РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
для ООП направления «050100 Педагогическое образование»
Профиль «Педагогика и методика начального образования»
Квалификация (степень) «бакалавр»
по циклу Б.3.В.02 «Профессиональный цикл.
Вариативная часть»
Очная форма обучения | Заочная форма обучения |
Курс – 4 | Курс – |
Семестр – 6 | Семестр – |
Объем в часах, всего – 72 ч. | Объем в часах, всего – |
в т. ч. лекции – 12 ч. | в т. ч. лекции – |
практические занятия – 20 ч. | практические занятия – |
самостоятельная работа – 40 ч. | самостоятельная работа – |
зачет – 6 семестр | зачет – |
Екатеринбург – 2011
Рабочая учебная программа по дисциплине «Детская практическая психология»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2011. – 17 с.
Составитель:
Бывшева М.В., канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства ИПиПД УрГПУ.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры
педагогики и психологии детства ИПиПД УрГПУ
Протокол от ____________ г. № _________
Зав. кафедрой _____________ Е.В. Коротаева
Руководитель ИПиПД_____________ С.А. Новоселов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи дисциплины
Дисциплина «Детская практическая психология» является научной основой подготовки бакалавра педагогики по профилю «Педагогика и методика дошкольного образования». В процессе освоения курса студент приобретает знания об особенностях работы практического психолога ОУ по направлениям психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, учится анализировать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса. В содержание программы включены темы и разделы, в которых отражаются нормативно-правовые, этические и методологические основания психологической практики. Особое внимание уделяется техникам психологической работы в рамках дошкольного образовательного учреждения.
Цель изучения дисциплины: содействие становлению специальной профессиональной компетентности будущих педагогов на основе обогащения базовой профессиональной компетентности предметным содержанием в области организации психологической службы в системе дошкольного образования.
Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
– формировать систему знаний о подходах к организации психологической службы и деятельности детского практического психолога в дошкольном образовательном учреждении;
– познакомить с методами и методиками диагностической, коррекционно-развивающей, коррекционно-развивающей, консультативной, профилактической и культурно-просветительской работы психолога с детьми дошкольного возраста;
– ориентировать будущих педагогов на построение взаимодействий с детьми, родителями и педагогами ДОУ на основе современных психолого-педагогических подходов.
Место дисциплины в структуре ООП
Изучение дисциплины «Детская практическая психология» предусмотрено в соответствии с вариативной частью профессионального цикла для направления «050100 Педагогическое образование» квалификация (степень) «бакалавр» на завершающем этапе обучения.
Для изучения дисциплины «Детская практическая психология» необходимо, чтобы студенты имели входные знания, умения и компетенции по дисциплинам базовой (общепрофессиональной) части («Психология», «Педагогика», «Методика обучения и воспитания в начальном образовании»). Освоение дисциплины «Детская практическая психология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части учебного плана, написании курсовых и выпускных квалификационных работ, а также для реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций педагога в процессе прохождения педагогической практики в начальных классах ОУ.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.
ПК-8 способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
СК-1 осознает специфику начального образования, способен реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
– цели и задачи, нормативно-правовое обеспечение психологической службы в дошкольном образовательном учреждении;
– особенности построения программ психолого-педагогической работы с участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения;
– особенности психологического сопровождения младшего школьника по направлениям: психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика.
уметь:
– на основе анализа ситуации развития ребенка формировать запрос на психологическую помощь;
– выявлять индивидуальные особенности ребенка с применением современных диагностических процедур и разрабатывать тактику психолого-педагогического сопровождения младшего школьника;
– формировать программу психолого-педагогического просвещения родителей и педагогов ОУ.
владеть:
– навыками проектирования и проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста;
– способами взаимодействия с педагогами как участниками образовательной деятельности в ДОУ;
– способами установления контактов и поддержания взаимодействия с родителями с учетом особенностей образовательной среды;
– навыками психолого-педагогического анализа и разработки рекомендаций для разрешения конкретных педагогических ситуаций.