1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ
Одной из важнейших задач, возложенных на ГО и РСЧС, является ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС).
По характеру источника чрезвычайные ситуации подразделяются на природные, техногенные, биолого-социальные и военные.
Наиболее характерными последствиями ЧС являются:
разрушения, возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях;
радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно-опасных объектах, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества;
химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих опасные химические вещества (ОХВ), а также аварий на транспорте, перевозящем указанные вещества;
массовые пожары, являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности;
затопления, возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружений, цунами, селях и других природных явлениях;
эпидемии, эпизоотии, эпифитотии – массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений.
Одним из основных мероприятий защиты населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) является проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).
АСДНР в зонах ЧС проводятся с целью срочного оказания помощи населению, которое подверглось непосредственному или косвенному воздействию природы, техногенных аварий и катастроф, а также вызванных военными действиями или вследствие этих действий. АСДНР ведутся также с целью ограничения масштабов, локализации или ликвидации возникших при этом ЧС.
АСДНР – это комплекс неотложных работ, который должен обеспечить поиск и удаление людей за пределы зон действия факторов, оказание неотложной помощи пострадавшим и их эвакуацию в лечебные учреждения, создание для спасенных необходимых условий физиологически нормального существования человеческого организма, блокирование, локализация или нейтрализация источников опасности, снижение интенсивности, ограничение распространения и устранения действий полей поражающих факторов в зоне действия, аварии или катастрофы до уровней, позволяющих эффективно применять другие мероприятия защиты. (Слайд № 1)
Неотложные работы включают:
- аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы;
- оказание экстренной медицинской помощи;
- проведение санитарно-эпидемических мероприятий;
- охрану общественного порядка в зоне ЧС.
Аварийно-восстановительные работы (АВР) проводятся для создания условий эффективного ведения аварийно-спасательных работ, защиты населения и сил ликвидации ЧС от поражающего воздействия ЧС, а также поддерживания жизнедеятельности населения в зоне ЧС.
Аварийно-спасательные работы в зоне ЧС (АСР) проводятся с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью.
К АСР относят:
- поисково-спасательные работы;
- горноспасательные работы;
- противофонтанные работы;
- работы, связанные с тушением пожаров;
- работы по ликвидации медико-санитарных последствий возникновения источников ЧС.
АСР и АВР представляют:
- разведку в интересах проведения указанных работ;
- инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС;
- локализацию и ликвидацию различных очагов повышенной опасности;
- поиск, спасение, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших;
- создание необходимых условий для жизнеобеспечения населения;
- обеспечение безопасности населения и сил ликвидации ЧС.
Экстремальная медицинская помощь (ЭМП) организуется и проводится с целью сохранения жизни и здоровья пораженных предупреждения различных осложнений их состояния.
ЭМП включает в себя комплекс лечебно-диагностических, лечебных, лечебно-эвакуационных и санитарно-эпидемиологических мероприятий.
Лечебно-диагностические и лечебные мероприятия предусматривают:
- проведение биологической и медицинской разведок;
- определения состояния пораженных, их диагностирование и сортировку;
- оказание пораженным первой медицинской помощи;
- оказание пораженным первой врачебной помощи;
- оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи;
- создание условий для последующего успешного лечения и реабилитации пораженных и больных в зоне ЧС или в стационарных лечебных учреждениях вне ее;
- лечебно-эвакуационные мероприятия.
Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (ЛЭО в ЧС) – часть системы медицинского обеспечения, представляющая собой комплекс своевременных, последовательно проводимых мероприятий по оказанию экстренной медицинской помощи (ЭМП) пораженным в зонах ЧС в сочетании с эвакуацией их в лечебные учреждения для последующего лечения.
ЛЭО подлежат все лица, получившие поражения в ЧС и нуждающиеся в медицинской помощи (МП).
Основными целями ЛЭО являются:
- спасение жизни пораженным, снижение инвалидности, смертности путем своевременного оказания помощи (МП).
- предупреждение возникновения инфекционных заболеваний.
ЛЭО предусматривает:
- своевременное оказание МП в необходимом объеме, исходя из состояния пораженных и сложившейся обстановки в зоне ЧС;
– вынос (вывоз) пораженных из зоны ЧС, проведение медицинской сортировки;
- подготовка и осуществление эвакуации пораженных, требующих квалифицированного и специализированного лечения в соответствующих лечебных учреждениях.
В ЧС применяются организационные принципы оказания МП пораженному населению, исходя из конкретной обстановки в зоне ЧС и учитывая факторы времени и места.
В основу организации ЛЭО закладывается двух этапная система помощи пораженным в ЧС:
- своевременная первая медицинская и первая врачебная помощь, сортировка и эвакуация в лечебные учреждения, осуществляемые непосредственно в зоне ЧС;
- квалифицированная, специализированная медицинская помощь, организуемая за пределами зоны ЧС.
На обеих этапах ЛЭО должны использоваться единые методы лечения, при соблюдении строгой преемственности и последовательности лечения.
Одной из основных задач ЛЭО является транспортировка пораженных. Для перевозки пораженных используется санитарный транспорт и только в исключительных случаях допускается применение транспортных средств общего назначения, исключающих соответствующее медицинское оборудование.
В зонах ЧС, как правило, следует осуществлять комплекс противоэпидемических мероприятий (выявление инфекционных больных, проведение экстренной профилактики, дезинфекции, санитарной очистки территории и т.п.) для предупреждения возникновения или обострения инфекционных болезней.
Первая медицинская помощь (ПМП) пораженным оказывается непосредственно на месте поражения. Это достигается двумя путями:
- пораженные оказывают само- и взаимопомощь;
- немедленным привлечением медицинских формирований.
ПМП оказывается самим населением, спасателями или формированиями. Она включает:
- временную остановку кровотечения с помощью давящих повязок или жгута (закрутки из подручных средств);
- наложение повязки при повреждении кожи, ранении мягких тканей, ожоге или обморожении;
- иммобилизацию конечностей при переломах костей, сдавливании тканей, ушибах,
- восстановление дыхания и сердечной деятельности путем применения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;
- согревание обмороженных участков тела до появления красноты;
- введение обеззараживающих средств, антидотов и т.д.
Медицинские формирования, как правило, используются только по назначению и не привлекаются к работам по извлечению из завалов, выноса из горящих зданий, к погрузочным работам и др., которые должны выполняться аварийно-спасательными формированиями. (Слайд 4)
Санитарно-эпидемические мероприятия предусматривают:
- проведение санитарно-эпидемической разведки;
- установление характера инфекционных патологий;
- активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и эвакуация в инфекционные больницы из зоны ЧС;
- предупреждение заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС;
- выявление лиц, подвергшихся риску заражения, медицинское наблюдение за ними;
- соблюдение мер, снижающих возможность рассеивания инфекции, предупреждение выноса инфекционных болезней из зоны ЧС;
- введение, при необходимости, системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервация, карантин);
- проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации, детоксикации в зоне ЧС;
- осуществление экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям;
- проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения в зоне ЧС по предупреждению инфекционных заболеваний.
Охрана общественного порядка в зоне ЧС проводится с целью организации и регулирования движения транспортных средств, соблюдения установленного режима, а также воспрещения противоправных действий в зоне ЧС.
Мероприятия по охране общественного порядка предусматривают:
- организацию регулирования, обеспечение безопасности дорожного движения всех видов транспорта и техники в зоне ЧС, контроль за ее использованием;
- контроль за соблюдением установленного режима в зоне ЧС;
- пресечение массовых беспорядков, воровства, мародерства, распространения ложных слухов;
- охрану материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества населения;
- учет и передачу в соответствующие органы обнаруженных в зоне ЧС материальных ценностей;
- учет эвакуированного населения, пострадавших, погибших, опознание трупов.
Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (ЖОН ЧС) – это совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, месту и времени действий территориальных и ведомственных органов управления, сил, средств и соответствующих служб, направленных на создание условий необходимых для сохранения здоровья в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах отселения пострадавшего населения. ЖОН ЧС должно обеспечивать выживание населения на основе удовлетворения его первоочередных потребностей по установленным нормам и нормативам ЧС в жизненно важных видах материальных средств и услуг.
(Слайд 6)
Первоочередные потребности населения в ЧС делятся на следующие группы:
а) обеспечение водой:
- лечебно-медицинских учреждений;
- санитарно-гигиенической обработки и профилактики населения;
- хозяйственно-питьевых коммунально-бытовых нужд пострадавшего населения и личного состава спасателей.
б) обеспечение продуктами питания пострадавшего в ЧС населения и фуражем животноводства.
в) обеспечение жильем пострадавшего населения:
- развертывание и сооружение временного жилья (палаток, юрт, землянок, сборных или передвижных домов и т.п.);
- использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, домов отдыха, санаториев, детских, оздоровительных лагерей и т.п.).
г) обеспечение предметами первой необходимости:
- верхняя одежда, обувь, головные уборы;
- постельные принадлежности;
- минимум предметов галантереи и парфюмерии (нитки, иголки, мыло и т.п.);
- необходимые бытовые приборы (светильники, печи и т.п.).
д) информационное обеспечение населения:
- оповещение о возможности и факте возникновения ЧС и ее последствиях;
- доведение информации о правилах поведения в зоне ЧС;
- доведение информации о ходе развития ЧС и о принятых мерах по ее ликвидации.
ж) медицинское и санитарно-эпидемическое обеспечение;
з) транспортное обеспечение;
е) обеспечение коммунально-бытовыми услугами (удовлетворение минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном, ритуальном обслуживании).
В интересах АСР и АВР проводится разведка. (Слайд №7)
Разведка должна отвечать следующим общим требованиям:
-непрерывность;
-своевременность;
-полнота и достоверность данных.
Основными видами разведки являются:
- биологическая;
- инженерная;
- медицинская;
- радиационная;
- санитарно-эпидемическая;
- химическая;
- пожарная.
Биологическая разведка должна:
- определить масштабы и границы зон заражения;
- выявить источники, определить вид и характер заражения;
- вести постоянное наблюдение и контроль за соблюдением обстановки.
Инженерная разведка должна:
- определить состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
- определить места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС;
- определить состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;
- установить наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;
- установить нахождение пострадавших.
Медицинская разведка должна:
- выявить пораженных, их численность и состояние;
- наметить пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;
- определить районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.
Радиационная разведка должна:
- выявить источник радиоактивного загрязнения;
определить характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
- определить направления и районы с наименьшими уровнями радиации;
- вести постоянные наблюдения и контроль за изменением радиационной обстановки;
- предоставлять необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.
Химическая разведка должна:
- выявить источники химического загрязнения;
- определить вид опасного химического вещества, характер и масштабы загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
- определить обходы участков химического заражения;
- предоставить необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности;
- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.
Санитарно-эпидемическая разведка должна:
- определить санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;
- предоставить необходимые данные для ведения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации, карантина);
- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.
Пожарная разведка должна:
-определить виды, параметры и границы очагов пожаров, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров;
-оценить степень загазованности и задымления в очагах пожаров;
-определить пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
выявить потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров;
-первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
Перечень видов АСДНР может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации (слайд 2).
АСДНР в зонах ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ, проводятся в комплексе и выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских частей МО РФ и другими формированиями. Они должны вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду до их полного завершения.(Слайд 8)
Успешное проведение АСДНР достигается:
- заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении ЧС, в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;
- экстренным реагированием на возникновение ЧС (организацией эффективной разведки, приведением в готовность и созданием в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременным вводом ее в зоны ЧС);
- непрерывным ведением АСДНР днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с применением способов и технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей АСФ; неуклонным выполнением установленных режимов работы и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;
- организацией бесперебойного и всестороннего материально-технического и других видов обеспечения работ, жизнеобеспечения пострадавших и спасателей.
Для организованного проведения АСДНР в зонах ЧС планируется создание группировки сил и средств РСЧС.
Наращивание группировки сил и средств РСЧС в районе ЧС осуществляется по их готовности.
Соединения и части войск ГО привлекаются для ведения АСДНР по решению министра МЧС, распоряжением начальника Регионального Центра ГОЧС.
Региональные поисково-спасательные службы (ПСС) привлекаются для ведения указанных работ решением начальника соответствующего РЦ, а территориальные ПСС – решением Председателя соответствующей территориальной Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС и ПБ).
По мере прибытия в район ЧС силы и средства РСЧС поступают в распоряжение соответствующей КЧС и ПБ или иного органа управления, на который возложены задачи организации АСДНР (Правительственная комиссия, оперативная группа МВК, оперативная группа МЧС России или соответствующего регионального центра МЧС России).
В целях наиболее полного удовлетворения потребностей и оперативного решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС организуется всестороннее обеспечение органов управления, сил и средств РСЧС, участвующих в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС.
В зависимости от вида и масштабов ЧС обеспечение осуществляется соответствующими территориальными и функциональными подсистемами РСЧС.
При необходимости, для ликвидации ЧС, используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством РФ, законодательством субъектов РФ нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Ответственность за порядок обеспечения возлагается на соответствующих председателей комиссии по ЧС и ПБ.
Проведение АСДНР можно условно разделить на 3 этапа:
I этап – Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению полномасштабных (при необходимости) АСДНР.
II этап – Проведение полномасштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.
III этап – Ликвидация последствий ЧС.
На первом этапе решаются три основных блока задач:
1.Экстренная защита населения и оказание помощи пострадавшим:
- оповещение об опасности;
- использование средств индивидуальной защиты, убежищ (укрытий) и применение средств медицинской профилактики;
- эвакуация рабочих, служащих и населения из районов, где есть опасность поражения;
- соблюдение режимов поведения;
- розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им медицинской помощи.
2.Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий ЧС.
- локализация очагов поражения, перекрытие или источников выделения опасных веществ (излучений);
- приостановка или отключение технологических процессов;
- тушение пожаров;
- санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники.
3.Подготовка к проведению полномасштабных АСДНР.
- проведение разведки, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;
- приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств РСЧС;
- выдвижение ОГ и определение границ зоны ЧС;
- принятие решения на проведение АСДНР.
Хотелось бы обратить внимание на такой важный вопрос, как определение зоны ЧС.
Границы зоны ЧС определяет в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, исходя из складывающейся обстановки, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.09.1996г. №1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан, снижения ущерба здоровью людей и окружающей среде, материальных потерь, а также восстановления жизнедеятельности людей в зоне ЧС может вводится чрезвычайное положение в соответствии с действующим законодательством РФ
В Федеральном законе «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» руководство работами по ликвидации ЧС определено следующим образом:
1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС.
2. Руководители аварийно-спасательных служб (АСС), аварийно-спасательных формирований (АСФ), прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия организации, к АСДНР.
3. Решения руководителей ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
4. Никто ни вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС по руководству работами по ликвидации ЧС.
5. Полномочия руководителя ликвидации ЧС определяются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством РФ.
6.В случае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:
о проведении эвакуационных мероприятий;
об обстановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;
об использовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;
о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;
о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации ЧС обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.
7.Руководители ликвидации ЧС, руководители АСС, АСФ имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.
8.В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации ЧС могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению людей, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций. (Слайд 10)
Второй этап – этап полномасштабного проведения АСДНР в зонах ЧС, характерен, прежде всего, тем, что на этом этапе окончательно вырабатывается решение на проведение АСДНР, осуществляется постановка задач силам и средствам, организуется управление, взаимодействие, всестороннее обеспечение действий, проводится весь необходимый комплекс АСДНР, осуществляется контроль за выполнением поставленных задач силами и средствами РСЧС, при этом продолжаются решаться задачи I этапа АСДНР.
АСДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате последствий ЧС. После окончания этих работ основная часть сил РСЧС может выводится из зоны ЧС, остаются те формирования, которые выполняют специфические для них задачи. (Слайд 11)
Третий этап – этап решения задач по ликвидации последствий ЧС.
1. Первая группа работ проводится в целях создания условий и организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения:
-дезактивация, дегазация и дезинфекция территории, дорог, сооружений и других объектов;
- выдвижение в район ЧС мобильных формирований жизнеобеспечения;
- перераспределение ресурсов в пользу пострадавшего района;
- организация топливно-энергетического и транспортного обеспечения работы систем и объектов жизнеобеспечения населения (ЖОН);
- организация восстановления систем первоочередного ЖОН;
- организация медико-санитарного обеспечения и др. необходимых мер;
- реэвакуация населения (после создания необходимых условий).
Мероприятия первой группы планируются и проводятся под руководством соответствующих КЧС.
Передача объектов зоны ЧС для проведения работ и вывод сил и средств РСЧС из зоны ЧС.
После выполнения аварийно-спасательных работ создается совместная комиссия из представителей МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, соответствующих КЧС, местных органов исполнительной власти и руководителей объектов социального и производственного назначения для передачи объектов и зоны ЧС.
Комиссия оценивает объем выполненных АСДНР, готовит акт на передачу объектов и зоны ЧС соответствующим органам исполнительной власти или руководителям объектов социального и производственного назначения.
В акте указывается объем выполненных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и объем необходимых работ по восстановлению нормального функционирования экономики (объектов) и условий жизнедеятельности населения в пострадавшем районе.
Акт подписывается членами комиссии и утверждается соответствующим руководителем органа исполнительной власти или руководителем объекта социального и производственного назначения.
С утверждением акта на передачу окончательное восстановление всей инфраструктуры возлагается на руководителя соответствующего органа исполнительной власти или руководителя организации.
Силы и средства РСЧС из зоны ЧС выводятся на основании решения соответствующей КЧС и ПБ после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.
В целях организованного вывода сил и средств разрабатывается план вывода, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.
2. Работы второй группы проводятся в целях восстановления деятельности объектов, пострадавших при ЧС. К ним относятся восстановление или строительство зданий, восстановление производственного оборудования или установка нового, восстановление электроснабжения и транспорта, выполнение запасов материальных средств, восстановление плотин, восстановление хозяйственных связей и т.п.
Мероприятия второй группы проводятся под руководством министерств и ведомств, к которым относятся пострадавшие объекты, и местных (районных, городских, областных) органов исполнительной власти. КЧС оказывает им помощь и контролирует выполнение мероприятий, проводимых силами строительных, монтажных и других специализированных организаций.
Органы управления РСЧС в мирное время, в зависимости от обстановки, работают в режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Режимы их работы устанавливают соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления в зависимости от масштабов прогнозируемой или возникшей на их территории ЧС.
Воинские части и соединения ГО приводятся в готовность к выполнению поставленных задач в военное время согласно руководящих документов по степеням боевой готовности ГО, а в мирное время по степеням готовности для выполнения специальных работ № 1, 2.
Для удобства организации работ и управления силами территорию зоны ЧС делят на зоны. Каждая зона может включать один или несколько городов и сельских районов. В свою очередь территория города делится на секторы, секторы – на участки, а участки – на объекты работ.
На участке назначаются руководители работ, которому подчиняются все подразделения и формирования, выполняющие работы на этом участке.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ.
Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР можно разделить на три этапа: в отсутствии угрозы возникновения ЧС, при угрозе возникновения и после возникновения ЧС.
Действие органов управления при проведении АСДНР
Для управления силами и средствами РСЧС при ликвидации ЧС создается система управления – совокупность функционально связанных органов и пунктов управления, систем связи, оповещения, комплексов средств автоматизации, а также автоматизированных систем, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации.
Непосредственно руководство проведением АСДНР осуществляют комиссии по ЧС:
-в локальных ЧС, распространение последствий которых не выходит за пределы территории объектов производственного и социального назначения – объектовые комиссии по ЧС с участием, при необходимости, оперативных групп комиссии по ЧС органов местного самоуправления и ведомственных комиссий по ЧС;
-в местных ЧС, распространение последствий которых не выходит за пределы территории населенного пункта, города, района – комиссии по ЧС органов местного самоуправления;
-в территориальных ЧС, распространение последствий которых не выходит за пределы территории субъекта РФ – комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;
-в региональных ЧС, распространение последствий которых ограничено территорией нескольких субъектов РФ (не более двух) – региональные центры МЧС России и комиссии по ЧС субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;
-в федеральных ЧС, распространение последствий которых охватывает территорию нескольких субъектов РФ, а также при трансграничных ЧС, когда поражающие факторы ЧС выходят за пределы Российской Федерации – Межведомственная (Правительственная) комиссия по ЧС.
Правительственная комиссия может создаваться решением Правительства РФ для ликвидации крупномасштабных ЧС. Основной задачей комиссии будет являться руководство и координация действий федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ при ликвидации ЧС и ее последствий.
Руководителем Правительственной комиссии может быть Председатель Правительства РФ или Министр МЧС России и председатель Межведомственной комиссии по ЧС, а также другое руководящее лицо из состава Правительства РФ
Элементами органов управления в районах ЧС в зависимости от их масштаба и характера могут быть:
- оперативные группы МВК, МЧС России и его региональных центров, министерств и ведомств Российской Федерации, возглавляющих функциональные подсистемы РСЧС, и их региональных (территориальных) органов управления, Минобороны, МВД, Федеральной службы безопасности и других министерств и ведомств;
- оперативные группы КЧС и ПБ субъектов Российской Федерации;
- оперативные группы КЧС и ПБ муниципальных образований, действующих на территории, где произошла ЧС;
- оперативные группы потенциально опасных объектов, на которых произошла ЧС или которые оказались в зоне ЧС;
- органы управления других сил, участвующих в ликвидации ЧС.
В отсутствии угрозы возникновения ЧС проводятся следующие мероприятия:
- сбор информации о субъектах ЧС;
- планирование АСДНР в возможных зонах ЧС, в том числе и обеспечения действия сил;
- создание системы управления для действия в ЧС и обеспечение ее постоянной готовности;
- создание, оснащение и подготовка сил и средств РСЧС для проведения АСДНР;
- организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием объектов окружающей среды;
- создание резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС.
При угрозе возникновения ЧС органы управления и подчиненные им силы проводят следующие мероприятия:
- оценивают сложившуюся обстановку и возможные последствия при возникновении ЧС, прогнозируют ее развитие;
- уточняют задачи органам наблюдения и лабораторного контроля, общей и специальной разведки;
- проверяют готовность органов управления, оперативных групп, сил постоянной готовности и других сил, предназначенных к экстренным действиям, отдают необходимые распоряжения;
- при необходимости, высылают ОГ в район ожидаемой ЧС для организации управления и проведения мероприятий по предотвращению ЧС или уменьшению возможного ущерба;
- уточняют вопросы взаимодействия, состав выделяемых сил, их укомплектованность, возможности, пункты дислокации, объекты, районы предстоящих действий;
- готовят предложения о создании группировки сил РСЧС в районе возможной ЧС, об организации управления и мер обеспечения;
- разрабатывают (уточняют) план сосредоточения сил в районе опасности, определяют маршруты их выдвижения, районы сосредоточения, сроки прибытия и готовности;
- организуют слаживание (при наличии времени) привлекаемых органов управления и сил к решению предстоящих задач путем проведения с ними специальных занятий и тренировок;
- докладывают старшим органам управления об обстановке, принятом решении и проводимых мероприятиях.
Последовательность и сроки проведения мероприятий по подготовке органов управления и сил, привлекаемых к действиям в возможных очагах поражения, определяет руководитель АТЕ (председатель комиссии по ЧС и ПБ) в своем решении.
Силы РСЧС постоянной готовности и другие силы, предназначенные к экстренным действиям, с получением распоряжения (сигнала), в установленные планом сроки, убывают в район ЧС.
Остальные силы РСЧС и другие, привлекаемые к ликвидации ЧС силы, с получением распоряжения приводят себя в готовность к выдвижению и предстоящим действиям, пополняют запасы материальных и других средств.
При возникновении ЧС руководитель АТЕ (председатель комиссии по ЧС и ПБ), в зависимости от сложившейся обстановки, вводит режим чрезвычайной ситуации и контролирует выполнение мероприятий, предусмотренных планом действий.
Руководитель АТЕ (председатель комиссии по ЧС и ПБ) при угрозе или возникновении ЧС свою работу начинает, как правило, в пункте постоянной дислокации, где на основе полученных данных об обстановке принимает предварительное решение и отдает распоряжения по развертыванию работы органов управления (комиссий по ЧС и ПБ), приведению в готовность необходимых сил и проведению экстренных мер по защите населения и ликвидации ЧС.
В последующем, с прибытием в район ЧС, руководитель АТЕ уточняет обстановку, принимает окончательное решение и руководит проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ. Его рабочим органом является комиссия по ЧС и ПБ (операт