Структура косвенных налогов в Украине характеризуется преобладанием НДС, акцизного сбора и таможенных пошлин.




Лекция 9.

Международная практика применения косвенных налогов (на примере РФ, Украины и других государств).

План.

1. Система косвенного налогообложения в Украине.

2. Косвенное налогообложение в Российской Федерации.

3. Непрямые налоги в странах Европейского Экономического Союза.

Вопрос. Система косвенного налогообложения в Украине.

Для исполнения своих государственных функций Украина формирует бюджетные и государственные целевые денежные фонды. К бюджетным фондам относятся Государственный бюджет, бюджет Автономной Республики Крым, местные бюджеты (областные, городские, районные, районные в городах). Государственные целевые фонды создаются в соответствии с законами Украины и формируются за счет определенных этими законами налогов и сборов (обязательных платежей) с юридических и физических лиц.

Налоговая система Украины, строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Существует четыре способа разграничения прямых и непрямых налогов:

· первый - в зависимости от признаков уплаты (прямые - и уплачивает, и несет одно лицо; непрямые - уплачивает одно лицо, а несет - другое);

· второй - в зависимости от участия в образовании цены (прямые налоги включаются в цену на стадии производства у производителей; непрямые - только на стадии реализации как надбавка к цене товара);

· третий - в зависимости от способа взимания (прямые - по декларации и по кадастрам; непрямые - по тарифам);

· четвертый - по источнику уплаты (прямые - с производства ценностей: дохода и имущества; непрямые - с потребления ценностей: расходов и пользования вещами.

Крупнейшим среди косвенных налогов, используемых в Украине, является налог на добавленную стоимость. Он введен в 1992 г. и вместе с акцизным сбором количественно заменил ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж. Налог с оборота, основанный на применении фиксированных оптовых и розничных цен, в условиях их либерализации ужен не мог существовать, поэтому его пришлось заменить налогом на добавленную стоимость. Однако взимание НДС в 1992 г. отразило существенный недостаток вновь введенной налоговой системы - слабую увязку между собой отдельных ее элементов, допускающих возможность многократного обложения одних и тех же объектов. В будущем, совершенствуя систему косвенного налогообложения, следует осторожно обращаться с косвенными налогами, непродуманное применение которых может привести к резкому ухудшению материального положения значительной части граждан.

Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного налогообложения используются акцизы, устанавливаемые на отдельные группы товаров. Их введение в 1992 г. было обусловлено отменой налога с оборота. Включаются в систему непрямого налогообложения Украины так же таможенные пошлины.

Структура косвенных налогов в Украине характеризуется преобладанием НДС, акцизного сбора и таможенных пошлин.

Ведущее место в косвенных налогах Украины в настоящее время занимает налог на добавленную стоимость - 67%.

Относительно увеличения роли НДС можно отметить, что хотя этот рост и отражает общую историческую тенденцию, присущую большинству развитых стран, все-таки является чрезмерным. Доля НДС в доходах бюджета Украины выше, чем в развитых странах, а доля акцизного сбора слишком низкая. Во многих странах структура косвенных налогов уравновешена или характеризуется преобладанием доли универсальных акцизов над долей специфических акцизов в 1,5-2 раза.

Особенность структуры косвенных налогов в Украине имеет как объективные, так и субъективные причины. К объективным причинам можно отнести то, что, во-первых, в развитых странах вследствие высокого уровня доходов большинства населения (60% - средний класс) круг покупателей подакцизных товаров шире, чем в Украине, где основные группы населения покупают лишь два вида подакцизных товаров - алкогольные и табачные изделия; во-вторых, в условиях экономического кризиса, инфляции, падения уровня доходов, роста масштабов теневой экономики НДС является одним из самых эффективных в фискальном плане налогом.

 

К субъективным причинам, обуславливающим структуру косвенного налогообложения в Украине, можно отнести причины, порожденные особенностями налоговой политики с ее фискальной направленностью, несовершенством, что является следствием как незначительного опыта проведения самостоятельной налоговой политики, так и отсутствия достаточного количества квалифицированных специалистов.

Именно фискальные мотивы вызвали в 1992 году введение НДС с высокой ставкой - 28%. Но и после ее снижения в 1995 году до 20% она остается на уровне максимальных ставок, рекомендованных ЕЭС (14-20% на основные группы товаров при более низких ставках для отдельных видов, например, продовольствия), и заметно превышает ставки НДС и других видов универсальных акцизов в развитых странах (в США ставка налога на продажи колеблется в отдельных штатах от 3 до 7%, в Канаде она равняется 7,58%, в Германии - 15, но на продовольствие - лишь 7, в Англии ставки НДС - 17,5, в Японии - 3%).

Определение круга подакцизных товаров носит в Украине свободный характер, вследствие чего ряд товаров и услуг, которые в западных странах являются объектом налогообложения акцизным сбором, в Украине не относятся к подакцизным товарам, а следовательно поступления от акцизного сбора не оказывают существенного влияния на характер доходности государственного бюджета.

Как и любое другое явление, косвенные налоги следует рассматривать комплексно. Непрямые налоги устанавливаются в ценах товаров и их размер не зависит прямо от доходов плательщика. Подчеркиваем, только прямо, так как косвенные налоги включаются в цены товаров, то в абсолютном размере их платит больше тот, кто больше потребляет, а больше потребляет тот, кто имеет более высокие доходы.

В недалеком прошлом, косвенные налоги рассматривались лишь с негативной точки зрения. Но характеризовать косвенные налоги только лишь как финансовое бремя на население - бессмысленно, так как токовым являются все налоги. Речь может идти только про одно: насколько они затрагивают интересы разных слоев населения и как выполняют свое бюджетное назначение.

Преимущества непрямых налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета. Однако, это нисколько не означает, что они не выполняют регулирующей функции. При умелом использовании, косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики.

Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация-проводится перечисление налога на добавленную стоимость и акцизного сбора в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов.

Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь. А, например, прибыль то или другое предприятие может и не получить.

В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. Если доходы бюджета базируются на доходах предприятия, то вследствие неравномерности экономического развития возникает проблема неравноценности доходной базы разных бюджетов. Так как нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансировании местных бюджетов.

В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения. С одной стороны, якобы лучше установить акциз на товары не первой необходимости, например, алкогольные напитки. А, с другой, тогда для государства выгоднее продавать именно эти изделия. Такое противоречие полностью природное и выражает диалектику нашей жизни.

В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления, сдерживая его в одних направлениях и стимулируя в других. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества. Такое регулирование также никогда не сможет удовлетворить все слои населения. Однако это регулирование необходимо, поэтому дифференциация ставок акцизного сбора в Украине оправдана. Вместе с тем следует сказать, что единая для всех товаров става НДС снижает его регулирующую роль. Мировой опыт убеждает целесообразности использования нескольких разных ставок. Структура потребления разных слоев населения существенно отличается, поэтому принцип справедливого налогообложения может быть реализован через дифференцированный подход к установлению косвенных налогов на отдельные товары, работы, услуги. Однако, тут тоже есть некоторые ограничения. Установление более высоких ставок только на так называемые товары первой необходимости и роскоши сужает сферу косвенного налогообложения и сокращает налоговые поступления в бюджет. Наоборот, даже невысокий уровень косвенного налогообложения товаров ежедневного спроса обеспечивает государству постоянные стабильные и значительные доходы, так как постоянным, стабильным и значительным есть общественное потребление.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: