ТЕМА 1. Диалектика: философское учение




О всеобщих связях и развитии

1. Диалектика и ее исторические формы. Структура диалектики: объективная и субъективная диалектика; принципы, законы и категории диалектики. Метафизика как альтернатива диалектики.

2. Закон единства и взаимоисключения противоположностей. Противоречие, его структура и типы. Специфика социальных противоречий.

3. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Качественные и количественные характеристики вещей. Понятие меры. Скачок и его формы.

4. Закон отрицания отрицания. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания. Цикличность и поступательность прогрессивных изменений. Повторяемость в процессе прогрессивного развития.

5. Категории диалектики: единичное и общее; сущность и явление; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.

6. Системность и нелинейность бытия. Синергетика и глобальный эволюционизм как современные формы диалектического миропонимания

Основные понятия: диалектика, метафизика, догматизм, со­фистика, эклектика, релятивизм, закон, категория, противоречие, свойство, мера, эволюция, революция, прогресс, регресс, детерминизм, индетерминизм, сущность, содержание, форма, причина, необходимость, случайность, возможность, действительность, система, структура, элемент, волюнтаризм, фатализм, отрицание, синергетика, бифуркация, глобальный эволюционизм.

Литература для подготовки к семинарскому занятию

Основная

1. Трофимов, В.К. Основы философии: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – С. 118–192.

2. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – С. 295-300.

 

Дополнительная

1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / Авт. колл. И.Т. Фролов [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2002. – С.138-146.

2. Горбачев, В.Г. Основы философии: курс лекций: учебное пособие / В.Г. Горбачев. –2-е изд., перераб. и доп. – Брянск: Курсив, 2000. – С. 165-179.

3. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учеб. пособие / Т.Г. Лешкевич. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С.180-187.

4. Родчанин, Е.Г. Философия для техн. вузов (исторический и систематический курс): учебник / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д.: Наука-Пресс, 2007. – С.139-161.

5. Стрельник, О.Н. Философия: учебное пособие / О.Н. Стрельник. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – С. 113-118.

6. Трофимов. В.К. Общие проблемы философии науки. Курс лекций: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009.– С. 79-84.

7. Философия: курс лекций: учеб. пособие для студ. вузов / под общей ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – С. 58-89.

8. Философия: учеб. пособ. для студ. вузов / В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов, Е.З. Волчек [и др.]; под общей ред. Ю.А. Харина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – С. 125-137.

9. Философия: учеб. пособие / Под ред. Н.И. Жукова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: НТЦ «АПИ», 1999. – С. 190-194.

10. Философия: учеб. пособ. для высш. учебн. завед. – (2-е изд., перераб. и доп.) – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С. 130-133.

Упражнения

1. Учение о развитии в его наиболее полном виде – ###.

2. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип – ###.

3. Источник развития, с точки зрения диалектики, - становление и разрешение – ###.

4. Необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями в природе и обществе – ###.

5. Укажите законы, относящиеся к диалектической концепции развития:

а) Закон сохранения массы и энергии;

б) Закон единства и взаимоисключения противоположностей;

в) Закон всемирного тяготения;

г) Закон сохранения импульса;

д) Закон перехода количественных изменений в качественные;

е) Закон отрицания отрицания.

6. Из приведенного перечня философских понятий выделите основные категории диалектики: материя и сознание; бытие и небытие; единичное, особенное, общее; содержание и форма; чувственное и рациональное; субъект и объект; причина и следствие; ощущение и понятие; необходимость и случайность; возможность и действительность; имманентное и трансцендентное; содержание и форма; пространство и время; человек и природа; часть и целое; сущность и явление.

5. Назовите философа, который впервые в истории европейской философии сформулировал законы диалектики как теорию развития: а) Аристотель,

б) Ф. Аквинский, в) И. Кант, д) Г. Гегель, е) Ф. Ницше, ж) Ф. Шеллинг.

6. Назовите область современного научного знания, связанную с изучением явлений самоорганизации и претендующую на роль основания новой научной картины мира: а) дианетика, б) теософия, в) синергетика, г) постмодернизм.

7. Как отражена в данном стихотворении идея причинности? Неизвестный английский поэт XVIII века писал:

«Все в мире связано вокруг,

Примеры мы не будем множить,

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды мог не потревожить?»

8. Скажите, о каком отрицании идет речь в следующем стихотворении:

«Мы во власти мятежного страстного хмеля,

Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты».

Во имя нашего Завтра – сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: