Основные направления современного танцевального искусства




 

 

Методический доклад

 

Выполнил: преподаватель хореографии

Качалина Н.В.

 

Новокузнецк


 

Содержание:

 

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Уличные направления

2.1.1. Хип-хоп

2.1.2. Брейк-данс

2.1.3. Локинг

2.2. Модерн

2.2.1. Техника Марты Грэм (Грэхем)

2.2.2. Контактная импровизация

2.2.3. Контемпорари

2.3. Джаз-танец

2.3.1. Бродвейский джаз

2.3.2. Лирический джаз

2.3.3. Афро-джаз

3. Заключение

4. Список использованной литературы

5. Приложения


1. Введение.

 

Что такое современный танец? Сейчас для нашего уха названия танцев, например: джаз, модерн, контемпорари, блюз и др., стали уже достаточно привычными благодаря телевизионным передачам.

Но не смотря на это, наше современное общество под понятием «современный танец» подразумевает лишь уличные направления (хип-хоп, брейк дэнс, локинг, попинг и др.) и технику «контемпорари», но ведь современный танец гораздо многообразен. Поэтому я считаю выбор данной темы очень актуальным. Детям необходимо раскрывать всю полноту, разноплановость, многожанровость современной хореографии.

Целью данной работы является исследование и обобщение различных стилей современного танца.

Задачи данной работы:

1. Классифицировать техники и стили современной хореографии;

2. Исследовать историю развития разных стилей и техник современной хореографии;

3. Изучить влияние современной хореографии на эстетическое воспитание личности учащихся.

 

2. Основная часть.

 

Современный танец, как и любое хореографическое искусство, имеет свою квалификацию. Рассмотрим, какие стили и техники включает в себя понятие современная хореография. (Приложение 1)

Вообще стилей и техник современного танца великое множество. Также, как и в русском танце в каждой области есть свои особенности исполнения, так и в современной хореографии есть своя манера и стиль, различающиеся в отдельных районах, городах и даже странах. Но, как и в традиционных видах хореографии, классическом, народном танце в современном существуют упражнения у станка, которые могут быть учебными либо характерными.

В современной хореографии параллельные позиции ног сосуществуют с выворотными, а руки теряют присущую классике округлость и приобретают вид одной или нескольких прямых линий.

 

2.1. Уличные направления

 

Как уже было сказано выше наиболее известными и распространенными являются уличные танцы.

Уличные стили начали свою историю в США в 70 - 80-е годы годах прошлого века. Молодые люди, собираясь вместе, устраивали своеобразные танцевальные соревнования – баттлы. Вначале они носили стихийный характер, а затем стали организовываться заранее. К таким соревнованиям танцоры стали специально готовиться, приглашать болельщиков и зрителей. Сейчас такие состязания ежегодно проводятся и на локальном, и на международном уровне в разных местах земного шара.

Обычно выступления танцоров уличных танцев носят импровизационный характер, но в соревнования включаются и готовые номера. Развитие уличных танцев не стоит на месте. И сейчас создаются новые элементы, направления, стили, течения. Происходит и процесс объединения более традиционных стилей с уличными, что приводит к появлению новых, довольно оригинальных гибридных форм танца, таких как, например, стрит-джаз.

Под общим названием «уличные танцы» объединены танцы разных стилей и направлений. У каждого из них своя техника и свои особенности. Это танцы, которые исполняются с удовольствием, а не под давлением строгих норм и стандартов. Настроение танцора сегодня и сейчас – это главное наполнение уличных танцев. Основной упор исполнитель делает на индивидуальность и оригинальность.

2.1.1. Хип-хоп.

Одним из самых распространенных стилей уличных танцев является хип – хоп.

Как музыкальный и танцевальный стиль хип-хоп возник в середине 70-х годов в Бронксе, одном из районов Нью-Йорка. Став продолжением африканского джаза, поначалу стиль имел острую социальную направленность — он был придуман афро- и латиноамериканцами, которые стремились отстоять свои права и выступали против власти.

В начале 1980-х хип-хоп становится основным соревновательным стилем батлов и обретает повсеместную популярность. Именно из хип-хоп-культуры родились популярные hip-hop танцы локинг (locking, loocking), брейк-данс (break dance, breaking), поппинг (popping).

Основой этого стиля является традиционный кач, свойственный многим американским танцам. Часто используются акценты на движениях ног, рук и головы. Hip-hop танцам свойственны легкие акробатические элементы, падения, резкие смены уровней. Европейская школа хип-хопа подразумевает полную импровизацию и допускает практически любые заимствования из других стилей.

