по МДК 1.3 «Технология социальной работы с пожилыми и инвалидами»




КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Пенсионное обеспечение граждан старшего поколения

 

 

Работу выполнил(а)

студент(ка) группы ОС1. 18-31

специальности 39.02.01 «Социальная работа»

Эхаева Иман Адамовна (Ф.И.О. полностью)

 

Руководитель:

Мутиева Радима Гиллаевна

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

 

Оценка __________________

(прописью)

 

Преподаватель, подпись:

_________________________

(Ф.И.О., подпись)

 

Грозный 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

КАК ВИДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫНАСЕЛЕНИЯ.............................

1.1 Пожилые люди как объект социальной защиты....................................

1.2 Нормативно-правовая база пенсионного обеспечения..........................

2. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО

ФОНДА ЧР...................................................................................................

2.1 Пути совершенствования пенсионного обеспечения.............................

2.2 Пенсионное обеспечение.........................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из важнейших задач государства в современный период глубоких социально-экономических преобразований является обеспечение эффективного функционирования систем, осуществляющих социальную защиту тем категориям граждан, которые в наибольшей степени являются социально незащищенными. К таким социально-демографическим группам, нуждающимся в помощи и поддержке, относятся граждане пожилого возраста, инвалиды, семьи с детьми и др. Важнейшая задача системы социальной защиты населения — это поддержание уровня жизни в складывающихся экстремальных ситуациях, содействие их адаптации в рыночных условиях.

Социальная защита граждан Чеченской Республики всегда занимало и занимает одно из главных, определяющих мест в жизни государства и общества. Она непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Под социальной защитой следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Пенсионное обеспечение является основным видом социальной защиты нетрудоспособных граждан.

Пенсионное обеспечение - эта форма материального обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях. Основанием для пенсионного обеспечения по российскому законодательству является: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи потеря кормильца; для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся - длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Объектом пенсионного обеспечения является материальное благо в виде пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца или социальной пенсии.

Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.

Актуальность темы заключается в том, что в современных условиях, в нашей стране, в сфере пенсионного обеспечения возникает огромное количество проблем, которые требуют одновременно быстрого и успешного решения. Поэтому государству необходимо постоянно искать пути совершенствования в этом направлении, требующие больших усилий и затрат.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан осуществляется различными нормативными актами, предусматривающими конкретные основания, условия и размеры пенсий.

Над вопросами становления системы социальной работы Чеченской Республики в целом активно трудятся М-Э. Ахмадов, М. Мамадаева, Л. Магамадова.

Исходя из актуальности темы исследования, степени проработки проблемы, были определены основная цель и задачи исследования.

Цель курсовой работы состоит в выяснении степени соответствия системы пенсионного обеспечения населения объективным общественным потребностям и определении возможных путей его совершенствования на примере Пенсионного фонда Чеченской Республики.

Поставленная цель потребовала решения следующих основных задач:

- изучить основы формирования социальной политики в области пенсионного обеспечения;

- изучить нормативно-правовую базу пенсионного обеспечения;

- выявить специфику реализации социальной политики в области пенсионного обеспечения на примере - Пенсионного фонда;

- изучить опыт работы по повышению качества обслуживания населения в территориальных органах Пенсионного фонда Чеченской Республики;

- выделить пути совершенствования пенсионного обеспечения;

- разработать предложения и рекомендации по повышению эффективности пенсионного обеспечения.

Объект исследования - социально слабо защищенные категории населения: пожилые люди, инвалиды.

Предмет исследования - деятельность учреждения Пенсионного фонда по организации пенсионного обеспечения населения Чеченской Республики.

Методы исследования - системный, сравнительного анализа статистических данных, обзора развития социальной защиты населения, изучения результатов социологических исследований.

Структура курсовой работы определяется задачами исследования, включает введение, две главы: «Теоретические основы пенсионного обеспечения как вида социальной защиты населения», «Опыт и пути совершенствования пенсионного обеспечения на примере Пенсионного фонда Чеченской Республики», которые состоят из трех и двух подразделов соответственно, заключение и список используемых источников.

 


1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ВИДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫНАСЕЛЕНИЯ

 

1.1 Пожилые люди как объект социальной защиты

 

Пожилые люди — это люди старше 60 лет. Всемирной организацией здравоохранения люди в возрасте от 60 до 74 лет признаны пожилыми

Социальная политика - система мер государственного воздействия на благосостояние и другие условия развития социальных и демографических групп, нации и территориальной общности.

Меры социальной политики охватывают: влияние на жизненные условия отдельных групп населения (в частности, предоставление им временных льгот в целях компенсации ранее сложившегося неравенства); страхование от типичных рисков, связанных с трудом по найму (на случай болезни, инвалидности, выхода на пенсию, потери работы); регулирование трудовых отношений на предприятиях (трудовое право); смягчение социальных последствий деструктивных процессов, имеющих место в обществе (таких как бедность, бездомность, наркомания и т. п.); содействие экономической активности и рациональному экономическому поведению граждан (поддержка малого предпринимательства, программы стимулирования и защиты семейных сбережений, меры воздействия на потребительский выбор); регулирование социальной и территориальной мобильности населения (например, программы реализации и помощи переселенцам); влияние на социальную структуру (демографическую структуру через выплаты пособий на детей, квалификационную и профессиональную структуру через развитие системы образования и государственная помощь в обучении); меры, направленные на развитие здравоохранения, науки и культуры, защиты окружающей среды.

Социальная политика регулирует отношения между обществом и личностью большей частью через регулирование отношений между обществом и его составляющими социальными группами, принадлежность к которым определяет содержание социальных интересов личности. Одним из важных принципов социальной политики является управление интересами через интересы людей. Определяя меры, направленные на повышение народного благосостояния, социальная политика призвана избирать такие конкретные пути подъема жизненного уровня народа, которые способствуют укреплению отношений социального равенства и справедливости, росту экономической эффективности общественного производства, гуманизации общественных нравов, социально-психологического климата общества. Ее неотъемлемой составной частью является укрепление контроля за мерой труда и потребления, создание условий, исключающих нарушения требований социалистической справедливости, получение нетрудовых доходов и способствующих развертыванию творческой активности, инициативы людей. Социальная политика реализуется через социальное планирование и управление, через систему социальных мероприятий и социальных программ, получающих закрепление в виде планов, партийно-правительственных решений, законов и других правовых актов. Поскольку именно в социальной сфере удовлетворяются жизненные интересы трудящихся, воплощаются высшие цели социализма.

Субъектом социальной политики выступают государственные органы, трудовые коллективы, профсоюзы и другие общественные организации, все члены общества.

Рассмотрим деятельность социальной политики в области пенсионного обеспечения. Традиционно сложились три основных направления деятельности органов социальной защиты населения по обеспечению социальной защищенности пожилых людей: пенсионное обеспечение; предоставление пожилым людям льгот и преимуществ; социальное обслуживание в нестационарных и стационарных условиях. Пенсионное обеспечение входит в систему социальной защиты.

В экономической и юридической науке понятие социальной защиты трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальная защита означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальная защита. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия -экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальную защиту все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья, либо жилищных субсидий, бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Введение функционального (целевого) критерия в дополнение к экономическому и субъектному явилось в дальнейшем основополагающим фактором в формировании научной мысли по вопросу о понятии социальной защиты.

Учитывая имеющиеся точки зрения по вопросу о понятии социальной защиты, следует вместе с тем выявить основные современные его критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид защиты следует называть социальной.

Таковыми являются:

1. Источники финансирования

Практически все ученые единодушны в том, что социальная защита должна предоставляться за счет социальных фондов, образуемых государством. В период существования СССР таковыми являлись общественные фонды потребления (фонды обеспечения для нетрудоспособных). В настоящее время финансирование социальной защиты происходит за счет социальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориального фондов социальной поддержки населения.

2. Круг лиц, подлежащих социальной защите

С юридических позиций общепринято, что защита за счет общества должна осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам защиты.

3. Условия предоставления социальной защиты

Право на тот или иной вид социальной защиты устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся: достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т.д. Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является крайне необходимой.

4. Цель предоставления социальной защиты

Предоставляя гражданам тот или иной вид социальной защиты, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат, либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

Социальная политика современного Российского государства должна быть направлена на социальную защиту такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. СССР (правопреемником которого является Россия) ратифицировал Всеобщую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1948 г., а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (18 сентября 1973 г.). В соответствии с этими актами каждый член общества имеет право: на социальную защиту; и на осуществление необходимых прав для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности в экономической, социальной и культурной областях, в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая предметы первой необходимости, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного обстоятельства утраты средств к существованию по независящим от него причинам.

Таким образом, под социальной защитой в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения, к системе социальной защиты современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социальной защиты не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем, так как отсутствуют события одного из необходимых факторов, с которым связывается социальная защита.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. была одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения, в которой выделялись следующие принципы:

- каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;

- каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

- каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;

- финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;

- средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвующих в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.

Реальная деятельность России не отвечает предъявленным требованиям. Замена распределительного пенсионного обеспечения накопительным расценивается специалистами как эксперимент с предсказуемыми последствиями, затрагивающий жизненные интересы десятков миллионов людей.

Основными причинами по коренному изменению пенсионных отношений с 2018 года стали следующие: низкий размер пенсии, малый учёт вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства, невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.

Данная реформа повлекла за собой множество изменений и проблем в пенсионном законодательстве, которые прослеживаются в республике.

С начала 2018 года в правительстве занимаются деталями новой схемы пенсии россиянина, которая утверждена Стратегией развития пенсионной системы до 2030 года. Пожилого россиянина сделают более зависимым от государства. Например, молодые люди, которые до конца 2018 года не устроятся на работу и не заявят в Пенсионный фонд России о желании сохранить за собой накопительную часть, будут получать исключительно страховую часть.

Основных новаций схемы исчисления пенсии будет две. Во-первых, коэффициенты новой формулы будут настроены таким образом, чтобы стимулировать граждан на более поздний выход на пенсию. В итоге у тех, кто будет выходить на пенсию в обычном возрасте (сейчас это 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), ее размер будет в целом ниже, чем у тех, кто решит поработать еще от одного года до пяти лет.

Стимулирование более позднего выхода на пенсию будет заключаться в прибавке к пенсии за каждый «лишний» год трудовой деятельности на 6% от базовой. То есть если человек работает дольше на пять лет, его пенсия вырастет (без учета инфляции, на которую также обещают корректировать пенсию) на 30%.

Идея новой формулы в том, чтобы таким образом настроить коэффициенты, чтобы у тех, кто выходит на пенсию в обычном возрасте, коэффициент замещения снижался, а у тех, кто позже, - нет. Но те, кто хочет в обычном возрасте выходить на пенсию, могут участвовать в добровольных программах. Таким образом, у человека будет выбор.

Сейчас коэффициент замещения составляет 36,8% от утраченного заработка, в Конвенции Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения утверждено, что он должен составлять не менее 40% от уровня материального обеспечения гражданина в трудоспособный период.

Принятые с 1 января 2018 года законы коренным образом изменили идеологию, направленность, структуру, содержание, принципы пенсионного обеспечения, ввели обязательную индивидуально-накопительную систему.

Таким образом, на примере перехода от распределительной к накопительной системе пенсионного обеспечения мы видим, что принципы правового регулирования общественных отношений - это не застывшая догма, а развивающаяся правовая категория, на которую оказывают влияние многочисленные факторы.

Действующая пенсионная система, основанная на принципах солидарности поколений, даже частично модернизированная, не смогла обеспечить достойный уровень жизни нынешним и тем более будущим пенсионерам (причины изменения пенсионной системе рассмотрим далее).

Важнейший принцип ПФР - солидарная ответственность поколений, когда трудоспособное население за счет взносов в ПФР содержит нетрудоспособное. Зарождение пенсионного обеспечения в каждой стране происходило в соответствии с конкретными условиями и имеет глубокие исторические корни. Несмотря на определенные различия в подходах, методах, а также в организационном оформлении, в основе его формирования есть немало общего, вытекающего из самой сути человеческой природы. Процесс развития цивилизации на нашей планете свидетельствует о том, что такие черты, как сострадание, сопереживание, сочувствие, свойственны каждому народу и проявлялись уже на самых ранних стадиях общественного развития. Постепенно забота о детях, инвалидах и престарелых становится нравственной нормой, показателем здоровья любого цивилизованного общества.

Социальная защита населения - важнейшая функция органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому забота с их стороны о развитии социальных служб на региональном и муниципальном уровнях должна быть каждодневной. Особенно важную роль в этой работе играет в настоящее время совершенствование деятельности органов и учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста как одной из наиболее многочисленных и социально слабо защищенных категорий населения.

Система социального обслуживания граждан пожилого возраста, складывающаяся в последнее десятилетие, играет важную роль в адаптации пожилых людей к происходящим процессам в экономической, политической, духовной сферах жизни общества. Идет становление и повышение статуса и роли социального работника. Накоплен большой опыт деятельности учреждений социального обслуживания пожилых людей.

Пенсия остается главным источником дохода многих пожилых граждан Чеченской Республики: в целом по России 21,1 процента граждан назвали пенсию по старости в качестве основного источника средств существования, что сопоставимо с долей пожилых людей в составе населения страны.

С учетом социально-экономических реальностей (в том числе низкого уровня как абсолютных, так и относительных размеров пенсий) потребовалась постоянная разработка и внедрение комплекса льгот и компенсаций для пожилых людей в целях более полного отражения потребности и интересов их отдельных групп. Главным образом это касается предоставления им дополнительных прав и льгот по пенсионному обеспечению, налогообложению и кредитованию, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию, по получению медицинской, протезно-ортопедической помощи, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и транспортными средствами, а также оплате проезда.

В 2019 году для пенсионеров ввели новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учётом переходного периода, то есть начиная с 51 года для женщин и 56 лет для мужчин. Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам №1, №2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию. Наступление предпенсионного возраста и права на льготы в таких случаях возникает за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности.

Например, водители общественного городского транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 или 20 лет в зависимости от пола) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Это значит, что границы наступления предпенсионного возраста будут установлены для женщин-водителей начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей начиная с 50 лет.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Так, школьный учитель, который выработает необходимый педагогический стаж, начиная с этого же момента будет считаться предпенсионером.

Для тех, у кого пенсионный возраст не поменялся, тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. Например, у многодетных мам с пятью детьми оно возникает, начиная с 45 лет, то есть за 5 лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет). При определении статуса предпенсионера в подобных случаях учитываются два фактора. Во-первых, основание, дающее право на досрочное назначение пенсии – им может быть необходимое количество детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и пр. А, во-вторых, непосредственно возраст назначения пенсии, от которого отсчитывается пятилетний период предоставления льгот.

Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста. Для большинства россиян это 55 или 60 лет в зависимости от пола, а в случае с досрочно выходящими на пенсию людьми – ранее этого возраста. Например, для северян, которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно является 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

Правоотношения в сфере социального обслуживания пожилых людей упорядочили федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Статья 1 Закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» дает определение социального обслуживания этой категории населения:

«Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности».

Данным Законом закрепляются гарантии соблюдения прав граждан этих категории на получение достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

При этом федеральный перечень является базовым и ежегодно пересматривается, не допускается сокращение объема услуг. В статье 16 главы 3 Закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» названы формы социального обслуживания:

1) социальное обслуживание на дому (включая социально - медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативная помощь.

Каждая из форм социального обслуживания предназначена для выполнения различных видов услуг, названных в главе 3 Закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Для реализации всех видов социальных услуг, создаются учреждения и предприятия социального обслуживания, правовой статус которых определен Законом РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Статья 17 главы 3 «Организация социального обслуживания» данного закона носит название «Учреждения и предприятия социального обслуживания», к которым относятся 14 основных видов учреждений.

Положительный результат деятельности администраций и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации - развитие быстрыми темпами сети центров социального обслуживания, служб срочной социальной помощи, а также отделений социальной помощи на дому и других служб по оказанию социальных услуг пожилым гражданам в нестационарных условиях.

Становление и развитие социального обслуживания граждан пожилого возраста проходило в 1992-1997 годы. В этой пятилетие активно создавались центры социального обслуживания, наращивалась их материальная база, накапливался и обобщатся положительный опыт работы всех структурных подразделений, изучалась социально-экономическая эффективность деятельности социальных учреждений по оказанию социальных услуг, совершенствовались областная нормативно - правовая база, формы и методы управления, вырабатывались методики организации социальных услуг, формы работы с трудовыми коллективами.

Развитие социально - бытового обслуживания строится на принципах доступности оказания услуг, их адресности и дифференцированности, позволяет более полно удовлетворять жизненные потребности малообеспеченной категории населения, снижает социальную напряженность в области, является дополнительным источником доходов для центров, так как средства, полученные от предоставления платных, на льготных условиях, услуг, направляются на расширение и развитие материально-технической базы центров и оказание материальной помощи малоимущим.

Одной из форм улучшения социально-бытовых условий одиноких престарелых, организации их медицинского обслуживания, отдыха и досуга является создание для этой категории граждан специальных жилых домов.

Анализ развития социального обслуживания в области в течение последних лет показывает, что все большей популярностью, авторитетом у пожилых людей стали пользоваться социальное и медико-социальное обслуживание на дому, работа служб срочной социальной помощи, оказание адресной материальной, натуральной и бытовой помощи, социально-консультативные виды услуг, отдых в отделениях дневного пребывания, временное или постоянное проживание в домах ветеранов малой вместимости (как правило, на территории своих районов).

Деятельность создающейся системы социального обслуживания пожилых людей соответствует принципам дифференцированности, адресности, доступности, активно влияет на социальную стабильность в городах и районах области, вселяет уверенность у пожилых людей в завтрашнем дне. Система социального обслуживания, имея более мобильный характер реализации услуг, положительно влияет на нравственно-психологическую атмосферу жизнедеятельности граждан пожилого возраста, экономически более дешевая, по сравнению с содержанием в стационарных учреждениях, формируется наравне с новыми производственными отношениями и оперативно реагирует на любые изменения в обществе, активно смягчая отрицательное воздействие дальнейшего снижения жизненного уровня граждан.

Как показывает опыт развития социального обслуживания граждан пожилого возраста в нашей области, роль его в перспективе будет возрастать, приобретая все большее значение в реализации поставленных задач.

 

1.2 Нормативно-правовая база пенсионного обеспечения

В течение почти десяти последних лет в стране действует новое пенсионное законодательство. Оно вызывает неоднозначную оценку, но и сторонники, и критики пенсионной системы в большинстве своем едины во мнении, что прежнее пенсионное законодательство необходимо было менять по многим причинам.

Во-первых, ранее пенсионное законодательство не было кодифицировано, до конца 2001 г. в Российской Федерации действовали одновременно два пенсионных закона, в равной мере дискриминировавших работающих устанавливаемыми ими ограничениями по учитываемой заработной плате при назначении пенсии. Логика этих ограничений понятна - законодатель устанавливал достаточно высокий коэффициент замещения утраченного при выходе на пенсию заработка, однако пенсионная система не имела достаточно источников доходов для выполнения всех возникающих обязательств. И тогда законом устанавливались ограничения, отсекавшие часть обязательств и ограничивавшие пенсионные права, прежде всего, лиц, получавших более высокие заработки, с которых выплачивались более высокие взносы.

В пенсионной системе всегда присутствуют столкновения различных интересов. Понятно, что кто-то заинтересован в том, чтобы в первую очередь происходило повышение минимального размера пенсии с темпом более высоким, чем рост стоимости потребительской корзины, чтобы в перспективе достичь уровня 80% прожиточного минимума пенсионера. Это, как правило, те, кто получает минимальную пенсию. Получатели средних по размеру пенсий считали, что повышение должно происходить с одинаковыми темпами для всех пенсионеров вне зависимости от того, как обстоят дела с минимальными пенсиями и насколько оптимально соотношение между максимальной и минимальной пенсиями. Наконец, получатели высоких зарплат, во многом неучтенных при назначении пенсий, настаивали на том, что дополнительные доходы Пенсионного фонда должны в первую очередь направляться на увеличение дифференциации пенсий, т.е. на повышение пенсий тем пенсионерам, чей заработок не был учтен в полном размере при назначении и перерасчете пенсии. К сожалению, эти различия интересов разных групп пенсионеров на основе старой пенсионной модели преодолеть было невозможно.

Решить проблему недостаточного материального обеспечения пенсионеров можно только путем увеличения доходов пенсионной системы. Это станет возможным только тогда, когда у работающих появится стимул к уплате отчислений в Пенсионный фонд - перспектива заработать пенсию, а пенсионная система станет понятной и привлекательной.

Выделим основные экономические причины преобразования пенсионной системы:

- устойчивая на протяжении десятилетия тенденция к снижению покупательной способности пенсии;

- сужение дифференциации размеров пенсий, обусловленное, с одной стороны, стремлением застрахованных к сокрытию своих доходов от уплаты в пенсионное страхование (т.е. занижение базы начисления страховых взносов), а с другой стороны, сохранением жестких ограничений на предельный размер («потолок») пенсии при необходимости перма<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: