Что надо знать о такси.
Отличить легальный автомобиль-такси (такси, автомобиль) можно, в частности, по опознавательным знакам, например по желтым полосам на кузове, плафону на крыше, номерным знакам серии ТАХ <1>.
Также в нем должен быть таксометр. Это прибор, который автоматически считает плату за проезд и печатает кассовый чек (далее - чек).
Обратите внимание!
Таксист не вправе перевозить вас с выключенным таксометром <2>. Также он не вправе закрывать от вас таксометр (его части) или использовать вместо него мобильное приложение на телефоне, планшете <3>.
Если вы заказали такси через диспетчера, отменить поездку можно не позже чем за 30 минут до оговоренного времени его прибытия <4>. Таксист вправе ждать 10 минут с момента прибытия. После этого может уехать <5>.
В случае несвоевременного снятия заказа или отказа от поездки с вас могут потребовать оплатить расходы за подачу такси <6>. На практике в таких случаях диспетчер может внести номер телефона в базу неблагожелательных клиентов, что затруднит вызов такси в дальнейшем.
Вы вправе провозить с собой:
- других пассажиров;
- багаж и (или) ручную кладь;
- домашних животных. Они должны находиться, в частности, в сумках с водонепроницаемым адсорбирующим дном. Собаку в наморднике и на коротком поводке может перевозить пассажир не моложе 16 лет; собаку потенциально опасной породы - совершеннолетний <7>. О перевозке животных рекомендуем предупреждать диспетчера.
Количество пассажиров и багажа зависит от технической характеристики автомобиля. За их провоз плата не взимается <8>.
Таксист должен ехать до названного адреса по кратчайшему пути или по маршруту, выбранному вами <9>. Чтобы изменить маршрут, нужна ваша инициатива или согласие <10>.
Движение начинается только после включения таксометра. Если водитель этого не сделал, напомните о такой необходимости.
Во время поездки вы должны соблюдать общественный порядок <11>. Если пассажир пьян, нецензурно ругается и т.п., таксист вправе высадить его или обратиться в милицию. При этом такой пассажир должен будет заплатить за проезд <12>.
Курить во время движения запрещено как пассажиру, так и водителю <13>.
Ориентировочную стоимость поездки можно узнать у диспетчера или у водителя при заказе поездки <14>. Также тарифы за проезд должны быть размещены в салоне на видном месте <15>. Тарифы могут устанавливаться, в частности, за подачу такси, 1 км оплачиваемого пробега <16>.
По общему правилу поездка оплачивается по окончании <17>. Но вы можете внести предоплату <18>. Размер платы определяется по таксометру и указывается в чеке. Таксист не вправе требовать больше этой суммы <19>.
Как правило, пассажиры оплачивают поездку наличными деньгами. Однако, такси должны быть оборудованы платежными терминалами для расчета карточкой <20>.
Если таксист нарушил ваши права.
Если вы считаете, что ваши права нарушены, например в чеке указан больший тариф, чем в информации, размещенной в салоне, можете пожаловаться перевозчику.
На заметку
Перевозчик - юрлицо или ИП, которое имеет лицензию на перевозку пассажиров <21>. Именно с ним вы заключаете договор перевозки, пользуясь такси.
Удобнее высказать жалобу диспетчеру по телефону. Он передаст ее перевозчику для рассмотрения <22>.
Если устное обращение оставили без внимания, вы можете <23>:
- направить письменную жалобу. Для этого необходимо знать наименование и адрес перевозчика. Они указываются на передних дверях автомобиля-такси. Наименование также указывается в салоне такси вместе с фотографией и ФИО таксиста. Рекомендуем отправлять жалобу заказным письмом с уведомлением о вручении;
- оставить запись в книге замечаний и предложений. Информация о ее месте нахождения указывается в салоне такси;
- направить электронное обращение по электронной почте или через сайт перевозчика (при их наличии) <24>.
В любом случае вам следует разборчиво указать ваши Ф.И.О., адрес места жительства, телефон и суть жалобы (например, попросить вернуть излишне уплаченную сумму), поставить дату и подпись <25>. В письменной жалобе также укажите наименование и (или) адрес перевозчика <26>.
Как правило, вам должны ответить письменно и не позднее 15 дней с момента, когда перевозчик получил жалобу. Если нужна проверка, ответ дается не позже месяца <27>.
Если ваши требования не будут удовлетворены, вы вправе использовать другие способы для защиты своих прав, например обратиться в общество по защите прав потребителей или в суд.
На заметку
Таксиста могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа, в частности за необоснованный отказ от перевозки или за поездку с выключенным таксометром <28>. Сумма штрафа от 2 БВ (46 бел.руб.) до 5 БВ (115 бел.руб.).
Если вы получили травмы в такси.
Если вы пострадали в такси, например, когда автомобиль попал в ДТП, вы имеете право на страховое возмещение <29>. Сумма выплаты зависит от степени тяжести травм <30>.
Пример
Если повреждения легкие (ссадины или кровоподтеки), вы вправе получить возмещение в размере:
- 50 евро - если трудоспособность не утрачена и больничный не выдали;
- 750 евро - если больничный выдали.
Размер возмещения определяется в белорусских рублях по курсу Нацбанка на день выплаты <31>.
Для получения возмещения целесообразно следовать алгоритму.
После ДТП не покидайте место аварии, сообщите таксисту, что вы получили травмы, и проследите, чтобы он вызвал ГАИ и скорую, или вызовете их самостоятельно. Они зафиксируют, что вы пострадали в ДТП.
На заметку
Во время ожидания по возможности:
- соберите данные о такси (номере, цвете и марке автомобиля), перевозчике и таксисте;
- попросите чек. Однако если водитель не может его выдать, это не означает, что вам откажут в выплате возмещения;
- зафиксируйте с помощью фото- и (или) видеосъемки последствия аварии. Если есть свидетели, запишите их данные.
Если вы не дождались прибытия ГАИ и скорой или их не вызывали, обратитесь в день ДТП в медучреждение. Там сообщите, что травмы получили в такси при ДТП. Работники здравоохранения сообщат об этом в органы ГАИ. Это необходимо, чтобы последние провели соответствующую проверку и подтвердили, что травмы получены в данной аварии.
Обратитесь к перевозчику с заявлением <32>. В нем укажите обстоятельства аварии, которые вам известны, в частности кто и на какой машине вас вез, какие повреждения получили.
В течение 5 рабочих дней со дня подачи вами заявления перевозчик составит акт о причинении вреда и передаст его страховой компании.
По направлению органов ГАИ или страховой компании пройдите судебно-медицинскую экспертизу. Она определит степень тяжести полученных вами травм.
Справочная информация
Экспертизу проводят органы Государственного комитета судебных экспертиз <33>. Информация о порядке ее проведения размещена на официальном сайте https://sudexpert.gov.by/ru/index.html.
Обратитесь в страховую компанию с заявлением о выплате страхового возмещения. В частности, к заявлению необходимо приложить <34>:
- документы из медучреждения;
- заключение о степени тяжести полученных травм.
Страховое возмещение будет выплачено вам в течение 5 рабочих дней со дня подачи необходимых документов <35>.
Связанные вопросы
Куда кроме суда можно обратиться с просьбой о защите прав потребителя >>>
Общественный транспорт по дороге сломался... Что делать, если вы так и не доехали до места назначения? >>>
Травма в общественном транспорте: как получить страховку >>>
--------------------------------
<1> Абз. 6 ст. 1 Закона от 14.08.2007 N 278-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" (далее - Закон N 278-З), п. 15 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 N 972 (далее - Правила N 972).
<2> Абз. 10 п. 173, абз. 2 п. 175 Правил N 972.
<3> Абз. 6 п. 175 Правил N 972.
<4> Абз. 7 п. 178 Правил N 972.
<5> Абз. 6 п. 174 Правил N 972.
<6> Абз. 5, 6 п. 177 Правил N 972.
<7> Абз. 8 п. 178 Правил N 972.
<8> Абз. 4 п. 178 Правил N 972.
<9> Абз. 11 п. 173 Правил N 972.
<10> Абз. 12 п. 173 Правил N 972.
<11> Абз. 2 п. 174 Правил N 972.
<12> Абз. 3 п. 174 Правил N 972.
<13> Абз. 8 п. 175, абз. 32 п. 216 Правил N 972.
<14> Абз. 6 п. 178 Правил N 972.
<15> П. 16 Правил N 972.
<16> П. 169 Правил N 972.
<17> Абз. 2 п. 177 Правил N 972.
<18> Абз. 13 п. 173, абз. 5 п. 174 Правил N 972.
<19> Абз. 5 п. 175 Правил N 972.
<20> Подп. 2.8.1 п. 2 постановления Совмина, Нацбанка от 06.07.2011 N 924/16.
<21> Абз. 4 ст. 1 Закона N 278-З, абз. 2 ч. 1 п. 30 Правил N 972.
<22> Абз. 4 п. 176 Правил N 972.
<23> Ч. 1 п. 1 ст. 3 Закона от 18.07.2011 N 300-З "Об обращениях граждан и юридических лиц" (далее - Закон N 300-З).
<24> Ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона N 300-З.
<25> П. 13 Положения о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утв. постановлением Совмина от 16.03.2005 N 285, п. 2, 5 ст. 12 Закона N 300-З.
<26> Абз. 2 п. 2 ст. 12 Закона N 300-З.
<27> Ч. 1 п. 1, ч. 1 п. 3 ст. 17, ч. 1 п. 1, п. 5 ст. 25 Закона N 300-З.
<28> Ст. 18.33 КоАП.
<29> Абз. 12 п. 219 Правил N 972, гл. 14 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом от 25.08.2006 N 530 "О страховой деятельности" (далее - Положение).
<30> П. 227 Положения.
<31> П. 226, 227, 229 Положения.
<32> П. 225 Положения.
<33> Указ от 22.04.2013 N 202 "Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь".
<34> П. 230 Положения.
<35> П. 230, 231 Положения.
Copyright: (C) ООО "ЮрСпектр", 2017
Исключительные имущественные права на данный
авторский материал принадлежат ООО "ЮрСпектр"