Широкие штаны, футболки, бейсболки с прямыми козырьками, куртки и толстовки с капюшонами — все это атрибутика стиля. Обувь — обязательно кроссовки, при этом выбираются известные спортивные брэнды. Часто на хип-хопперах можно увидеть массивные украшения: цепи, браслеты или перстни, но это скорее атрибут общей хип-хоп культуры.

2.1.2. Брейк-данс.

Также не менее популярным стилем является брейк-данс.

В 70-х годах в США танцовщики двигались под ломаный темп музыки (отсюда и современное название — break dance) и впервые стали сочетать падение на землю с элементами вращения.

Есть теория, что брейк зародился как форма выяснения отношений между бандами. Враждующие группы вызывали друг друга на баттлы — состязания, в которых демонстрировали свою силу через танец. Чем больше умение и арсенал движений — тем больше шансов на победу. Считается, что break dance обучение одно из самых сложных. Батлы и по сей день остаются главным видом соревнований среди брейкеров.

80-е годы был настоящий расцвет стиля. Лучшие танцоры активно выступали и работали над созданием элементов: backspin (кручение на спине), windmill (перекатывание или перепрыгивание со спины на спину) и многих других.

Музыка для брейк-данса — ломаные ритмы и темп 110 – 135 ударов в минуту — получила название breakbeat. В одной композиции может звучать музыка нескольких исполнителей; зачастую происходит смешение стилей.

Брейк-данс включает в себя множество элементов, и, чтобы разбираться в стиле, надо знать основные из них: footwork (танцевальные шаги), top rock, freezes (замирания в одной позе).

Главный критерий одежды — удобство. Танцовщики чаще всего выбирают спортивную одежду — нейлоновые костюмы, которые обеспечивают дополнительное скольжение во время исполнения элементов. На ногах обязательно кроссовки.

В выступлении команды брейкеров важно единство стиля. Могут применяться единые элементы — шляпы, банданы, одинаковая обувь или форма целиком.

2.1.3. Локинг.

Очень веселым и легким в восприятии является стиль локинг.

Локинг (locking) появился осенью 1970 года. Именно тогда в один из колледжей Лос-Анджелеса поступил стеснительный парень по имени Дон Кэмпбел. Новичок хорошо учился, занимался атлетикой, но считал себя совершенно неспособным к танцам — до университета он брал несколько танцевальных уроков, но быстро разочаровался в себе. На одной из студенческих дискотек Кэмпбел решился показать свои небогатые танцевальные навыки. Пытаясь вспомнить когда-то выученные движения, Кэмпбел неожиданно замирал в позах между элементами. Зрители были в восторге и просили Кэмпбела повторять танец вновь и вновь. Так был создан локинг (locking) — стиль, который всерьез изменил танцевальные вкусы американской молодежи.

Широкую известность локингу подарило необычайно популярное в США телешоу Soul Train. В нем рассказывали о современных танцевальных направлениях и устраивали соревнования между танцовщиками. Ведущие шоу заинтересовались локингом и пригласили Кэмпбела выступить в прямом эфире. Именно тогда о локинге заговорил весь мир.

Воодушевленный успехом Кэмпбел создал собственную танцевальную группу The Lockers. Вместе они посетили с концертами Европу и США.

Но идиллия длилась недолго, в конце 70-х The Lockers распались, и популярность локинга пошла на спад. И лишь некоторое время назад молодежь снова вспомнила о нем. И вновь передовые локеры дают мастер-классы, устраивают мировые батлы, снимают собственные фильмы и танцевальные клипы. Сейчас стиль переживает свое второе рождение.

Локинг (locking) относится к уличным танцам, а значит, здесь главенствует импровизация. Локер постоянно взаимодействует со зрителями. В каждом движении — позитив, легкое отношение к жизни, и танцовщик волен выбирать любые приемы, чтобы увлечь толпу. Забавные движения, мимика, шутки над зрителями — все возможно в стихии локинга.

Самое важное в локинге — это настроение. Образ продумывается до мелочей и выбираются яркие детали: всевозможные шляпы, кепки, береты, перчатки, свободные штаны на подтяжках, носки в полоску — словом, все, что способно поднять настроение самому себе и толпе вокруг. В целом повторяется привычный уличный стиль, но более выраженный, даже чуть эксцентричный.

В стиле есть несколько базовых движений, которыми должен владеть любой танцовщик. Основа локинга — замок (резкая остановка c переносом веса тела с одной ноги на другую), точка (указание рукой или взглядом на кого-нибудь в толпе) и вариации работы кистями рук (slaps, claps, рace). Более сложные элементы как бы «достраиваются» над базовыми движениями. Ну а высшая ступень для любого локера — это полная свобода и импровизация, так называемый кэмпбеллокинг.

 

2.2. Модерн

 

Конечно, стилей уличного танца гораздо больше, чем было рассмотрено, но это наиболее распространенные из них. Не менее интересное направление – это модерн.

Периодом развития танца модерн считается начало XX века

Родоначальницей модерна можно считать Айседору Дункан. Будучи балериной, она опровергала саму суть классической школы, провозглашая свободу и естественность танцевальных движений. Ближе к середине XX века возникли танцевальные школы в Европе и США, а спустя несколько десятилетий американские хореографы Хани Хольм и Чарльз Вейдман заложили основу современного модерна.

Этот стиль традиционно причисляют к искусству авангарда, и сейчас общество испытывает к нему огромный интерес. Пример этого интереса можно было видеть в грандиозных шоу различных телеканалов «Лед и пламень», «Танцы», «Болеро». Создаются целые спектакли, в которых танец является главным выразительным средством.

Модерн изначально произошел из классического балета. В нем танцоры стремились выйти за рамки правильной классики. Этот стиль стал своего рода эпатажем, который шокирует привычный взгляд зрителя ломаными движениями и немыслимыми акробатическими фигурами.

Стиль музыкальной композиции к танцу модерн неважен. Главное условие музыки — многоплановость, выразительность и очень сильная эмоциональная составляющая.

Движения и пластика модерна целиком зависят от того, какую роль в данный момент исполняет танцовщик. Поэтому подавляющее большинство элементов строится на импровизации, наблюдении и подражании. Танцовщик стремится к воздушности, преодолению гравитации и всегда выделяет акценты в мелодии — за более насыщенной музыкой следует более высокая хореография и наоборот.

Основными принципами этой хореографии являлись: отказ от канонов, воплощение современных тем и сюжетов, оригинальные лексическо-пластические средства.

Модерн также называют "свободным танцем", "танцем босоножек", "ритмопластическим танцем".

Действительно, он не "отяжелён" внешними атрибутами, и исполнители нередко выступают босиком, в лёгкий туниках. Рассмотрим стили и техники, которые входят в понятие модерн танец.

2.2.1. Техника Марты Грэм (Грэхем).

Марта Грэм американская танцовщица, педагог и хореограф. В 1930 основала в Нью-Йорке «Репертуарный танцевальный театр». Ее техника фокусирует внимание на использовании сокращений, освобождение, падений и подъемов. Техника характеризуется работой с полом, и движениями с использованием брюшных и тазовых сокращений, контракции. Также характерной чертой является положение рук и кистей.

В танце Марты Грэм (особенно на раннем этапе) на первое место вышли угловатые движения. Здесь все было резко, отрывисто, напряженно. Потому что, как утверждала Грэм, такова настоящая жизнь.

Техника Грэхем формировалась постепенно на протяжении многих лет. Марта Грэм всегда считала, что танцовщик должен развивать свое тело, чтобы сделать его послушным инструментом для танца. Заниматься этим нужно всегда и беспрерывно, и для полного владения возможностями тела требуется многолетний тренаж. Вначале, как все артисты этого направления, она отрицала балетный театр. Грэм демонстративно отвергала и классический тренаж. Позднее, как она признавалась сама, артистка поняла, что нелепо игнорировать то, что является плодом трехсотлетнего опыта, и взяла для себя из классического танца все, что ей казалось полезным.

Со временем постановки Марты Грэм приобретали большую масштабность. Это уже были не концертные номера, а театр, в основе которого была всегда эмоция.

2.2.2. Контактная импровизация.

Необычная и интересная техника - контактная импровизация.

Контактная импровизация – техника современного танца, распространившаяся в США и Европе в конце XX века, основой которой является физический контакт (контактные методы) как отправная точка для импровизации. Такими контактными методами импровизации являются передача веса, встречный баланс, вращение, падение, задержание, подъём и т. п.

Чаще всего контактная импровизация танцуется вдвоем, иногда участвует больше людей.

В контактной импровизации, как и в любой другой практике движения, очень важно правильное выстраивание тела, которое дает возможность легко и безопасно для тела выполнять различные элементы.

Основной чертой танца остается полная свобода движений: танцующие могут перекатываться, висеть и лежать друг на друге или едва касаться друг друга ладонями – все зависит от настроения.

Можно сказать, что настроение – это одно из центральных понятий контактной импровизации: ведь танцевать можно очень медленно и плавно или, напротив, импульсивно и быстро. У этого танца есть своя техника, и далеко не каждому удается освоить ее с первого раза. Но те, кто освоил, творят настоящие чудеса: например, хрупкая девушка может удержать на весу крепкого мужчину только за счет правильного распределения нагрузки.

Через прикосновение, поиск совместных траекторий движения контактная импровизация исследует такие понятия, как поддержка, опора, умение отдавать и принимать, следование и сопротивление, равновесие и баланс, принятие ответственности и поиск решения.

2.2.3. Контемпорари

Наиболее распространенная техника модерна – это контемпорари.

Contemporary dance (контемпорари дэнс) - направление в современной хореографии, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв.

Contemporary танец - современный, постоянно формирующийся стиль. Это то направление в хореографии, где все еще идут поиски языка, выразительных форм. Это не единый стиль, а объединение баз танцевальных методик, взятых из западного (классический танец, джаз-модерн) и восточного (цигун, йога) искусства движения.

Техника контемпорари – это чередование напряженных натянутых мышц и резкого сброса, расслабления, падения и подъемы, плавные перетекания и резкие остановки (часто на прямых ногах), фиксированные батманы, разнообразные прыжки.

Большое внимание уделяется работе в партере (работе с полом).

Contemporary dance обучает многим техникам, но основными являются дыхательные техники, йога.

Может сложиться впечатление, что в контемпорари существует огромное разнообразие форм движения. Отчасти это так, но все же, можно выделить базовые движения этого направления, принципы работы с телом и принципы движения:

- дыхание и его связь с движением,

- различение работы мышц и работы суставов,

- работа с весом, гравитацией, центром тяжести,

- использование инерции,

- работа с окружающим пространством и временем.

 

2.3. Джаз – танец.

 

Самое красочное и зрелищное направление современного танца – джаз.

Джазовый танец был привезен из Африки, но исторически сложился и эволюционировал в США. Художественная особенность джазового танца - совершенная свобода движений всего тела танцора и отдельных его частей, как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства.

Джазовый танец – это, прежде всего, воплощение эмоций танцора, это танец ощущений.

Джаз, пройдя путь от бытового, фольклорного танца через сценический, театральный танец, постепенно становился особым видом танцевального искусства.

К концу 60-х годов XX века джаз-танец прочно занял свое место среди направлений современной хореографии. Его применение было достаточно широко: бытовой танец, танец театральный, танец кино, и, наконец, чисто хореографические спектакли, созданные языком джазового танца.

Джазовый танец сегодня является самостоятельным и равноправным сценическим стилем наряду с классическим балетом и другими танцевальными системами. Но не надо забывать при этом, что огромный вклад в развитие современной мировой танцевальной культуры внес «Черный танец Африки». Именно в афро-американской народной танцевальной культуре содержатся истоки джазового танца, в частности, джаз-танец берет свои корни в негритянских конго-танцах Нового Орлеана.

2.3.1. Бродвейский джаз.

Очень интересным в изучении является Бродвейский или театральный джаз.

Этот стиль возник ещё в 20-е годы ХХ века, в то время, когда джазом стали заниматься профессионально. Танцевальная техника джаз стала следствием огромной популярности бродвейских мюзиклов и взяла своё название от нью-йоркской улицы Бродвей, где и находится знаменитый театр. Для американцев мюзикл стал настоящим праздником и выделился в отдельное театральное искусство, а танец в нём был обязательным элементом.

Классический вариант бродвейского джаза вы можете увидеть в таких известных мюзиклах, как «Чикаго», «Вестсайдская история», «Кошки», «Кордебалет», «Бурлеск» и др.

Бродвейский джаз учит не только технике, а самое главное, манере, актерскому мастерству, правильной подаче, характерности.

Это танец-спектакль, где выражение личности и движения максимально свободны.

Бродвейский джаз весьма многогранен. Он идеально сочетает техничность и зрелищность. Основные движения Бродвейского джаза: эффектное выведение рук, кики, скольжения, прыжки.

В одежде могут использоваться такие элементы как шляпа, трость, перчатки.

2.3.2. Лирический джаз.

Следующий стиль – это лирический джаз.

Лирический джаз – поэтичный, экспрессивный, стиль, выражающий глубоко личные эмоции и переживания, основывается на словах песни, которые являются движущей силой и ключевым источником вдохновения для танца.

Лирический джаз образован от смешения танцевальных техник балета, джаза и модерна.

Основа стиля – балет, который совмещает в себе разнообразие технических элементов классического балета, джазовую подвижность, эмоциональность и лёгкость. Лирический джаз характеризуется плавными открытыми линиями тела, он сходен с балетом своим потоком грациозных движений. Движения полны резкости и плавности одновременно, что является характерной чертой данного стиля.

Лирический джаз развивает гибкость, координацию движений и степень владения своим телом.

 

2.3.3. Афро-джаз.

Самый экспрессивный, зажигательный стиль – афро джаз.

Возникновение этого танцевального стиля связывают с тридцатыми годами XX века.

Свои корни афро-джаз берет из африканского танца. Афро-джаз можно узнать по его усиленной ритмике и чувствам. Это своеобразное повторение стиля, присущего аборигенам.

Афро-джаз - это смесь джаза и этнического танца самых разных народов, в основном конечно африканских, особенно эффектно смотрится под барабаны.

Основной особенностью, отличающей афро-джаз от джаза, является африканская самобытность стиля. Наряду с классическими джазовыми элементами танца, в афро-джазе используются музыкальные мотивы Африки. Этнический корень танца придает джазу новое звучание и визуальную окраску. Джазовые повороты танца идеально сливаются с этническими африканскими ритмами.

Афро-джазу свойственна высокая пластика танцоров, движения бедрами, хаотичное выбрасывание рук в разные стороны. Главное требование ко всем этим движениям ритмичность и пластика. В афро-джазе большое внимание уделяется импровизации, а также работе корпуса, который должен быть свободным.

В афро джазе используют движения Африки. Широкие движения тазом преобладают в танце. Согласно истории, таким способом мужчины привлекали внимание аборигенок. Танец обладает еще одной особенностью. Движения направлены вниз! Таким образом, аборигены обращались к богу. Они были убеждены в том, что бог в земле, а не на небе.

 

3. Заключение

 

Конечно, стилей и техник современной хореографии великое множество. Благодаря синтезу и смешению появляются новые направления. Современный танец постоянно формирующийся стиль. Это то направление в хореографии, где все еще идут поиски языка, выразительных форм.

Влияние времени - это закон, который никому еще не удавалось обойти ни в политике, ни в науке, ни тем более в искусстве. Более, ста лет в США, затем в Западной Европе и других странах развивается современный танец различных стилей, манер и направлений. Наконец это развитие коснулось и нашей страны. Появляется все больше коллективов этого направления, главной целью которых является не только приобщение детей к этому виду хореографии, но и развитие их творческих способностей, индивидуальности, которая скрыта в них. Благодаря этому у каждого танцевального коллектива есть, свой стиль, манера исполнения. В процессе обучения на учеников оказывает значительное воздействие и формирование нравственных, волевых и психологических качеств, которые становятся постоянными чертами личности. Современная танцевальная культура представляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Она воспитывает умение воспринимать и понимать прекрасное в движении человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, развитии физических, нравственных и волевых качеств. Современный танец только получает свое развитие в нашей стране и это дает большую возможность молодому поколению балетмейстеров и танцовщиков повышать уровень исполнительской культуры, раскрывает новые пути, решения танцевальной композиции, дает толчок к дальнейшим исследованиям и совершенствованию в области современной хореографии.

 


4. Список использованной литературы

 

1. Александрова Н. А., Голубева В. А. Танец модерн: Пособие для начинающих. 2-е изд., стер. – Спб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2011. – 128 с.: ил. (+DVD). – (Мир культуры, истории и философии).

2. Бурцева Г. В. Технология профессионального обучения педагога хореографа в контексте инновационной деятельности / Г. В. Бурцева - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006.-315с.: ил. Гельниц Г., Шульц-Вульф Г.

3. Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. - М.: Книга, 2005 - 345с.

4. Захаров Р. Слово о танце. - М.: Молодая гвардия, 1989 – 159 с.

5. Культурная традиция и современный танец в образовательном хореографическом пространстве сибирского региона/под ред. Г.В. Бурцевой. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. -227с.

6. Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. - М.:ИД «Один из лучших», 2004-414с.

7. Фомин А.С. Танец: понятие, структура, функции. М.: Книга, 1990 - 32 с.


Приложение 1

Классификация стилей и техник современного хореографического искусства

 

Современная хореография
Уличные танцы Модерн Джаз - танец
• Хип-хоп • Брэйк – дэнс • Локинг • Поппинг • Хаус • Ragga • Go-go • Wacking • и др.   • Техника М. Грэм • Техника Х. Лимона • Техника релиза • Техника свинга • Контактная импровизация • Техника контемпорари • и др.   • Стиль блюз • Лирический джаз • Бродвейский или театральный джаз • Hot джаз • Джаз – латина • Афро – джаз • и др.  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: