вопрос. Система методов научных исследований применяемых в области управления персоналом.




Методологический анализ научного процесса позволяет выделить три типа методов исследования. Во-первых, существуют методы, присущие человеческому познанию в целом, на базе которых строится их как научное, так и обыденное знание. Их с некоторой долей условности можно назвать общелогическими методами. Во-вторых, существуют методы, характерные только для научного познания и использующиеся любой наукой (общенаучные методы исследования). В-третьих, существуют особые методы, характерные только для научного познания и использующиеся конкретной наукой (частнонаучные методы исследования). В данном вопросе мы кратко рассмотрим первые две группы методов, иллюстрируя их примерами из экономики.

Общелогические методы

К общелогическим методам познания относятся такие методы, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ - это мысленное или реальное расчленение целостного предмета или объекта на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Аналитические методы настолько сильно распространены в науке, что термином «анализ» часто называют любые исследования, проводимые как естественных, так и в общественных науках (количественный и качественный анализ в экономике, динамический анализ физики и т.д.). Элементы анализа являются составной частью любого научного исследования и предстают в виде его первой стадии, когда учёные переходят от линейного описания изучаемого объекта к выявление его структуры, свойства и признаков вместе с тем анализ присутствует и других этих научных исследованиях выступая в единстве с другими методами.

Специальные литературе понятие «экономический анализ » чаще всего является синонимом понятия «анализ хозяйственной деятельности предприятия». экономический анализ здесь трактуется в узком смысле как исследования финансово-экономического состояния и текущей хозяйственной деятельности предприятия. В методологическом плане экономический анализ использует систему методов, позволяющую рассчитывать количественные показатели экономической деятельности предприятия, а также влияние отдельных факторов на динамику этих показателей.

Поэтому экономический анализ можно рассматривать как исследование процессов производства, потребление, распределение и обмена, как анализ экономической деятельности всех субъектов хозяйствования.

Синтез - это мысленное или реальное соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета или объекта в единое целое. Иначе говоря, синтез - эта процедура, обратный анализу. В современной науке термин «синтез» применяется также в некоторых специальных значениях. Например, под синтезом иногда понимают процесс получения издание доказанных утверждений того, что должно быть доказано (в противоположность анализу как процесс рассуждения от доказываемого к уже доказанному)

Понятие «синтез» может трактоваться не только как метод изучения объекта, процесса или явления, ну и как объединение научных направлений, что чрезвычайно актуальной для современных исследований. Причём для современного этапа развития науки характерны не только процессы синтеза внутри отдельных научных направлений, но и между разными направлениями. Речь идет о так называемом «междисциплинарном синтезе», когда наблюдается интеграция научного знания, образуйте синтетические направления научных исследований (биофизика, физическая химия, эконометрика и т.д.).

Абстрагирование - это особый прием, который заключается в отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого объекта или явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений, Результатом чего является образование абстрактных понятий. Абстрактные понятия имеют огромное значение в науке, они позволяют изучить объект на уровне его внутренних существенных свойств и отношений. Вид абстрагирования, при котором мысленно вносятся определенные изменения в изучаемый объект в соответствии с целями научного исследования, называется идеализаций. При идеализации мысленно конструируется объекты, процессы или явления, который не существует в действительности, ну для которых имеется прообразы в реальном мире. Например, в физике существуют такие понятия, как «материальная точка» - объект, лишенный размеров, или «абсолютно черное тело» - объект, который только поглощает и не пропускает энергию. Идеализация позволяет формулировать законы, строить абстрактные схемы реальных процессов, она часто используется в моделировании.

Обобщение - это такой приём мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как период от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению. Принято различать два вида общего. Первый - это абстрактно-общее как результат установления внешнего сходства, простой одинаковости у ряда единичных явлений, предметов. Второй - это конкретно-общее как результат установления внутренней, существенной, повторяющиеся у группы сходных явлений основы, т.е. это закон существования и развития единичных явлений в составе целого.

Индукция – это процесс выведения общего положения из ряда частных утверждений,, из единичных фактов. В Большой советской энциклопедии индукция трактуется как «вид обобщений, связанных с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных прошлого опыта» [5]. Поэтому часто метод индукции связывают с эмпирическими обобщениями или законами. Основанием применения индуктивного метода в практике научного исследования служит познавательная необходимость общего взгляда на группы однородных фактов, что позволяет объяснять и предсказывать явления природы и общественной жизни. Индукция способствует расшифровке «скрытого смысла» наблюдаемых явлений, она как бы «наводит» человеческую мысль на открытие общих закономерностей.

Дедукция - это процесс рассуждения, противоположный индукции, идущий от общего к частному или менее общему. В более специфическом смысле термин «дедукция» обозначает процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных положений или посылок к их следствиям (заключениям).

Аналогия - это такой метод познания, при котором на основе средства объектов в одних признаках делается вывод и об их сходстве в других признаках. Другими словами, аналогия означает соответствие, подобие или равенство в неизвестных отношениях одного объекта другим объектом. Аналогия с тем, что уже известно, позволяет понять то, что неизвестно. Аналогия с тем, что является относительно простым, помогает понять то, что является более сложным. Аналогия можно рассматривать как попытку продолжить «сходство неисходного», причём продолжить его в новом, неизвестном направлении. При этом аналогия не даёт достоверного знания: если посылки рассуждение по аналогии истины, то это еще не означает, что и его заключение будет истинным. Следует отметить, что аналогию, дающую высоковероятное знание, принято называть строгой. Именно строгая аналогия характерна для научных исследований.

Частным случаем аналоги является экстраполяция, под которой понимается распространение (перенос) положений или выводов, сделанных относительно какой-либо части объектов или явлений, на всю совокупность данных объектов или явлений. Данный метод успешно применяется в экономических исследованиях как важнейшие средства диагностики и прогнозирования.

Общенаучные методы

Как уже было сказано, кроме общелогических методов познания существует вторая группа методов – это общенаучные методы познпния. Эти методы можно разделить на две основные группы: методы эмпирического исследования и методы теоретического исследования. Отличие их заключается в том, что эмпирические методы связанные с теми приемами, который являются содержанием практики или непосредственным её результатом. Содержание жить еретических методов связано с преобладанием мыслительной деятельности, т.е. с осмыслением эмпирического материала и его переработкой. Если на эмпирическом уровне познания наблюдаются явления, собираются и общаются факты, то на теоретическом уровне раскрывается внутренняя структура и закономерности развития этих явлений, экзема действия и обусловленность.

К общенаучным методам эмпирического исследования относятся: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Наблюдение - это целенаправленное изучение предметов и явлений, в ходе которого исследователь получает знания о внешних сторонах, в свойствах и отношениях объекта. К структурным компонентам наблюдения относятся: сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения и средства наблюдения - установки, приборы, измерительные инструменты. Наблюдение является не пассивной, а активной (целенаправленной, избирательной, теоретически обусловленной) деятельностью.

Существуют следующие особенности научного наблюдения:

· Наблюдение опирается на развитую теорию или отдельные концептуальные положения;

· Наблюдение направлено на решение определенной теоретической или практическая задача на постановку новых проблем и задач, на выдвижение новых или проверку существующих гипотез;

· Наблюдение имеет планомерный и организованный характер;

· Наблюдение является систематичным процессом, исключающим или сводящиеся к минимуму ошибки случайного происхождения;

· Наблюдение может использовать специальные средства - микроскопы, телескопы и т.п., тем самым существенно расширяет области и возможности наблюдения.

Одно из важных условий научного наблюдения состоит в том, что собранные данные не носят субъективный характер, и при тех же условиях могут быть получены и другим исследователем.

В качестве примеров экономического наблюдения можно провести перепись населения, регистрацию цен на товары и услуги, различные обследование занят занятости, уровни жизни, предпринимательской и инновационной активности и т.д.

Одной из форм экономического наблюдения является экономический мониторинг, под которым понимается специально организованная и постоянно действующая система сбора и анализа социально-экономической информации, необходимая для оценки (диагностики) состояние и тенденции развития экономики на микро- и макроуровне.

Описание - это метод, связанные закрепления и передачи результатов наблюдения с помощью определённого знаковых средств (естественного и искусственного языка). С помощью описания исходная информация переводится на язык знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимай тем самым форму, удобная для дальнейшей обработки. Описание подразделяются на качественное и количественное. В последнем случае описание осуществляется с применением языка математики и предполагает проведение различных измерительных процедур.

Экономическое описание, так же как и описание в других науках, является продолжением экономического наблюдения. Если при наблюдении собирается первичная информация о хозяйственных процессах объектах, для того чтобы её описать, необходимо эту информацию обработать, привести к виду, удобному для анализа. На языке статистики это называется сводка и группировка данных.

Измерение - это процесс определения отношения одной измеряемой величины, характеризующие изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Введение метода измерения в естествознание открывает путь к его математизация, превращение естественных наук в точные науки.

Измерение относятся к количественным методам, в основе которых лежат количественные отношения, позволяющие установить числовые соотношения между свойствами объектов. Измерение можно также определить как деятельность, направленные на применение измерительной техники. При этом сама техника (измерительные приборы, установки и т.д.) создана на основе тех или иных эмпирических и теоретических концепций, что позволяет уйти от субъективизма, присутствующего при обыденном наблюдении, существенно повысить точность результатов.

Эксперимент - это активный целенаправленный метод изучения явление и точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем.

· Эксперимент имеет перед наблюдением ряд преимуществ:

· В ходе эксперимента изучаемое явление может не только наблюдаться, но и воспроизводиться по желанию исследователя;

· в условиях эксперимента возможно обнаружение таких свойств явлений, которые нельзя наблюдать в естественных условиях;

· Эксперимент позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстоятельств путем варьирования условий, и изучать явления в «чистом виде»;

· В условиях эксперимента резко возрастает роль и расширяется арсенал используемых приборов, инструментов, установок.

Особенностью эксперимента является то, что он принадлежит как познавательной, так и практической деятельности человека. Если целью эксперимента является приращение знания, то в этом случае он относится к познавательной деятельности (поисковый эксперимент). Если эксперимент ставит целью подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся знания (проверочный или контрольный эксперимент), то он тогда представляет собой форму практики. Особым видом эксперимента является мысленный эксперимент, которые чаще всего относят к теоретическим, а не к эмпирическим методам исследования.

С помощью эмпирических методов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) идёт сбор научных фактов. Слово «факт» имеет несколько смыслов. Во-первых, под фактом понимается определенный фрагмент объективной реальности в противоположность взглядам, представлениям. Во-вторых, факты на уровне обыденного сознания трактуется как беспристрастное описание того, что есть, т.е. то, Что происходит в реальности.

К общественным методам теоретического исследования относятся: идеализация, моделирование, формализация, ___ метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы исследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: