Основные направления научных исследований.
Научные исследования очень многообразны. Рассмотрим некоторые их виды.
По значению исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные исследования направлены на получение новых знаний (о фактах, явлениях, закономерностях). При этом еще неизвестно, будет ли конкретная польза от этих исследований для человечества. Пример: фенологические исследования природы (наблюдения за течением сезонных явлений в живой и неживой природе).
Прикладные исследования – их результаты человек может применить для решения каких-нибудь проблем, задач. Пример, изучение влияния температуры и освещенности на рост и урожайность томатов. Результаты такого исследования используют аграрии (люди, занимающиеся выращиванием сельскохозяйственных растений) для повышения урожайности томатов на своих полях и в теплицах.
Приведите свои примеры фундаментальных и прикладных исследований.
По направлению науки можно выделить исследования: ботанические, зоологические, ихтиологические (изучение рыб), орнитологические (изучение птиц) и многие другие. В каждой науке есть свои исследования!
Но бывает, что предмет исследования (то явление или закономерность) затрагивает не одну науку (дисциплину), а несколько. Такие исследования называют междисциплинарными. Например, в результате исследований в биологии и физике появились и постепенно входят в наш мир биопротезы - это протезы конечностей, приводимые в движение миниатюрными блоками питания, которые способны реагировать на биотоки, возникающие в организме человека. Такие протезы могут двигаться в ответ на сигналы нервной системы. Кстати, исследования в биопротезировании – это не только междисциплинарные, но и прикладные исследования (почему?).
Воспроизводящее исследование. Его цель - точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе подобного эксперимента, проведённого другим научным работником. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основа всей науки.
Существуют и другие виды исследований.
С точки зрения охраны природы можно выделить такие направления исследований (их много, мы приводим лишь примеры):
- Мониторинг численности какого-либо вида животных (или грибов, растений). Ученые постоянно проводят учеты численности редких и нуждающихся в охране животных (и не только животных). Но нужно ли учитывать численность, например, вполне себе многочисленных зайцев и косуль? Конечно! Ведь ими питаются дальневосточные леопарды – очень редкие краснокнижные хищники. И если окажется вдруг, что численность животных, которыми питается леопард в местах его обитания снизилась, то дальневосточному леопарду сложнее станет добывать себе пищу. А значит, выживать краснокнижным хищникам станет сложнее и нужно продумать, как не допустить гибели их от голода. Это упрощенный пример, но он даёт представление о том, почему важно проводить наблюдения за изменениями численности животных.
- Влияние какого-либо фактора на живой организм.
Известно, что некачественная питьевая вода отрицательно влияет на здоровье человека. А как именно? Исследователи могут дать вам ответ.
Или, например, оказалось, что температура окружающей среды влияет на пол развивающихся в яйцах черепашат. Если температура будет 26-28 градусов, то вылупятся самцы. Если 30-32 градуса – самки. При промежуточных значениях будут появляться и самцы, и самки. Эти факты установлены в результате экспериментов, при которых яйца черепах инкубировали при разных температурах, а затем проанализировали результаты.
- Изучение поведения и образа жизни какого-либо животного. Пример: в результате наблюдений устанвлено, что большинство птиц инстинктивно боится соколов, ястребов, орлов… В результате на многих аэродромах перед вылетом и приземлением самолетов выпускают в небо хищну птицу или транслируют запись её крика. От этого остальные птицы разлетаются и не мешают самолётам. А ведь столкновение с самолетом опасно и для птицы, и для самолёта и людей в нём. Пернатые «охранники» предотвращают столкновения.
А теперь задание – придумайте и кратко опишите свой биологический эксперимент. Определите, к какому (или каким) направлениям научного исследование его нужно отнести. Напишите о нём. Если затрудняетесь, сообщите мне, и я помогу.
Успехов и интересных идей!