Вопрос 11. Бюджетное регулирование в РФ




Для понимания сущности бюджетного регулирования необходимо раскрыть значение такой категории, как «межбюджетные отношения».

МБО (ст. 6 БК РФ) - это отношения между органами государственной власти РФ, субъектами РФ, органами местного самоуправления, по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Одна из основных проблем межбюджетных отношений связана с так называемым вертикальным и горизонтальным выравниванием.

Вертикальное выравнивание – это устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и поступлениями, закрепленными за данным бюджетным уровнем. Этим должно заниматься федеральное правительство, располагающее соответствующими правами экономического регулирования и необходимыми объемами налоговых поступлений.

Горизонтальное выравнивание - означает пропорциональное распределение налогов между субъектами РФ для устранения или снижения неравенства в налоговых возможностях территорий.

При этом, как показывает практика, должный эффект может дать только разумное сочетание вертикального и горизонтального выравнивания.

Но горизонтальное выравнивание значительно сложнее, чем вертикальное ввиду огромных различий в экономическом положении и бюджетных возможностях территорий, региональных и местных властей. И особенно сложным оно стало в условиях экономического спада, сужения налогооблагаемой базы, когда наметилась тенденция централизации доходов в федеральном бюджете.

Принципы МБО:

Ø Закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы.

Ø Разграничение доходов по уровням бюджетной системы.

Ø Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

Ø Равенство всех бюджетов субъектов РФ во взаимодействии с федеральным бюджетом и местных бюджетов во взаимодействии с бюджетами субъектов РФ.

Главное направление реализации политики бюджетного федерализма (разграничение полномочий между уровнями власти) и рычаг управления межбюджетными отношениями - регулирование денежных ресурсов между бюджетами РФ.

Бюджетное регулирование – это процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социально-экономического развития территориальных образований путем распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из бюджета одного уровня в бюджет другого, при недостатке доходного потенциала на соответствующих территориях.

Методы бюджетного регулирования:

· разграничение бюджетов по уровням;

· установление процентных отчислений от регулирующих налогов (налоги, которые одновременно поступают в бюджеты разных уровней в определенной пропорции, которая определяется либо НК РФ, либо законом о соответствующем бюджете);

· финансовая помощь – как на безвозвратной основе (дотации, субвенции, субсидии), так и на возвратной основе (бюджетные кредиты и бюджетные ссуды).

Формы финансовой помощи из федерального бюджета субъектам РФ (ст. 129 БК РФ):

1) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Они образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ;

2) субвенции бюджетам субъектов РФ - межбюджетные трансферты, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления определенных целевых расходов (если нецелевое использование средств – возвратная основа). Совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций. Таким образом, основное отличие дотацииот субвенции заключается в том, что субвенция носит целевой характер, дотация же может быть использована по усмотрению того бюджета, которому она предоставлена (т. е. предоставленные деньги не носят целевого характер);

3) субсидии бюджетам субъектов РФ - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, на условиях долевого финансирования целевых расходов. Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов. Субсидию объединяет с субвенцией то, что оба вида предоставления денежных средств носят целевой характер, а также то, что они осуществляются на безвозвратной и безвозмездной основе (если нецелевое использование средств – возвратная основа). Однако субсидия выражает долевое участие вышестоящего бюджета в финансировании того или иного мероприятия или бюджетной программы нижестоящего звена бюджетной системы, т. е. в данном случае часть расходов будет покрываться вышестоящим бюджетом, а часть – нижестоящим. Также субсидия может предоставляться нижестоящим бюджетом вышестоящему;

4) иные межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ) бюджетам субъектов РФ.

Кроме того, финансовая помощь другому бюджету может оказываться в форме кредитования.

Бюджетный кредит (ст. 6 БК РФ) – денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, ЮЛ (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному ЮЛ на возвратной и возмездной основах.

Условие предоставления:

ü может быть предоставлен только субъекту РФ, муниципальному образованию или ЮЛ, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом, а для ЮЛ - также по обязательным платежам в бюджетную систему РФ;

ü может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита;

ü носит целевой характер.

Бюджетная реформа в РФ

1. Бюджетирование, ориентированное на результат:

· Наличие у каждого ведомства системы целей, задач и результатов деятельности, обеспечивающих реализацию приоритетов и целей государственной политики.

· Обеспечение самостоятельности, мотивации и ответственности ведомств, их структурных подразделений и учреждений при планировании и достижении результатов использования бюджетных ассигнований в рамках установленных финансовых ограничений.

· Использование конкурентных принципов распределения бюджетных средств, в том числе с учетом достигнутых и планируемых результатов использования бюджетных ассигнований.

· Наличие и применение методов оценки результатов использования бюджетных средств ведомствами и учреждениями в отчетном и плановом периоде.

· Наличие и применение формализованных методов оценки полной стоимости расходных обязательств.

2. Эффективная и справедливая система межбюджетных отношений:

· Законодательно закрепленные, основанные на единых принципах, стабильные, прозрачные и предсказуемые финансовые взаимоотношения между публично-правовыми образованиями.

· Сбалансированное и взаимоувязанное разграничение расходных обязательств и доходов публично-правовых образований.

· Возможность и заинтересованность для региональных и местных властей самостоятельно формировать свои бюджетные расходы и доходы, исходя из интересов и предпочтений региональных (местных) сообществ.

· Объективная, формализованная и прозрачная система предоставления финансовой помощи публично-правовым образованиям.

· Наличие стимулов для повышения эффективности управления региональными и местными финансами и санкций, при необходимости обеспечивающих соблюдение финансовой дисциплины и законодательно установленных требований.

3.Среднесрочное финансовое планирование:

· Составление и утверждение бюджета в соответствии и в рамках бюджетных проектировок на средне- и долгосрочную перспективу.

· Наличие и соблюдение формализованных правил и процедур ежегодного обновления (корректировки) и продления среднесрочных бюджетных проектировок.

· Наличие и применение формализованных методов расчета (корректировки) бюджетных расходов, предопределяемых действующей политикой, в том числе социальных трансфертов населению и бюджетных программ (действующих расходных обязательств разных видов).

· Наличие и соблюдение правил и процедур определения ресурсов для принятия новых обязательств в рамках принятых бюджетных проектировок и ограничений.

· Установление для субъектов бюджетного планирования «потолков» (лимитов) бюджетных ассигнований на среднесрочный период.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: