ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ (АСДНР).




 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ

Одной из важнейших задач, возложенных на ГО и РСЧС, является ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС).

По характеру источника чрезвычайные ситуации подразделяются на природные, техногенные, биолого-социальные и военные.

Наиболее характерными последствиями ЧС являются:

разрушения, возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях;

радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно-опасных объектах, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества;

химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих опасные химические вещества (ОХВ), а также аварий на транспорте, перевозящем указанные вещества;

массовые пожары, являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности;

затопления, возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружений, цунами, селях и других природных явлениях;

эпидемии, эпизоотии, эпифитотии – массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений.

Одним из основных мероприятий защиты населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) является проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

АСДНР в зонах ЧС проводятся с целью срочного оказания помощи населению, которое подверглось непосредственному или косвенному воздействию природы, техногенных аварий и катастроф, а также вызванных военными действиями или вследствие этих действий. АСДНР ведутся также с целью ограничения масштабов, локализации или ликвидации возникших при этом ЧС.

АСДНР – это комплекс неотложных работ, который должен обеспечить поиск и удаление людей за пределы зон действия факторов, оказание неотложной помощи пострадавшим и их эвакуацию в лечебные учреждения, создание для спасенных необходимых условий физиологически нормального существования человеческого организма, блокирование, локализация или нейтрализация источников опасности, снижение интенсивности, ограничение распространения и устранения действий полей поражающих факторов в зоне действия, аварии или катастрофы до уровней, позволяющих эффективно применять другие мероприятия защиты. (Слайд № 1)

Неотложные работы включают:

- аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы;

- оказание экстренной медицинской помощи;

- проведение санитарно-эпидемических мероприятий;

- охрану общественного порядка в зоне ЧС.

Аварийно-восстановительные работы (АВР) проводятся для создания условий эффективного ведения аварийно-спасательных работ, защиты населения и сил ликвидации ЧС от поражающего воздействия ЧС, а также поддерживания жизнедеятельности населения в зоне ЧС.

Аварийно-спасательные работы в зоне ЧС (АСР) проводятся с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью.

К АСР относят:

- поисково-спасательные работы;

- горноспасательные работы;

- противофонтанные работы;

- работы, связанные с тушением пожаров;

- работы по ликвидации медико-санитарных последствий возникновения источников ЧС.

 

АСР и АВР представляют:

- разведку в интересах проведения указанных работ;

- инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС;

- локализацию и ликвидацию различных очагов повышенной опасности;

- поиск, спасение, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших;

- создание необходимых условий для жизнеобеспечения населения;

- обеспечение безопасности населения и сил ликвидации ЧС.

Экстремальная медицинская помощь (ЭМП) организуется и проводится с целью сохранения жизни и здоровья пораженных предупреждения различных осложнений их состояния.

ЭМП включает в себя комплекс лечебно-диагностических, лечебных, лечебно-эвакуационных и санитарно-эпидемиологических мероприятий.

 

Лечебно-диагностические и лечебные мероприятия предусматривают:

- проведение биологической и медицинской разведок;

- определения состояния пораженных, их диагностирование и сортировку;

- оказание пораженным первой медицинской помощи;

- оказание пораженным первой врачебной помощи;

- оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

- создание условий для последующего успешного лечения и реабилитации пораженных и больных в зоне ЧС или в стационарных лечебных учреждениях вне ее;

- лечебно-эвакуационные мероприятия.

Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (ЛЭО в ЧС) – часть системы медицинского обеспечения, представляющая собой комплекс своевременных, последовательно проводимых мероприятий по оказанию экстренной медицинской помощи (ЭМП) пораженным в зонах ЧС в сочетании с эвакуацией их в лечебные учреждения для последующего лечения.

ЛЭО подлежат все лица, получившие поражения в ЧС и нуждающиеся в медицинской помощи (МП).

Основными целями ЛЭО являются:

- спасение жизни пораженным, снижение инвалидности, смертности путем своевременного оказания помощи (МП).

- предупреждение возникновения инфекционных заболеваний.

ЛЭО предусматривает:

- своевременное оказание МП в необходимом объеме, исходя из состояния пораженных и сложившейся обстановки в зоне ЧС;

– вынос (вывоз) пораженных из зоны ЧС, проведение медицинской сортировки;

- подготовка и осуществление эвакуации пораженных, требующих квалифицированного и специализированного лечения в соответствующих лечебных учреждениях.

В ЧС применяются организационные принципы оказания МП пораженному населению, исходя из конкретной обстановки в зоне ЧС и учитывая факторы времени и места.

В основу организации ЛЭО закладывается двух этапная система помощи пораженным в ЧС:

- своевременная первая медицинская и первая врачебная помощь, сортировка и эвакуация в лечебные учреждения, осуществляемые непосредственно в зоне ЧС;

- квалифицированная, специализированная медицинская помощь, организуемая за пределами зоны ЧС.

На обеих этапах ЛЭО должны использоваться единые методы лечения, при соблюдении строгой преемственности и последовательности лечения.

Одной из основных задач ЛЭО является транспортировка пораженных. Для перевозки пораженных используется санитарный транспорт и только в исключительных случаях допускается применение транспортных средств общего назначения, исключающих соответствующее медицинское оборудование.

В зонах ЧС, как правило, следует осуществлять комплекс противоэпидемических мероприятий (выявление инфекционных больных, проведение экстренной профилактики, дезинфекции, санитарной очистки территории и т.п.) для предупреждения возникновения или обострения инфекционных болезней.

Первая медицинская помощь (ПМП) пораженным оказывается непосредственно на месте поражения. Это достигается двумя путями:

- пораженные оказывают само- и взаимопомощь;

- немедленным привлечением медицинских формирований.

ПМП оказывается самим населением, спасателями или формированиями. Она включает:

- временную остановку кровотечения с помощью давящих повязок или жгута (закрутки из подручных средств);

- наложение повязки при повреждении кожи, ранении мягких тканей, ожоге или обморожении;

- иммобилизацию конечностей при переломах костей, сдавливании тканей, ушибах,

- восстановление дыхания и сердечной деятельности путем применения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;

- согревание обмороженных участков тела до появления красноты;

- введение обеззараживающих средств, антидотов и т.д.

Медицинские формирования, как правило, используются только по назначению и не привлекаются к работам по извлечению из завалов, выноса из горящих зданий, к погрузочным работам и др., которые должны выполняться аварийно-спасательными формированиями. (Слайд 4)

Санитарно-эпидемические мероприятия предусматривают:

- проведение санитарно-эпидемической разведки;

- установление характера инфекционных патологий;

- активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и эвакуация в инфекционные больницы из зоны ЧС;

- предупреждение заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС;

- выявление лиц, подвергшихся риску заражения, медицинское наблюдение за ними;

- соблюдение мер, снижающих возможность рассеивания инфекции, предупреждение выноса инфекционных болезней из зоны ЧС;

- введение, при необходимости, системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервация, карантин);

- проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации, детоксикации в зоне ЧС;

- осуществление экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям;

- проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения в зоне ЧС по предупреждению инфекционных заболеваний.

Охрана общественного порядка в зоне ЧС проводится с целью организации и регулирования движения транспортных средств, соблюдения установленного режима, а также воспрещения противоправных действий в зоне ЧС.

Мероприятия по охране общественного порядка предусматривают:

- организацию регулирования, обеспечение безопасности дорожного движения всех видов транспорта и техники в зоне ЧС, контроль за ее использованием;

- контроль за соблюдением установленного режима в зоне ЧС;

- пресечение массовых беспорядков, воровства, мародерства, распространения ложных слухов;

- охрану материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества населения;

- учет и передачу в соответствующие органы обнаруженных в зоне ЧС материальных ценностей;

- учет эвакуированного населения, пострадавших, погибших, опознание трупов.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (ЖОН ЧС) – это совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, месту и времени действий территориальных и ведомственных органов управления, сил, средств и соответствующих служб, направленных на создание условий необходимых для сохранения здоровья в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах отселения пострадавшего населения. ЖОН ЧС должно обеспечивать выживание населения на основе удовлетворения его первоочередных потребностей по установленным нормам и нормативам ЧС в жизненно важных видах материальных средств и услуг.

(Слайд 6)

Первоочередные потребности населения в ЧС делятся на следующие группы:

а) обеспечение водой:

- лечебно-медицинских учреждений;

- санитарно-гигиенической обработки и профилактики населения;

- хозяйственно-питьевых коммунально-бытовых нужд пострадавшего населения и личного состава спасателей.

б) обеспечение продуктами питания пострадавшего в ЧС населения и фуражем животноводства.

в) обеспечение жильем пострадавшего населения:

- развертывание и сооружение временного жилья (палаток, юрт, землянок, сборных или передвижных домов и т.п.);

- использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, домов отдыха, санаториев, детских, оздоровительных лагерей и т.п.).

г) обеспечение предметами первой необходимости:

- верхняя одежда, обувь, головные уборы;

- постельные принадлежности;

- минимум предметов галантереи и парфюмерии (нитки, иголки, мыло и т.п.);

- необходимые бытовые приборы (светильники, печи и т.п.).

д) информационное обеспечение населения:

- оповещение о возможности и факте возникновения ЧС и ее последствиях;

- доведение информации о правилах поведения в зоне ЧС;

- доведение информации о ходе развития ЧС и о принятых мерах по ее ликвидации.

ж) медицинское и санитарно-эпидемическое обеспечение;

з) транспортное обеспечение;

е) обеспечение коммунально-бытовыми услугами (удовлетворение минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном, ритуальном обслуживании).

В интересах АСР и АВР проводится разведка. (Слайд №7)

Разведка должна отвечать следующим общим требованиям:

-непрерывность;

-своевременность;

-полнота и достоверность данных.

Основными видами разведки являются:

- биологическая;

- инженерная;

- медицинская;

- радиационная;

- санитарно-эпидемическая;

- химическая;

- пожарная.

Биологическая разведка должна:

- определить масштабы и границы зон заражения;

- выявить источники, определить вид и характер заражения;

- вести постоянное наблюдение и контроль за соблюдением обстановки.

Инженерная разведка должна:

- определить состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;

- определить места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС;

- определить состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;

- установить наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;

- установить нахождение пострадавших.

Медицинская разведка должна:

- выявить пораженных, их численность и состояние;

- наметить пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;

- определить районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.

Радиационная разведка должна:

- выявить источник радиоактивного загрязнения;

определить характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;

- определить направления и районы с наименьшими уровнями радиации;

- вести постоянные наблюдения и контроль за изменением радиационной обстановки;

- предоставлять необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.

Химическая разведка должна:

- выявить источники химического загрязнения;

- определить вид опасного химического вещества, характер и масштабы загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;

- определить обходы участков химического заражения;

- предоставить необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности;

- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.

Санитарно-эпидемическая разведка должна:

- определить санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;

- предоставить необходимые данные для ведения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации, карантина);

- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.

Пожарная разведка должна:

-определить виды, параметры и границы очагов пожаров, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров;

-оценить степень загазованности и задымления в очагах пожаров;

-определить пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;

выявить потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров;

-первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

Перечень видов АСДНР может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации (слайд 2).

АСДНР в зонах ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ, проводятся в комплексе и выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских частей МО РФ и другими формированиями. Они должны вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду до их полного завершения.(Слайд 8)

Успешное проведение АСДНР достигается:

- заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении ЧС, в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;

- экстренным реагированием на возникновение ЧС (организацией эффективной разведки, приведением в готовность и созданием в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременным вводом ее в зоны ЧС);

- непрерывным ведением АСДНР днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с применением способов и технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей АСФ; неуклонным выполнением установленных режимов работы и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;

- организацией бесперебойного и всестороннего материально-технического и других видов обеспечения работ, жизнеобеспечения пострадавших и спасателей.

Для организованного проведения АСДНР в зонах ЧС планируется создание группировки сил и средств РСЧС.

Наращивание группировки сил и средств РСЧС в районе ЧС осуществляется по их готовности.

Соединения и части войск ГО привлекаются для ведения АСДНР по решению министра МЧС, распоряжением начальника Регионального Центра ГОЧС.

Региональные поисково-спасательные службы (ПСС) привлекаются для ведения указанных работ решением начальника соответствующего РЦ, а территориальные ПСС – решением Председателя соответствующей территориальной Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС и ПБ).

По мере прибытия в район ЧС силы и средства РСЧС поступают в распоряжение соответствующей КЧС и ПБ или иного органа управления, на который возложены задачи организации АСДНР (Правительственная комиссия, оперативная группа МВК, оперативная группа МЧС России или соответствующего регионального центра МЧС России).

В целях наиболее полного удовлетворения потребностей и оперативного решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС организуется всестороннее обеспечение органов управления, сил и средств РСЧС, участвующих в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС.

В зависимости от вида и масштабов ЧС обеспечение осуществляется соответствующими территориальными и функциональными подсистемами РСЧС.

При необходимости, для ликвидации ЧС, используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством РФ, законодательством субъектов РФ нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Ответственность за порядок обеспечения возлагается на соответствующих председателей комиссии по ЧС и ПБ.

 

Проведение АСДНР можно условно разделить на 3 этапа:

I этап – Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению полномасштабных (при необходимости) АСДНР.

II этап – Проведение полномасштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.

III этап – Ликвидация последствий ЧС.

На первом этапе решаются три основных блока задач:

1.Экстренная защита населения и оказание помощи пострадавшим:

- оповещение об опасности;

- использование средств индивидуальной защиты, убежищ (укрытий) и применение средств медицинской профилактики;

- эвакуация рабочих, служащих и населения из районов, где есть опасность поражения;

- соблюдение режимов поведения;

- розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им медицинской помощи.

2.Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий ЧС.

- локализация очагов поражения, перекрытие или источников выделения опасных веществ (излучений);

- приостановка или отключение технологических процессов;

- тушение пожаров;

- санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники.

3.Подготовка к проведению полномасштабных АСДНР.

- проведение разведки, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;

- приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств РСЧС;

- выдвижение ОГ и определение границ зоны ЧС;

- принятие решения на проведение АСДНР.

Хотелось бы обратить внимание на такой важный вопрос, как определение зоны ЧС.

Границы зоны ЧС определяет в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, исходя из складывающейся обстановки, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.09.1996г. №1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан, снижения ущерба здоровью людей и окружающей среде, материальных потерь, а также восстановления жизнедеятельности людей в зоне ЧС может вводится чрезвычайное положение в соответствии с действующим законодательством РФ

В Федеральном законе «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» руководство работами по ликвидации ЧС определено следующим образом:

1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС.

2. Руководители аварийно-спасательных служб (АСС), аварийно-спасательных формирований (АСФ), прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия организации, к АСДНР.

3. Решения руководителей ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

4. Никто ни вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС по руководству работами по ликвидации ЧС.

5. Полномочия руководителя ликвидации ЧС определяются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством РФ.

6.В случае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:

о проведении эвакуационных мероприятий;

об обстановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;

об ограничении доступа людей в зоны ЧС;

о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;

об использовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;

о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;

о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Руководители ликвидации ЧС обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

7.Руководители ликвидации ЧС, руководители АСС, АСФ имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.

8.В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации ЧС могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению людей, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций. (Слайд 10)

Второй этап – этап полномасштабного проведения АСДНР в зонах ЧС, характерен, прежде всего, тем, что на этом этапе окончательно вырабатывается решение на проведение АСДНР, осуществляется постановка задач силам и средствам, организуется управление, взаимодействие, всестороннее обеспечение действий, проводится весь необходимый комплекс АСДНР, осуществляется контроль за выполнением поставленных задач силами и средствами РСЧС, при этом продолжаются решаться задачи I этапа АСДНР.

АСДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате последствий ЧС. После окончания этих работ основная часть сил РСЧС может выводится из зоны ЧС, остаются те формирования, которые выполняют специфические для них задачи. (Слайд 11)

Третий этап – этап решения задач по ликвидации последствий ЧС.

1. Первая группа работ проводится в целях создания условий и организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения:

-дезактивация, дегазация и дезинфекция территории, дорог, сооружений и других объектов;

- выдвижение в район ЧС мобильных формирований жизнеобеспечения;

- перераспределение ресурсов в пользу пострадавшего района;

- организация топливно-энергетического и транспортного обеспечения работы систем и объектов жизнеобеспечения населения (ЖОН);

- организация восстановления систем первоочередного ЖОН;

- организация медико-санитарного обеспечения и др. необходимых мер;

- реэвакуация населения (после создания необходимых условий).

Мероприятия первой группы планируются и проводятся под руководством соответствующих КЧС.

 

Передача объектов зоны ЧС для проведения работ и вывод сил и средств РСЧС из зоны ЧС.

После выполнения аварийно-спасательных работ создается совместная комиссия из представителей МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, соответствующих КЧС, местных органов исполнительной власти и руководителей объектов социального и производственного назначения для передачи объектов и зоны ЧС.

Комиссия оценивает объем выполненных АСДНР, готовит акт на передачу объектов и зоны ЧС соответствующим органам исполнительной власти или руководителям объектов социального и производственного назначения.

В акте указывается объем выполненных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и объем необходимых работ по восстановлению нормального функционирования экономики (объектов) и условий жизнедеятельности населения в пострадавшем районе.

Акт подписывается членами комиссии и утверждается соответствующим руководителем органа исполнительной власти или руководителем объекта социального и производственного назначения.

С утверждением акта на передачу окончательное восстановление всей инфраструктуры возлагается на руководителя соответствующего органа исполнительной власти или руководителя организации.

Силы и средства РСЧС из зоны ЧС выводятся на основании решения соответствующей КЧС и ПБ после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

В целях организованного вывода сил и средств разрабатывается план вывода, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.

2. Работы второй группы проводятся в целях восстановления деятельности объектов, пострадавших при ЧС. К ним относятся восстановление или строительство зданий, восстановление производственного оборудования или установка нового, восстановление электроснабжения и транспорта, выполнение запасов материальных средств, восстановление плотин, восстановление хозяйственных связей и т.п.

Мероприятия второй группы проводятся под руководством министерств и ведомств, к которым относятся пострадавшие объекты, и местных (районных, городских, областных) органов исполнительной власти. КЧС оказывает им помощь и контролирует выполнение мероприятий, проводимых силами строительных, монтажных и других специализированных организаций.

Органы управления РСЧС в мирное время, в зависимости от обстановки, работают в режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

Режимы их работы устанавливают соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления в зависимости от масштабов прогнозируемой или возникшей на их территории ЧС.

Воинские части и соединения ГО приводятся в готовность к выполнению поставленных задач в военное время согласно руководящих документов по степеням боевой готовности ГО, а в мирное время по степеням готовности для выполнения специальных работ № 1, 2.

Для удобства организации работ и управления силами территорию зоны ЧС делят на зоны. Каждая зона может включать один или несколько городов и сельских районов. В свою очередь территория города делится на секторы, секторы – на участки, а участки – на объекты работ.

На участке назначаются руководители работ, которому подчиняются все подразделения и формирования, выполняющие работы на этом участке.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ.

 

Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР можно разделить на три этапа: в отсутствии угрозы возникновения ЧС, при угрозе возникновения и после возникновения ЧС.

 

Действие органов управления при проведении АСДНР

Для управления силами и средствами РСЧС при ликвидации ЧС создается система управления – совокупность функционально связанных органов и пунктов управления, систем связи, оповещения, комплексов средств автоматизации, а также автоматизированных систем, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации.

Непосредственно руководство проведением АСДНР осуществляют комиссии по ЧС:

-в локальных ЧС, распространение последствий которых не выходит за пределы территории объектов производственного и социального назначения – объектовые комиссии по ЧС с участием, при необходимости, оперативных групп комиссии по ЧС органов местного самоуправления и ведомственных комиссий по ЧС;

-в местных ЧС, распространение последствий которых не выходит за пределы территории населенного пункта, города, района – комиссии по ЧС органов местного самоуправления;

-в территориальных ЧС, распространение последствий которых не выходит за пределы территории субъекта РФ – комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;

-в региональных ЧС, распространение последствий которых ограничено территорией нескольких субъектов РФ (не более двух) – региональные центры МЧС России и комиссии по ЧС субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;

-в федеральных ЧС, распространение последствий которых охватывает территорию нескольких субъектов РФ, а также при трансграничных ЧС, когда поражающие факторы ЧС выходят за пределы Российской Федерации – Межведомственная (Правительственная) комиссия по ЧС.

Правительственная комиссия может создаваться решением Правительства РФ для ликвидации крупномасштабных ЧС. Основной задачей комиссии будет являться руководство и координация действий федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ при ликвидации ЧС и ее последствий.

Руководителем Правительственной комиссии может быть Председатель Правительства РФ или Министр МЧС России и председатель Межведомственной комиссии по ЧС, а также другое руководящее лицо из состава Правительства РФ

Элементами органов управления в районах ЧС в зависимости от их масштаба и характера могут быть:

- оперативные группы МВК, МЧС России и его региональных центров, министерств и ведомств Российской Федерации, возглавляющих функциональные подсистемы РСЧС, и их региональных (территориальных) органов управления, Минобороны, МВД, Федеральной службы безопасности и других министерств и ведомств;

- оперативные группы КЧС и ПБ субъектов Российской Федерации;

- оперативные группы КЧС и ПБ муниципальных образований, действующих на территории, где произошла ЧС;

- оперативные группы потенциально опасных объектов, на которых произошла ЧС или которые оказались в зоне ЧС;

- органы управления других сил, участвующих в ликвидации ЧС.

В отсутствии угрозы возникновения ЧС проводятся следующие мероприятия:

- сбор информации о субъектах ЧС;

- планирование АСДНР в возможных зонах ЧС, в том числе и обеспечения действия сил;

- создание системы управления для действия в ЧС и обеспечение ее постоянной готовности;

- создание, оснащение и подготовка сил и средств РСЧС для проведения АСДНР;

- организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием объектов окружающей среды;

- создание резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС.

При угрозе возникновения ЧС органы управления и подчиненные им силы проводят следующие мероприятия:

- оценивают сложившуюся обстановку и возможные последствия при возникновении ЧС, прогнозируют ее развитие;

- уточняют задачи органам наблюдения и лабораторного контроля, общей и специальной разведки;

- проверяют готовность органов управления, оперативных групп, сил постоянной готовности и других сил, предназначенных к экстренным действиям, отдают необходимые распоряжения;

- при необходимости, высылают ОГ в район ожидаемой ЧС для организации управления и проведения мероприятий по предотвращению ЧС или уменьшению возможного ущерба;

- уточняют вопросы взаимодействия, состав выделяемых сил, их укомплектованность, возможности, пункты дислокации, объекты, районы предстоящих действий;

- готовят предложения о создании группировки сил РСЧС в районе воз­можной ЧС, об организации управления и мер обеспечения;

- разрабатывают (уточняют) план сосредоточения сил в районе опасности, определяют маршруты их выдвижения, районы сосредоточения, сроки прибытия и готовности;

- организуют слаживание (при наличии времени) привлекаемых органов управления и сил к решению предстоящих задач путем проведения с ними специальных занятий и тренировок;

- докладывают старшим органам управления об обстановке, принятом решении и проводимых мероприятиях.

Последовательность и сроки проведения мероприятий по подготовке органов управления и сил, привлекаемых к действиям в возможных очагах поражения, определяет руководитель АТЕ (председатель комиссии по ЧС и ПБ) в своем решении.

Силы РСЧС постоянной готовности и другие силы, предназначен­ные к экстренным действиям, с получением распоряжения (сигнала), в ус­тановленные планом сроки, убывают в район ЧС.

Остальные силы РСЧС и другие, привлекаемые к ликвидации ЧС силы, с получением распоряжения приводят себя в готовность к выдвижению и предстоящим действиям, пополняют запасы материальных и других средств.

При возникновении ЧС руководитель АТЕ (председатель комиссии по ЧС и ПБ), в зависимости от сложившейся обстановки, вводит режим чрезвычайной ситуации и контролирует выполнение мероприятий, предусмотренных планом действий.

Руководитель АТЕ (председатель комиссии по ЧС и ПБ) при угрозе или возникновении ЧС свою работу начинает, как правило, в пункте постоян­ной дислокации, где на основе полученных данных об обстановке принимает предварительное решение и отдает распоряжения по развертыванию ра­боты органов управления (комиссий по ЧС и ПБ), приведению в готовность не­обходимых сил и проведению экстренных мер по защите населения и ликвидации ЧС.

В последующем, с прибытием в район ЧС, руководитель АТЕ уточняет обстановку, принимает окончательное решение и руководит проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ. Его рабочим органом является комиссия по ЧС и ПБ (операт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: