Пакет методик по диагностике готовности к школе. Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих




1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником. Эмоциональная готовность: Педагоги и родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на вопросы. Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни. Оценка развития познания:

· Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.)? · Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов? · Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории? · Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)? · Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта: · Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу? · Был ли малыш в библиотеке? · Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее? · Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории? · Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби? Оценка языкового развития · Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? · Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых? · Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник? · Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.? · В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай? · Четко ли ребенок выговаривает слова? · Правильна ли его речь с точки зрения грамматики? · Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития: · Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников? · Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? · Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности? · Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Оценка умения общаться:

· Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними? · Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? · Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Оценка физического развития:

· Хорошо ли ребенок слышит? · Хорошо ли он видит? · Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? · Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила и др) · Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным? · Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

Зрительное различение:

· Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)? · Может ли ребенок различать буквы и короткие слова?

Зрительная память:

· Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать? · Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие: · Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок? · Понимает ли он, что читают слева направо? · Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов? · Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

Уровень слуховых способностей: · Может ли ребенок рифмовать слова? · Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес? · Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр? · Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам: · Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно? · Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух? · Задает ли вопросы о словах, об их значении?

Оценка уровня эмоционального развития:

· Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников? · Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? · Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности? · Способен ли ребенок работать, играть, заниматься самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: