Божье присутствие, Божья сила




Слишком занят, чтобы не молиться

 

(Переработанное и дополненное издание)

 

Посвящается Джоелу Джагеру, моему другу детства

 

Часть 1

БОГ ПРИЗЫВАЕТ В СВОЕ ПРИСУТСТВИЕ

 

Глава 1

Божье присутствие, Божья сила

 

Молитва — неестественное занятие

 

С рождения и в течение всей нашей жизни, по мере того как мы стараемся изо всех сил обрести самостоятельность, мы учимся быть самодостаточными. Перед лицом этих глубоко укорененных ценностей человека молитва «зави­сает». Она являет собой угрозу человеческой автономии, приговор независимому образу жизни человека. Для лю­дей, ведущих активный и насыщенный событиями образ жизни, решивших жить по-своему, молитва становится препятствием, вызывающим чувство смущения.

Молитва чужда нашей гордой человеческой натуре. И все же в определенные моменты нашей жизни каждый из нас вынужден был пасть на колени, в молитве склоняя голову и сосредотачивая внимание на Боге. Возможно, в этом момент мы оглядывались по сторонам, чтобы убе­диться, что нас никто не видит. Возможно, мы при этом краснели. Но несмотря на чуждость для нас этого занятия, мы молились.

Почему нас влечет к молитве? Я вижу этому два воз­можных объяснения.

 

Окруженный Божьим присутствием

 

Мы молимся, потому что интуитивно или опираясь на свой собственный опыт мы понимаем, что наиболее близ­кий контакт с Богом обретается только через молитву.

Спросите людей, перенесших на своем пути трагедию или испытание, большое горе или печаль, падение или по­ражение, одиночество или унижение. Спросите о том, что произошло в их сердцах, когда они наконец опустились на колени и излили свою душу перед Богом?

Такие люди говорили мне: «Я не могу объяснить этого, но я почувствовал, что Бог понял меня».

Другие отвечали: «Я ощутил, как Божье присутствие окутало меня».

Или: «Я почувствовал утешение и умиротворение, ко­торых никогда не испытывал раньше».

Апостол Павел знал это. Составляя Послание к хрис­тианам в Филиппах, он писал: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывай­те свои желания пред Богом, и мир Божий, который пре­выше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4:6,7).

Несколько лет тому назад мой отец, еще относительно нестарый и необычайно активный человек, умер от сердеч­ного приступа. По пути к дому моей матери, живущей в Мичигане, я думал о том, как мне существовать без чело­века, которые верил в меня больше, чем кто-либо еще.

В ту ночь лежа в постели я вступил в противоборство с Богом: «Почему это случилось? Оправлюсь ли я от потери отца? Если Ты любишь меня, то как Ты допустил это? Как мне разрешить это противоречие в мыслях и в своей даль­нейшей жизни?»

Вдруг, прямо посреди ночи, все изменилось. Я как буд­то повернул за угол и увидел совершенно новую картину. Бог просто сказал: «Я все могу. Меня тебе достаточно. Сей­час ты сомневаешься в этом, но верь Мне».

Такое переживание выглядит нереальным, но его ре­зультаты были налицо. После той исполненной слезами ночи отчаяния я больше никогда не терзался сомнения­ми — то ли по причине Божьей заботы обо мне, то ли из-за моей способности продолжать жизнь без отца. Да, я ис­пытывал печаль — его смерть огорчила меня до глубины души, и мне всегда будет его не хватать. Но это не вынуди­ло меня пуститься плыть по течению без компаса и яко­ря. Посреди одной из самых гнетущих ночей в моей жиз­ни один-единственный близкий, мощный контакт с Богом придал мне смелость, уверенность и надежду.

 

Близкие взаимоотношения

 

Молитва не всегда была моей сильной стороной. На протя­жении многих лет, даже будучи старшим пастором боль­шой церкви, я о молитве больше знал, чем практиковал ее в жизни. У меня темперамент скакуна, и проблемы само­достаточного и самоуверенного характера хорошо мне зна­комы. Довольно долго мне не хотелось покидать скаковой круг, чтобы познать наконец, что есть молитва.

Но Святой Дух дал мне настолько прямое указание, что я не смог проигнорировать его, спорить с ним или не повиноваться ему. Он велел мне исследовать, изучать и практиковать молитву до тех пор, пока я не познаю ее. Я подчинился этому водительству. Я прочитал пятнад-цать-двадцать широко известных книг о молитве. Неко­торые из них были написаны давно, некоторые были но­выми. Я изучил, наверное, каждый отрывок в Библии, касающийся молитвы.

Затем я перешел к радикальным действиям: я начал молиться.

Прошло уже двадцать лет, с тех пор как я начал уделять время молитве, и моя молитвенная жизнь преобразилась. Наибольшим достижением этого стал вовсе не список по­лученных чудесных ответов на молитвы, хотя это и замечательно. Более всего меня привело в трепет разительное изменение в моих отношениях с Богом. Я не знал, что та­кое произойдет, когда только начинал молиться.

Раньше я обращался к Богу скорее по определенным случаям. Мы не собирались вместе и не разговаривали по­долгу. Теперь мы встречаемся с ним постоянно и не броса­ем слов на ходу, но ведем каждое утро многозначительные, проникающие в сердце длительные беседы. Я ощущаю, что познал Бога намного лучше, с тех пор как начал мо­литься.

Если Святой Дух направляет вас узнать больше о мо­литве, то вас впереди ожидает увлекательное приклю­чение. По мере роста в молитве Бог будет открывать вам Себя глубже и глубже, вдыхая все больше Своей жизни в ваш дух. Запомните мои слова о том, что именно станет наиболее выдающейся и многообещающей частью вашего молитвенного опыта даже более, чем ответы на молитвы, которые вы, несомненно, получите. Общение с Богом, уве­ренность, доверие, мир, облегчение — вот те восхититель­ные чувства, которые будут наполнять вас по мере того, как вы учитесь молиться.

 

Канал для Божьей силы

 

Через молитву Бог дает нам Свой мир, и это одна из при­чин, по которой самодостаточные люди преклоняют коле­ни и изливают сердца свои перед Ним. Но е.сть и другая причина. Молитва влечет людей, поскольку они знают, что Божья сила изливается преимущественно на людей, которые молятся.

Писание преисполнено примеров, учащих нас тому, что всемогущий Бог готов, желает и способен отвечать на мо­литвы Своих последователей. Чудеса исхода Израиля из Египта и путешествия в обетованную землю были отве­тами на молитвы израильтян. Равно как и чудеса, сотво­ренные Иисусом: успокоение шторма, насыщение толпы людей, исцеление больных и воскрешение мертвых. Когда ранняя Церковь формировалась, росла и распространя­лась по всему миру, Бог отвечал на постоянные молитвы верующих об их исцелении и избавлении.

Божья сила способна изменять сложившиеся обстоя­тельства и отношения. Она помогает нам встретить жиз­ненные трудности. Она может разрешить психические и физические проблемы, убрать преграды между супругами, восполнить финансовые нужды. Она способна разрешить всякую трудность, проблему или снять разочарование.

Кто-то однажды сказал: когда мы работаем, то работаем мы; а когда мы молимся, то работает Бог. Его сверхъесте­ственная сила доступна тем молящимся людям, которые до мозга костей уверены в Его способности изменять поло­жение вещей. Скептики могут возражать, утверждая, что отвеченные молитвы — просто стечение обстоятельств, но, как однажды заметил архиепископ Английский, «порази­тельно, как много возникает стечений обстоятельств, ког­да кто-то начинает молиться».

 

Простертые к небу руки

 

Одна ветхозаветная история, больше чем какие-либо дру­гие отрывки из Библии, убедила меня в том, что молит­ва приносит значительные плоды. Эта история описана в книге Исход (17:8-13):

«И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сде­лал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой [стороны]. И были руки его подняты до захож­дения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча».

Мы видим из этого описания, что Моисей, знаменитый вождь Израиля, оказался в кризисной ситуации. Враже­ская армия подошла к разбитому в пустыне лагерю изра­ильтян с намерением истребить их.

Тогда Моисей позвал своего наиболее одаренного воена­чальника на совет. После тщательного планирования опе­рации Моисей объявил об избранной тактике. «Иисус, — сказал он, — завтра ты возьмешь лучших израильских воинов и поведешь их в долину для встречи с врагом; будь мужествен и сражайся. Я возьму с собой двоих человек, взойду на холм, с которого видна долина, и подниму руки к небу. Я буду молиться о том, чтобы Бог дал нам смелость и бесстрашие, руководство и сверхъестественную защиту. Затем посмотрим, что Бог сделает».

 

Божья сила высвобождена

 

Иисус Навин согласился. Он верил в действенность молит­вы и предпочел иметь молитвенную поддержку Моисея вместо его военной помощи. В результате, когда Моисей простирал руки к небу, войска Иисуса Навина побеждали, поскольку сражались, имея Божественное подкрепление, отбрасывавшего противника назад.

Но, как и следовало ожидать, руки Моисея уставали. Он опускал их и ходил по холму, наблюдая за битвой. С ужа­сом он замечал, что ход битвы изменялся прямо у него на глазах. Отряды Иисуса Навина отступали, а враг получал некоторую поддержку.

Моисей снова вздевал руки к небу и просил Бога вме­шаться. В тот же миг инициатива в сражении опять переходила на сторону израильтян, и они начинали теснить неприятеля. И вдруг на Моисея снизошло озарение — он должен держать руки поднятыми в молитве постоянно, для того чтобы дверь для Божественного вмешательства в ход битвы была открыта.

В тот день Моисей осознал, что Божья превосходящая всех и вся сила высвобождается через молитву. Когда я начал искренне молиться Богу, то открыл тот же самый закон. Можно сказать так: если вы пригласите Бога вме­шаться в ваши ежедневные дела, то ощутите Его побеж­дающую силу и в вашем доме, и во взаимоотношениях, и на работе, и в школе, и в церкви, и везде, где это наиболее необходимо.

Эта сила может прийти к вам в виде мудрости — какая-то необходимая вам идея, которая не могла возникнуть в голове сама собой. Она может прийти в виде смелости, на которую вы сами по себе не способны. Она может прийти в форме уверенности или стойкости; в форме необычной пребывающей силы; изменения отношения к супругу, ре­бенку, родителю; измененных обстоятельств или просто настоящего чуда. Как бы ни приходила Божья побежда­ющая сила, она высвобождается в жизни людей, которые молятся.

Пусть поток течет

 

Вторая часть нашего уравнения весьма серьезна: Богу трудно высвободить Свою силу в вашей жизни, если вы кладете руки в карманы и говорите: «Я сам справлюсь». Если вы поступаете так, то не удивляйтесь, если однажды вы с болью ощутите, как сражение начинает разворачи­ваться не в вашу пользу, а у вас совсем нет сил, чтобы ис­править положение.

Немолящиеся люди отрезают себя от Божьей побежда­ющей силы, что часто приводит их к ощущению подавлен­ности, опустошения, поражения, стесненности, надломленности. Удивительно, как много людей готовы провести та­кую жизнь. Но не будьте одним из них. Мы не обязаны так жить. Молитва — это ключ к высвобождению Божьей по­беждающей силы в вашей жизни.

Когда Моисей увидел связь между молитвой и Божьей силой, он решил провести остаток дня в молитве за Божье вмешательство в ход сражения. Но его руки устали. При этом он знал: если снова опустит руки, отряды израиль­тян будут разбиты. Поэтому двое людей, сопровождавших Моисея, нашли для него камень, на который можно было сесть, и, став рядом, поддерживали руки своего лидера поднятыми. Какая замечательная картина — двое забот­ливых людей, желающих сохранить течение Божествен­ного потока, поддерживают Моисея! Нужно ли говорить, что Израиль одержал победу в той битве?

Вы устали молиться? Вы чувствуете, что ваши молитвы неэффективны? Вы задаете вопрос: а слышит ли вас Бог? В этой книге я попытаюсь сыграть для вас роль одного из друзей Моисея, чтобы помочь вам простирать руки к небу до тех пор, пока все дела дня не будут завершены, а победа не будет завоевана. Мне бы хотелось, чтобы Бог через меня вдохновил вас продолжать молиться вне зависимости от того, насколько разочарованными вы, может быть, чувст­вуете себя сейчас.

Я знаю, что Бог отвечает на молитвы. Он отвечает мне, Он ответит и вам. Более того, Он хочет слышать вас. Ваш увлекательный путь в молитвенной жизни начинается с того, что Он желает слушать.

Глава 2

Бог желает

 

«Бог занят поддержанием порядка во Вселенной. Ему нет дела до моих маленьких проблем».

«Бог подумает, что я эгоист, если буду молиться о собст­венных нуждах. Я ставлю себя в этом вопросе на послед­нее место».

«Я знаю что „скот на тысяче гор" принадлежит Богу, но это не более чем образное выражение. Он не занят заботой обо мне, а я не хочу Его просить об этом».

Вы когда-нибудь заявляли такое? Если да, то вы не оди­ноки, но вы глубоко заблуждаетесь. Эти утверждения ос­новываются целиком на лжи, пришедшей прямиком из ада, — лжи о том, что Бог не заботится о Своих детях.

Иисус рассказал своим ученикам историю, которая по­могла им понять, как Бог смотрит на наши молитвы. К со­жалению, многие понимают эту историю неверно. Некото­рые христиане даже делают выводы совершенно противо­положные тому, что имел в виду Иисус.

Эта история содержится в Евангелии от Луки (18:2-5):

«В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от со­перника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне».

 

Отчаявшаяся вдова

 

Вдова — главный персонаж этой истории. Конечно, быть вдовой всегда трудно. Сегодня в Соединенных Штатах вдовство не так безысходно, как две тысячи лет тому на­зад на Ближнем Востоке. В западной культуре вдовы мо­гут быть богатыми. Вдовы могут занимать влиятельные позиции в обществе. И даже несмотря на то, что многие вдовы имеют серьезные материальные проблемы, все же им по крайней мере позволено работать, посещать учебные заведения и владеть собственностью.

Во времена земной жизни Иисуса ситуация сильно от­личалась. Вдова обычно не имела ни образования, ни ра­боты, ни денег, ни собственности, ни власти, ни статуса в обществе. Если у нее были сын, отец или деверь, которые могли бы позаботиться о вдове, у нее появлялся шанс вы­жить. Если у вдовы никого не было, она становилась поп­рошайкой, что в те времена приравнивалось по социально­му статусу к бродяжничеству или занятию проституцией. Она становилась отбросом общества.

В истории, рассказанной Иисусом, у вдовы был против­ник. Какой-то местный негодяй изводил ее. Возможно, тот человек угрожал ей физически; возможно, он удерживал или воровал средства, предназначавшиеся для поддержки вдовы.

Как бы то ни было, противник был сильнее ее. У вдовы не было никакой возможности защититься самостоятель­но; не было родственника, который увидел бы ее плачевное положение и предложил помощь; не было правительствен­ной организации, которая оказала бы поддержку. У нее был единственный шанс защититься от этого негодяя — пойти к местному судье, представить прошение и уповать на его милость. Именно это она и решила сделать.

 

Неправедный судья

 

Вторым персонажем притчи был судья. Иисус охарактери­зовал его в двух жестких выражениях: он Бога не боялся и людей не стыдился.

Не имея Божьего страха, он чувствовал себя безнака­занным. У него не было уважения к Божьему слову, Его мудрости и правосудию. Он не беспокоился о дне, когда ему придется дать отчет за каждое свое деяние. Поэтому он руководствовался своими представлениями о правосу­дии, вынося решения, как ему вздумается. Подобно отор­вавшейся от палубы заряженной пушке, он стрелял куда ни попадя.

Не имея уважения к людям, судья не заботился о том, как его постановления повлияют на жизнь людей, искав­ших у него правды. Люди ничего для него не значили, и он свободно использовал их для своих нужд или обижал их. Люди не были для него братьями и сестрами, но были скорее проблемами, препятствиями и головной болью. На его лицензии было написано: «ВЗЯТОЧНИК».

И этот судья был последней надеждой вдовы.

Вы могли бы сказать вдове: «Не трать время, не ходи к судье. Он, скорее всего, в сговоре с твоим врагом. Он рас­смеется тебе в лицо и вышвырнет на улицу». Именно так судья и поступил. Но история на этом не заканчивается.

 

Правосудие через настойчивость

 

Возмущенная и уязвленная поведением судьи вдова собра­лась с мыслями и проанализировала создавшееся положе­ние еще раз. С непреклонной решимостью она сказала себе: «У меня нет другого выхода. Этот судья — моя единственная надежда. Нужно как-то заставить его защитить меня».

Но как же ей удалось добиться своего? Ведь в то вре­мя не было суда высшей инстанции, куда она могла бы представить свое дело. У нее совсем не было денег, чтобы подкупить судью. «Я знаю, что мне делать, — сказала она себе. — Я буду докучать ему. Я буду преследовать его пов­сюду. Я пойду за ним домой, на работу, на скачки... Я при­стану к нему как банный лист до тех пор, пока он не защи­тит меня, не посадит в тюрьму или не убьет».

Именно так она и сделала. И добилась результата! Она докучала судье до такой степени, что однажды тот распах­нул окно кабинета и прокричал: «Все, я больше этого не вытерплю! Кто-нибудь, займитесь делом этой вдовы. Мне все равно, во что это обойдется. Просто сделайте это. Она сведет меня с ума!»

Эта история имела счастливый конец: жестокий, неми­лосердный судья защитил вдову от ее противника. Однако сделал он это не из доброго расположения сердца, а из-за исключительной настойчивости вдовы.

 

Совершенно неправильное толкование

 

Лука утверждает, что Иисус рассказал эту историю с це­лью показать ученикам, «что должно всегда молиться и не унывать» (ст. 1). Многие читатели, прочитав притчу до конца, допускают серьезную ошибку в ее истолковании. Принимая написанное за аллегорию, они делают следую­щие выводы.

Мы, люди, такие, как эта вдова. Доведенные до бедно­сти, обессиленные, без связей и положения в обществе, мы не в состоянии справиться со своими проблемами в оди­ночку и чувствуем себя загнанными в угол.

Бог, продолжают рассуждать заблуждающиеся читате­ли, такой же, как этот судья. Его не интересует наше поло­жение. Он поддерживает в порядке Вселенную, командует ангелами и настраивает небесные арфы. Лучше не беспо­коить Его по пустякам.

Мы в отчаянных обстоятельствах, впрочем, мы всегда можем поступить, как та вдова: докучать Ему своими про­шениями, колотить в небесные врата, стоять на коленях часами, просить друзей донимать Его... Рано или поздно мы окончательно утомим Бога и выдернем благословение из Его крепко сжатого кулака. Однажды Он воскликнет: «Я больше этого не вынесу! Кто-нибудь, займитесь этой проблемой!»

Вы считаете, это правильное толкование? Надеюсь, нет. Но как часто мне приходилось разговаривать с людьми, представляющими Бога подобным этому судье! Они абсо­лютно уверены в том, что главной задачей молитвы веру­ющего является поиск недостающего ключа, способного каким-то образом вскрыть погреб с благословениями, ко­торый Бог почему-то не желает открывать.

Я устал читать заголовки изданий, обещающих обна­родовать секрет преодоления Божьего нерасположения и показать малоизвестный способ пробиться в Его присут­ствие. Пожалуйста, не думайте о Боге так! Иисус в этой притче не собирался показать Бога подобным неправедно­му судье.

 

Отвечающий нам Бог

 

Что же тогда означает эта притча? Иисус Сам истолко­вал ее, как только закончил Свой рассказ. «Вы видели, что сделал неправедный судья, — сказал Он, — давайте теперь посмотрим, как поступил бы Бог». «Бог ли не за­щитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (ст. 7, 8).

Согласно словам Иисуса, эта история — не аллегория, элементы которой правдивы сами по себе, вне связи с по­вествованием. Иисус рассказал притчу — короткую ис­торию с парадоксальным подходом, который привлекает внимание слушателей. Эта притча построена на противоположностях. Обратите внимание на ее контрастные сто­роны.

Во-первых, мы не похожи на эту вдову. Она была бед­на, бессильна, забыта и оставлена людьми. У нее не было никаких связей с судьей. Для него вдова была всего лишь пунктом в ежедневнике. Но мы не оставлены; мы приня­тые сыны и дочери Бога, братья и сестры Иисуса. Мы при­надлежим Божьей семье и ценны для Него. Нам не нуж­но красться на цыпочках в Божье присутствие, пытаясь отыскать способ привлечения Его внимания. Просто ска­жите: «Здравствуй, Отец», — и знайте, что Ему нравится слышать ваш голос.

Во-вторых, наш любящий Небесный Отец совсем не та­кой, как судья из притчи! Судья был нечестивым, непра­ведным, лишенным всяческого уважения к людям, бес­сердечным, заботящимся только о своих интересах чело­веком. Наш Бог, напротив, праведен и справедлив, свят и добр, отзывчив и милостив.

Псалмопевец говорит: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс. 33:9). Не думайте, что вам необходимо вы­думать способ вытянуть из Него благословение или про­вести Его так, чтобы Он предпочел отдать просимое имен­но вам. Божье Слово учит, что Богу нравится одаривать Своих детей благословениями. Это Его природа; Он даю­щий, благословляющий, ободряющий, вскармливающий, вдохновляющий, любящий Бог.

 

Изобильные благословения

 

Я испытал одно из наиболее вдохновляющих теологичес­ких открытий, купив сыну велосипед. Сынишка был не­обычайно рад. Понаблюдав, как в первый день он колесил взад и вперед по дороге, я, направляясь к дому, прослезил­ся. Я сказал жене: «Линн, если бы я заплатил за этот вело­сипед даже 500 долларов, он бы стоил того. Я в жизни не испытывал такой радости, делая подарки!» У меня бега ли мурашки по коже, когда я смотрел, как сын гоняет на новеньком велосипеде. Его глаза при этом были широко раскрыты в радостном возбуждении. Тогда я начал поду­мывать, не купить ли ему однажды «Харлей Дэвидсон», а потом и машину!

Множество раз мне приходилось слышать от родителей следующее: «Мои дети поступают в колледж, и теперь мне придется раскошелиться». Может быть, они просто шутят. Лично я испытал огромную радость, помогая детям полу­чить образование в колледже. Жертвы, на которые нам с Линн пришлось пойти, ничего не стоят в сравнении с рос­том и развитием наших детей.

Мне не пришлось читать учебники для того, чтобы ис­пытать все эти чувства. Они пришли естественным обра­зом. Мне безумно нравится давать что-то своим детям. И я начинаю осознавать, что Бог также испытывает огромную радость, даруя блага и силу Своим детям.

Библия учит, что мы служим Богу, который просто ищет возможности для того, чтобы излить на нас Свои бла­гословения. Он как бы говорит: «К чему все эти богатства, если Мне не с кем их разделить? Просто содействуйте Мне, и Я изолью на вас Свои благословения». В Библии эта тема прослеживается снова и снова.

Книга Левит (26:3-6) говорит нам:

«Если вы будете поступать по уставам Моим и запове­ди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; и молотьба [хлеба] будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле [вашей] безопасно. Пошлю мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей».

Во Второзаконии (28:2-7,12) говорится:

«И придут на тебя все благословения сии и исполнят­ся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец тво­их. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. Поразит пред тобою Господь врагов тво­их, восстающих на тебя... Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь зем­ле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы».

Слова пророка Нафана, обращенные к царю Давиду пос­ле его исповедания прелюбодеяния с Вирсавией, особенно проникновенны:

«Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше; зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его?» (2 Цар. 12:7-9).

Другими словами: «Давид, у Меня есть всякое располо­жение, благословения, богатство и сила, которые я соби­рался излить на тебя. Зачем ты все испортил?»

 

Богатое наследие

 

Через весь Ветхий Завет прослеживается мысль о том, что Бог готов и желает разделить Свои сокровища со Своим на­родом. В Новом Завете эта тема представлена более широ ко и проникновенно. Здесь мы узнаем, что Бог усыновил нас и сделал наследниками Своего славного царства вмес­те с Иисусом.

Иисус учил нас называть Бога Отцом, а фактически Папой. Наиболее часто повторяемая в Церкви молитва начинается со слов «Отец наш Небесный...» В любви Бог «предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» (Еф. 1:5); «ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наслед­ник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4:7).

В Послании к Римлянам (8:16,17) Павел написал: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться».

Какое удивительное обетование! Бог осыплет нас благо­словениями, поскольку Он принял нас как Своих сыновей и дочерей! Будучи Божьими детьми и законными наслед­никами, мы становимся обладателями мира и Вселенной! Следует ли нам бояться поведать Богу о своих нуждах?

 

Щедрый Отец

 

Если я умел обращаться с вещью, я мог пользоваться всем, чем владел мой отец. У него была сорокапятифутовая па­русная лодка, которую отец очень ценил. Когда я учился в восьмом классе, он иногда говорил мне: «Возьми кого-ни­будь из приятелей, доберись на попутке до Южной бухты и забери там лодку». Когда мы с братом получили води­тельские права, отец охотно разрешил нам пользоваться своей машиной. Когда он менял машину на новую, он пер­вым делом выдавал каждому из нас по комплекту ключей и говорил: «Повесь их на брелок. Если тебе понадобится машина, бери, не стесняйся».

Большинство отцов щедры по отношению к детям. Иисус понимал это и использовал образ земных отцов, что­бы проиллюстрировать Божью щедрость:

«Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям ва­шим, тем более Отец ваш Небесный даст блага прося­щим у Него» (Мат. 7:9-11).

Видите, какую картину описывает Иисус? Сын весь день работает в поле. К назначенному времени он, голо­дный, приходит домой. Семья уже сидит за столом, от блюд поднимается пар, ароматную пищу раскладывают по тарелкам. Можете представить себе отца, который про­тягивает мальчику камень и говорит: «На, погрызи»? Или хуже того, протягивает ему змею? Земные отцы несовер­шенны; все мы испорчены грехом. Но мы понимаем, что это зло. Хорошие отцы своих детей одаривают благами. Таков и наш Небесный Отец.

 

Удовольствие для Отца

 

Почему-то большинству из нас трудно принимать дары от Бога. Раньше, когда Бог благословлял меня особой мерой Духа, чем-то материальным или новыми теплыми взаи­моотношениями, я отчетливо ощущал: «У Бога, наверное, произошло короткое замыкание. Почему Он дал это мне?» Я чувствовал вину, получая благословения, как если бы я приобрел что-то, чего Бог не хотел мне давать.

Теперь я учусь больше доверять Богу. Если несовершен­ные отцы любят одаривать благословениями своих детей, то представьте, какое удовольствие получает наш совер­шенный Небесный Отец, давая блага нам, Своим возлюб­ленным детям.

Обратите снова внимание на утверждения в начале гла­вы, утверждения, которые все мы когда-либо делали. По­думайте, насколько жестоко они звучат применительно к отношению земных отцов к своим детям.

«Я занят на работе. Не желаю ничего слышать о твоем потерянном велосипеде или несправедливом учителе».

«Не беспокой меня своими нуждами. Я не желаю о тебе заботиться. Если ты любишь меня, то проживешь на хлебе и воде».

«Да, я богат, но почему я должен что-то тебе давать? От­стань».

Добрые отцы никогда не разговаривают подобным об­разом. Добрые отцы похожи на моего отца. Он был заня­тым человеком, ему приходилось путешествовать по всему миру. Когда он был на работе, до него практически невоз­можно было дозвониться. Нужно было пробиваться через несколько секретарей и коммутаторов. Поэтому некоторым партнерам по бизнесу, жене и нам, детям, он давал свой личный телефонный номер. Мы знали, что вне зависимо­сти от занятости отца, мы всегда можем ему позвонить.

У меня на рабочем столе тоже стоит личный телефон­ный аппарат. Его номер знают только несколько моих коллег, чтобы позвонить в случае экстренной надобнос­ти, а также моя жена и дети. Я сказал детям, что они мо­гут звонить всегда и по любому поводу. Поверьте, их го­лоса самые приятные для меня. Когда я слышу: «Привет, папа», — мне все равно, чем я занят. Я могу прерваться. Дети — главный приоритет для меня.

Теперь возьмите отеческие чувства и умножьте их во много раз, чтобы понять, как относится к нам Небесный Отец. Ничей голос не звучит для Него приятнее, чем ваш. Ничто во Вселенной не отвлечет Его внимание от ваших просьб.

Что мешает вам поведать Ему о своих нуждах?

 

Глава 3

Бог может

 

Если бы вы могли попросить Бога об одном чуде, зная, что Он обязательно ответит вам, какова была бы просьба:

восстановить ваш разрушенный брак?

изменить что-то относительно работы?

вернуть домой блудного сына или дочь?

исцелить ваше тело?

привести в порядок ваши финансы?

привести любимого человека ко Христу?

Какой бы ни была ваша просьба, приносите ли вы ее ре­гулярно, прилежно, ежедневно в молитве Богу, веря, что Он вмешается в вашу ситуацию? Если нет, то почему?

 

Может ли Бог с этим справиться?

 

Большинству из нас придется признать, что мы не молим­ся достаточно часто о наших самых глубоких нуждах. Мы слабы духом. Мы начинаем молиться, но вскоре наши мысли разбегаются, и мы замечаем, что произносим пус­тые фразы. Наши слова становятся бессодержательными, и мы чувствуем себя лицемерами. Вскоре мы сдаемся. Нам кажется, что лучше мириться с любой трудной ситуацией, чем продолжать неэффективно молиться.

Мы простираемся к Богу, поскольку знаем, что Его лю­бящие объятия открыты для нас. Но затем мы часто отсту­паем и пытаемся справиться с обстоятельствами своими собственными силами, поскольку где-то в глубине, воз­можно в подсознании, мы сомневаемся в Божьей способ­ности решить наши проблемы.

Хорошо и правильно верить в то, что Бог любит нас и желает нам помочь. Остается один вопрос: способен ли Он сделать это? Поскольку, если Он не способен, то все благие пожелания на небесах и земле не принесут нам никаких изменений.

На протяжении ряда лет наша страна испытывает де­фицит средств. Федеральный бюджет сводится с отрица­тельным сальдо вот уже тридцать лет. Пропасть между богатыми и бедными увеличивается. Директора назнача­ют себе заоблачные зарплаты, тогда как число массовых увольнений растет. Низкоквалифицированные рабочие не в состоянии найти себе работу с достойной зарплатой, а социальная помощь не может остановить нарастающую волну бедности населения. Несмотря на опасную эконо­мическую и социальную ситуацию, никто никогда не просил меня что-то предпринять в этом отношении, и это правильно. У меня нет никакой возможности повлиять на национальную политику так, чтобы это разрешило наши экономические проблемы. Просить меня помочь — беспо­лезная трата времени. Вот почему никто этого не делает, даже если ситуация серьезна и продолжает ухудшаться.

В некоторых регионах не прекращаются войны и на­циональные конфликты: на Ближнем Востоке, Балканах, в Северной Ирландии, части Юго-Восточной Азии, в Аф­рике, Корее. Коррупция в правительстве, пренебреже­ние правами человека, готовность к применению военной силы уносят ежегодно огромное количество человеческих жизней. Опять-таки, никто никогда не просил меня сде­лать что-то касательно этой прискорбной ситуации. Почему? Потому что у меня нет возможности установить мир на земле, даже если он всем так необходим.

 

Веруя сердцем

 

У многих из нас существуют довлеющие над нами не вос­полненные личные нужды и серьезные проблемы, которые разрушают нашу жизнь. Но мы не просим помощи у Бога, поскольку где-то в глубине души мы не верим, что Бог спо­собен что-то изменить.

В действительности Бог способен разрешить любую про­блему, которую мы Ему приносим. Для Него не составило труда сотворить планеты. Он легко воскрешал мертвых. Для Бога нет ничего слишком трудного. Но Он ожидает, что мы поверим в Его силу и попросим о помощи.

Для своей слабой молитвенной жизни я привык нахо­дить оправдания. «Я не знаю примеров стойких мо­литв, — говорил я себе. — У меня слишком много обязан­ностей и нет времени, чтобы как следует помолиться». Но Бог показал мне, что я был нечестен перед самим собой. Мои молитвы были слабы, потому что моя вера была тоже слаба.

Разумом я всегда верил во всемогущество Бога. Я писал и проповедовал об этом. Но очень редко эта уверенность проникала куда нужно — в мое сердце. Если мое сердце не затронуто, то я не молюсь о трудностях и не прошу Бога восполнить мои нужды. Где-то внутри себя я все равно не верю, что Он способен реально помочь.

Во время моего летнего перерыва в работе, взятого для изучения Библии, я часами читал, планировал будущую работу и молился в маленькой комнате, из окна которой открывался вид на Южную бухту в Мичигане. Однажды утром, наблюдая за накатывающимися на берег волнами, я осознал, в чем заключалась проблема моей молитвенной жизни. В своем сердце я не верил, что Бог способен реаль­но вмешаться в окружающие меня обстоятельства. Мне было неудобно признаться в этом Богу, но все же мое при­знание стало для меня очищающим переживанием.

Я решил распрощаться со всеми своими рациональны­ми объяснениями неверия в Божье всемогущество. Я пред­принял наступление на свою слабую убежденность. Я от­крыл Библию и нашел почти все отрывки, подчеркиваю­щие Божью способность сделать все, что Он хочет.

 

Божья власть над природой

 

Вначале я посмотрел на отрывки, описывающие Божью власть над природой.

Когда Богу нужно было разделить моря и реки, Он разде­лял их (Исх. 14 гл., И. Нав. 3 гл.). Когда Его народ терпел го­лод, Он посылал им манну с неба или умножал хлеб и рыбу (Исх. 16 гл., Иоан. 6:1-13). Когда шторм угрожал жизни уче­ников, Он успокоил его (Map. 4:35-41). Когда вой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: