Управленческие обусловлены ошибками и недостатками управленческой деятельности в целом; организационные – неэффективной организацией трудовой деятельности, распределением обязанностей и т. п.; технологические – недостатками применяющейся технологии, низкой квалификации сотрудников; структурные возникают в связи с неудовлетворительной структурой организации, чрезмерной либо недостаточной централизацией и т.п.; информационные провоцируются плохим информированием сотрудников по производственным и социальным вопросам; поведенческие – связаны с нарушением трудовой дисциплины, неисполнением обязанностей; ценностные отражают расхождение во взглядах, неприятие норм и ценностей культуры данной организации.
По степени выраженности
Открытые – характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов, спорами, ссорами; скрытые – проявляются не во внешней агрессии, а в использовании косвенных методов психологического давления, пренебрежения, склонны переходить в стадию открытого противостояния.
По предмету
Деловые связаны с производственной деятельностью; личностные обусловлены личной неприязнью и отражаются на трудовой деятельности.
По реальности
Истинные и ложные. Под ложным конфликтом подразумевается ситуация, когда для собственно конфликта нет повода или причины, и он «придуман» кем-то из участников.
По объему (составу участников)
Внутриличностный конфликт случается внутри индивида и часто по природе является конфликтов целей и взглядов; межличностный конфликт вовлекает двух и более индивидов, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу с позиций целей, ценностей или поведения (самый распространенный тип конфликта).
Внутригрупповой конфликт является больше чем простой суммой межличностных конфликтов, это, как правило, столкновение между частями или всеми членами группы, влияющее на ее динамику и результаты работы. М ежгрупповой конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп в организации. Такое противостояние может носить профессионально-производственную, социальную или эмоциональную основы, обычно такие конфликты носят интенсивный характер. Развитие подобного рода конфликта приводит к внутриорганизационному конфликту.
По уровню организационного воздействия
Вертикальные – широко распространенные в организациях конфликты между руководителем и подчиненными; горизонтальные – конфликты типа «сотрудник-сотрудник», «сотрудник-группа», «группа-группа».
По последствиям
Конструктивные способствуют совершенствованию деятельности библиотеки, деструктивные, напротив, ее тормозят.
Управление конфликтами
Управление конфликтами включает в себя ряд последовательных этапов: прогнозирование, устранение причин, разрешение.
Цель прогнозирования заключается в том, чтобы в процессе подготовки тех или иных управленческих, организационных, технологических и прочих решений анализировать их с точки зрения возможностей провоцирования конфликтных ситуаций.
Следующий этап — устранение причин, которые могут привести к возникновению конфликтной ситуации. На этом этапе управления конфликтами необходимо выявить противоречия и споры в деятельности трудового коллектива, провести анализ проблемной ситуации и откорректировать деятельность в целях ликвидации причин конфликтов. Если же конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходимо ее разрешение. Задача управления конфликтами заключается в том, чтобы стремиться к его скорейшему разрешению, к недопущению перерастания в затяжной.
Стратегии поведения руководителя в конфликте. Выделяют пять таких стилей (стратегий) поведения:
Избегание - это полное игнорирование руководителем конфликтной ситуации.
Приспособление - уступка оппонентам, на которую может пойти руководитель, чтобы снизить напряжение в группе.
Компромисс - такой вариант разрешения конфликта, когда вовлеченные в него сотрудники делают взаимные уступки. Это вынужденная мера, поскольку стороны не удовлетворяют свои интересы полностью.
Соперничество - это разрешение конфликта только в пользу одной из сторон при игнорировании интересов другой. Такое решение руководителя будет временной мерой, погасившей конфликт, но не разрешившей самую ситуацию.
Сотрудничество - это стремление к поиску решения, удовлетворяющего интересы всех конфликтующих сторон. Именно такой вариант стратегии поведения руководителя в конфликте является оптимальным.
Моббинг
Термин «моббинг» означает — притеснять, преследовать, грубить, придираться.
Отличительными особенностями моббинга как своего рода «психологического террора» является систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких работников, направленное против другого работника (одного или нескольких).
Для преодоления моббинга работникам рекомендуется предпринимать следующие меры:
1. Открыто бороться со сплетнями и клеветой, напрямую разоблачать сплетников.
2. Не делиться со всеми подряд сведениями о своей личной жизни.
3. Не впадать в эмоциональную зависимость от кого бы то ни было.
4. Научиться контролировать свои негативные эмоции и отталкивающее поведение.
5. Трезво анализировать отношения с коллегами, выявлять расстановку сил.
6. «Солидаризироваться» с агрессором — попытаться выяснить, почему он так действует, понять его мотивы, спокойно высказать свою точку зрения.
7. Формировать своих сторонников.
8. Профессионально выполнять работу, исключая промахи и ошибки, укреплять свои профессиональные позиции.
Стресс
Стресс характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением.
Психологический словарь дает несколько определений стресса:
1) неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование;
2) неспецифический ответ, функциональное состояние напряжения, реактивности, возникающее у человека и животных в ответ на воздействие стрессоров - значительных по силе при действии экстремальных или патологических для организма человека или животного раздражителей;
Стресс может быть вызван факторами:
- перегрузка или напротив слишком малая рабочая нагрузка,
- конфликт ролей ( к работнику предъявляют противоречивые требования),
- неопределенность ролей ( работник не уверен в том, что от него ожидают; сотрудники должны иметь правильное представление об ожиданиях руководителя — что они должны делать, как они должны это делать и как их после этого будут оценивать),
- неинтересная работа.
- плохие физические условия труда ( отклонения в температуре помещения библиотеки, плохое освещение или чрезмерный шум).
Управление стрессами в целом подчинено тем же правилам, что и управление конфликтами.