Подумайте над вопросами.




Ребята. Всё, что выделено жёлтым полем необходимо записать.

Урок теоретического обучения

Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна olga.teplyakova.67@mail.ru

ВК Ольга Теплякова

Дисциплина ОДД.06 Основы проектной деятельности

Дата. 18.11 2021

Курс: 1 Группа 101 Профессия 35.01.13 Тракторист машинист сельскохозяйственного производства

Тема урока: Наука и её характеристики.

Форма работы: дистанционное обучение.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: 1.Познакомиться с особенностями научного знания, со сложившейся в современном обществе классификацией наук и основными элементами системы организации науки.

2. Формировать умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; представлений о нравственной ответственности

учёного, возрастании социального значения науки в современном обществе.

3. Расширять общекультурный кругозор.

Основные понятия: наука, эмпирические и теоретические знания

Рекомендуемая литература:
О науке и государственной научно-технической политике [Электронный ресурс]: федер. закон от 23 авг. 1996г. №127-ФЗ: принят Гос. Думой 12 июл. 1996г.: одобр. Советом Федерации 7 авг.1996г. – Режим доступа: https://www.garant.ru/. – Загл. с экрана.

1. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры [Электронный ресурс]: энциклопед. словарь педагога / В.С. Безрукова. – Режим доступа: https://do.gendocs.ru/docs/index-110372.html?page=46. – Загл. с экрана.

2. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2007. – 128 с.

3. Евтушенко, В.С. Научное мировоззрение и философия [Электронный ресурс]: по статье В.И. Вернадского «О научном мировоззрении»: конф. «Вернадские чтения», ДонНТУ, апр.2010 г. / В.С. Евтушенко. – Режим доступа: https://masters.donntu.edu.ua/2010/feht/evtushenko/library/article2.html. - Загл. с экрана.

4. Исследовательская деятельность [Текст]: словарь / авт. – сост. Е.А. Шашенкова. – М.: Перспектива, 2010. – 88 с.

 

Ход урока

Организационный этап.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И разум, парадоксов друг…


1) В чем состоят наиболее существенные отличия общественных наук от естественных наук?

2) Приведите примеры различных классификаций научного знания. Что положено в их основу?

 

2. Основная часть.

 


План изучения:

 

1. История развития науки.

2. Определение науки. Классификация наук.

3. Роль науки в жизни общества.


1. Читать!

До определенного момента наука (как познание закономерностей природы и общества) развивалась медленно и не оказывала существенного влияния на жизнь общества. Наука возникла в Древней Греции в VI – IV вв. до н. э., но как своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт она появилась лишь в XVI – XVIII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства. До этого времени существовали научные знания, а не наука. Наука, в отличие от научных знаний – систематизированные, классифицированные знания.

До XVII в., если люди хотели решить какую-нибудь проблему или понять что-то, они просто читали все, что было об этом написано или спрашивали мнение властей.

Вскоре после 1600 года Галилео Галилей основал новый метод. Он начал испытывать вещи и наблюдать, что с ними происходит. Другими словами, он проводил эксперименты. Постепенно все больше и больше людей стали испытывать вещи и записывать полученные результаты. Чем больше фактов становилось известно, тем чаще приходили к выводам, что некоторые из них взаимосвязаны. Эти взаимосвязи были объединены в научные принципы и использованы как руководство для других экспериментов.

Роль науки стала быстро возрастать, начиная с научной революции XVI–XVII вв., т. е. с возникновения естествознания. Становление естествознания происходило совместно с развитием капиталистического способа хозяйствования. Капитализм рационализирует производство, а новая наука дает знания, позволяющие рационально управлять материальными и человеческими факторами производства. Наука перестала быть частным делом, побуждаемым лишь любознательностью. С этого времени она начинает развиваться относительно самостоятельно. Дальнейшему усилению роли науки в общественной жизни в значительной мере поспособствовали промышленный переворот последней трети XVIII–XIX вв. и научно-техническая революция, начавшаяся в середине XX в.

Впервые термин «наука» в 1840 году ввел Уильям Уэвелл. Есть много определений науки, но не следует утверждать, что только одно из них является правильным. Нужно выбирать, а выбор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения. В рамках данной дисциплины мы ставим конкретную задачу. Она связана с анализом структуры, методов и логики научного познания в одной из сфер человеческой деятельности — в образовании, поэтому в данном случае мы можем сказать, что наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

 

2. Наука – сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человека в нем.

Наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на получение достоверных знаний о реальной действительности и на их теоретическую систематизацию.

Наука — это специализированная деятельность людей, которые пытаются поставить общие, абстрактные вопросы, не связанные с сиюминутными потребностями, и создают систему знаний о природе, обществе и человеке.

Это одна из форм общественного сознания, включающая как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму научных знаний.

Цель науки — познание, поиск истины.

Научное знание по своей природе является систематизированным. В нем принято выделять несколько элементов.

Отличительные признаки науки:

— оперирует научными фактами;

— использует категории и законы логики;

— даёт систематизированные знания;

— опирается на особые методы (наблюдения, эксперимент, объяснение, доказательство и др.);

— использует особый язык (формулы, символы, знаки, обобщённые понятия).

Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень: итоги наблюдений, измерений, экспериментов.

Теоретический уровень: теории, законы и принципы.

Проблемные вопросы.

— Почему роль науки в обществе постоянно возрастает?

— Каковы нравственные принципы труда ученого?

 

3.Обобщение материала
Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать её изменению.

Таким образом, основные стороны бытия науки – это,

- во-первых, сложный, противоречиый процесс получения нового знания;

- во-вторых, результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему (а не просто их суммирование);

- в-третьих, - социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т.п.; этос (нравственность) науки, профессиональные объединения учёных, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации учёных и т.п.;

- в-четвёртых, особая область человеческой деятельности и важнейший элемент (сторона) культуры.

Домашнее задание.

Подумайте над вопросами.

 

— Как и чем современная организация научных исследований отличается от организаций научных исследований в XIX—XX вв.?

 

— Какие функции выполняла наука первоначально?

 

— Какие задачи поставило индустриальное общество перед наукой?

 

— Какие изменения произошли в науке в процессе развития производства?

 

Контрольное задание

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Коренные изменения в системе научных знаний в XX веке превратили ___________(1) в непосредственную производительную силу общества. Произошло коренное, качественное преобразование ____________(2) и сельского хозяйства. Определяющими направлениями _____________(3) оказываются знания и информация. Научные разработки становятся главной движущей силой _____________(4). Наиболее ценными качествами являются уровень _____________(5), профессионализм, обучаемость и способность работника к творчеству в своей деятельности. В мире возрастают требования к уровню образования и квалификации, в геометрической прогрессии возрастает использование компьютерной техники в __________(6)».

Список слов:

A) наука Д) производство

Б) промышленность Е) образование

B) политика Ж) прогресс

Г) экономика

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. В ответе напишите только буквы, обозначающие соответствующее слово из списка!

 

 

!!! Ребята, конспект и тестовые задания выполняете в вордовском докуменете и отправляете мне на электронную почту olga.teplyakova.67@mail.ru

ВК Ольга Теплякова

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: