Культура Римской империи в 1 веке нашей эры




Введение

Я решил написать о культуре ранней Римской империи, поскольку она оказала огромное влияние на возникшую уже после падения Рима европейскую цивилизацию, к которой относится и Россия. Культура как понятие может иметь множество определений, в данном случае я пишу о культуре как о созданной сообществом людей (римлянами) искусственной среде, основными элементами которой являются постройки, уникальные социальные центры, различные виды искусства, особенности быта и поведения. Затронутая тема очень обширна для заданного формата, поэтому я вынужден остановиться в основном на предметах материальной культуры и на культурном творчестве римлян.

Культура Римской империи в 1 веке нашей эры

Возникновение Римской империи в 27 году до н.э. отмечено наивысшим расцветом античной культуры. Новая форма государственной власти стремилась к созданию величественных зданий и построек, соответствующих статусу Рима как мировой державы. В качестве строительного материала впервые начал применяться бетон. Появились новые типы зданий и сооружений – триумфальные арки и колонны, воздвигаемые в честь побед империи.

Например, в 82 году н.э. была построена сохранившаяся до наших дней Триумфальная арка Тита. Её воздвигли из мрамора по указанию императора Домициана в память о взятии Иерусалима в 70 году н.э. На барельефе внутри пролёта изображены картины шествия с взятыми трофеями, среди которых иудейский ритуальный семисвечник менора.

Строятся базилики (греч. βασιλική — «дом базилевса, царский дом») – прямоугольные строения, изначально выполняющие роль общественных зданий, где проводятся судебные процессы и заключаются торговые сделки.

Достигают совершенства инженерные знания, применяемые при строительстве дорог, акведуков, канализации.

Например, в 52 году завершено строительство 87-километрового акведука Анио Новус, снабжавшего Рим водой. Примечательно, что поскольку вода, поступающая из реки Аниене, была мутной, римские инженеры создали специальные очистительные резервуары, решающие эту проблему. Почти 14 км этого акведука проходили под землёй, высота арок достигала 32 метров.

Также стоит отметить акведук Клавдия (Аква Клавдия), самый большой в Риме, интересный тем, что удалось значительно сократить его протяжённость сравнительно с древними аналогами за счёт использования системы тоннелей и мостов. Лишь последние 13 км Аква Клавдия были надземными, большая его часть пролегала под землёй.

Наиболее впечатляющим творением римской архитектуры 1 века является Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) – гигантский амфитеатр вместимостью более 50 000 человек, представляющий собой овальную чашу 188 на 156 метров, окружённую 50-метровой стеной с четырьмя ярусами арок. Всего за восемь лет (72-80 годы н.э.) римляне воздвигли строение, ставшее одним из самых узнаваемых в мире архитектурных памятников. Инженерам удалось значительно облегчить конструкцию за счёт использования бетона и терракотовых кирпичей. В Колизее проходили римские праздники, бои гладиаторов, морские сражения и представления. В наше время на арене Колизея поставлен деревянный крест в память о погибших там во времена гонений мучениках-христианах.

Значительным событием, оказавшим влияние на ход культурного развития Рима, является создание так называемого Алтаря Мира (Ara Pacis Augustae) на Марсовом поле, освящение которого 30 января 9 года до н.э. считается началом «римского мира» (Pax Romana). Стены алтаря высечены из каррарского мрамора и украшены высокохудожественными барельефами с изображением двойных меандров, вьющихся растений, мифологических сюжетов и фигур представителей первой правящей династии Юлиев-Клавдиев – императора Августа и членов его семьи, будущего римского императора пасынка Августа Тиберия и др. Стилистически строение выполнено в канонах классицизма, являясь подражанием классическим древнегреческим произведениям. Внутреннее пространство занимает престол. Алтарь Мира – характерный образец монументального искусства Римской империи, целью которого являлось возвеличивание римской цивилизации.

Богатейшим собранием культурных достопримечательностей являлся римский Форум – площадь вместе с прилегающими зданиями в центре Рима, бывшая центром общественной жизни империи. Из строений начала правления Августа и 1 века, к сожалению, кроме вышеупомянутой Арки Тита к нашему времени сохранились в лучшем случае руины, хотя в этот временной период Форум был застроен большим количеством памятников и храмов - храм Цезаря (42-29 годы до н.э.), храм Веспасиана и Тита (87 год), Арка Тиберия, Золотой мильный камень (Milliarium Aureum) и др.

Вместе с развитием архитектуры в Древнем Риме развивалось искусство стенописи. В первом доимперском периоде римская настенная живопись была представлена преимущественно инкрустационным стилем, эллинистическим по происхождению и лаконичным по форме, когда стены имитировались под облицовку мрамором. В дальнейшем украшение стен становилось более содержательным, появлялись изображения различных сцен, поверхности расписывались фигурами крыльев, побегами растений, орнаментами и др. Характерно стремление к воспроизводству природных мотивов, пейзажей, расширяющих внутреннее пространство. Извержение вулкана Везувий в 79 году, похоронившее под слоем пепла римские города Помпеи и Геркуланум, позволило сохраниться в неприкосновенности множеству образцов римской настенной живописи. Этот вид художественного искусства был широко распространён на всей территории Римской Империи.

Чаще всего живописные работы выполнялись в смешанной технике фрески (живопись по сырой штукатурке), темперы (водоразбавляемые краски) или энкаустики (использование расплавленных красок).

Образцы станковой живописи, существовавшей в Римской империи, к сожалению, до наших дней не сохранились, кроме отдельных изображений, включённых в настенные росписи Помпей и Геркуланума.

В целом древнеримская живопись служила утилитарным целям организации внутреннего пространства. Изобразительному искусству был чужд художественный вымысел, оно основывалось в основном на мифологических мотивах. Тематика восходила преимущественно к греческим образцам.

Большое представление о культуре Римской империи дают скульптурные портреты, создаваемые для увековечивания памяти известных людей. Одним из наиболее известных образцов является скульптура императора Октавиана Августа (Август из Прима-Порте), созданная в 1 веке. Принцепс изображён в панцире с чеканными фигурами и с жезлом в момент произнесения речи перед своими сторонниками на Форуме 10 ноября 44 года до н.э. Август атлетически сложен, его правая рука поднята в жесте, обращённом к легионам. Нахмуренное лицо, резко выступающие скулы и сжатые губы выражают напряжение воли. Жест правой руки властен и лаконичен. Поза с упором на правую ногу напоминает работы древнегреческого скульптура Поликтета (5 век до н.э). У ног двухметрового императора элемент, выполняющий функцию дополнительной подпорки - маленький Амур, сидящий на дельфине. Властитель Римской империи предстаёт перед своими поданными в облике уверенного в себе и сильного мужчины, человека достойного своей высокой социальной роли, символизирующего собой мощь государства.

В стилистике скульптурных портретов в 1 веке доминирует римский классицизм, характеризуемый простотой, строгостью и чёткостью форм, сочетаемый со стремлением к точности. Параметры тела и черты лица порой подвергаются идеализации, но вместе с тем развивается и реалистическое направление. Скульпторы с большим умением отображают индивидуальные черты человека, стремятся придать работам наивысшее сходство с живыми оригиналами.

Например, бюст императора Веспасиана (3 четверть 1 века) подчёркивает его грубый, но решительный характер, без прикрас передаёт характерные особенности его внешности – скошенный назад лоб, морщины и т.д.

Воцарение династии Флавиев (69-96), стабилизировавшей ситуацию в государстве, привело к новому взлёту римской культуры, в том числе и в области скульптурного портрета. В арсенале мастеров появились динамические композиционные и пространственные приёмы, художественно обогатившие данный вид искусства. Этот период характеризует тонкая передача фактуры при сохранении традиционной чёткости построения.

Римский скульптурный портрет эпохи империи является общепризнанным высочайшим достижением римского искусства.

Интересно развитие музыкального искусства, как части культуры Римской империи. К сожалению, нотных записей древнеримской музыки не сохранилось. Из косвенных свидетельств, относящихся к литературным суждениям и живописи, известно, что музыкальная культура играла огромную роль в жизни жителей Рима. Пользовались большой популярностью струнные инструменты: кифары, арфы. Зрелища, включая гладиаторские бои и казни, проходили, как правило, под звуки духовых инструментов – труб, рогов. В цирках и театрах также выступали хоровые коллективы. Широко использовалось пение под музыку в римской драме. После завоевания Египта (30 год до н.э) у состоятельных римлян вошли в моду водяные органы – гидравлосы.

Характерным было всеобщее увлечение музыкой. Император Нерон (37-68 годы) лично участвовал во всех музыкальных конкурсах в качестве кифареда. В богатых семьях детей в обязательном порядке обучали пению и игре на кифаре. Знаменитые певцы являлись всеобщими любимцами, были окружены почётом, им покровительствовали императоры.

Музыка сопровождала религиозные обряды римлян, в том числе вакханалии – празднества в честь бога виноделия Вакха.

Музыка в Древнем Риме была тесно связана с поэзией, которая получила особенное развитие в имперский период. Изначально произведения римской поэзии носили подражательный характер, авторами были в основном греки, а произведения являлись переводами с греческого. Постепенно латинская поэтическая речь совершенствовалась, поднявшись в 1 веке на высокую ступень развития.

Время правления первого римского императора Августа называют золотым веком римской поэзии. Величайшие представители – Вергилий (70 год до н.э – 1 год до н.э), создавший лирические «Буколики», земледельческую поэму «Георгики», патриотический недописанный эпос «Энеида» и ряд мелких произведений, и Гораций (65 год до н.э – 8 год н.э.), создавший множество од, гимнов и лирических произведений.

Известно не менее пятнадцати значительных римских поэтов 1 века, в том числе Овидий Назон (43 год до н.э – 17 или 18 год н.э) – создатель «Метаморфоз», Марк Валерий Марциал (не ранее марта 38, не позднее марта 41 – 104) - автор более полутора тысяч эпиграмм, Марк Анней Лукан (39-65) и др.

Единственными дошедшими до нас целиком римскими трагедиями являются десять трагедий Луция Аннея Сенеки (4 до н. э.— 65). Девять из них посвящены мифологическим сюжетам и только одна написана в жанре сатуры (лат. satura в римской кухне — фруктовая смесь, ассорти) или говоря по современному сатиры, об императоре Клавдии, отравленном в 54 году.

В жанровом отношении римская поэзия была разнообразна. Пользовались большой популярностью произведения на любовные темы, что является характерной чертой именно имперского Рима, изменившего суровым гражданским республиканским идеалам. В то же время создавались грандиозные дидактические и эпические произведения, прославляющие императорскую власть и обосновывающие идеи принципата. Имел распространение и народный жанр басни, обличающей пороки и несправедливости власти. Некоторые поэты подвергались политическим преследованиям за свои произведения.

Хотя в 1 веке в Римской империи господствовала поэзия, создавалось и большое число прозаических произведений. Здесь следует, прежде всего, отметить сочинения эпистолярного жанра, являющиеся ценным источником информации о римской культуре. Письма не просто отсылались своим адресатам, но и в некоторых случаях издавались в сборниках публично.

Например, примерно между 97 и 109 годами римский адвокат и общественный деятель Плиний Младший (полное имя Гай Плиний Цецилий Секунд, предположительно 61—113) опубликовал девять томов своих писем к разным людям, среди которых его друзья историк Публий Корнелий Тацит (середина 50-х — ок. 120 года) и император Траян (53-117). Письма Плиния Младшего открывают детали древнеримского быта, затрагивают религиозные, политические вопросы, описывают различные природные явления, в том числе извержение вулкана Везувий в 79 году, когда погибли города Помпеи и Геркуланум.

Хотя в 1 веке римская историография находилась в упадке, создавались и крупные исторические произведения. Здесь нужно упомянуть вышеупомянутого Тацита, ныне считающегося одним из самых известных античных писателей. В 98 году он написал книгу «Германия» (лат. De origine et situ Germanorum, «О происхождении и местоположении германцев») – этнографическое описание германских племён, являющееся на сегодняшний день практически единственным письменным источником информации о древних германцах.

Театр в Древнем Риме не имел сакральных функций, характерных для древнегреческого искусства. У его истоков стояли люди низшего сословия, а одним из источников являлись народные песни. Популярными были комедии – весёлые тогаты, персонажами которых являлись римляне простого звания, и паллиаты, основанные на наследии эллинских драматургов, фарсы, народные комедии масок, восходящие к древним этрусским играм в честь древнеиталийского бога Сатурна. Вместе с тем уровень мастерства актёров был высок. Они пользовались большой любовью и уважением публики. Комедии пользовались популярностью в народе видимо потому, что они были ближе к жизни и понятнее простым людям. В 1 веке доминирующим жанром стал мим – комедийный античный жанр, происходящий от народных площадных представлений, превратившийся во времена империи в сложную пьесу с занимательным и запутанным сюжетом, темами которому обычно служили приключения разбойников, супружеские измены и судебные разбирательства.

Повседневная культура быта римлян значительно различалась в зависимости от их социальной принадлежности. Во времена империи пропасть между богатыми и бедными увеличилась особенно сильно.

Богатые римляне жили в больших особняках, украшенных фресками и статуями, где проходили пиры, во время которых выступали акробаты и флейтисты, читали стихи поэты, проходили философские беседы. Кухня богатых граждан отличалась большим разнообразием и изысканностью, рыба могла привозиться с Чёрного моря и из Сицилии, в загородных поместьях выращивались свиньи, птицы, козы, устрицы, улитки и т.д.

Знаком принадлежности к свободным римским гражданам была тога - кусок белой шерстяной ткани эллипсовидной формы, драпировавшийся вокруг тела, которую было запрещено носить рабам и иностранцам. Сенаторы и всадники (представители привилегированных сословий) носили особые туники с вертикальными пурпурными полосами, а простые земледельцы, ремесленники и рабы надевали туники тёмного цвета.

Римская беднота жила в многоэтажных многоквартирных инсулах (лат. Insula), в которых отсутствовала канализация, не было отопления и освещения. Эти здания не имели украшений, и наружные стены обычно даже не были оштукатурены.

«Для бедных — презрение жизни в духе стоиков не являлось особенной заслугой. Их темные комнатки были так низки, что нельзя было войти в них, не согнувшись. Их очаг был часто холоден, вся обстановка их состояла из кувшина с отломанной ручкой, матраса, клопа, кучки соломы и пустой кровати; их единственной защитой от холода была короткая тога, служившая им и днем и ночью; их пищей было кислое, как уксус, вино и черный хлеб», - писал Мартиал[1].

Общим культурным времяпрепровождением для всех граждан являлись зрелища, к которым все римляне проявляли большой интерес. Как правило, общественные празднования приурочивались к определённой дате или событию, среди которых выделялись традиционные религиозные праздники, игры, а также победы римского оружия, приход к власти нового императора и т.д. Устраивались гонки на колесницах, массовые театральные представления, состязания, травля животных, бои гладиаторов и торжественные шествия, триумфы полководцев, сольные пантонимы на мифологические сюжеты под пение хора и музыкальный аккомпанемент.

Популярными местами являлись общественные сады, где римляне занимались физическими упражнениями, такими как метание копья, борьба, бег. Кроме того, важным для римлян местом были термы (бани), которые служили не только средством поддержания гигиены, но и невероятно популярным публичным культурным местом, где одновременно могли находиться сотни людей.

Термы представляли собой множество помещений, украшенных произведениями искусства. Например, у Терм Агриппы (первые римские термы, завещанные в бесплатное пользование народу в 19 году до н.э. зятем императора Октавиана Марком Випсанием Агриппой) снаружи стояла фигура атлета, выполненная великим древнегреческим скульптором Лисиппом. А построенные в 80-м году императором Титом Термы Тита расписал римский художник 1 века Фабулл.

Установление империи, совпавшее с подъёмом древнеримской экономики и расцветом ремёсел, вызвало рост возникновения так называемых кружков (circuli), которые в тот период являлись формой интеллектуального досуга, клубами по интересам, где обсуждались вопросы литературы и философии. Часто эти неформальные собрания совмещались с застольем. Римские императоры стремились оказывать покровительство таким обществам и в тоже время проводили продуманную культурную политику с целью укрепления своей власти.

Духовная культура Древнего Рима была основана на многобожии. Большинство богов были заимствованы у греков, получив новые имена. Отправлениями религиозных обрядов занимались жрецы, составлявшие коллегии и служившие определённому божеству. Среди титулов императора был и титул верховного понтифика, то есть главного жреца всех богов.

Во главе государственного пантеона находились капитолийская троица: Юпитер, Юнона (супруга Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, изобретательница ремёсел и искусств). Они считались защитниками римского государства, а их храмы на Капитолии являлись основными религиозными центрами государственного культа.

Огромное значение придавалось культу предков. Его средоточием являлся очаг, перед которым выполнялись различные обряды. Посмертные восковые маски предков хранились в специальных шкафах и доставались во время похорон их потомка.

Религиозные ритуалы были лишены экстаза, основывались на суеверии. Отсутствовали конкретные этические нормы, всё сводилось к магическим заклинаниям и соблюдению запретов.

В целом традиционная духовная культура римлян носила смешанные черты, демонстрируя элементы тотемизма, магии и обожествления природы. Существовавшие общины христиан подвергались периодическим гонениям. Иноземные языческие культы почитались так называемыми перегринами (от лат. peregrinus — иностранец, чужеземец) – лицами, не имеющими римского гражданства, и в ряде случаев заимствовались римлянами. Заслуживает интереса обряд эвокации (от лат. evocatio — вызывание, призыв), когда боги врагов Рима официально приглашались в новые святилища, чтобы лишить противника их расположения.

Одним из наиболее величайших достижений римской культуры является право. Правовая система, разработанная в Древнем Риме, лежит в основе правовых систем многих современных государств. В период империи римское право характеризуется возникновением всех правовых институтов и освобождением от архаичных патриархальных элементов, формируется юридическая наука. Интересен закон об осуждении памяти (лат. damnatio memoriae — буквально «проклятие памяти»), предписывавший уничтожение всяких упоминаний о «врагах государства». В течение 1 века он неоднократно использовался, в том числе осуждению памяти были подвергнуты три императора (Калигула, Нерон, Домициан).

Заключение

Мы в общих чертах рассмотрели культуру Римской империи, начиная с её возникновения в 27 году до н.э. и заканчивая концом 1 века н.э., включив в обзор мемориальную, общественную и жилую архитектуру, живопись, скульптуру, музыку, поэзию, театр, прозу, культуру быта и развлечений римлян, социальное общение, религию и право.

Римскую культуру в описываемый временной период отличает особенно высокое развитие, связанное со становлением древнеримского государства как Империи, сумевшей подчинить себе огромные территории и многие народы. Произошло значительное накопление различных навыков и умений, их усовершенствование, на подъёме находились искусства и ремёсла империи.

Вместе с тем существовала проблема вторичности римской культуры по сравнению с древнегреческой. Её прагматический характер с одной стороны послужил основанием для создания одной из величайших империй в истории человечества, а с другой подчёркнуто размежевался с традициями абстрактного созерцания древних греков.

Имперский Рим в течение двух последовавших тысячелетий служит для человечества объектом пристального внимания и изучения, а порою и образцом для подражания.

 


[1] Фридлендер, Л. Картины из бытовой истории Рима в эпоху от Августа до конца династии Антонинов. Часть I. https://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1350692141



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: