EXAMINATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SPO AS A NEW PEDAGOGICAL TECHNOLOGY




ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫСПО КАК НОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

EXAMINATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SPO AS A NEW PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы проведения экспертизы образовательной среды СПО. Экспертиза позволяет выработать оптимальную стратегию развития образовательной среды среднего профессионального образования и максимально адаптировать ее к современным условиям.

Abstract: The article deals with the issues of examination of educational environment of SPO. The examination allows to develop an optimal strategy for the development of the educational environment of secondary vocational education and to adapt it to modern conditions.

Ключевые слова: образовательная среда, экспертиза, модальность, когерентность, доминантность, эмоциональность образовательной среды.

Keywords: educational environment, expertise, modality, coherence, dominance, emotional educational environment.

 

Образовательная среда СПО выступает важнейшим фактором, определяющим условия успешности профессиональной подготовки и формирования личности профессионала в рамках личностно-ориентированного и компетентностного подхода.

Образовательная среда ̶ это целостность специально организованных педагогических условий развития личности; совокупность исторически сложившихся условий для содействия всестороннему развитию личности всех участников образовательного процесса. Она проявляется как форма единства субъектов образовательного процесса, складывающаяся в результате их совместной деятельности в образовательной организации.

Основная функция образовательной среды – максимальное развитие личности обучающегося, направленного на создание условий его самореализации в учебно-профессиональной и будущей профессиональной деятельности.

Основное, на что необходимо обращать внимание при проектировании образовательной среды СПО ̶ это развитие социальных и личностных компетенций обучающихся. Это является неизменным условием развития и становления гармоничной и целостной личности, а также становится приоритетной задачей, закрепленной в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном Государственном Образовательном Стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО).

Цель данной научно-исследовательской работы, анализ и обобщение которой является основой содержания статьи, состоит в разработке психолого-педагогической стратегии организации образовательной среды СПО, обеспечивающей в итоге качественно новый уровень образованности студентов. Основой создания педагогической технологии в условиях преобразования традиционных профессиональных учебных заведений выступает экспертиза образовательной среды. Методологической основой ее реализации выступают деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова); средовой подход (Ю.С. Мануйлов, В.В. Сериков); экопсихологический подход (Г.А. Ковалев, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.А. Ясвин); субъектный и психосоциальный подходы (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков); компетентностный подход (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина).

 

Экспертиза образовательной среды проводится на основе модификации методики В.А. Ясвина. По мнению автора методики, среда образовательной организации – это система влияний и условий формирования личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [3].

Качественно-содержательной, типологической характеристикой образовательной среды является модальность. Модальность образовательной среды может быть представлена с помощью методики векторного моделирования. В качестве критериального показателя рассматривается наличие или отсутствие в той или иной образовательной среде условий и возможностей для развития активности (или пассивности) обучающегося и его личностной свободы (или зависимости).

По мнению В.А. Ясвина, образовательная среда может быть отнесена к одному из четырех основных типов, выделенных Я. Корчаком:

1) «догматическая образовательная среда», способствующая развитию пассивности и зависимости личности;

2) «карьерная образовательная среда», способствующая развитию активности, но и зависимости личности»;

3) «безмятежная образовательная среда», способствующая свободному развитию, но и обуславливающая формирование пассивности;

4) «творческая образовательная среда», способствующая свободному развитию активной личности [1].

Интерпретируя названия осей В.И. Панов отмечает, что они обозначают соответствующие качества личности обучающего, проявлению и формированию которых способствует данная образовательная среда:

• под «активностью» понимается наличие таких свойств, как инициатива, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т. п.;

• «пассивность» предстает как отсутствие этих свойств, другими словами, полюс «пассивности» на данной шкале может рассматриваться как «нулевая активность»;

• «свобода» характеризуется независимостью суждений и поступков, свободой выбора, самостоятельностью, внутренним локусом контроля, что может быть проинтерпретировано как проявление стремления к индивидуальности и потому может рассматриваться как показатель индивидуализации личности и тем самым индивидуализирующего эффекта данной образовательной среды;

• под «зависимостью» понимается приспособленчество и рефлекторность поведения, она связывается с внешним локусом контроля, что может интерпретироваться как проявление активности в социализированной форме и потому может рассматриваться в качестве показателя социализирующего эффекта данной образовательной среды [2].

В качестве эффективного инструмента психолого-педагогической экспертизы образовательной среды психологом используется коэффициент модальности, который показывает степень развивающих возможностей, ресурсов среды. Для ориентировочной количественной оценки в психолого-педагогической экспертизе образовательной среды выделяется ряд параметров: широта, интенсивность, осознаваемость, обобщенность, эмоциональность, доминантность, когерентность (согласованность), активность, мобильность, устойчивость.

Широта образовательной среды служит структурно-содержательной характеристикой, показывающей, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду.

Интенсивность – структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления.

Осознаваемость образовательной среды – показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.

Обобщенность – показатель степени координации деятельности всех субъектов (обучающихся, педагогов, родителей обучающихся, администрацию и др.) исследуемой образовательной среды.

Эмоциональность характеризует соотношение в образовательной среде эмоционального и рационального компонентов.

Доминантность отражает значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса.

Когерентность (согласованность) показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания.

Социальная активность образовательной среды служит показателем ее социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания.

Мобильность образовательной среды характеризует ее способности к органичным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания.

Устойчивость образовательной среды отражает ее стабильность во времени, этот параметр позволяет осуществить диахроническое описание образовательной среды.

Экспертами, т.е. респондентами, которые отвечают на вопросы методики, являются педагоги, студенты, администрация. Подбор экспертов предполагает тщательную работу по оценке возможностей дать объективную оценку. К характеристикам экспертов относятся: для педагогов – стаж работы не менее 2-х лет; при подборе экспертов-студентов желательно представленность всех направлений очной подготовки и курсов обучения; эксперты от администрации должны иметь высшую квалификационную категорию, знать особенности учебно-воспитательного процесса СПО. Количество экспертов от педагогов не менее 10 человек, от студентов – не менее 40% контингента, от администрации весь состав.

Использование метода экспертных оценок позволяет получить данные, объективно отражающие характеристики и тип образовательной среды организации.

Анализ ответов респондентов позволяет определить дальнейшие пути развития образовательной организации в сторону критериев- характеристик наименее выраженных, западающих.

На основе проведенного анализа, а также с учетом положений всех нормативных документов определяется система мероприятий, направленных на проектирование и организацию развивающей безопасной, субъект сохраняющей образовательной среды.

Ежегодно проводя экспертизу образовательной среды «внутренними» силами, то есть так называемым методом включенной экспертизы, администрация (или отдельный преподаватель) может обеспечить четкий контроль за динамикой ее развития, целенаправленно корректировать это развитие путем перераспределения ресурсов, если представляется необходимым увеличить показатель того или иного параметра.

Проводимая с определенной периодичностью экспертиза образовательной среды может выступить условием качественно организованной среды, что в свою очередь позволит сформировать у студентов мотивацию учебно-профессиональной деятельности на этапе профессиональной подготовки.

Список использованных источников:

1. Корчак Я. Педагогическое наследие. Пер. с польского К.Э. Сенкевич. ̶ М.: Педагогика, 1991. — 272 c. — ISBN 5-7155-0448-1.

2. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. ̶ СПб.: Питер, 2007. ̶ 352 е.: ил. ̶ (Серия «Практическая психология»).

3. Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., Смысл, 2001.- 368 с.

4. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. 2000. № 4. С. 79–88.

5. Ясвин В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование. 2000. № 6. С. 16–22.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: