История России
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:
• складывание российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите;
• формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
• формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
• воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
• определять несколько путей достижения поставленной цели;
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
• искать и находить обобщённые способы решения задач;
• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
• развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.
Предметные результаты изучения истории подразумевают, что обучающиеся на базовом уровне научатся:
• рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
• определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
• представлять культурное наследие России и других стран;
• работать с историческими документами;
• сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
• критически анализировать информацию из различных источников;
• соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
• использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
• использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
• составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
• работать с хронологическими таблицами, картами и схемами, читать легенду исторической карты;
• владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
• демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
• оценивать роль личности в отечественной истории ХХ в;
• ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ в. и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Кроме того, ученики на углублённом уровне научатся:
• владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
• характеризовать особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;
• определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;
• определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);
• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
• находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции
• исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени.
• презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;
• раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать своё отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
• соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории ХХ в.;
• с опорой на факты, приведённые в учебной и научно-популярной литературе, обосновывать собственную точку зрения на основные события истории России новейшего времени.
• применять приёмы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, её систематизации и представления в различных знаковых системах;
• на основе комплексного использования энциклопедий, справочников изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев;
• объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;
• на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок, самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам;
• объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;
• давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ.
Содержание учебного предмета
Россия в Первой мировой войне
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъёма к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве.
Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества.