Институциональные основы социального сопровождения семей находящихся в социально – опасном положении




В последнее десятилетие активно развивается и внедряется в социально-педагогическую практику особый процесс, который в разных источниках получил название «поддержка» или «сопровождение», который в настоящее время активно применяется в сфере семейных отношений.

Идея сопровождения стала формироваться в социальной работе в конце XX века. Под ней понималось первоначально реальное сопровождение ребенка, неспособного в силу каких-либо причин действовать в той или иной области жизни самостоятельно. Однако по мере развития социальной работы, как особой области знания категория сопровождения стала приобретать самостоятельное значение.

Казакова Е.И. и Тряпицына А.П. считают, что сопровождение – это комплексный метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

В работах Г. Бардиер, И Ромазан, Т. Чередниковой, М.Р. Битяновой, Т.В. Дворецкой, Н.Л., Коноваловой, Ю.В. Слюсарева сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности специалиста сопровождения (социального работника), направленная на создание условий для успешной адаптации семьи (человека) к условиям его жизни.

Термин сопровождение в психологии, педагогике, социальной работе и других областях знания употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем. И.А.Липский анализируя понятие «сопровождение » на уровне всеобщего, приходит к выводу, что сопровождение развития человека представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которых является развитие этого человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях. [ Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // https:// www. Lipsky. ru/ statii/ soprov.htm, 65].

Работа с семьями в социально – опасном положении выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения. После проведения социальной диагностики разрабатывается индивидуальная программа или план работы с семьей, определяются цели и задачи, формы и методы работы, сроки проведения конкретных мероприятий. [ Васильева Л.Л., Кащеева А.В., Петрова Л.Ю., Преображенская Е.В., Черняева Т.Н. Понятийный аппарат социальной педагогики. - С.: Научная книга, 2009. 5, с.92 ]

Социальное сопровождение – деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

Система социального сопровождения – функциональная структура, включающая социальное бюро и партнерская сеть, деятельность которой построенная на условиях взаимных договоренностей.

Семья, нуждающаяся в социальном сопровождении, – это граждане – члены семей, нуждающиеся в социальном обслуживании, в том числе (помимо предоставления социальных услуг) только в социальном сопровождении. В соответствии с требованиями федеральных нормативных правовых актов, к таким семьям в обязательном порядке относятся семьи, находящиеся в социально – опасном положении, замещающие семьи.

Социальное сопровождение предоставляется при необходимости гражданам, в том числе родителям, законным представителям несовершеннолетних детей.

Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций предоставляющих медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь (не относящуюся к социальным услугам).

1. Межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации и социального сопровождения осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия, определяющего содержание и порядок действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Регламент межведомственного взаимодействия определяет:

1) перечень органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих межведомственное взаимодействие;

2) виды деятельности, осуществляемой органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) порядок и формы межведомственного взаимодействия;

4) требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронной форме;

5) механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению, в том числе порядок привлечения организаций к его осуществлению;

6) порядок осуществления государственного контроля (надзора) и оценки результатов межведомственного взаимодействия.(Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция)

Решение проблем семей, находящихся в социально – опасном положении ведется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и порядком межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Кировской области по социальному развитию, Председателем Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Кировской области.

Межведомственное взаимодействие – основа социального сопровождения в организациях социального обслуживания.

Межведомственное взаимодействие в социальной сфере – это процесс объединения ресурсов: органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций различной ведомственной принадлежности, СО НКО, бизнес- структур, для осуществления мероприятий по реализации прав граждан. (ФЗ 120)

Сущность межведомственного взаимодействия в социальной сфере – это комплекс взаимосвязанных ресурсов социальной сферы, привлекаемых для решения проблем человека. (ФЗ 120)

Основные задачи межведомственного взаимодействия:

1. Максимальная мобилизация (включение) отраслевых ресурсов.

2. Разработка и реализация программ, планов, мер, включающих межведомственные ресурсы.

3. Координация и контроль деятельности участников взаимодействия.

4. Согласование ресурсов и решений.

5. Участие в мониторинге деятельности и оценке результатов межведомственного взаимодействия.

Виды межведомственного взаимодействия при осуществлении социального сопровождения:

1. Незамедлительное реагирование (кризисное реагирование, срочное помощь).

2. Совместное участие (выполнение мероприятий по социальному сопровождению).

3. Привлечение специалистов (междисциплинарные команды).

4. Информационный обмен (межведомственное электронное взаимодействие).

Работа с семьями, находящимися в социально – опасном положении осуществляется совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних, заместителями директоров по социальной работе муниципальных школ, руководителями и педагогами подростковых клубов и другие. Устойчивых положительных изменений в семьях удается достичь в результате совместной работы субъектов профилактики, постоянного мониторинга ситуации в семьях, оказания своевременной материальной, консультативной помощи. Межведомственное взаимодействие заинтересованных служб позволяет принимать оперативные меры реагирования по постановке на учет и организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении. С родителями из таких семей проводится разъяснительная работа по преодолению и разрешению имеющихся проблем, обсуждаются пути выхода семей из кризисных ситуаций.

Эффективными технологиями социальной работы на ведомственном и межведомственном уровнях при организации социального сопровождения являются:

− Сеть социальных контактов;

− единое пространство социальных ресурсов (социальное картографирование);

− междисциплинарная профессиональная команда;

− IT- технология;

− технология раннего вмешательства;

− сопровождаемое проживание;

− сопровождаемая занятость.

Департаментом социального развития Кировской области отделом по защите семьи, материнства и детства, были разработаны рекомендации по организации деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, разработан алгоритм деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений по выявлению, постановке на учет, реабилитации с снятии с учета семей, находящихся в социально – опасном положении. [ Сборник методических рекомендаций по Организация деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей 2012г. ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ отдел по защите семьи, материнства и детства ]

Алгоритм деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, предполагает несколько этапов:

1 этап: выявление семей, находящихся в социально – опасном положении;

2 этап: планирование работы по реабилитации и ресоциализации семьи;

3 этап: разработка индивидуальной программы реабилитации;

4 этап: реабилитация программы;

5 этап: итоговый этап.

1 этап

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении

 

 


 
 
Отдельные граждане

 


Информация о социально опасном положении семьи поступает от общественных организаций, отдельных граждан и специалистов учреждений системы профилактики. К ним относятся образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, учреждения социального обслуживания, учреждения по делам молодежи.

Выявление семей и детей может осуществляться:

– в ходе выполнения специалистами системы профилактики основных служебных обязанностей;

– в ходе осуществления специализированных мероприятий (рейдов, проверок и т.д.);

– по обращениям граждан, государственных или общественных организаций.

Способы направления информации: письменно; устно по телефону; лично при посещении.

Первичная информация о семье в течение одного дня направляется специалисту сельского поселения, либо городского округа, в зависимости от места проживания семьи. Специалисты являются сотрудниками комплексного центра социального обслуживания населения и закреплены за каждым сельским поселением или городским округом. Для подтверждения поступившей информации специалист совместно с участковым инспектором ОМВД, специалистами учреждений здравоохранения, образовательных учреждений выходит в семью. По результатам обследования составляется Акт жилищно-бытовых условий и рекомендации по постановке семьи на учет. В случае угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего, органами опеки и попечительства принимается решение о немедленном изъятии ребенка из семьи и помещении его в учреждения здравоохранения (от рождения до трех лет) либо в социально-реабилитационный центр (от 3-х до 18 лет). Проверенную информацию он передает администрации комплексного центра. Далее администрация в течение двух дней ходатайствует в муниципальную КДН и ЗП о постановке семьи на учет.

Окончательное решение о постановке семьи на учет принимается коллегиально на заседании КДН и ЗП.

Семья в течение 3-х дней специалистом отделения психолого-педагогической помощи заносится в единый банк данных семей, находящихся в социально опасном положении.

2 этап

Планирование работы по реабилитации и ресоциализации семьи

Индивидуальныйплан работы с семьей
Планирование работы по реабилитации и ресоциализации семьи

МУНИЦИПАЛЬНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КДН и ЗП:
Органы внутренних дел Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел
Образовательные учреждения  
Учреждения здравоохранения  
Учреждения социального обслуживания (ТОСЗН,ОиП, КЦСОН, СРЦ)
Учреждения по делам молодежи  
Центр занятости населения  

 

 
 

 

 


Планирование работы по реабилитации и ресоциализации семьи осуществляется межведомственной рабочей группой, в состав которой входят специалисты: органов внутренних дел, подразделений по делам несовершеннолетних, учреждений образования, учреждений здравоохранения, учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, учреждений по делам молодежи, центра занятости населения.

Результатом их деятельности является индивидуальный план работы с семьей, который может включать в себя следующие направления:

- социально-медицинское;

- социально-экономическое;

- социально-педагогическое;

- социально-психологическое;

- социально-правовое;

- социально-бытовое.

Далее план передается специалистам отделения психолого-педагогической помощи семье и детям комплексного центра социального обслуживания населения.

3 этап

Разработка индивидуальной программы реабилитации с семьей, состоящей на учете (вариативный)

 

 


Данный этап является вариативным, в зависимости от того находится ребенок в семье либо помещен в социально-реабилитационный центр.

В первом случае, когда ребенок находится в семье, работают специалисты комплексного центра социального обслуживания населения, которые по индивидуальному плану работы с семьей составляют индивидуальную программу реабилитации семьи.

Если ребенок помещен в социально-реабилитационный центр, то специалисты СРЦ разрабатывают две программы: программа реабилитации семьи и программа реабилитации ребенка.

4 этап

Реализация индивидуальной программы реабилитации семьи, состоящей на учете

(вариативный)

 

 


Этот этаптакжеявляется вариативным, в зависимости от того, где находится ребенок, в семье или в реабилитационном центре.

1) Если ребенок проживает в семье, то программу реализует служба сопровождения семьи отделения психолого-педагогической помощи семье и детям КЦСОН. Служба сопровождения привлекает все необходимые органы и учреждения системы профилактики для реализации программы. Семья имеет право участвовать в составлении программы. Если семья проживает в черте города или районного центра, то программа реабилитации находится непосредственно в центре социального обслуживания. В том случае, когда семья проживает в районе, то программа реабилитации находится у специалиста по социальной работе сельского поселения, который непосредственно работает с данной семьей. В комплексном центре находится карта учета семьи и ежемесячные отчеты от специалиста сельского поселения о проделанной работе с семьей. Через три месяца реализации программы проводится контрольный срез, результаты которого рассматриваются на заседании межведомственной рабочей группы. В случае недостаточной эффективности работы происходит корректировка мероприятий программы и ее продление.

2) Если ребенок находится в реабилитационном центре, то программа реабилитации разрабатывается на социальном консилиуме с участием специалистов учреждения: социальный педагог(и), педагог-психолог(и), воспитатели, медицинские работники. Программа реализуется специалистами центра при участии сотрудников учреждений системы профилактики в зависимости от намеченных мероприятий программы. Через 3 месяца реабилитационных мероприятий в центре собирается промежуточный консилиум.

5 этап Итоговый

(вариативный)

 

 
 

 

 


Заключительный этап является вариативным и решение о снятии с учета и его сроках принимаются индивидуально в каждом конкретном случае.

1)Через полгода реабилитационных мероприятий с семьей на заседании межведомственной рабочей группы подводятся итоги. Если положение в семье не меняется, реабилитационная программа корректируется вновь и работа с семьей продолжается до одного года. Далее результаты работы снова обсуждаются на заседании МКДН и ЗП. В случае ухудшения положения в семье происходит принятие решения о направлении иска об ограничении родителей в родительских правах.

В случае улучшения положения, семья снимается с учета и в течение года сопровождается на контроле в «группе риска».

2) В социально-реабилитационном центре через 3 месяца после промежуточного консилиума собирается заключительный, на котором подводятся итоги реабилитации семьи и ребенка. Несовершеннолетний либо возвращается в кровную семью, с которой в течение полугода проводится постреабилитационная работа специалистами центра, затем семья передается на контроль в комплексный центр социального облуживания населения.

В случае лишения родителей родительских прав, несовершеннолетний помещается в государственные учреждения или ему подбираются семейно-замещающие формы жизнеустройства.

Департаментом социального развития Кировской области отделом по защите семьи, материнства и детства, в разработанных рекомендациях по организации деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, разработан алгоритм по работе с семьей, находящейся в социально – опасном положении, в зависимости от причин постановке на учет

Алгоритм по работе с семьей, находящейся в социально опасном положении, включает в себя несколько этапов:

I – этап составления индивидуальной программы реабилитации семьи;

II – этап реализации индивидуальной программы семьи;

III – этап анализа и корректировки индивидуальной программы реабилитации семьи;

IV – з аключительный этап. [ Сборник методических рекомендаций по Организация деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей 2012г. ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ отдел по защите семьи, материнства и детства ]

I этап

Составление индивидуальной программы реабилитации семьи

№ п/п Деятельность Ответственные и исполнители
1. Изучение характера проблемы (причины) семейного неблагополучия, проведение первичной диагностики семьи Служба сопровождения семьи комплексного центра социального обслуживания населения
2. Определение круга специалистов и их функционала Служба сопровождения семьи комплексного центра социального обслуживания населения
3. Определение круга привлекаемых специалистов учреждений системы профилактики Служба сопровождения семьи, учреждения системы профилактики
3. Установление контакта с семьей, посещение семьи в домашних условиях, первичное консультирование Служба сопровождения семьи, органы опеки и попечительства, ПДН
4. Разработка вариативных программ реабилитации Служба сопровождения семьи комплексного центра социального обслуживания населения

 

 

II этап

Реализация индивидуальной программы семьи

Выбор мероприятий индивидуальной программы реабилитации семьи зависит от причины постановки семьи на учет.

1) Если семья поставлена на учет по причине неисполнения родителями своих обязанностей, то программные мероприятия могут выглядеть следующим образом:

№ п/п Содержание программных мероприятий Ответственные
1. Социально-экономическая помощь (помощь родителям в трудоустройстве, решение жилищных вопросов, привлечение средств) Центр занятости населения, Служба сопровождения семьи комплексного центра социального обслуживания населения, Администрация района
2. Социально-педагогическая помощь (контроль жилищно-бытовых условий, патронаж, помощь в оформлении документов, льгот, пособий, устройство несовершеннолетних в образовательные учреждения) Служба сопровождения семьи комплексного центра социального обслуживания населения, дошкольные образовательные учреждения, школы
3. Социально-медицинская помощь (лечение родителей от алкогольной и наркотической зависимости) Учреждения здравоохранения, Специалисты службы сопровождения семьи
4. Социально-психологическая помощь (индивидуальные беседы, участия родителей и детей в тренингах) Служба сопровождения семьи комплексного центра социального обслуживания населения

2) Если семья поставлена на учет по причине жестокого обращения с детьми, то индивидуальная программа реабилитации семьи включает следующие мероприятия:

№ п/п Содержание программных мероприятий Ответственные
1. Оказание первой медицинской помощи и/или обследование несовершеннолетнего в медицинском учреждении и лечение (посещение врача, отделений «скорой помощи», гинекологов для выявления факта жестокого обращения и проведения медицинских осмотров, госпитализация несовершеннолетнего, лечение телесных повреждений, беседы врача с пациентами) Учреждения здравоохранения
2. Защита прав и интересов жертв жестокого обращения (возбуждение уголовного дела)   Органы внутренних дел, подразделения по делам несовершеннолетних
3. Временное жизнеустройство несовершеннолетнего Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
4. Социально-педагогическая помощь (социально-педагогический патронаж семьи, консультирование, педагогическая коррекция жестокого обращения родителей, привлечение к ответственности виновных в совершении насилия над несовершеннолетними) Служба сопровождения семьи комплексного центра социального обслуживания населения
5. Социально-психологическая помощь (психолого-педагогическое обследование детей, психологическая коррекция, отработка способов поведения в травмирующей ситуации, индивидуальные беседы, психотерапевтическая помощь, психологические тренинги, восстановление детско-родительских отношений) Служба сопровождения семьи комплексного центра социального обслуживания населения, учреждения здравоохранения

 

3) Если семья поставлена на учет по причине эксплуатации несовершеннолетнего и вовлечения в противоправные действия, то индивидуальная программа реабилитации семьи может содержать следующие мероприятия:

№ п/п Содержание программных мероприятий Ответственные
1. Защита прав и интересов несовершеннолетнего, возбуждение уголовного дела в отношении родителей Органы внутренних дел, подразделения по делам несовершеннолетних Прокуратура, суд
2. Временное жизнеустройство несовершеннолетнего Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
4. Социально-педагогическая помощь (социальный патронаж семьи, педагогическая коррекция родителей, консультирование родителей, предупреждение ухода детей из семьи) Служба сопровождения семьи комплексного центра социального обслуживания населения
5. Социально-психологическая помощь (психологическая диагностика, психотерапевтическая помощь, тренинги, индивидуальные беседы, психологическая коррекция поведения родителей и их отношения к детям, психологическое консультирование, восстановление контактов в семье) Служба сопровождения семьи комплексного центра социального обслуживания населения, учреждения здравоохранения

 

III этап: Анализ и коррекция индивидуальной программы реабилитации семьи.

IV этап: Заключительный этап. В случае ухудшения положения в семье межведомственной рабочей группой принимается решение о направлении иска об ограничении родителей в родительских правах. При улучшении положения семья снимается с учета.

В каждом этапе детально прописываются сроки выполнения мероприятий.

Таким образом, изучив институциональные основы социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении развиты на межведомственном уровне в нашей стране. Работа с данной категорией населения выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направленна на устранение причин их возникновения. После проведения социальной диагностики разрабатывается индивидуальная программа или план работы с семьей, определяются цели и задачи, формы и методы работы, сроки проведение конкретных мероприятий.

На межведомственной основе специалистами разрабатываются алгоритмы деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений по работе с семьями, находящимися в социально – опасном положении.

Для социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении применяются эффективные и инновационные технологии социальной работы на ведомственном и межведомственном уровнях.

Первая глава исследовательской работы посвящена теоретическим основам организации социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении данная работа позволяют выяснить основные причины, критерии и факторы, семей, находящихся в социально – опасном положении. В России достаточно развито нормативно-правовое обеспечение, и учреждения социального обслуживания населения по решению проблем семей, находящихся в социально – опасном положении,

Гражданско-правовое положение данной категории населения в Российском законодательстве регулируется: Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, федеральными законами от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля 1998 г. № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и от 29 декабря 2006 г. № 256 – ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», от 28 декабря 2013 г. № 442 – ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и другими. Благодаря законодательству Российской Федерации, по решению проблем семей, находящихся в социально – опасном положении, разрабатываются и реализуются на практике инновационные методы, формы и технологии социальной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении категорией населения. Тем самым в нашей стране достаточно развито и законодательное право обеспечение, и инновационные методы, формы и технологии социальной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении.

Исследование на базе «Зуевского комплексного центра социального обслуживания населения», позволило дать характеристику семьям Зуевского района, применить на практике инновационные методы и технологии, алгоритмы по социальному сопровождению семей находящихся в социально – опасном положении, тем самым «Зуевский комплексный центр социального обслуживания населения» помогает решить проблемы данной категории населения.

Проанализировав 10 кейсов семей, Зуевского района, выяснились основные причины и факторы семей, находящихся в социально – опасном положении, какие органы системы профилактики занимаются межведомственным взаимодействием по социальному сопровождению семей, находящихся в социально – опасном положении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: