Педагогическая технология




Педагогическая технология — это система действий для достижения педагогических целей. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

1. Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование процесса достижения образовательных целей.

2. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

3. Управляемость. Предполагает возможности диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

4. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

5. Воспроизводимость. Подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Описание педагогической технологии можно представить в следующей структуре:

· Название технологии, отражающее основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса.

· Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования):

o целевые установки и ориентации;

o основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения);

o позиция ребенка в образовательном процессе.

· Процессуальная характеристика:

o особенности методики, применения методов и средств обучения;

o организационные формы образовательного процесса;

o управление образовательным процессом;

o категория учащихся, на которых рассчитана технология.

· Программно-методическое обеспечение:

o учебные планы и программы;

o учебные и методические пособия;

o дидактические материалы;

o наглядные и технические средства обучения;

· диагностический инструментарий.

 

Методическая разработка

Это тоже один из основных видов методической продукции. Если методические рекомендации нередко составляются на методическую продукцию других авторов, то есть являются вторичными, то методическая разработка — это авторский методический продукт. Более того, это, чаще всего, первичный методический продукт, рожденный непосредственно практиком в ходе его педагогической деятельности. Именно эта практичность методической разработки (урока, мероприятия, выступления, выставки и пр.) делает ее особенно ценной.

Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может представлять собой:

· разработку конкретного урока;

· разработку серии уроков;

· разработку темы программы;

· разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

· разработку общей методики преподавания предметов;

· разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

· методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

· методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить»;

· содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели конкретного занятия, программы, методики и т. д.;

· содержание методической разработки должно быть понятным и применимым на практике в любых условиях;

· методические разработки не должны повторять содержание учебников, учебных программ и иных методических разработок других авторов;

· материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко;

· язык методической разработки должен быть лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать общепринятой в педагогике;

· рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны подкрепляться описанием педагогического опыта;

· методическая разработка должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, уровневые задания и т.д.).

Примерная схема методической разработки:

· автор разработки, должность, место работы;

· название разработки.

· название и форма проведения дела (урок-диспут, выставка ученических работ, педагогический совет и т. д.);

· пояснительная записка:

· цели и задачи проводимого дела;

· целевая категория (возраст детей, группа детей, группа педагогов и пр.);

· условия для проведения;

· оборудование и оформление;

· методические советы на подготовительный период (распределение поручений, работа советов дел и т. д.);

· сценарный план, ход проведения дела.

· методические советы организаторам и участникам:

o на какие особо важные и трудные моменты обратить внимание,

o пути создания эмоционального настроения,

o место проведения,

o варианты оформления;

· методические советы на итоговый период (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата);

· список использованной литературы;

· приложения (ссылки на источники дополнительного материала, подбор сопровождающих материалов, таблиц, схем).

Сегодня нередко встречаются методические разработки, авторы которых стремятся все содержание поместить в таблицу. Такой способ расположения методического материала возможен и иногда даже желателен, но лишь в качестве вспомогательного. Он более компактен, но, к сожалению, плохо отражает временное течение урока, мероприятия. Такое компактное табличное изложение лучше поместить в приложение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: