольного поведения». Эти два важных аспекта психического развития ребенка формируются благодаря и другим видам деятельности, к которым относятся изобразительная и конструктивная, элементарный труд.

В продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, ручной труд) происходит моделирование окружающей действительности, абстрагирование тех свойств, которые могут быть вычленены с помощью используемого материала.

Активное усвоение ребенком способов практической и познавательной деятельности.

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесному мышлению

Изменение характера ориентировочно-исследовательской деятельности,

замене более простых способов ориентирования — проб — более целенаправленной зрительной, а затем и мысленной ориентировкой.

В развитии мышления: овладение способами наглядного моделирования различных явлений, в которых воспроизводятся их существенные связи и отношения. Наглядные модели являются важным средством формирования умственных способностей ребенка

В основе ориентации ребенка лежат обобщенные представления, условием сохранения которых является память.

Дошкольный период — один из важных периодов развития личности. В этом возрасте формируется: 1.соподчинение мотивов, 2.обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными.

3.усвоение первичных этических норм и правил, идеалов и норм общественной жизни.

4.Стремление управлять своим поведением и поступками

5.К концу дошк. возр. возникают элементы самооценки и самосознания;

6.Осознание своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми.

7.Повышение критического отношения к своим возможностям,

8.Понимание ребенком что он не все может.

9.Стремление осознать свои личностные качества.

(2).Связь сурдопедагогики с другими науками.

Сурдопедагогика связана с медико-педагогическими дисциплинами: физиологией, оториноларингологией, сурдологией, аудиологией, невропатологией, психопатологией.

Дошкольная сурдопедагогика связана с общей, дошкольной и специальной психологией, сурдопсихологией. Тесно взаимодействует со смежными педагогическими дисциплинами – общей и дошкольной педагогикой, школьной сурдопедагогикой. В дошкольной сурдопедагогике учитываются достижения логопедии, олигофренопедагогики, тифлопедагогики.

Дошкольная сурдопедагогика тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Знание закономерностей усвоения норм речи ребенком имеет важное значение при прогнозировании путей речевого развития плохослышащих детей.

Психолингвистический подход дает возможность определения механизмов речевого нарушения при снижении слуха, уточнения его структуры. Понимание закономерностей строения языка как системы позволяет учесть различные типы языковых связей в процессе обучения, сформировать их в процессе речевого общения детей с нарушениями слуха.

Билет 3.Методы сурдопедагогики. В дошкольной сурдопедагогики используется значительный спектр методов: наблюдения, педагогический эксперимент, изучение педагогического опыта, анализ документации, изучение литературных источников и др. каждый из указанных методов обретает действенность лишь в сочетании с другими, так как их использование носит специфический характер и комплексный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: