Дидактический материал М. Монтессори




 

Помощь саморазвитию ребенка в возрасте от 3 до 6 лет осуществляется посредством дифференцированной системы материалов по учебным разделам: упражнения в практической жизни, развитие сенсорики, развитие речи, обучение письму и чтению, математика, раздел, посвященный космическому воспитанию (знакомство с окружающим миром, культурой).

В процессе образования детей от 6 до 12 лет и более старших на смену материалам на ранних стадиях обучения, приходят материалы для изучения истории человеческой цивилизации, географии, основ физики, химии и т.д. Материалы упорядочены по степени сложности.

Огромное внимание педагогов привлекают сенсорные материалы М. и работа с ними. Игры, занятия, упражнения с материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки, способствуют математическому развитию и речи.

Вот какой сенсорный материал предлагает Монтессори в своем первом труде «Метод научной педагогики»:

- Дидактический материал, который использовался в упражнениях при зрительно-различительном восприятии размеров. Этот набор состоит из трех деревянных брусков, каждый длиной 55 см, вышиной 6 см и шириной 8 см. В каждом бруске по 10 круглых отверстий.

В первом бруске цилиндры все одинаковой высоты, но разного диаметра. Во втором – равного диаметра, но разной высоты. В третьем – цилиндры различаются и высотой, и диаметром. Различия в размерах составляет 0,5 см. Играя с таким набором, ребенок сам приучается различать предметы по их толщине, высоте и объему. Все цилиндры вынимаются из гнезд, перемешиваются.

Рассматривая цилиндры и гнезда, ребенок должен вернуть каждый цилиндр на свое место, так, чтобы тот без усилий поместился в гнезде.

- Другой набор представляет собой большие бруски постепенно изменяющихся размеров: всего четыре группы брусков.

- Десять четырехгранных призм, из которых самая большая имеет основание 10 см, а основания других убывают на 1 см. Длина каждого бруска 20 см. Ребенок строит лестницу, ступени которой становятся более широкими к вершине. Он может проконтролировать себя, если ошибся, то лестница будет неправильная. Здесь главный признак – толщина.

- Набор состоит из десяти палочек. Палочки четырехгранные. Первая палочка длиной 1м, последняя – 1 дм. Каждая палочка больше другой на 1 дм. Палочки окрашены попеременно, то в красный, то в синий цвета. Их прикладывают одну к другой, образуется прямоугольный треугольник, окрашенный поперечными полосами. Выбирая из расположенных на столе палочек, ребенок следит за уменьшением длины и за чередованием цвета. Если палочки расположены правильно, то четко видна и равномерность убывания лестницы. Этот набор можно использовать и при обучении арифметике, учат считать до десяти, делать сложение. Главный признак – длина.

- Набор состоит из десяти призм основанием 20*5 см и высотой от 1 до 10 см. Призмы покрыты желтым лаком, основание призм белой краской. Когда ребенок по высоте расставляет призмы (белое основание у него всегда сверху), то получается лестница с рядом одинаковых ступенек. Главный признак – высота.

- Набор состоит из десяти деревянных кубов, выкрашенных розовой краской. Ребро наибольшего куба равняется 10 см, у остальных ребро последовательно уменьшается на 1 см до наименьшего куба, ребро которого 1 см. К набору нужен зеленый коврик из клеенки или картона. Игра состоит в том, что ребенок строит башню из кубов. Самый большой куб ставят в основание башни, за ним следующий по величине, и так до самого маленького куба в 1 см. Если башня неправильно построена, и какой-нибудь куб выступает вперед, значит, допущена ошибка. Здесь главный признак – величина: большой - маленький, крупный - мелкий. Дети могут играть с каждым набором в отдельности или со всеми одновременно, тогда они должны сосредоточивать внимание на определенном параметре величины, что весьма полезно.

Дидактический материал для зрительно-различительного восприятия форм – восприятия зрительно-тактильно-мускульного.

- Плоские геометрические вкладки из дерева. Одна из досок сплошная, а вторая имеет прорези в виде геометрических фигур. В них плотно вставляются геометрические формы. Этот материал постоянно совершенствовался М. и в окончательном виде представлял собой: ящик с коллекцией геометрических формочек; шкаф с выдвижными ящиками, в котором рамки с геометрическими вкладками; три серии карточек. Ребенок учится соотносить форму с прорезями, идет путем проб и ошибок, затем быстро определяет нужную ему форму и быстро выполняет действие. Сначала предлагают контрастирующие формы, а затем заменяют их на сходные. В играх и упражнениях зрительные впечатления соединяются с тактильно-мускульным восприятием, ребенок видит и ощупывает форму, затем проделывает то же самое с отверстием.

Этот же принцип – объединение зрительного восприятия и мускульно-тактильного – используется в играх с карточками. Ребенок должен наложить определенную форму на форму, нарисованную на карточке так, чтобы они полностью совпали.

Дидактический материал для зрительно-различительного восприятия цветов: воспитание хроматического чувства. Материал состоит из: а) различно окрашенных тканей гладких, в полоску, в клетку, горошками и т.д.; б) матерчатых «немецких кукол» с волосами из пестрой шерсти; в) шерстяных мячей яркой окраски. Этот материал служит, главным образом, для уроков о цветах. В конечном счете был создан материал, представляющий маленькие продолговатые дощечки, обмотанные цветной шерстью или шелком. Эти дощечки имеют по краям деревянные брусочки. Ребенок берет рукой за деревянные края и, таким образом, не пачкает нежных цветов. На дощечках были нитки восьми цветов, каждый в восьми оттенках: черный (от серого до белого), красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и коричневый.

Упражнения заключаются в следующем. Перед ребенком кладутся дощечки двух цветов. Показав ему один из цветов, его просят найти такой же среди других дощечек, беспорядочно расположенных на столе. Постепенно он составляет столбец из всех цветов. От ярких цветов переходят к оттенкам, учат распознавать их в порядке постепенности. Усложняется задание тем, что смешиваются все восемь оттенков двух родственных цветов (например, синий и фиолетовый, желтый и оранжевый) и предлагается разложить их по порядку.

Упражнения в распознавании звуков направлено на то, чтобы приучить ухо ребенка ко всякого рода шумам так, чтобы оно могло отличить самый легкий шум. Такое воспитание чувства слуха преследует еще и другую цель: оно развивает эстетическое чувство и помогает при выработке практической дисциплины.

Для распознавания оттенков шума используются коробочки, наполненные природным материалом – от песка до гальки. Встряхиванием их производится шум. Использование уроков тишины позволяет воспитывать остроту слуха у детей. Педагог просит детей успокоиться, они замолкают, а взрослый говорит все тише и тише, едва слышным голосом. Детям очень нравится «послушать тишину», и они стараются ничем не нарушать ее.

Мария Монтессори придавала огромное значение воспитанию чувств. Она подчеркивала, что это облегчает естественное развитие личности. Особое значение оно имеет от 0 до 5 - 5,5 лет.

М. считала, что эстетическое и нравственное воспитание тесно связаны с воспитанием чувств. Увеличив количество ощущений, развив способность чувствовать различия в стимулах, тем самым тоньше делается чувствительность человека вообще и увеличивается его наслаждение жизнью. Эстетическая гармония природы, искусства становится понятна и близка человеку.

В России подготовка педагогов-Монтессори осуществляется на разных ступенях педагогического образования. Вводный курс по теоретическим основам и методике работы с Монтессори-материалами читается в Учебно-педагогическом комплексе № 7 «Маросейка». В Московском педагогическом государственном университете на факультете дошкольной педагогики и психологии открыта специализация для студентов по Монтессори-педагогике. В Российском институте повышения квалификации работников образования проходят обучение практические работники. Как отмечают сами педагоги, опыт работы по системе М. невозможно «освоить и внедрить» без переосмысления собственного жизненного и профессионального опыта.

(Т.И.Ерофеева. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М.: Изд.центр «Академия», 1999. – 344 с.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: