Напишите, о каких функциях философии идет речь в каждом из данных высказываний ( ответ оьбосновать)




Тема. Философия, ее роль в обществе.

План:

1.Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. 2.Основной вопрос философии, две его стороны. 3.Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика. 4.Философия в системе научного знания. Функции философии.

Темы докладов и рефератов:

1. Проблема плюрализма в философии.

2. От мифа к логосу: рождение философии.

3. Философская и научная картина мира XX века.

4. Личность философа (философия как образ жизни).

 

Литература

 

1. Алексеев П.В. Философия. М, 2008.

2. Голубинцев В.О.,Данцев А.А.,Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов-на-Д., 2008.

3. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.,1989.

4.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.

5. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.,2008.

6. Спиркин, А.Г. Философия. М., 2010.

7. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов. М.,2000.

 

 

Термины:

Мифология, религия, наука, антропоморфизм, политеизм, онтология, космология, космогония, гносеология, антропология, социальная философия, аксиология, этика, эстетика, монизм, плюрализм, материализм, идеализм, дуализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, солипсизм, догматизм, диалектика, метафизика, скептицизм, агностицизм, релятивизм.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое мировоззрение? Какова его структура?

2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные исторические типы мировоззрения.

3. Что является предметом философии?

4. Перечислите основные философские направления. Какие разновидности идеализма существуют, чем они отличаются?

5. Что общего и каковы различия между объективным идеализмом и религией?

6. Каковы причины философского плюрализма? Как вы думаете, настанет ли такой момент, когда споры по основному вопросу философии прекратятся?

7. В чем основное отличие диалектического метода от метафизического?

8. Каково соотношение философии и науки? (как связана философия с частными науками).

9. Назовите основные разделы философии.

 

Задания для проверки уровня компетенций:

1. По мнению французского философа А.Камю главным философским вопросом должен стать не вопрос об отношении материи к сознанию, а вопрос о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она не стоит того. Представители эмпириокритицизма в конце 19в. утверждали, что можно обойтись вообще без основного вопроса. Что вы думаете по этому поводу?

2. Определите философское направление в следующих отрывках (ответ обосновать):

а) «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами потухающим».

б) «То, что я знаю без вывода, когда имею переживание, называемое «видением солнца», есть не солнце, а психическое событие во мне. Я не познаю непосредственно столы и стулья, а познаю только определенные действия, которые они производят во мне. Объекты восприятия, которые я считаю «внешними» по отношению ко мне, являются «внешними» только в моем личном пространстве, которое исчезает с моей смертью».

в) «Было бы превратно понимать, что сначала предметы образуют содержание наших представлений и что уже затем приходит наша субъективная деятельность, которая посредством операции абстрагирования и соединения того, что общо предметам, образует их понятие. Понятие наоборот есть истинно первое, и вещи суть то, что они суть, благодаря деятельности присущего им и открывающегося в них понятия. В нашем религиозном сознании мы это выражаем, говоря, что бог сотворил мир из ничего, или, иначе выражаясь, что мир и конечные вещи произошли из полноты божественной мысли и божественных предначертаний. Этим мы признаем, что мысль, или, говоря точнее, понятие, есть та бесконечная форма, или свободная деятельность, которая для своей реализации не нуждается в находящемся вне её материале».

Напишите, о каких функциях философии идет речь в каждом из данных высказываний (ответ оьбосновать)

1. Мирза Галиб.

Весь мир проверь своею мыслью строгою –

Проверь свои поступки и дела.

Смотри, чтоб жизнь, как нищенка убогая,

Бесцельно и никчемно не прошла.

 

2. Иван Ильин. Философия родится в жизни и от жизни, как ее необходимое и зрелое проявление; не от быта и не от животного существования, но от жизни духа, от его страдания, созерцания и жажды. И, рожденная духом, ищущая знания, она восходит к его зрелой и совершенной форме - к сознательной мысли, с ее ясностью, систематичностью и доказательностью. Философствовать значит воистину жить и мыслью освещать и преображать сущность подлинной жизни. Естественно, что философия чужда и недоступна тем, кто не знает или не чувствует различия между бытом и духом, кто исчерпывает свою жизнь бытовыми содержаниями или отдает ее на служение технике быта. Для таких людей «не существует» ни того задания, которое движет философию, ни того предмета, который она созерцает, ни того измерения, в котором она движется и раскрывается…

 

3. Хосе Ортега-и-Гассет. Философствованию больше соответствует не тягостная серьезность жизни, а алкионическая жизнерадостность спорта, игры.

 

4. Мориц Шлик. Наконец, если внутри уже установившейся науки в какой-то момент возникает вдруг необходимость заново поразмыслить над истинным смыслом фундаментальных понятий и в результате достигается более глубокое понимание их смысла, это сразу же считается выдающимся философским достижением. Все согласны, например, что работа Эйнштейна, направленная на анализ смысла утверждений о времени и пространстве, была философским достижением. Здесь мы должны добавить, что решающие и эпохальные шаги в науке всегда имеют такой характер; они предполагают прояснение смысла фундаментальных утверждений, и только те достигают в них успеха, кто способен к философской деятельности. Великий исследователь - всегда философ.

 

5. Александр Койре. Итак, история научной мысли учит нас (по крайней мере я попытаюсь это показать), что:

а) научная мысль никогда не была полностью отделена от философской мысли;

б) великие научные революции всегда определялись катастрофой или изменением философских концепций;

в) научная мысль - речь идет о физических науках - развивалась не в вакууме; это развитие всегда происходило в рамках определенных идей, фундаментальных принципов, наделенных аксиоматической очевидностью, которые, как правило, считались принадлежащими собственно философии.

 

6. Хосе Ортега-и-Гассет. Философия не должна доказывать истину на примере жизни, напротив, она должна доказывать истину для того, чтобы наша жизнь обрела подлинность.

 

7. Борис Валентинович Яковенко. Обе великих революции новейшей исторической эпохи, французская и русская, были несомненно и очевидно движимы и озарены определенными концепциями мира и жизни, на почве которых только и могла возникнуть и разлиться широким морем беспощадная, духовно-политико-социальная критика, приведшая к перевороту, и вырасти те запросы и требования, которые воплотились в пришедших на смену старого устройствах.

 

8. Мераб Мамардашвили. Но при этом не должен исчезать изначальный жизненный смысл философии как таковой, с ее отвлеченным языком, создающим пространство, в котором воссоздается мыслящий. Воссоздается личность, способная самостоятельно думать, принимать решения и т.д. То есть, другими словами, воссоздается классическая мужественная душа, способная держать невозможную, над необратимой реальностью невластную, но тем не менее мыслимую мысль.

 

9. Борис Валентинович Яковенко. Государство тоже совершенно чужеродно философии, являясь определением волевым и практическим; но и оно насквозь пронизано и пропитано философской мыслью; особенно явственно в крупных, глубоких, радикальных самопроявлениях своих, захватывающих и определяющих собою целые эпохи и целые народы, даже общества народов. Любой исторический пример может продемонстрировать это с исчерпывающей очевидностью. Афины и Спарта в Древней Греции, великая Римская империя, теократическое государство средних веков, абсолютная монархия нового времени, буржуазно-демократическая республика XIX столетия - все они были не чем иным, как политико-социальным, междучеловеческим выражением и воплощением каждый раз особого мировоззрения, проведением в конкретную жизнь каждый раз особого «смысла». Совершенно ясна, наглядна идеологическая, миросозерцательная природа нынешнего российского государственного строя, проходящая красной нитью через все акты Советского правительства, как ясна и наглядна была миросозерцательная же подоплека недавнего российского самодержавия, которою оно только и держалось на протяжении столь долгого времени в умах, сердцах и душах русских людей..

 

10. Эпикур. Во всех занятиях плод с трудом приходит по окончании их, а в философии рядом с познанием бежит удовольствие: не после изучения бывает наслаждение, а одновременно бывает изучение и наслаждение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: