Глава1. История развития педагогической мысли в эпоху Средневековья.




Им. В.И. Разумовского»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России)

 

Кафедры педагогики, образовательных технологий и

Профессиональной коммуникации

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Педагогика

Тема: «Развитие педагогической мысли в эпоху Средневековья (Августин Блаженный, Северин Боэций, Фома Аквинский) »

 

 

Выполнила: студентка 3 курса лечебного факультета

Егорова Александра Александровна

 

Проверила:

Савина Светлана Сергеевна

 

 

Саратов 2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..  
Глава1. История развития педагогической мысли в эпоху Средневековья…  
Глава2. Августин Блаженный, Северин Боэций, Фома Аквинский – их вклад в педагогическую науку…………………………………………………………    
Заключение………………………………………………………………………  
Список литературы……………………………………………………………………….  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Средние века — это огромный исторический период, охватывающий более двенадцати столетий.

В рамках Средневековья выделяют обычно три периода: V-X вв. — раннее средневековье, XI-XIII вв. — развитое, или «высокое», Средневековье и XIV-XVI вв.— позднее Средневековье, называемое еще эпохой Возрождения.

Западноевропейскую цивилизацию и ее систему образования трудно понять вне учета византийского влияния. В Европе образование длительное время строилось на основе изучения латинского и греческого языков. Традиции обучения по античным книгам сохранялись на протяжении всего Средневековья и передавались Западу прежде всего через Италию, которая в V в. была провинцией Византийской империи, а в XV в. стала местом эмиграции интеллектуальной элиты Византии. Для Западной Европы, знакомившейся с античностью по результатам раскопок археологов и разрозненным текстам, добытым в глубинах монастырских книгохранилищ, встреча с живыми носителями античного наследия была очень важной.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Среди них выделяются педагоги – философы Августин Блаженный, Северин Боэций, Фома Аквинский

Актуальность данной работы: несмотря на ярко выраженное догматическое обучение и воспитание, школы Средневековья дали начало интеллектуальной жизни и развитию мировой культуры, науки и просвещения, что нашло отражение и в школах XXI века.

Цель исследования — проанализировать педагогическую мысль эпохи Средневековья, в частности выдающихся педагогов – философов того времени, таких как Августин Блаженный, Северин Боэций, Фома Аквинский.

Задачи:

1. Провести анализ литературы по данной теме;

2. Систематизировать изученный материал;

3. Выяснить какой вклад в развитие педагогики внесли Августин Блаженный, Северин Боэций, Фома Аквинский.

Объект: педагогика в период Средневековья.

Предмет: труды Августина Блаженного, Северина Боэция, Фомы Аквинского.

Гипотеза: выяснить повлияли ли труды Августина Блаженного, Северина Боэция, Фомы Аквинского на развитие педагогики.

 

 

Глава1. История развития педагогической мысли в эпоху Средневековья.

В эпоху феодализма главенствующую роль играло сословие светских феодалов-дворян, а в духовной жизни общества господствующее положение занимали религия, церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно богословский характер. Длительное время почти в полной зависимости от церкви находились практика и теория воспитания. Особенно сильной монополия церкви была в V-VIII вв. В основе воспитания и образования лежало религиозно-аскетическое мировоззрение. Человек рассматривался как нечто темное и греховное. Были введены строгие правила воспитания и поведения: посты и другие ограничения, частые и подчас изнурительные молитвы, покаяния, жестокое искупление грехов. По-другому воспитывались сыновья рыцарей - «господа земли и крестьян», у которых вырабатывали военно-физические умения, крепостническую мораль и благочестие, учили вести себя в «высшем обществе». Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. Игра в шахматы рассматривалась как средство воспитания настойчивости и способности правильно ориентироваться. Умение слагать и петь стихи нужно было для того, чтобы блистать в высшем обществе, прославлять военные подвиги и служить «даме сердца». Чтение и письмо не были обязательными для рыцаря, многие представители рыцарского сословия (графы, герцоги) в период раннего средневековья были неграмотны. Религиозные «истины» обычно сообщались детям рыцарей каким-либо «духовным отцом», чаще всего капелланом замка. До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет они направлялись в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену), где выполняли обязанности пажа при жене сюзерена. С 14 лет, с вручением меча, которое совершалось в торжественной обстановке, до 21 года юноша состоял оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием. Он сопровождал сюзерена в походах и на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и т. п.; по достижении 21 года он путем особой церемонии посвящался в рыцари. Младшие сыновья видных феодалов оставались дома, упражняясь в «рыцарских добродетелях» и обучаясь у капеллана замка религии, реже - чтению, письму; некоторые из них направлялись ко двору епископа и готовились к занятию высших церковных должностей. Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов. Пажи и оруженосцы должны были усвоить "основные начала любви, войны и религии". К "началам любви" относились вежливость, доброта, великодушие, знание этикета, благородные манеры и речь, умение слагать стихи, воздержанность в гневе, еде и пр. "Началами войны" назывались воинские профессиональные умения. Ближе к завершению службы оруженосца на первый план ставилось религиозное воспитание. В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечом. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость в турнирах, поединках, пирах и пр. В средневековом эпосе ("Парсифаль", "Тристан и Изольда", "Бедный Генрих" и пр.) мы находим образцы рыцарского воспитания, противостоявшие авторитарной и грубой педагогической традиции ("пичкать юношество наше лишь березовою кашей - значит грубость в нем питать и от чести отвращать"). Рыцарское сословие постепенно приходило в упадок. Ушла традиция рыцарского воспитания, но не бесследно. Так, "кодекс чести", идеи эстетического и физического развития юных рыцарей переступали узкосословную грань и питали идеалы гуманистической педагогики Возрождения.

Развитие схоластики привело к упадку старой церковной школы с преимущественным изучением грамматики и риторики, которые были вытеснены изучением формальной логики и нового латинского языка. В связи с ростом числа схоластических школ начала складываться категория людей, занимавшихся педагогическим трудом. Учителя и ученики постепенно объединялись в корпорации, получившие в дальнейшем статус университета. Схоластика объединила богословие и отдельные науки, ускорила создание первых университетов.

Появление со второй половины XII в. многочисленных сочинений, посвященных вопросам воспитания и образования, свидетельствовало о возникновении тенденции к выделению педагогической проблематики в специальную отрасль знания. Помимо распространения церковных (монастырские, кафедральные) и светских школ (магистратские, цеховые, гильдейские) Средневековье сохранило и такую форму обучения, как ученичество. Ученичество было принято в семьях торговцев и ремесленников.

Постепенное, начиная с XIII в., сведение образования к элементарному обучению в течение двух-трех лет, несмотря на количественный рост школ различного направления, приводило к снижению- общего уровня образованности. Содержание образования становилось все более ограниченным, зубрежка и телесные наказания начали занимать все большее место в школе. Единственными учебными заведениями, сохранившими старые традиции, оставались университеты.

Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI - начале XII в. ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращается в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Именно так, например, возник Парижский университет (1200), который вырос из Сорбонны - богословской школы при Нотр-Даме - и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным образом возникли другие европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Университеты учреждались и светской властью. Основание и права университета подтверждались привилегиями - особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.), освобождали студентов от военной службы и т. д. Сеть университетов довольно быстро расширялась. Если в XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавилось еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Ферраре, Гейдельберге, Кёльне, Вене, Праге, Кракове и других городах). Рост университетского образования отвечал велению времени. Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговле и увеличению доходов. Вот почему города охотно соглашались на открытие университетов. Известно, например, что власти опустошенной войной Флоренции открыли в 1348 г. университет, полагая тем самым поправить дела. Открытие университета обставлялось определенными условиями. В ряде случаев городская община оговаривала известный минимум учащихся. Например, город Виченца (Северная Италия), учредив в 1261 г. университетский курс канонического права, согласился оплачивать труд профессора лишь при наличии у него не менее 20 студентов. Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем ряда университетов. Главным предметом в университетах было богословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из духовного сословия. Ордена францисканцев и доминиканцев контролировали значительную часть кафедр. Церковь держала в университетах своих представителей - канцлеров, которые были в прямом подчинении архиепископов. И тем не менее университеты раннего средневековья по программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию. Важной чертой университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях Сорбонны сидели люди всех возрастов из многих стран. Рядом могли оказаться кардинал и политический изгнанник (например, итальянский поэт Данте). Для организации университета не требовалось больших затрат. Годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками, уроками, нищенствовали, странствовали. К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов (ваганты, голиарды), которые неоднократно перебирались из одного университета в другой. Многие ваганты не отличались нравственностью, нередко становились подлинным бичом для обывателей. Но из них выросло немало подвижников науки и образования. Первые университеты были весьма мобильны. Если в окрестностях начинались чума, война и прочие беды, университет мог сняться с насиженного места и перебраться в другую страну или город. Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Так, в Парижском университете насчитывалось четыре таких землячества: французское, пикардийское, английское и германское, в Болонском - и того больше - семнадцать. Позже (во второй половине XIII в.) в университетах появились факультеты, или колледжи. Ими назывались те или иные учебные подразделения, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) сообща выбирали официального главу университета - ректора. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Нередко, особенно на юге Европы, обязанности ректора выполнял один из студентов. Фактическая власть в университете принадлежала нациям. К концу XV в. положение изменилось. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние. Факультеты присуждали ученые степени, приобретение которых оценивалось в духе средневековой традиции ученичества и рыцарского воспитания. Порой выпускников, подобно рыцарям, венчали громкими титулами типа граф права. В ученой степени магистр нетрудно угадать звание, которое приобретал ученик ремесленника. Профессора и студенты мыслили себя во взаимоотношениях мастера и подмастерья. Когда юноша 13 - 14 лет являлся в университет, ему надлежало записаться у профессора, который был за него в ответе. Студент занимался у профессора от трех до семи лет и в случае успешной учебы получал степень бакалавра, которая вначале рассматривалась лишь как ступень к научной степени. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов, то есть становился своеобразным "подмастерьем". В итоге, подобно ремесленнику, он публично излагал (т.е. показывал) научную штудию, защищая ее перед уже получившими степень членами факультета. После успешной защиты бакалавр получал ученую степень (магистра, доктора, лиценциата). Большинство первых университетов имели несколько факультетов. Содержание обучения в них определялось программой семи свободных искусств. Так, как в средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет. Здесь он изучал "семь свободных искусств" (septem artes liberales), которые состояли из двух циклов- "тривиум" (trivium - "перекресток трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и "квадривиум" (quadrivium - "перекресток четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Только после изучения "философии" предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.. Так, на факультете искусств в основном читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике, которые были переведены в XII в. с арабского и греческого языков. Усиливалась специализация университетов, так Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский - канонического права, Орлеанский - гражданского права, университет в Монпелье (южная Франция) - медицины, университеты Испании - математики и естественных наук, университеты Италии - римского права. От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные (ординарные) и повторительные вечерние. Вот как описывает подобное занятие бывший студент Т. Платтер (1492- 1582). В один и тот же час, в одном и том же помещении профессора диктовали выдержки из сочинений латинских авторов. Студенты записывали эти выдержки, затем переводили и комментировали. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Его помощник - бакалавр - вел дискуссию, т.е. отвечал на вопросы и комментировал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты "о чем угодно" (без жестко оговоренной темы). В этом случае нередко обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов зачастую вели себя весьма свободно, прерывали оратора свистом и криками.

Однако первые средневековые университеты явились закономерной и объективной альтернативой схоластике, которая превращалась в «науку пустых слов». Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь и дали мощный толчок развитию мировой культуры, науки и просвещению.

 

Глава2. Августин Блаженный, Северин Боэций, Фома Аквинский – их вклад в педагогическую науку.

 

Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат, Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas, итал. Tommaso d'Aquino; родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 9 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — итальянский философ и теолог, канонизирован католической церковью как святой, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель Церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.. В трактате «Сумма теологии» он по-новому интерпретировал церковную традицию, пытался подчинить светское знание вере. В качестве основы для своих логических построений доказательства бытия Божия, бессмертности души он использует этику, логику, психологию Аристотеля, строя на этой основе утверждения о незыблемости религиозных догм. Бог рассматривался как конечная цель всякого знания. Вся деятельность Фомы Аквинского была направлена на придание вероучению формы научного знания. Учение Фомы Аквинского, его постулаты представляли собой как бы философию религии, способствовали связям религии и науки, хотя и довольно искусственным.

Труды Фомы Аквинского включают: два обширных трактата в жанре суммы, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»),дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»)

Также его труды включают комментарии на:несколько книг Библии,12 трактатов Аристотеля,«Сентенции» Петра Ломбардского,трактаты Боэция,анонимную «Книгу о причинах»,ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы,несколько трактатов об алхимии,стихотворные тексты для богослужения, например, работа «Этика».

«Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающихся комментариями.

Формирование присущих средневековью педагогических принципов происходит уже в творчестве христианских писателей IV-V вв. Виднейшим из них был богослов и философ Аврелий Августин (354 – 430). Его судьба отражает переломный характер эпохи: начавший карьеру блестящим преподавателем риторики в Карфагене, он умер епископом в осажденном вандалами Гиппоне (Сев. Африка). Августин приходит к христианству уже сложившимся человеком после мучительных исканий, описанных в своей «Исповеди». «Исповедь» содержит воспоминания о годах учебы в школе и о своей преподавательской деятельности, а также важные наблюдения: о психологии раннего детского возраста, о вреде телесных наказаний, о воздействии учебного материала на поведение ученика. Августин выступает за новое содержание образования. В трактате «Об учителе» он критикует риторическое образование, направленное на изучение слов (классическая литература и риторика), и ратует за образование, сосредоточенное на изучение вещей. Систематически образовательная программа Августина была изложена в сочинении «О христианской науке». Он исходит из того, что учится нужно для того, чтобы практически использовать приобретенные знания. К числу полезных наук Августин относит географию, ботанику, минералогию, астрономию, медицину, архитектуру и особенно логику, математику и историю. Но светские знания по Августину призваны играть вспомогательную роль, способствуя углубленному пониманию религии и успеху религиозной деятельности. Как видим, программа Августина – это программа подготовки образованного духовенства. В результате варварских нашествий V-VI вв. исчезли античные школы, и приходит в упадок античная культура. Остатки античной образованности остались только в кругах прежней римской аристократии. Все же достижения античного образования не исчезли бесследно и были перенесены в средневековье.

Значительный вклад в это внес крупнейший мыслитель VI в. Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (480 – 524). Он происходил из знатного римского рода. Будучи последним римским писателем, он свободно ориентировался в античной философии, литературе. Своей главной задачей Боэций считал дать читателям латинского запада возможность самостоятельно изучать греческую философию и науку. Им была разработана серия учебников по предметам квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). (из них дошли лишь два: "Наставления к музыке" и "Наставления к арифметике"). Трактаты отмечены прекрасным знанием предмета, эрудицией во всех областях учености, великолепным латинским языком.Позднее он занимался комментированием классических и позднеантичных авторов — Порфирия, Аристотеля, Цицерона, написал трактаты о силлогизмах и богословские сочинения. Долгое время Боэций составлял центр ученого кружка, в который входили Симмах, папа Иоанн I, Маворций и др. Боэций также перевел ряд сочинений Аристотеля и других мыслителей на латинский язык, а составленные Северином Боэцием учебники логики, арифметики и музыки служили школе в качестве основных вплоть до 13 века.

Таким образом, можно сказать, что Аврелий Августин, Северин Боэций, Фома Аквинский внесли огромный вклад в развитии педагогики как науки, созданные ими труды послужили основой для её дальнейшего развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из выше изложенного можно сделать заключение, что педагогики, как таковой, в средние века еще не было. Педагогические взгляды, как и практика обучения и воспитания, носили религиозный характер, но несмотря на религиозную направленность, средневековое понимание разностороннего развития ребенка практически соответствовало античному представлению о гармонии души и тела. Труд рассматривался не в качестве Божьей кары, а как средство развития личности.

В XIV - XV вв. появились светские учебные заведения - коллегии, которые выступали в качестве связующего звена между начальным и высшим образованием. Они становятся местом учебных занятий, существуя при университетах. Позже коллегии превратились в землячества университетов и колледжи -учебные заведения общего образования. Университеты раннего средневековья по своей программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию. Важной чертой средневековых университетов являлся его национальный и демократичный характер, который выражался в том, что рядом могли оказаться люди всех возрастов и социального положения.

Также подведя итог, можно сказать что, Фома Аквинский, Аврелий Августин и Северин Боэций внесли огромный вклад в развитии педагогики как науки, созданные ими труды послужили основой для её дальнейшего развития. Так к примеру, Северин Боэций создал учебники логики, арифметики и музыки, которые послужили школе в качестве основных вплоть до 13 века.

Труды Аврелия Августина послужили основой для последующего философского, культурного и педагогического развития. Он систематизировал христианскую философию, внес свой вклад в осмысление внутреннего мира человека, его нравственного идеала, проблемы совести, а также высказал важные наблюдения: о психологии раннего детского возраста, о вреде телесных наказаний, о воздействии учебного материала на поведение ученика. Также он выступал за новое содержание образования критиковал риторическое образование широко распространенное в то время, которое было направленно на изучение слов (классическая литература и риторика), и высказал идею,что образование должно быть сосредоточенно на изучение вещей, что учится нужно для того, чтобы практически использовать приобретенные знания.

В философской системе Фомы Аквинского сложился новый подход к образованию и воспитанию, который нашел отражение в трактате "Об учителе" ("De magistre", назван вслед за одноименным сочинением А Августина) он рассмотрел принципиально важный для педагогики вопрос о том, может ли человек учить и быть назван учителем, или же это, в соответствии с утвердившейся христианской доктриной, божественная функция. Основы знания (аксиомы, исходные понятия) присутствуют в сознании изначально Разум движется от этих общих понятий к конкретному знанию, что и составляет процесс обучения. Фома Аквинский выделил две оси формы обучения "через открытие", когда человек самостоятельно познает естественные законы, и "через наставление", то есть помощью посредника, открывающего путь к знанию. В отличие от традиционного в патристике представления о том, что осознание истины происходит через божеств "озарение", Фома Аквинский отводил решающую роль универсальным принципам познания – логическим постулатам, благодаря которым знание может передаваться и развиваться. Вслед за Аврелием Августином особое значение в распространении знания Фома Аквинский отводил языку, так как слова-знаки, по его мнению, имеют непосредственную связь с содержанием понятия Учитель, который призван передать истину, полученную им в результате умственной деятельности и через опыт, а также помочь воспитаннику в овладении методами познания. Фома Аквинский утверждал, что стремление постигнуть вечные законы бытия и созерцание "высшего добра" (Summum bonum) беспредельны, они всегда будут главной нравственной целью человеческого развития все это во многом определило направление западно – европейской педагогики средневековья, содержание и принципы преподавания в формировавшихся образовательных институтах.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2-х тт. М., 2017.

2. Безрогое В.Г., Мошкова Л.В., Огородникова И.И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе//Всемирный историко-педагогический процесс. Концепции, модели, историография. М.,2015.

3. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М., 2016. С. 84.

4. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. Вып. 5,ч. 1-2. М., 2014-2015.

5.Уваров П.Ю. Университет в средневековом городе//Культура и искусство западноевропейского средневековья. М.,2017.

6.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Разд. 2 М., 2017.

7.Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и Нового времени. М., 2016.

8.https://spravochnick.ru/pedagogika/vospitanie_i_shkola_v_epohu_srednevekovya/

9.: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=603769

10.https://ru.wikipedia.org/wiki/Фома_Аквинский

11.https://ru.wikipedia.org/wiki/Аврелий_Августин

12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Боэций

13.https://studme.org/62319/pedagogika/obrazovanie_pedagogicheskaya_mysl_hristianskom_mire_nachale_kontse



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: